Темы круглых столов и семинаров.
методическая разработка

Светлова Светлана Ивановна

Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему: «От творчества к исследованию»

Подготовила преподаватель Вяземской ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Светлова С.И. (Вязьма, 19.11.2021г.)

Тема «Круглого стола» на основе анализа работ авторов современных методик в области педагогики и детской психологии»

«Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню.

Я делаю, и я понимаю»                                                

 Конфуций

Цель: актуализация творческого, креативного развития        педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности.

Задачи:

  • актуализировать представления педагогов о креативности, интеллектуальной активности, творческих видах деятельности;
  • совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность  мышления,
  • исследование развития творческого потенциала и креативности педагога дополнительного образования;

План работы:

  1. Исследование креативности.
  2. Осознание творческих подходов в профессиональной деятельности педагога.
  3. Рассмотрение взаимосвязи креативности, творчества и инновационной деятельности.
  4. Креативность как важнейшая характеристика педагога дополнительного образования».
  5. Тренинговые упражнения.
  6. Заключение.
  7. Список литературы.

Возрастание разнообразия и сложности процессов, возникающих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, их творческого мышления и способности к нестандартному разрешению проблем.

Несмотря на многие дискуссионные проблемы, наука (генетика, физиология, психология, социология) и реальная практика обучения многократно доказали не только наличие индивидуальных различий в успешности обучения, но и различие творческих возможностей детей, составляющее их личный творческий потенциал. Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна — от умственной отсталости до высокого таланта в узкой сфере и общей одаренности.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий, психологии творческого учителя.

Вместе с тем до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.

Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, определяющих IQ. Можно сказать, сегодня пристальный интерес исследователей сместился от типа ученого, осмотрительного, точного и критически мыслящего, к личности изобретателя, нестандартного, оригинального и остроумного, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается также и основой научных достижений.

        Всякий, кто сталкивается с творческими людьми, видит, как они увлечены своей работой. Одной из главных составляющих в структуре инновационной деятельности является креативность. Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Педагоги должны проявлять такие креативные качества, как гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, фантазию.

Данный сборник методических материалов предназначен методистам и педагогам дополнительного образования. Он содержит информацию, которая поможет развить творческий интеллект, способности, мышление, находить нестандартные решения поставленных задач, развивать в себе творчество и креативность.

Креативность – (англ. create – создавать, creative – созидательный, творческий) – творческие способности, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

Креативная личность интуитивно чувствует, что нужно для создания новой идеи, решения трудной задачи: добавить одну деталь или перевернуть все вверх ногами, придумать принципиально новое или разобрать и сложить по-другому нечто уже привычное, действовать вопреки сложившимся стереотипам или просто найти способ взглянуть на статические системы динамически…

Креативность – это создание это создание нового из того, что уже есть.

– это решение проблем совершенно новым неординарным способом.

– это отказ от стереотипного мышления.

– это гибкость и оригинальность.

– это предрасположенность к анализу и синтезу.

– это способность интуитивно почувствовать правильное направление мысли.

–        это умение        генерировать        большое количество идей.

Ведь креатив – не просто творчество, а способность к новому необычному видению проблемы или ситуации.

Преимущества креативности:

креативность помогает решать сложившиеся проблемы,  ведь именно хорошая идея способна помочь найти выход из тупиковой ситуации;

креативное мышление подталкивает личность находить самые необычные пути развития;

креативность делает жизнь бесконечно разнообразной; креативность позволяет реализовать творческий замысел; креативность помогает найти пути для самореализации.

Изучение креативности за рубежом ведется в основном в двух направлениях. Одно связано с вопросом о том, зависит ли креативность от интеллекта, и ориентируется на измерение познавательных процессов в связи с креативностью.

Другое направление занимается выяснением того, является ли личность с ее психологическими особенностями существенным аспектом креативности, и характеризуется вниманием к личностным и мотивационным чертам.

Дж. Гилфорд и его сотрудники начиная с 1954 г. выделили

16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них такие:

  1. беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени);
  2. гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую);
  3. оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов);
  4. любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире);
  5. способность к разработке гипотезы, иррелевантность (логическая независимость реакции от стимула);
  6. фантастичность (полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией).

Однако очень высокий уровень интеллектуальности часто сопровождается снижением креативности, что скорее всего объясняется специфической направленностью личности — на обучение, на узнавание новой информации, ее усвоение, систематизацию, анализ, критическую оценку. Такая направленность на критику и логику в суждениях, как считают многие, может препятствовать генерации новых идей.

Однако не все психологи признают креативность особым качеством, одной из разновидностей общих способностей. Зависимость оценок креативности от окружающей среды позволяет, воздействуя на последнюю, формировать креативность, развивать ее. От каких показателей окружающей среды в первую очередь можно ждать развивающего действия? Как показывают исследования, окружающая среда должна отличаться богатством информации и большой свободой, вольной атмосферой. Так, Ф. Хеддон и Г. Литтон обнаружили более высокие оценки креативности у учащихся школ, отличающихся неформальной атмосферой и организацией обучения по сравнению с более формальными школами.

При выполнении своей профессиональной деятельности педагог приходит к осознанию необходимости ее улучшения.

Этого можно достичь двумя путями: просто усовершенствовать свой подход к выполнению деятельности, добавив определенные детали, или полностью отказаться от прежней позиции. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному. Различия в освоении инновационной деятельности определяются в том числе и уровнем креативности личности.

Подводя итог рассмотрению взаимосвязи креативности, творчества и инновационной деятельности, следует подчеркнуть, что творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности, определяющим ее готовность и способность к обозначенному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов творческого процесса. В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом.

Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит ее важной характеристикой становится креативность как интегральное качество педагога-новатора.

Одной из главных составляющих в структуре инновационной деятельности является креативность. Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Педагоги должны проявлять такие креативные качества, как гибкость мышления, изобретательность, наблюдательность, фантазию. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания, поэтому предметом исследования данной работы является определение взаимосвязи креативности и инновационной деятельности.

Исследование развития творческого потенциала и креативности педагога дополнительного образования

В настоящее время одной из важнейших и актуальных проблем в теории и практике современной системы дополнительного образования детей является исследование развития творческого потенциала и креативности педагога дополнительного образования. Значимость исследования, в первую очередь, обусловлена ролью педагогического творчества в организации деятельности педагога дополнительного образования в современной гуманистической парадигме, потому что педагогическое творчество представляет собой наиболее существенную характеристику педагогического труда. Следовательно, необходима постоянная работа по развитию творческого потенциала и креативности, которая поможет педагогам не только ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но и будет способствовать повышению уровня профессионализма.

Уровень качества дополнительного образования определяют три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). Конечно же, первенствующая роль отводится педагогу, профессионалу высочайшего уровня и творческой личности с развитыми коммуникативными качествами.

Под инновационной деятельностью принято понимать деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, созидания качественно иной педагогической практики.

То есть, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и учащегося.

