Представление педагогического опыта Пахомовой О.В.
материал

Пахомова Ольга Викторовна

      Современному обществу все больше нужны образованные, инициативные и предприимчивые люди. Люди, которые могут принимать решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так, для общества и страны.

Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_opyt.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках

и во внеурочной деятельности по биологии».

Сведения об авторе

Пахомова Ольга Викторовна – учитель биологии ОСП «Шокшинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза И.С.Пряхина»  МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» Теньгушевского муниципального района

Образование: Высшее, МГПИ им.М.Е.Евсевьева, учитель биологии с дополнительной специальностью химия

Педагогический стаж:

Общий - 28 лет, по специальности - 28 лет, в данной школе- 5 лет

Квалификационная категория: первая (22 марта 2018г).

Актуальность

 «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. 
Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий…»

А.Листервег

      Современному обществу все больше нужны образованные, инициативные и предприимчивые люди. Люди, которые могут принимать решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так, для общества и страны.

Для повышения качества образования необходимо вовлекать детей в активную деятельность на уроке и во внеурочное время. Активизация познавательной деятельности обучающихся – актуальнейшая проблема современности.

Основная идея

     Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении -  это вид деятельности, сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений, а также характеризующийся результативностью. Такому виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. 

 Теоретическая база опыта 

Теоретическую основу опыта составляют нормативные документы, такие как:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и др.

      В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и, тем самым, активизировать познавательную деятельность.       

Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить.  Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания.

Цели и задачи:

Цели:

- расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

- овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;

- выявление наиболее эффективных   образовательных технологий в условиях современной малокомплектной школы;

- учет результативности отдельных этапов процесса обучения;

- создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для возможности использования ими приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;  

- укрепление здоровья и физического развития школьников;

- повышение общекультурного уровня.

  Новизна опыта

     Новизна опыта выражается в том, что активизация познавательной деятельности обучающихся формируется не только на уроках, но и продолжается во внеурочной деятельности. Это раскрывает творческие способности обучающихся и осуществляется не периодически, а систематически, что стимулирует интерес обучающихся к предмету и, как следствие повышает мотивацию к обучению.

Технология опыта

        Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

          Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе и максимально подходят для включения детей в деятельность.

          Проектно - исследовательская технология.  В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  

        Технологии ИКТ. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.     В нашей школе имеется некоторая учебно–материальная база для применения инновационных технологий. Имеется интерактивная доска, компьютерный кабинет с выходом в интернет. Виртуальные лаборатории помогают выходить из положения.

Применение ИКТ нравятся учащимся и повышают интерес к предмету. Во внеурочное время также не обойтись без компьютерных технологий.   

Примером использования информационно-коммуникационных технологий в обучении это создание и использование собственных образовательных ресурсов, использование электронных приложений к учебникам и лабораторных практикумов, возможности сети интернет для дистанционной работы с обучающимися. Для этой цели использую:  сайт «Решу ЕГЭ»,  https://ege.sdamgia.ru,   ГлобалЛаб –виртуальная обучающая среда -  сайт www.globallab.ru,  дистанционные конкурсы, олимпиады и др.

Технология проблемного обучения

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

- при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;

- при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит обучающихся к самостоятельному выводу;

- при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

- создание проблемной ситуации;

- формирование гипотез разрешения;

- проверка решения с систематизацией полученной информации.

     В 8-9 классах акцент делаю на организацию самостоятельной работы обучающихся с учетом их способностей.

       Результативность опыта.

    К результатам работы можно отнести следующее. С 3 сентября 2020 года в школе создан и работает отряд «Молодые экологи». Цель создания данного отряда формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место. Являясь куратором отряда, с помощью командира «Молодых экологов» регулярно проводим в школе викторины, дискуссии, ролевые и деловые игры. В этом учебном году провели конкурс фотографий «Окно в природу», конкурс чтецов «Дайте планете шанс». Приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по экологии. Пряхина Дарья, ученица 10 класса, стала победителем, а Казабекова Мария (11 класс) – призер.

