Проект «Создание информационной и психологической безопасности несовершеннолетних в ОО»
проект

Быргазова Надежда Борисовна

Проект разработан по итогу повышения квалификации «Создание информационной и психологической безопасности  несовершеннолетних в ОО». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Создание информационной и психологической безопасности  несовершеннолетних в ОО»

Проект разработан по итогу повышения квалификации «Создание информационной и психологической безопасности  несовершеннолетних в ОО».

Уже давно не секрет, что большинство проблем взрослой жизни берут свой исток из детства. И что окружающие детей взрослые люди вольно или невольно становятся причиной серьёзных психологических травм у малышей. Причём это необязательно только родители. Воспитатели в детском саду, старший брат, строгая соседка, страшный сюжет по телевизору или из интернета могут послужить психическим расстройствам, которые в детстве могут проявляться не столь чётко, а в зрелом возрасте дать о себе знать серьёзными фобиями, нездоровыми склонностями, психозами и неврозами.

Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный педагогический процесс. В социальной педагогике образовательное пространство рассматривается как один из ведущих факторов социального воспитания подрастающего поколения.

Образовательная среда образовательной организации является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защита от всех форм дискриминации могут выступать альтернативой агрессивности социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Важным условием снижения числа стрессовых ситуаций в педагогической практике является обеспечение психологической безопасности при взаимодействии участников образовательной среды.

Проблема: анализ состояния информационной и психологической безопасности несовершеннолетний в ОО показывает недостаточный уровень ее обеспечения, что, в свою очередь, приводит к возникновению рисков и угроз, негативно влияющих на качество образовательного процесса.

На современном этапе обеспечение информационной и психологической безопасности в ОО является одним из требований, предъявляемых ФГОС нового поколения к организации образовательного процесса. Показателями психологической безопасности образовательной среды являются:

- отсутствие психологического и физиологического насилия во взаимодействии всех участников образовательного процесса;

-  преобладание диалогической направленности субъектов общения;

- высокий уровень удовлетворенности образовательной средой образовательной организации у всех участников образовательного процесса.

Актуальность проекта «Создание информационной и психологической безопасности  несовершеннолетних в ОО» вытекает из необходимости решения практических задач, связанных с разработкой технологий психологического сопровождения участников образовательного процесса, обеспечивающих их психологическое здоровье и способствующих созданию психологической безопасности среды.

Цель проекта: содействие психологическими методами созданию безопасной образовательной среды в образовательной организации.

Задачи проекта:

  • формировать у обучающихся потребность в самопознании и саморазвитии, способности к социальной адаптации: гибкость мышления, коммуникабельность, толерантность, ассертивность, ответственность за принимаемые решения, умение конструктивно преодолевать трудности;
  • расширить арсенал средств и методов саморегуляции у всех участников образовательного процесса;
  • создать условия для развития эмпатии, снижения агрессивности, поддержания оптимальной работоспособности, накопления и мобилизации ресурсов психики для самостоятельного решения проблем у всех участников образовательного процесса;
  • содействовать формированию у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности /компетентного, бесконфликтного общения;
  • обеспечить родителей психолого-педагогическими знаниями о возрастных, характерологических особенностях детей, их личностном развитии, способах выстраивания бесконфликтного общения.

 Этапы и содержание деятельности проекта:

Этапы

Содержание деятельности

1 этап

1.Создание рабочей группы для реализации проекта

2. Диагностика учащихся, педагогов, родителей по уровню интернет – грамотности.

2 этап

Основная деятельность с педагогами, учащимися , родителями: «Информационная и  психологическая безопасность в ОО», включающая в себя следующее:

1. Проведение семинаров, лекториев для педагогов и родителей с привлечением специалистов (третьих лиц).

2. Проведение классных часов, бесед, игр профилактической направленности.

3. Организация конкурса креативных идей для подростков «Моя безопасность в Сети».

4. Проведение семинара-практикума для педагогов «Обучение эффективному взаимодействию с учащимися и их родителями»

5. Вовлечение  учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в деятельность ОО

6.  Профилактика жестокого обращения с детьми. Создание «Ящика доверия».

7. Оказание индивидуальной социально-психологической помощи.

3 этап

1.Диагностика учащихся, педагогов, родителей по итогам проекта на повышение уровня интернет – грамотности.

2. Совещание по итогам работы за год и по результатам

Целевая группа проекта: педагоги-психологи, учащиеся 5-9-х классов, родители учащихся, педагоги ОО МОУ СОШ №5 УКМО

Срок реализации проекта с сентября 2020г. по май 2021г.

Основные ожидаемые результаты реализации проекта:

  • у учащихся:
  • снизился уровень школьной и социальной дезадаптации;
  • повысилось эмоциональное благополучие подростков;
  • уменьшилось число подростков, склонных к девиантному, аддиктивному поведению;
  • улучшились взаимоотношения со сверстниками и взрослыми,
  • расширились знания по сохранению и развитию физического, психического и социального здоровья.
  • у педагогов:
  • повысилась психолого-педагогическая компетентность;
  • расширился репертуар эффективных моделей поведения и конструктивной коммуникации;
  • активизировались процессы самопознания и саморазвития;
  • расширился арсенал средств и методов саморегуляции.
  •  у родителей:
  • повышение психолого-педагогической компетентности;
  • расширение знаний о способах выстраивания бесконфликтного общения и гармонизации детско-родительских отношений.
  • у педагогов-психологов:
  • повысилась методическая компетентность и профессиональное мастерство
  • приобретен опыт работы в рамках комплексного психологического сопровождения всех участников образовательного процесса;
  • расширился репертуар эффективных моделей поведения и конструктивной коммуникации;
  • активизировались процессы самопознания и саморазвития;
  • расширился арсенал средств и методов саморегуляции

Риски реализации проекта: слабое включение в деятельность участников образовательных отношений.