В социокультурном взаимодействии креативность выступает как необходимая составляющая и определяет эффективность деятельности: чем выше уровень креативности личности, тем эффективнее будет ее созидательный труд. Находясь в относительно одинаковых условиях, педагоги могут входить в инновационную деятельность по-разному и прежде всего различия в освоении инновационной деятельности определяются, в том числе и уровнем креативности личности.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

  1. Творческий потенциал тем выше, чем сложнее социально и лично-значимые проблемы и творческие задачи, которые способен решать педагог.
  2. При создании условий для развития творческого потенциала педагога необходимо учитывать и негативные факторы ситуативного и личностного характера.
  3. Творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит, ее важной характеристикой становится креативность, как интегральное качество педагога-новатора.

Десять заповедей творческой личности

Доктор социальной психологии, основатель и президент Интернационального общества за мир через культуру имени Н.К. Рериха, профессор П. Вайнцвайг формулирует 10 заповедей творческой личности:

  1. Будь хозяином своей судьбы.
  2. Достигни успеха в том, что ты любишь.
  3. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.
  4. Строй свои отношения с людьми на доверии.
  5. Развивай свои творческие способности.
  6. Культивируй в себе смелость.
  7. Заботься о своем здоровье.
  8. Не теряй веру в себя.
  9. Старайся мыслить позитивно.
  10. Сочетай материальное благополучие с духовным удовольствием.

Соблюдение этих простых и одновременно емких правил позволит нам самим стать творческими личностями, а главное – воспитать творческую личность в наших детях.

Подводя итог рассмотрению взаимосвязи креативности, творчества и инновационной деятельности, следует подчеркнуть, что творчество представляет собой процесс создания новых материальных и духовных ценностей, тогда как креативность является внутренним потенциалом личности, определяющим ее готовность и способность к обозначенному процессу. При этом невозможно однозначно определить значение и эффект результатов творческого процесса. В инновационной деятельности, сущностью которой становится создание и освоение педагогических новшеств, важной характеристикой нововведений является их положительное влияние на учебно-воспитательный процесс и систему образования в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что творческая деятельность педагога не обязательно является инновационной, в то время как инновационная деятельность всегда предполагает творчество, а значит ее важной характеристикой становится креативность как интегральное качество педагога-новатора. Следовательно, необходима постоянная работа по развитию творческого потенциала и  креативности, которая поможет педагогам не только ориентироваться в огромном объеме современных инновационных технологий, методик, программ, но и будет способствовать повышению уровня профессионализма.

«Креативность как важнейшая характеристика педагога дополнительного образования»

Джой Пол Гилфорд (американский психолог) сказал: различие между креативными людьми и всеми остальными, заключается в том, что креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный   ответ из всех возможных.

Создание эмоционального настроя.

Креативность является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания.

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В.О.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

Приведу небольшую историю, герой которой обладает ярко выраженной способностью к творчеству (Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ Хэрриган написал:

«Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, – пришли солдаты и перерыли весь наш сад. – «Теперь посади картошку», - ответил Хэрриган).

Тренинговые упражнения

  1. За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

  2. Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить такую арку, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Продемонстрировать как можно больше способов.
  3. Напишите рассказ о синем предмете (1 группа). Напишите рассказ о пустом стакане (2 группа)
  4. Ведущий: «Сейчас я начну предстоящую нам работу, брошу кому-то мяч и назову при этом любой предмет. Тот, кому достанется мяч, должен будет назвать три нестандартных способа использования этого предмета.
  5. Тест «Три слова» для оценки оригинальности , творческого воображения, логического мышления.
  6. Предложите ребенку три слова и попросите его как можно скорее написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили остальные слова, а вместе они бы составили связный рассказ.

Заключение

Креативность выступает, как способность ставить задачи и находить неординарное решение к этой проблеме, являясь основанием для развития культуры инновационного мышления. Можно отметить, что креативность является значимым аспектом в жизни человека. Наличие такой способности у человека делает его жизнь лучше и интереснее. На протяжении всей жизни это поможет в решение повседневных задач. Тем самым данная проблема занимает не маловажное значение в воспитании детей, образовании и личностном росте человека и общества.

Креативность не является уникальным психологическим качеством, в той или иной степени она свойственна каждому человеку. Но для более продуктивного взаимодействия с окружающими её необходимо активизировать и тренировать.

Список литературы:

  1. Акимова И. Е., Анисимова Т. С. Проектирование креативной образовательной среды школы как основы формирования ученика новой культуры // Концепт. – 2015. – № S7. – С. 11–15.
  2. Анисимова Т. С., Назарова Н. В. Условия, механизмы и ресурсы креативной активности педагога// Концепт. – 2015. – № S7. – С. 56–60.
  3. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С. - Новосибирск: Наука, 1991. – 228c
  4. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества./ Антонов А.В. - Киев: Вища школа, 1978.- 174c
  5. Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей./ Барышникова Е.Л - М., 2000. – 340c
  6. Березина В.Г. Детство творческой личности./ Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. - СПб. : издательство Буковского, 1994. - 60стр.
  7. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать./ Белова Е.С. - М.: Флинта, 1998. - 144 с.
  8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте./
  9. Годфруа Ж. Психология, / Годфруа Ж - изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992. - стр. 435- 442.
  10. Годфруа Ж. Что такое психология./ Годфруа Ж - В 2-х т.- М.: Мир, 1992.- 500c
  11. 11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций./ Гиппенрейтер Ю.Б. - М.: ЧеРо, 1999. - 336 с.
  12. Дорфман Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В - Вопросы психологии. - 1999. - №2.


Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему:

«Предмет «Современная музыка» в ДМШ и ДШИ –

проблемы, анализ, решения». 8.10.2019г.

Подготовили преподаватели: Светлова С.И., Звонкова Т.В.

Цель: 

Обобщить педагогический опыт преподавания предмета «Современная музыка» преподавателей Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского Светловой С.И., Звонковой Т.В. в свете новых требований к образовательному процессу.

Задачи: 

  • Анализ авторских программ «Современная музыка», предоставленных интернет ресурсами.
  • Анализ авторские программы предмета «Современная музыка» преподавателей Светловой С.И., Звонковой Т.В.
  • Выявить подобие и различие всех авторских программ предмета «Современная музыка», отметить их положительные стороны
  • Подбор ресурсов (аудио-, видео-, литературы) для обеспечения ведения  уроков.

План сообщения:

  1. Анализ авторских программ предмета «Современная музыка»

(Кабиловой С. Ф. ДШИ г. Кагалым, Стригина Е.В.,Мелентьева Т.Д., Чеховская Е.Н. г.  Новосибирска), преподавателей Вяземской ДШИ Светловой С.И., Звонковой Т.В.

  1. Цели и задачи предмета
  2. Срок реализации предмета, его тематическое наполнение
  3. Подбор ресурсов (аудио-, видео-)
  4. Использование  литературы.
  5. Выводы: актуальность предмета.

Цель дисциплины «современная музыка» в ДМШ: воспитание в учащихся сочетанию желания «слушать» и умения «слышать» музыку ХХ века.

Задачи курса:

  • познакомить учащихся с музыкальными произведениями различных стилей и жанров музыки ХХ века;
  • подготовить учащихся к будущей «слушательской деятельности».

