Представление педагогического опыта Пахомовой О.В.
материал
Современному обществу все больше нужны образованные, инициативные и предприимчивые люди. Люди, которые могут принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так, для общества и страны.
Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped_opyt.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках
и во внеурочной деятельности по биологии».
Сведения об авторе
Пахомова Ольга Викторовна – учитель биологии ОСП «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С.Пряхина» МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района
Образование: Высшее, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, учитель биологии с дополнительной специальностью химия
Педагогический стаж:
Общий - 28 лет, по специальности - 28 лет, в данной школе- 5 лет
Квалификационная категория: первая (22 марта 2018г).
Актуальность
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал.
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»
А.Листервег
Современному обществу все больше нужны образованные, инициативные и предприимчивые люди. Люди, которые могут принимать решения с учетом возможных результатов и последствий как для себя, так, для общества и страны.
Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности.
Основная идея
Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении - это вид деятельности, сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а также характеризующийся результативностью. Такому виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий.
Теоретическая база опыта.
Теоретическую основу опыта составляют нормативные документы, такие как:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и др.
В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и, тем самым, активизировать познавательную деятельность.
Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.
Цели и задачи:
Цели:
- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;
Задачи:
- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
- выявление наиболее эффективных образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;
- учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
- создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;
- укрепление здоровья и физического развития школьников;
- повышение общекультурного уровня.
Новизна опыта
Новизна опыта выражается в том, что активизация познавательной деятельности обучающихся формируется не только на уроках, но и продолжается во внеурочной деятельности. Это раскрывает творческие способности обучающихся и осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес обучающихся к предмету и, как следствие повышает мотивацию к обучению.
Технология опыта
Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.
Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе и максимально подходят для включения детей в деятельность.
Проектно - исследовательская технология. В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.
Технологии ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной. В нашей школе имеется некоторая учебно–материальная база для применения инновационных технологий. Имеется интерактивная доска, компьютерный кабинет с выходом в интернет. Виртуальные лаборатории помогают выходить из положения.
Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к предмету. Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий.
Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов, использование электронных приложений к учебникам и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися. Для этой цели использую: сайт «Решу ЕГЭ», https://ege.sdamgia.ru, ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда - сайт www.globallab.ru, дистанционные конкурсы, олимпиады и др.
Технология проблемного обучения
Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:
- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит обучающихся к самостоятельному выводу;
- при контроле знаний (творческое применение знаний).
Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
- создание проблемной ситуации;
- формирование гипотез разрешения;
- проверка решения с систематизацией полученной информации.
В 8-9 классах акцент делаю на организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их способностей.
Результативность опыта.
К результатам работы можно отнести следующее. С 3 сентября 2020 года в школе создан и работает отряд «Молодые экологи». Цель создания данного отряда формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Являясь куратором отряда, с помощью командира «Молодых экологов» регулярно проводим в школе викторины, дискуссии, ролевые и деловые игры. В этом учебном году провели конкурс фотографий «Окно в природу», конкурс чтецов «Дайте планете шанс». Приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по экологии. Пряхина Дарья, ученица 10 класса, стала победителем, а Казабекова Мария (11 класс) – призер.
К результатам работы я отношу, в том числе, результаты анкетирования. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. По результатам: ставят своей целью узнать новое – 75% учащихся; узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 30%; хотят получить хорошую оценку – 80%;
хотят проявить себя и проверить свои возможности – 29% учащихся.
За последние 3 года наблюдается положительная динамика освоения обучающимися образовательных программ по биологии, по итогам мониторингов проводимых образовательной организацией:
Учебный год | Обученность | Качество знаний | |
1 | 2019-2020 | 58% | 28% |
2 | 2020-2021 | 74% | 30% |
3 | 2021-2022 | 90% | 39% |
Результаты Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет:
Муниципальный этап:
Учебный год | предмет | Фамилия И. ученика | класс | статус |
2020-2021 | Биология | Митюнин Георгий Пряхина Дарья | 7 8 | Победитель Призер |
2021-2022 | Биология Химия | Пряхина Дарья Пряхина Дарья | 9 9 | Победитель Победитель |
2022-2023 | Экология | Пряхина Дарья Казабекова Мария | 10 11 | Победитель Призер |
Вместе с обучающимися принимаем участие в различных интернет – конкурсах и олимпиадах. Ежегодно участвуем в международной экологической акции «Час Земли». В этом учебном году приняли участие в конкурсе «Экологический марафон» для обучающихся и студентов, который проводился Тольяттинским государственным университетом. С обучающимися 10-11 классом прошли Всероссийский онлайн – зачет по финансовой грамотности, участвовали в правовом онлайн – диктанте. Провожу различные онлайн – уроки на экологическую тему: «Лес и климат», «Как жить экологично в мегаполисе», «Всероссийский урок Арктика»
Обобщение и распространение опыта провожу через проведение открытых уроков, мастер-классов. Публикую свои методические разработки в сети интернет, на сайте infourok.ru. Также участвую во Всероссийском исследовании оценки качества учебно – методической литературы на сайте издательства «Просвещение».
Открытые уроки, мастер-классы, мероприятия:
Дата | Уровень | Тип | Тема |
Февраль, 2020 | Уровень ОО | Брейн-ринг 5-9 кассы | «Природа-чудесница» |
Октябрь 2021 | Уровень ОО | Открытый урок в 10 классе | «Каучуки» |
Октябрь 2022 | Уровень ОО | Открытый урок в 6 классе | «Клеточное строение корня» |
Декабрь 2019 | Муниципальный уровень | Открытый урок в 8 классе, районный семинар учителей биологии | «Пищеварение в ротовой полости» |
Апрель 2021 | Муниципальный уровень | Мастер – класс на районном семинаре учителей биологии | «Витамины – чудесные вещества» |
Выступления на различных уровнях:
Дата | Уровень Место и название мероприятия | Тема |
Ноябрь 2020 | Уровень ОО Выступление на ШМО | «Межпредметный подход к изучению биологии» |
Март 2021 | Выступление на ШМО | «Использование активных методов на уроках биологии» |
Май 2022 | Выступление на ШМО | «Современные технологии в учебно-воспитательном процессе» |
Февраль 2019 | Муниципальный уровень | «Внеурочная деятельность экологической направленности в условиях сельской малокомплектной школы». |
Август 2020 | Муниципальный уровень Выступление на РМО | «Научно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии». |
Август 2021 | Выступление на РМО | «Применение активных форм и методов обучения на уроках химии» |
Литература
- Г.К. Селевко. «Современные образовательные технологии». М., 2018г
- Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 2002.
- Л.М. Егоровой Нетрадиционные формы урока - один из способов повышения интереса к предмету - Москва, 2014г
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-- М.,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...
Представление педагогического опыта педагогического работника
Представление педагогического опыта учителя начальных классов«Самостоятельная работа на уроках, как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС вто...