        

Участники проекта: особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы. Психологическая безопасность образовательной среды школы есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности. Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

 

https://documents.iu.ru/d41d2a2d-6296-4cdb-9f5b-138416495ba6/0/image001.jpg

         Сопровождение участников образовательного процесса, направленное на создание психологической безопасности образовательной среды успешно, если:

- осуществляется комплексно в отношении всех субъектов;

- основой для его проектирования и моделирования служат показатели психологической безопасности образовательной среды школы и ее отражение в характеристиках психического здоровья;

- строится на принципах активного социально-психологического обучения, соотносится с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников;

- включает групповые дискуссии и обучение жизненно важным умениям по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

Тематика классных часов, круглых столов,

лекций, семинаров-практикумов.

  • Основы противодействия угрозам здоровью и жизни, исходящих из электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в частности призывам к суицидальному поведению и вступлению в так называемые «группы смерти»
  • Основы противодействия вовлечению подростков в экстремистскую деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети Интернет»
  • Особенности выявления и расследования преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность с использованием электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в сети «Интернет.
  • Проведение круглого стола «Основы безопасности в сети Интернет»
  • Ролевая игра для обучающихся «Как сообщить о конфликте или другой кризисной ситуации?»
  • Глобальная сеть: правила пользования. Линия помощи «Дети онлайн» рекомендации для родителей.
  • Викторина: общественный контроль за соблюдением законодательства причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
  • Участие учащихся в профилактических неделях.

Полезные ссылки для подготовки и проведения круглых столов, диспутов, бесед и т.д. по вопросам профилактики преступлений в области компьютерных технологий среди несовершеннолетних

Адрес сайта

Содержание сайта

www.saferunet.ru

Центр безопасного Интернета в России

Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Содержит практические советы, рекомендации по безопасности в сети.

www.mir.pravo.by/library/edu 

Детский правовой сайт

Содержит информацию о предупреждении правонарушений в Интернет–среде; причинах, способствующих возникновению компьютерной зависимости; правила безопасности для детей в Интернете и др.

www.ifap.ru/

Безопасность детей в Интернете

На сайте можно получить информацию об опасности, которая таится во Всемирной паутине.

www.rusla.ru/

Информационный портал школьных библиотек России

Содержит информацию о безопасном и более ответственном использовании онлайн-технологий, особенно среди детей и молодежи по всему миру.

www.wildwebwoods.org/

Игра для детей про безопасность в Интернете

www.kaspersky.ru/

Компьютерные угрозы. Интернет и дети

Сайт содержит информацию о защите ребенка при пользовании Интернетом.

www.saferinternet.ru 

Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета Сайт информирует о представителях всех ведущих общественных, некоммерческих и других организаций, деятельность которых связана с развитием безопасного Интернета. Содержит информацию о законодательстве в области компьютерных технологий.

www.nedopusti.ru 

Социальный проект «Не допусти»

На сайте указаны горячие линии помощи жертвам Интернет – угроз.

www.huliganam.net 

Социальный проект «Хулиганам. Нет»

Информирует о возможных незаконных действиях против личности в сети Интернет, методах борьбы с нарушителями.

Список литературы

1.        Безопасность_в_Интернет        http://www.webwisekids.com        //

http://letopisi.ru/index.php/ .

2. Воронов Р.В., Гусев О.В., Поляков В.В. О проблеме обеспечения безопасного взаимодействия с сетевыми образовательными ресурсами // Открытое образование. — 2008. — № 3. — С. 20—23.

3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. — М., 2000.

4. Леончиков В.Е. Информационная свобода и информационная безопасность в системе непрерывного образования // Информационная свобода и информационная безопасность: Материалы междунар. научно-практич. конференции. — Краснодар, 2001.

5. Методическое пособие. Информационная безопасность несовершеннолетних (методические рекомендации для проведения занятий по информационной безопасности с детьми, их родителями и педагогами). - ГАУ ДПО ИРО   г. Иркутск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-методическое сопровождение учебно-воспитательного процесса через создание информационного пространства

В материале раскрыты особенности построения информационного простарнства вечерней школы....

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"

Мир постепенно становится «цифровым». Переход к информационному обществу, повлекший за собой изменение образовательной парадигмы, утверждающей открытость и непрерывность образования, ин...

Проект «Создание новой информационной среды саморазвития.Применение Электронного образовательного комплекса "Живой урок"»

Актуальностьпроекта заключается  в  формировании ИКТ-компетентностей  обучающихся, ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, реше...

Проект MS Office «Создание информационных бюллетеней»

Тема: «Новики цифровой техники».Цель проекта: создание информационного бюллетеня.Проект содержит: для учителя• Технологическую таблицу «Последовательность работы над проектом».• Презентацию...

Создание информационного проекта "Вилюйская ГЭС - энергетическое сердце Западной Якутии".

Здесь рассматриваются все этапы работы над этим типом проектов и ожидаемый результат....

Проект "Создание информационно-технического центра как условие развития воспитательно-образовательной среды школы"

Цель проекта   Создание условий для развития воспитательно-образовательной среды школы, обеспечивающей становление и развитие социально-активной личности.Задачи, решаемые в результате внедре...