В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:

  • определенный объѐм музыкальных произведений,
  • основные сведения о крупнейших композиторах ХХ века.

Учащийся должен уметь:

  • иметь обоснованную оценочную позицию в современных явлениях музыки.

Обновление содержания музыкального образования – одна из насущных проблем современной музыкальной педагогики. Музыка играет в жизни современного человека, без преувеличения, колоссальную роль. Современная музыкальная культура пестрит многообразием видов и жанров, так же разнятся предпочтения сегодняшнего любителя музыки. ХХI век являет не только изменение психологии восприятия музыки, но и показывает кардинальную перестановку в приоритетах музыкальных жанров. В культурном пространстве сегодняшнего российского общества опус-музыка ХХ века занимает весьма незначительное место.

Одна из актуальных задач современной музыкальной педагогики – преодоление стереотипов во вкусовых пристрастиях учителей. Современную музыку мало играют и изучают, срабатывает инертность музыкального сознания. Преподаватель музыки должен целенаправленно изучать и преподавать новый, нетрадиционный музыкальный материал, от импрессионизма до авангарда и рок-музыки.

«Массовое музыкальное производство» все больше обрушивается на современное юное поколение. Искусство все более подчиняется законам рынка, где создание художественных произведений направлено на усредненный вкус. Задача современного педагога – воспитать музыканта, способного отличить в потоке музыки, которая обрушивается на него ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдо-искусства. Этому надо учить уже в начальном, школьном звене музыкального образования. «Приучать» к восприятию современной музыки надо еще в музыкальной школе. Так, при разработке программы по курсу музыкальной литературы в ДМШ уделено место и музыке ХХ века.

Восприятие музыки ХХ века – это сложный познавательный акт, требующий специальных знаний и навыков. Следовательно, основная задача преподавателя музыкальной литературы заключается в том, чтобы не просто познакомить учащихся с современными музыкальными произведениями, но научить понимать, любить и в меру сил оценивать их, то есть подготовить к будущей «слушательской деятельности».

Содержание курса

  Начало обучения направлено на обзор современных стилей классической музыки 20 века. Материал построен в плане характеристики музыкальных стилей 20 века, таких как импрессионизм, экспрессионизм, неоромантизм, неоклассицизм, алеаторика, сонорика, пуантилизм.

Отбор музыкального материала, его объем и степень сложности сориентированы, прежде всего, на особенности восприятия и уровень знаний учащихся. Включение в программу уже известных популярных исполнителей облегчает понимание и усвоение наиболее сложных тем, связанных с характеристикой стилей, музыкальным анализом.

Мир современной музыки богат и сложен. Он требует дифференцированного отношения к различным стилистическим явлениям, не терпит единых мерок и категорий. Эти обстоятельства ставят перед педагогом трудные задачи.

В результате преимущественной ориентации молодежи на популярную музыку и заметного снижения интереса к музыкальной классике, в представлении молодых людей возник дисбаланс в соотношении художественных музыкальных ценностей. Это привело к преувеличению роли массовой популярной музыки и недооценке классического наследия. В сложившейся ситуации обоснование фундаментальной роли музыкальной классики, давшей человечеству художественные ценности непреходящего значения, возможно только на основе объективного сравнительного анализа различных музыкальных  направлений и стилей XX века.

Первый год обучения:

  1. Музыкальное искусство XX века. Рассматриваются исторические события, повлиявшие на возникновение различных художественных стилей.
  2. Импрессионизм. История возникновения, представители. Характерные особенности живописи и музыки импрессионизма.
  3. Экспрессионизм. История возникновения, представители. Характерные особенности живописи и музыки экспрессионизма.
  4. Неоклассицизм. История возникновения, представители. Отличие от классицизма 18 -19 века. Современность стиля. Особенности.
  5. Неоромантизм. История возникновения, представители. Отличие от романтизма 19 века. Современность стиля. Особенности.
  6. Джаз – появление, разновидности, представители. Показать истоки развития, слияние многих культур и, в конечном итоге – неповторимость и самобытность. Познакомить с новыми понятиями – «диксиленд», «биг-бенд», «блюз» и т.д. Традиционный джаз. Стили и их развитие. Характерные особенности традиционного джаза. Его представители. Кризис жанра.
  7. Современный джаз. Джаз оказывал и продолжает оказывать влияние на всю современную музыку. «Рок», «фанк» и «соул», эстрадная музыка, музыка кино и телевидения, значительная часть симфонической и камерной музыки заимствовали многие элементы джаза. Без преувеличения можно сказать, что именно на фундаменте джаза выросло здание современной поп – музыки. Стили современного джаза, их особенности. Связь джазовой музыки с классическим искусством. Симфоджаз.
  8. Обобщение – контрольные уроки. Используются в конце каждой четверти.
  9. Обобщение – повторение и закрепление материала. Могут использоваться викторины, тесты, просмотр фильмов, слушание музыки.

Второй год обучения направлен на изучение рок-музыки, оценивание его с духовно-нравственных позиций.

Второй год обучения:

  1. История и социальные причины возникновения рок-музыки. Рок-н-ролл, как сплав «белой» и «чёрной» музыки. Пионеры рок-н-ролла.
  2. Британский рок. Классика рока - «Битлз». Творческий портрет, история успеха, влияние на развитие рок-музыки. Влияние музыки трэд и скиффл на формирование британского рока.
  3.  Стили рок-музыки. Фолк-рок. Б.Дилан, его влияние на творчество «Битлз». Влияние Б.Дилана на молодёжь.  Представители американского фолк-рока: «Бёрдз», «Мамас энд Папас», «Лавин Спунфул», дуэт Пола Саймона и Арта Гарфанкела. Связка «Beattles» - Дилан – движущая сила рока 60-х годов.
  4. Стили рок-музыки. Кризис рок-сцены - панк-рок. Представители панк-рока «Клэш».
  5. Стили рок-музыки.  Рок «новой волны». Хард-рок. Хард-рок – соединение разнокультовых пластов «встык». Исполнители хард-рока: «Дип пёпл» (элементы классической музыки), «Блэк саббат».
  6. Стили рок-музыки. Хеви-метал. Трэш-метал.
  7. Русский рок. История появления, особенности. Отличие от западного рока. Русский рок опирался на поэзию Вознесенского, Евтушенко, Высоцкого, Галича (барды), а также на западную рок поэзию.Стили русского рока, представители.
  8. Связь рок-музыки с классическим музыкальным искусством. Жанр рок-опера. Взаимопроникновение  музыки в стиле рок и классической  музыки.
  9. Представление  творчества рок-групп и рок-исполнителей. Данный урок должен быть построен по методике «Представление любимой рок-группы». Учащимся предлагается представить свою любимую рок-группу или рок-исполнителя. При этом необходимо объяснить, почему они отдают им предпочтение.