 К результатам работы я отношу, в том числе, результаты анкетирования. Было проведено анкетирование среди учащихся 5-11 классов. По результатам: ставят своей целью узнать новое – 75% учащихся; узнать сверх программного материала, «чего не пишут в учебниках» - 30%; хотят получить хорошую оценку – 80%;

хотят проявить себя и проверить свои возможности – 29% учащихся.    

    За последние 3 года наблюдается положительная динамика освоения обучающимися образовательных программ по биологии, по итогам мониторингов проводимых образовательной организацией:

Учебный год

Обученность

Качество знаний

1

2019-2020

58%

28%

2

2020-2021

74%

30%

3

2021-2022

90%

39%

Результаты Всероссийской олимпиады школьников за последние 5 лет:

Муниципальный этап:

Учебный год

предмет

Фамилия И.

ученика

класс

статус

2020-2021

Биология

Митюнин Георгий

Пряхина Дарья

7

8

Победитель

Призер

2021-2022

Биология

Химия

Пряхина Дарья

Пряхина Дарья

9

9

Победитель

Победитель

2022-2023

Экология

Пряхина Дарья

Казабекова Мария

10

11

Победитель

Призер

Вместе с обучающимися принимаем участие в различных интернет – конкурсах и олимпиадах. Ежегодно участвуем в международной экологической акции «Час Земли». В этом учебном году приняли участие в конкурсе «Экологический марафон» для обучающихся и студентов, который проводился Тольяттинским государственным университетом. С обучающимися 10-11 классом прошли Всероссийский онлайн – зачет по финансовой грамотности, участвовали в правовом онлайн – диктанте. Провожу различные онлайн – уроки на экологическую тему: «Лес и климат», «Как жить экологично в мегаполисе», «Всероссийский урок Арктика»

Обобщение и распространение опыта провожу через проведение открытых уроков, мастер-классов. Публикую свои методические разработки в сети интернет, на сайте infourok.ru. Также участвую во Всероссийском исследовании оценки качества учебно – методической литературы на сайте издательства «Просвещение».

Открытые уроки, мастер-классы, мероприятия:

Дата

Уровень

Тип

Тема

Февраль, 2020

Уровень ОО

Брейн-ринг 5-9 кассы

«Природа-чудесница»

Октябрь 2021

Уровень ОО

Открытый урок в 10 классе

«Каучуки»

Октябрь 2022

Уровень ОО

Открытый урок в 6 классе

«Клеточное строение корня»

Декабрь 2019

Муниципальный уровень

Открытый урок в 8 классе, районный семинар учителей биологии

«Пищеварение в ротовой полости»

Апрель 2021

Муниципальный уровень

Мастер – класс на районном семинаре учителей биологии

«Витамины – чудесные вещества»

Выступления на различных уровнях:

Дата

Уровень Место и название мероприятия

Тема

Ноябрь 2020

Уровень ОО

Выступление на ШМО

«Межпредметный подход к изучению биологии»

Март 2021

Выступление на ШМО

«Использование активных методов на уроках биологии»

Май 2022

Выступление на ШМО

«Современные технологии в учебно-воспитательном процессе»

Февраль 2019

Муниципальный уровень

«Внеурочная деятельность экологической направленности в условиях сельской малокомплектной школы».  

Август  2020

Муниципальный уровень

Выступление на РМО

«Научно – исследовательская деятельность обучающихся на уроках биологии».  

Август 2021

Выступление на РМО

«Применение активных форм и методов обучения на уроках химии»

Литература

  1. Г.К.  Селевко.  «Современные  образовательные  технологии». М., 2018г
  2. Матюшкин, А.М., Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Просвещение, 2002.
  3.  Л.М. Егоровой Нетрадиционные формы урока -  один из способов повышения интереса к предмету - Москва, 2014г
  4. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе-- М.,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...

Представление педагогического опыта педагогического работника

Представление педагогического опыта учителя начальных классов«Самостоятельная работа на уроках, как средство развития познавательной активности учащихся начальной школы в условиях ФГОС вто...