Требования  к уровню подготовки выпускника

  • Овладеть  навыками осознанного восприятия  музыкального материала, навыками анализа незнакомого произведения.
  • Знаниями о различных видах искусства, об особенностях различных жанров и форм русской и зарубежной музыки, некоторых чертах стиля выдающихся композиторов.  
  • Уметь осознанно и эмоционально воспринимать музыку, используя комплекс полученных знаний, слышать и понимать выразительность отдельных элементов музыкальной речи, запоминать и узнавать на слух, грамотно излагать впечатления и мысли о музыке, рассказывать о пройденных произведениях, их содержании, композиции, выразительных средствах, пользуясь при этом необходимой музыкальной терминологией, быть активным слушателем и пропагандистом музыки.

В конце обучения по данной программе школьник-подросток проявляет:

  • устойчивый интерес к истории появления и развития современной музыки и музыкальной культуры в целом.
  • эмоционально- нравственный отклик на музыкальное произведение.
  • способность к восприятию произведений искусства, умение на слух определять особенности стилей современной музыки.
  • самостоятельные взгляды, позиции, суждения о современной музыке и об искусстве в целом.
  • эстетический и музыкальный вкус, а также умение оценивать образцы рок-музыки с духовно-нравственных позиций.
  • теоретические знания и практические навыки, позволяющие учащимся ориентироваться в стилях современной музыки.
  • навыки рецензирования музыкального материала.

Выводы:

Образовательная программа по предмету "Современная музыка" предназначенная для учащихся ДМШ и ДШИ, направлена на всестороннее развитие эстетических взглядов, музыкальных и творческих способностей учащихся, призвана научить адекватно оценивать музыкальную среду сегодняшнего дня. Необходимость введения предмета "Современная музыка" обусловлена возрастающей ролью массовой музыкальной культуры в жизни современного общества и молодежи, с определенными художественными достижениями в этой области, с общей тенденцией современной музыки к взаимодействию различных стилей.

Литература

Основная

1. Музыка ХХ века: учебное пособие для студентов музыкальных училищ и вузов / Е.В.

2.Стригина. - Бийск: Издательский дом «Бия», 2006. - 280 с

Дополнительная

  1. Аверьянова О. Русская музыка второй половины ХХ века:  Книга для чтения по

«Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 139 с.

  1. Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. 4 год обучения. – Москва, «Музыка», 2003.
  2. Енукидзе Н. Популярные музыкальные жанры. Из истории джаза и мюзикла: Книга для чтения по «Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 125 с.
  3. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX-начала XX века. - Москва «Росмэн», 2002.
  4. Ильичева  А.,  Иофис  Б.  Европейская  музыка  ХХ  века:  Книга  для  чтения  по

«Музыкальной литературе». - М.: Росмэн, 2004. – 139 с.

  1. Кирнарская Д. Об изменении структуры музыкального образования //Музыкальное образование в контексте культуры: вопросы теории, истории, методологии, ГМПИ им. Гнес., вып.2. М., 1994, с.56-63.
  2. Краткий биографический словарь зарубежных композиторов / Составитель М. Ю. Миркин. - М.: Музыка, 1969. – 358 с.
  3. Музыкальная энциклопедия. Том1-6 / Под ред. Ю.В. Келдыша. - М.: Сов. энциклопедия, 1973-1982.
  4. Музыкальный словарь Гроува: Пер. с англ. - М.: Практика, 2001. – 1095 с.
  5. Фоменкова Е.П. Пособие по музыкальной литературе для 5-7 классов.- Н. Новгород, 2002.



Предварительный просмотр:

Круглый стол на тему:

«Первоначальные навыки использования блюзовой гаммы

в джазовой обработке с учащимися эстрадно-джазового отделения

ДМШ и ДШИ»  20.02.19г.

Подготовила преподаватель музыкально-теоретических дисциплин: Светлова С.И.

Цель: 

Составить  аналитическую справку в помощь работе  преподавателей эстрадно-джазового отделения Вяземской ДШИ по теме: «Первоначальные навыки использования блюзовой гаммы в джазовой обработке с учащимися эстрадно-джазового отделения ДМШ и ДШИ»  

Задачи: 

  • Изучение литературы, а также практикума известных джазовых музыкантов, предоставленных интернет ресурсами.
  • Анализ изученного материала и обощение полученных знаний для дальнейшего обзора данной темы на заседании «круглого стола».
  • Выбор приёмов поэтапной работы с блюзовой гаммой с учащимися эстрадно-джазового отделения.
  • Ознакомление с поэтапными приёмами работы с блюзовой гаммой преподавателей эстрадно-джазового отделения Вяземской ДШИ.

План сообщения:

  1. Истоки блюза
  2. Блюзовый лад, блюзовые ноты
  3. Блюзовая пентатоника
  4. Рифф
  5. Гармония блюза (архаический блюз, классический блюз)
  6. Усложнённая блюзовая гармония (современный блюз)
  7. Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента
  8. Заключение

        Блюз (англ. - грусть) является одной из важнейших форм джаза. Он берёт своё начало от старинных негритянских трудовых песен. Существовала также  старая песенная форма, основанная на постоянном повторении припева, состоящего из нескольких выразительных строк, которые подхватывались хором слушателей. Многие певцы блюза аккомпанировали себе на гитаре, губной гармонике, причём сопровождающий инструмент был для певца не просто аккомпанирующим инструментом, а, скорее, собеседником, который доигрывал строфу, создавая настроение тоски по утраченному счастью, одиночества.

        Кроме вокального блюза существует инструментальный блюз.

Большое влияние на его развитие оказал известный саксофонист  Ч. Паркер. Характерной чертой разработанной им гармонической сетки являются многочисленные гармонические секвенции.

        В основе блюза лежит 12-тактовый период из трёх фраз по 4 такта с чередованием аккордов I, IV,V ступеней.

        Существует несколько видов блюза:  архаический (сельский), классический (городской), и блюз современный.

        Характерной особенностью классического блюза является  употребление  субдоминанты  (IVх) после доминанты (такты 9 и10). В современном блюзе следует обратить внимание на два варианта 11-го и 12-го тактов.

Блюз. Лад.

        Блюзовая мелодия представляет собой больший интерес, чем взятая в отдельности гармоническая сетка. Своеобразие мелодии блюза заключается прежде всего в блюзовых нотах, которые образуют миорную пентатонику.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/1d/Blue_notes_in_major_scale.png/400px-Blue_notes_in_major_scale.png

Блюзовые ноты (подсвечены синим цветом) в до мажоре: ♭3, (♯4)/♭5, ♭7

Блю́зовые но́ты (англ. blue notes) в джазе и блюзе — некоторые ступени диатонического звукоряда, отклоняющиеся — как правило, в сторону понижения — от их приписанной в строе высоты на небольшой (от неопределённого микроинтервала до полутонаинтервал. В качестве блюзовых нот обычно выступают IIIV и VII ступени.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/be/RiB-blue-tonality.png/350px-RiB-blue-tonality.png

«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина (клавир), тт.115-118. Лад целого — до мажор. Систематическое использование композитором блюзовых нот (подсвечены голубым цветом) приводит к образованию особой — «блюзовой» — разновидности мажора, описываемой теоретиками как блюзовый лад (англ. blue tonality).

Блюзовые ноты — обязательная составляющая джазового вокала и инструментов с нефиксированной высотой звука (тромбонконтрабас, безладовая бас-гитара и т. п.). Техника блюзовых нот у вокалистов и исполнителей на инструментах с нефиксированной высотой звука часто связана с техникой глиссандирования.

(И.Бриль) Один из способов употребления блюзовых нот заключается в скольжении их к основным ступеням гаммы в двойных нотах, либо в выдерживании одного из звуков в интервале. Наибольший эффект скольжения наблюдается на гитаре или на любом духовом инструменте. На фортепиано можно добиться эффекта скольжения при помощи исполнения подчёркнутого форшлага. Наиболее  удобным является скольжение, при котором форшлаг начинается с чёрной клавиши. Принцип скольжения может быть применён для двух или нескольких тонов.

В зависимости от ладового наклонения блюзовые ноты получают разное функциональное толкование. В мажоре используются VII низкая (понижение VII ступени на полутон придаёт  ладу миксолидийский оттенок), Vнизкая (она же IV высокая) и III низкая (она же II высокая; придаёт оттенок «минорного» мерцания, свойственный в целом мажоро-минору) ступени, в миноре — V низкая (IV высокая). Блюзовые микрохроматические ноты выполняют орнаментальную функцию и не меняют существо ладовой системыджаза, в основе которой лежит мажорно-минорная тональность.

В российском музыкознании для описания разновидности мажоро-минора с систематическим применением блюзовых нот используется термин «блюзовый лад», в американской литературе в близком значении используется термин «blue tonality». Хрестоматийный пример использования блюзового лада — Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина (см. нотный пример).

По мнению ряда учёных (Р. Уотерман, П. Оливер, особенно Г. Кубик), блюзовые ноты были занесены в США эмигрантами из Западной Африки. Орнаментирование монодии с использованием микроинтервалов до наших дней является обязательным в целом ряде традиций арабской и ближневосточной музыки (например, в макаме). Африканская пентатоника с «арабской» мелизматикой, импортированная неграми в США, причудливо соединившись с импортированной в США из Европы гармонией (в виде романтической мажорно-минорой тональности), и породила блюзовые ноты, а также некоторые другие специфические для джаза особенности музыкального языка (Мекленбург-Шек).

Блюзовые ноты

Негритянская манера пения отразилась на образовании так называемых «блюзовых» или «голубых» (blue notes), что в свою очередь отразилось на мелодике и гармонии джаза и на его необычном оркестровом звучании. Инструменты, подражая человеческому голосу, также пользуются такими нефиксированными, детонирующими звуками, которые вносят особое очарование и характерность в джазовую музыку. Блюзовые ноты - это пониженные III, VII, а также и V ступени в мажорном звукоряде. Это придает одновременное звучание мажора и минора, т. к. солирующие инструменты и голоса исполняют блюзовые ноты на фоне мажорной гармонии ритмической группы. Такое одновременное звучание мажора и минора является одним из характернейших свойств джазовой музыки. На форме 12-тактового блюза с блюзовой гармонией и блюзовыми нотами основано огромное количество джазовых тем. Влияние блюза чувствуется на всех направлениях джаза всех периодов. Непосредственно на блюзовой форме основываются такие стили джаза и эстрадной музыки, как «буги-вуги», «рок-н-ролл», «ритм-энд-блюз». Размер блюза чаще 4/4, темп произвольный, в ранних блюзах - большей частью медленный.

Блюзовый лад и блюзовая пентатоника

Музыканты всегда, когда речь заходит о блюзе, пользуются терминами и понятиями блюзового лада и блюзовой пентатоники, часто подменяя одно более широкое понятие другим.
В пентатонике, как известно, содержится 
5 нот. Для C мажора это, как правило: C-Eb-F-G-Bb. Это стандартный классический вариант пентатоники для До мажорного (минорного) блюза. Блюзовой пентатонику называют потому, что над мажорным ладом (в гармонизации) исполняется именно минорная (на основе минорного лада) мелодия. Мажор внизу и минор вверху - два одноименных лада (пример: Ре мажор и Ре минор).

Т.е. эти пять нот, объединенные в мелодические линии из себя самих всегда прозвучат на тонике, субдоминанте, доминанте, двойной доминанте и даже на шестой ступени. Прозвучат, несмотря на структурные конфликты (по классическим меркам) в гармонии.

Современный блюз может содержать в себе множество вариантов пентатоник, весь хроматический спектр звуков, быть минорным или мажорным, или тем и этим одновременно, многократно модуляционным и даже атональным. И все равно, мы узнаем его по двенадцатитактовой поэтической строке и по блужданию основных функциональных терций в мелодии.

Помимо наличия блюзовой пентатноики вторым атрибутом блюза является рифф, или, вернее сказать, структурная предрасположенность к риффу.

Рифф - ритмически и интонационно устойчивая неоднократно повторяющаяся простая мелодическая структура.

В блюзе используется повтор мелодической строки, что только усиливает восприятие формы. Техника, основанная на использовании повторов и есть техника риффа. Она весьма развита, так как единичные повторы в группе повторов могут интересным образом сдвигаться по времени, изменяться интервально или по высоте. Для построения блюза действенным будет повторить первую фразу на новой гармонии:

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image007.jpg

Для отражения и систематизации всего, что делается в блюзе 5-и нот недостаточно и более того, недостаточно даже семи нот. А блюзовая пентатоника, оказывается, не содержит еще 2-х блюзовых нот: для До мажора соответственно - F# и Ab. Чтобы использовать весь набор блюзовых нот - одной пентатоникой не обойтись. Для использования Ab ближе всех оказывается пентатоника от Фа мажора, а для F# вообще нет тональности 1-й степени родства, включающей пентатонику с этим звуком, он вообще сам по себе. Пример для наглядности - в ступенях простого ионийского лада (До мажор) содержится три таких пентатоники от звуков A, D и E.

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image008.jpg

C:\Users\Светлана\Pictures\9.jpg

Гармония блюза четко фиксирована: первые 4 такта основаны на тонике, следующие по 2 - на субдоминанте и тонике и последние по 2 - на доминанте и тонике в размере 4/4. В джазе вообще существует также строго определенное понятие «квадрата» - это импровизация на данную тему, уложенная в количество тактов этой темы. Т.е. «квадрат» по продолжительности равен теме и основывается на ее гармонической схеме. Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность - переход в пятом такте в субдоминанту - остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии:

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image009.jpg

Но чаще мелодии блюзовых тем содержат хроматизмы:

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image010.jpg

Современная гармония блюза была разработана Чарли Паркером и Диззи Гиллеспи в сороковых годах. Этот тип блюза содержит много вариантов гармонических секвенций, которых не было в традиционном блюзе.

В приведенной ниже упрощенной гармонической схеме такого блюза (стили «би-боп») между вторым и третьим четырехтактом появляется второй характерный для блюза гармонический оборот (в импровизации активнее используется оборот I-VI 7-IIm (седьмой, восьмой и девятый такты)):

I 7

IV7

I 7

Vm I7

IV7

IV7

I 7

IIImb IIIm

IIm

V 7

I7 VI 7

IIm V7

Примеры схем блюза этого периода:

Очень распространен и другой, более ранний вариант блюза. Здесь наиболее характерным является плагальный оборот в тактах IX и X. Подобный вариант блюза существует в стилях «буги-вуги», «ритм энд блюз», «рок»:

I 7

I 7

I 7

I 7

IV7

IV7

I 7

I 7

V7

IV7

I 7

I 7

Существуют и минорные блюзы. Но гармонически они обычно более бедны, чем мажорные. Блюзовые ноты совпадают здесь с минорной гармонией и поэтому не звучат так характерно, как в мажорном блюзе (за исключением V пониженной степени).

Каденция в блюзе представляет собой два последних такта двенадцатитакта с гармонией: IbIII0| IIm V7 (один из вариантов).

Усложненная блюзовая гармония

Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно рассмотреть несколько усложненных гармонических схем блюза, где используются эти средства.

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image012.jpg

Пример нескольких способов изложения гармонии блюза для левой руки:

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image013.jpg

Ритмическое оформление гармонии аккомпанемента

Учитывая огромную роль ритма в джазе, следует отметить, что в большинстве случаев ровные восьмые играются в джазе почти всегда в быстрых темпах. В темпах умеренных и медленных вместо ровных восьмых почти всегда играются триоли.

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image014.jpg

Запись восьмыми является условной. Такой же условной является и запись пунктирным ритмом.

Пунктирный ритм также играется триолями. Следовательно, следующий рисунок, написанный ровными восьмыми или пунктирным ритмом, следует играть так:

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image015.jpg

Синкопы и слабые триольные восьмые мелодического рисунка следует акцентировать.

https://studbooks.net/imag_/10/80839/image016.jpg

В приведенном выше примере Видна характерная особенность ритмического оформление последних двух тактов схемы. Это пример типичного блюзового каданса.

Заключение

Блюз - уникальное явление мировой музыкальной культуры. По совокупности качеств он не имеет аналогов не только в истории музыки XX века, но и в истории музыки вообще. Возникнув во второй половине XIX века как афроамериканский фольклорный жанр, он очень быстро превратился сначала в общеамериканский, а затем и в интернациональный культурный феномен. На его базе началась ассимиляция неакадемических культур самых разных народов мира и фактически возникла современная неакадемическая музыка как качественно новое явление, подобного которому еще не знала мировая музыкальная культура. Эта музыка и по своим нормативам, и по самому духу оказалась антиподом академической музыке. Однако ее антиподность обладает способностью взаимодействия с «классикой», способностью взаимообмена различных элементов с ней.

Для блюза характерны метафоричность образов, импровизационность музыки и текста, применение полиритмии и синкопирования, вопросно-ответный принцип формообразования, специфическая тембровая окраска звучания голоса или инструмента.

Исследуя особенности и выразительное значение блюза можно выделить следующее:

· Блюз состоит из 12 тактов - форма:

· Только блюз имеет свой собственный лад и гармоническую сетку.

· «Blue notes» - пониженные III, V и VII ступени мажорной гаммы

· Наиболее характерные гармонические переходы - четвертый / пятый, восьмой / девятый, а также девятый / десятый (в раннем блюзе) такты.

· Немаловажную выразительную роль играет также свойственное только джазу ритмическая интерпретация восьмых нот. Для блюза ритмически особенно выделено оформление каденций.

Гармоническая блюзовая схема может бесконечно усложняться и варьироваться, но ее характерная особенность - переход в пятом такте в субдоминанту - остается неизменной. Блюзовые ноты, как уже говорилось выше, являются проникновением минора в мажор. Многие блюзовые темы, построенные в блюзовых нотах, образуют минорную пентатонику на мажорной гармонии. Блюзовая пентатоника отличается от простой пентатоники тем, что находится в гармонии, и конкретно отличается методами мышления исполнителей. Пентатоника является основой потому, что она звучит убедительно и нефальшиво на всех трех функциях блюза T.D.S. 
Имея в распоряжении значительное количество гармонических оборотов, зная принципы замен, альтераций, широкого, тесного и смешанного расположений, можно усложнять блюзовую гармонию, используя схемы блюза, где используются эти средства.

Блюз открыл в музыке особую выразительную сферу, чуждую многовековому европейскому опыту. Этот важнейший пласт современной культуры проложил в искусстве новые пути, выражающие на языке звуков некоторые фундаментально важные духовные устремления нашей эпохи.

 Список литературы

1. Баташев А. Искусство джаза в музыкальной культуре // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 80 - 95.

2. Конен В.Дж. Рождение джаза. - М.: Сов. Композитор, 1984. - 311 с., нот., нот. ил., 8 л. ил.

3. Медведев А. Время зрелости // Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: Сб. ст. / Сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. - М.: Сов. композитор, 1987. - С. 29 - 47.

4. Овчинников Е. Джаз как явление музыкального искусства. - Искусство. - М.: ГМПИ, 1984. - 66 с.

5. Сарджент У. Джаз: Генезис. Музыкальный язык. Эстетика / Пер. с англ. М.Н. Рудковской и В.А. Ерохина; Вступ. Статья В.А. Ерохина; Общ. ред. и коммент. В.Ю. Озерова. - М.: Музыка, 1987. - 297 с

6. Чугунов Ю. Гармония в джазе: Учеб. пособие для ф-п. - М.: Сов. Композитор, 1980. - 152с

7. Фейертаг В. Джаз // Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998. - С. 170

8. Озеров, В.Ю. Комментарии. Литература. Указатель терминов и понятий. Указатель имён / В.Ю. Озеров // Сарджент У. Джаз. Генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М.: Музыка, 1987. - с. 218.

9. Конен, В.Д. Пути американской музыки. Очерки по истории музыкальной культуры США / В.Д. Конен. - 3-е изд. - М.: Сов. композитор, 1977. - с. 43.

10. Конен, В.Д. Рождение джаза / В.Д. Конен. - 2- е изд. - М.: Сов. композитор, 1990. - 319 с.

11. Коллиер, Д. Становление джаза / Д. Коллиер. - М.: Радуга, 1984. - 390 с.

12. Минх, Н. Джаз / Н. Минх // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. - М.: Сов. энциклопедия, 1974. - Т.2. - С. 211-219.

13. Овчинников, Е.В. История джаза: учеб. пособие / Е.В. Овчинников. - М.: Музыка, 1994. - Вып. 1. - 240 с.

14. Озеров, В.Ю. Джаз. США: учеб.-справ. пособие / В.Ю. Озеров. - М.: ГМПИ, 1990. - 159 с.

15. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

МБУДО Вяземская ДШИ им. А.С. Даргомыжского

Методическое сообщение на тему: 

Привлечение интернет ресурсов

в преподавании музыкально-теоретических

дисциплин  ДМШ и ДШИ.

С.И. Светлова

Преподаватель

музыкально-теоретических

дисциплин

г. Вязьма Смоленской обл., 2021г.

Цель работы заключается в определении специфичности внедрения интерактивных методов в процесс обучения учащихся в ДМШ и ДШИ.

Главная цель интерактивного метода обучения – развитие в ребенке целостной, гармоничной личности. При таком варианте взаимодействия педагог выполняет свою прямую работу – ведет учащегося к знаниям, сопровождает, помогает, направляет ребенка к самостоятельному восприятию, анализу, усвоению новой информации. Основные цели интерактивного обучения: пробудить индивидуальные умственные возможности, способности учащегося; активизировать внутреннее обсуждение у ребенка; помочь принять и понять информацию, пришедшую в процессе обмена; вывести учащегося на активную позицию; приблизить процесс взаимодействия (обмена информацией) к индивидуальному; настроить двустороннюю связь между учениками.

Задача обосновать целесообразность внедрения и применения новейших интерактивных методик и технологий обучения в сферу музыкального образования.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами  и учениками (родителями) по электронной почте, участвовать в различных Интернет - семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.

Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств.

По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

-  компьютерные учебники (уроки);

-  программы-тренажеры (репетиторы);

-  контролирующие (тестовые и пр.);

-  информационно-справочные (энциклопедии);

-  демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

-  учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические и др.).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию учебного процесса, привнесение разнообразия в подачу материала, облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Интерактивность (от англ. Interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами. Это принцип коммуникационного взаимодействия в организации системы, при котором цель достигается информационным обменом элементов этой системы.

Технология развития интерактивного обучения предполагает, что педагог на уроке выполняет несколько задач. Одна из них – выступать в роли эксперта-информатора. Для этого необходимо заготовить и изложить текстовый материал, продемонстрировать видеоряд, ответить на вопросы участников урока, отследить результаты процесса обучения. Роль педагога при интерактивном обучении предполагает и выполнение функций консультанта. Учитель не только обращается к уже накопленному опыту учеников, но и помогает им в поиске решений поставленных задач.

Эффективный образовательный процесс в настоящее время невозможен без использования информационных ресурсов, доступ к которым становится необходимым условием, обеспечивающим формирования познавательной мотивации.

В настоящее время существует множество цифровых и электронных образовательных ресурсов (ЦОР и ЭОР), которые могут использоваться в практике работы современного педагога, как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях  или в сети. Для использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе наиболее применимы следующие методы: метод проектов, метод информационного ресурса; метод демонстрационных примеров. 

 А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) — это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.

Для современного ребёнка компьютер является равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учёбе, но и возможности регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрения правильных решений позитивно складываются на мотивации. Источником мотивации является занимательность.

Мультимедийные возможности-компьютера позволяют заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатить любой урок качественными наглядными, аудио-и видеоматериалами.

Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любой стадии занятия, к решению многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Направления использования ИКТ в работе:

•как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала (мультимедиа, видео, компакт-диски);

•закрепление изложенного материала (обучающие программы);

•контроль и проверка знаний учащихся (викторины, тесты);

•подготовка презентаций, докладов, выступлений.

Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература.

Дети сегодня совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию. Следовательно, изменяется и статус, и роль педагога, внедрение научных достижений педагогики, психологии, технических средств – требования современности.

Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человеческого сообщества. Поэтому одной из главных проблем художественного воспитания и образования детей является формирование культуры восприятия произведений искусства.

Цифровые образовательные ресурсы, которые можно использовать как комплекс средств обучения — это презентации: информационные, комбинированные, текстовые, диагностические, дидактические и т.д.

Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов, фрагменты исполнения музыкальных произведений для создания эффекта сопричастности учащихся к созданию музыкальных образов, фрагменты народных праздников.
Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы.
Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения разных жанров и направлений; тематические рисунки, нотная графика, произведения изобразительного искусства.
Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы.
Звуковые и видеофонограммы музыкальных произведений, а также песен («минусовки» и «плюсовки»), которые дают возможность детям участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.
Литературный ряд: доступные, емкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов. Отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения).
Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

Полноценное внедрение ЦОР с их встраиванием в учебный процесс позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету.

Помощь компьютерных технологий в решении творческих задач

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия связанные с искусством, открывает новые возможности.

С помощью мультимедиа презентаций, дети могут виртуально бродить по залам музеев, изучать творчество композиторов и даже изучать нотную грамоту, присутствовать в большом театре и слушать симфонический оркестр в исполнении музыкантов, смотреть оперу и балет. Перед детьми очень наглядно представляется картина всего музыкального искусства: произведения классической музыки, видеофрагментов, оркестра, группы инструментов, звучания каждого инструмента.

ИКТ очень удобны при проведении уроков и дают детям полную картину музыкального мира, а так же оказывают положительное воздействие на эмоциональный настрой ребенка, развивают художественный вкус и дают возможность получать знания в области культуры и искусства.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе занятия.

Подготовка презентаций — серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Презентации эффективно использовать на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Известно, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, к тому же они любят игровые формы работы. Чтобы избежать излишней «учености» постепенно можно вводить на занятиях музыкальную терминологию, используя в презентации слайдов учебно-развивающую программу, которая в доступной форме рассказывает о сложных понятиях. Всё это сопровождается красочными, яркими рисунками. Рисунки и иллюстрации, так же формируют представление о выразительных средствах языка музыки. Наглядное изображение нотных знаков, музыкальных инструментов, сказки, загадки   активизируют процесс запоминания учебного материала, делают занятие более увлекательными, интересными и веселыми.

При этом, конечно же, по-прежнему в деле воспитания музыкального вкуса важнейшей остается пианино педагога, которого не может заменить ни один компьютер. И если педагог хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, не похожей на работу в прошедшем учебном году, то он будет стремиться идти в ногу со временем, использовать современную технику, но ни одно, даже самое универсальное средство не станет панацеей, если учителю самому не интересно, он не увлечен тем, что делает. Главное в работе помнить, что мы не должны разговаривать «на тему о музыке», не передавать информацию о ней. Мы должны затронуть души детей, привить им любовь к искусству, зародить желание слушать произведения классиков, встречаться с музыкой не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Но, конечно не стоит забывать, что важной составляющей музыкальных занятий является живая музыка и её ни чем не заменить!

Выводы

Радость познания — важная составляющая часть занятия. Творческое развитие учащихся более эффективно, если заинтересовать учеников самим процессом обучения. Согласно современным образовательным стратегиям ученику необходимо выйти из роли слушателя и стать активным участником учебного процесса. Огромную помощь в этом нам начинают оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.

Медиаобразование — очень распространенное на сегодняшний день понятие, обозначающее использование средств наглядной иллюстрации в образовании (аудио- и видеоматериалов на традиционных носителях и в компьютерной презентации), а также обучение деятельности в современных технологиях  медиа.
     В последние годы стремление к новым качествам и улучшению результатов преподавания музыкальной литературы вызвало активный поиск новых подходов и методов обучения. Одним из необходимых условий эффективного усвоения знаний и приобретения навыков является, как известно, познавательная активность учащихся. Речь идет о формировании у детей установки на активную учебную работу. Источником активности личности, по мнению психологов, является, прежде всего, интерес к определенной сфере деятельности, наличие потребности в обучении, его мотивация.
      Сегодня компьютерные презентации, цифровые образовательные ресурсы на музыкальных занятиях — это одно из перспективных направлений учебного процесса. Развитию познавательного интереса способствует такая организация обучения, при которой учащиеся действуют активно, вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решают вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера. Использование информационно-компьютерных технологий на музыкальных занятиях способствует решению основных задач предмета и дает возможность:
-по новому использовать на занятиях музыкальной литературы текстовую, звуковую видеоинформацию и ее источники;

-обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень;
-помогать активизации творческого потенциала учащихся;
-способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре.
     Возможности компьютера в оснащении предмета музыки можно определить следующими позициями:

-обеспечение наглядности в представлении учебных материалов;
-поддержка контроля знаний и навыков;

-организация различных форм креативной деятельности.

Анализируя опыт внедрения современных технологий, приходишь к выводу, что использования на занятиях в вокальном ансамбле компьютерных презентаций позволяет:
-сделать процесс обучения более ярким интересным и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;

-эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала;

-организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся (разработка презентаций, участие в проектах). 
В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные дети активно используют персональный компьютер, сервисы Интернета, электронные учебники. Сегодня мультимедиа технологии — одно из перспективных направлений учебного процесса в музыкальном образовании. Доступность и разнообразие всех компьютерных технологий позволяют рассматривать компьютер, как открытую учебно-развивающую среду для творчества и самообразования и учащихся, и преподавателей. Компьютер по-новому обеспечивает процессы коммуникации в обучении музыкантов. В

настоящее время компьютерные технологии можно рассматривать как принципиально важное средство инновации музыкального образования.

«Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени». Использования современных информационно — коммуникативных технологий позволяет оптимизировать учебно-образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.

Список использованной литературы

  1. Адаева Н. «Информационные технологии преподавания теоретических дисциплин в детской школе искусств». – М., «Искусство в школе» В.2, 2009.
  2. Захарова Г. Информационные технологии в образовании. М., 2013.
  3. Королева Е. А. «Музыка в сказках, стихах и картинках» Москва, «Просвещение», 2014.
  4. Как преподавать музыкальную литературу. М.,2007.
  5. Кадина Г. В. «Мультимедиа технологии – одно из перспективных направлений учебного процесса». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
  6. Линник Т. С., А. О. Бороздин. «Новые компьютерные технологии и развитие воображения у младших школьников». – М., «Музыка в школе», № 5, 2010.
  7. Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2010.
  8. Музыкально-компьютерная программа «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия» РООИ БЦ «Гармония» — третье издание, 2014.
  9. Меньшикова Н. А. «Мультимедиа реклама музыкального произведения как средство формирования интереса учащихся к классическому искусству». – М., «Музыка в школе», № 4, 2012.
  10. Полозов С. Обучающие компьютерные технологии и музыкальное образование. Саратов, 2012.
  11. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. — М.: Владос, – 2010.
  12. Прилуцкая. Н. В. «Формирование интереса к музыке у школьников». – М., «Музыка в школе», № 4, 2011.
  13. Садикова И. М. «Обучающие компьютерные программы на уроке музыки». – М., «Музыка в школе», № 3, 2009.
  14.  Чернышов А. В. «Медиамузыка в системе музыкального образования». – М., «Музыка в школе», № 4, 2009.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему: «Работа с интерактивной доской»

Подготовили преподаватели: Светлова С.И. 6.06.2018г.

Цель: Познакомить преподавателей зонального объединения с возможностями работы на интерактивной доске на уроках музыкально-теоретических дисциплин.

Задачи: На практических примерах показать возможности интерактивной доски, и важность её использования в современных условиях образования.

                В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР)

              Информационно-коммуникативные  технологии прочно закрепились в современном обществе, стали неотъемлемой частью жизнедеятельности взрослого человека, а также средством обучения детей.

                Интерактивная доска представляет  широкие возможности для проведения образовательной деятельности, позволяет сделать занятия более интересными, наглядными, увлекательными.

Интерактивную доску можно использовать как  обычный экран для демонстрации наглядного материала.

У интерактивной доски большие ресурсы: переместить изображение или текс, расставить изображение в определённом порядке, продолжить последовательность, создать подобие, и на основе этих несложных манипуляций решать задачи, создаваемые педагогом.

 

Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого  входят средства для подготовки материалов к уроку. Пожалуй, наиболее удобный инструмент такого рода – Smart Notebook из программного обеспечения  Smart Board.

В качестве основных аргументов к использованию именно этой программы можно отнести следующие:

 

  • Удобный русскоязычный интерфейс.
  • Программа работает с доской любой модели;
  • В ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т.д.), которую можно постоянно пополнять собственными коллекциями.

 

Каково же назначение  Notebook?

Если использовать привычную терминологию, эта программа позволяет изготовлять своего рода «презентацию» к уроку, состоящую из отдельных страниц (слайдов), сменяющих друг друга в произвольном порядке. Презентация сохраняется традиционным способом в файл с расширением .notebook..

Причем, в отличие от обычной презентации, каждая страница Notebook в процессе урока интерактивна, с ней могут работать  учитель и ученики, изменяя ее содержание, внося любой текст, перемещая, удаляя и добавляя различные объекты с помощью набора предоставленных инструментов. И все это непосредственно у доски! Просто нужно привыкнуть к мысли, что если Вы, работая в программе за компьютером, все действия выполняете мышкой, то на доске те же действия производят, используя (в зависимости от модели доски) либо специальные маркеры, либо вообще любой предмет, не царапающий доску. В том числе и  палец, хотя с гигиенической точки зрения это как-то…J.

Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски, стоят последовательно следующие задачи:

§  Научиться (технически) работать в среде Smart Notebook;

§  Освоить практические приемы работы непосредственно с доской;

§  Методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении урока или иного мероприятия.

 Последнее не только наиболее сложно, но и наиболее интересно J.

Будет просто здорово, если весь процесс освоения Notebook и приемов работы у доски  будет сопровождаться маленькими методическими открытиями. Разобравшись с каждым новым инструментом, предоставляемым программой, учитель должен задать себе вопрос – а как это можно применить на уроке, в какой форме, для чего?

Демонстрация примеров работы на интерактивной доске на предметах музыкально-теоретических дисциплин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - "круглый стол": «Психолого-педагогические и технологические аспекты личностно ориентированного обучения».

Главная задача педагогов, исповедающих личностно ориентированное обучение, - содействовать человеку в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, другим людям, окружающему миру, к сво...

Тема круглого стола: «Трезв, красив, молод и здоров»

Данное занятие посвящено обсуждению проблемы употребления ПАВ и вредных привычек в аспекте осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. При этом придаётся значение нравственного ...

Перечень программ научно-практических конференций, чтений, семинаров, круглых столов и т.п. с указанием темы выступления.

Перечень программ научно-практических конференций, чтений, семинаров, круглых столов и т.п. с указанием темы выступления. ...