Доклад на форуме "Наставничество – путь к профессиональной деятельности"
статья
Представление опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Наставничество – путь к профессиональной деятельности
Яцура Наталья Геннадьевна, преподаватель, к.п.н. |
Актуальность темы исследования. В современном стремительно развивающемся обществе все более возрастает потребность в профессионально компетентных преподавателях, способных продуктивно выполнить определенные трудовые функции, владеющие средствами решения профессиональных задач (А.А. Вербицкая, Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина и др.).
К проблеме профессионального становления преподавателей, повышение их квалификации, развития и стимулирования различных вариантов профессионального роста, в том числе в самой системе среднего профессионального образования направлено пристальное внимание широкого круга исследователей и практиков.
На современном этапе развития образования актуален переход от эпизодического повышения квалификации преподавателей к непрерывному образованию в процессе профессиональной деятельности.
По мнению специалистов, технология наставничества становится неотъемлемым компонентом современной системы профессионального образования, так как оно является универсальной технологией передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций
и ценностей через неформальное общение и является одной из центральных в нацпроекте «Образование».
В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.
Исследования и разработки по проблеме наставничества имеют несколько этапов.
В советский период разработаны проблемы наставничества на производстве (С.Я. Батышев, А.А. Вайсбург, Н.М. Таланчук и др.).
В постсоветский период активно разрабатывались вопросы повышения квалификации (В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, В.И. Загвязинский и др.), образования взрослых (Е.М. Дорожкин, С.И. Змеев, А. А. Кузнецов).
В современный период рассматриваются проблемы наставничества во внутрифирменном (С.В. Бродский), корпоративном (А.Р. Масалимова) образовании, вопросы педагогических компетенций наставников и мастеров производственного обучения (И.И. Соколова).
Несмотря на активное обсуждение учеными и практиками темы наставничества, методологическое обоснование проблемы наставничества, которое отвечало бы на вызовы времени, пока нет. (Орешкина А.К.).
Основная идея наставнической деятельности в образовательном учреждении предполагает качественное изменение традиционных форм повышения квалификации в реальных условиях профессиональной деятельности, в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.
На наш взгляд, наставничество в образовании - важнейшее условие профессионального становления преподавателя в повышении его профессиональной компетентности
Таким образом, наставничество сегодня - и популярный тренд, и осознанная необходимость.
Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (курсовая подготовка, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире.
Высокая скорость обусловлена тремя факторами:
1) непосредственная передача живого опыта от человека к человеку,
2) доверительные отношения,
3) взаимообогащающие отношения, выгодные всем участникам программы наставничества.
Скорость и продуктивность усвоения нового делают наставничество перспективной технологией, способной ответить на вызовы современного мира, затрагивающие образовательную, социальную, психологическую и экономическую сферы.
Обоснование значимости реализации программы наставничества на базе училища олимпийского резерва позволит повысить уровень профессиональной компетентности.
(Слайд 1)
В нашем исследовании мы рассмотрели основные понятия:
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник – участник персонализированной программы наставничества, измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе профессионального дефицита, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества который приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, восполняя тем самым свои профессиональные дефициты.
Научная новизна исследования Постановка и решение проблемы становления профессиональной компетентности через обеспечение организации эффективного процесса наставнической деятельности педагогических кадров.
(Слайд 2)
Форма наставничества - организация работы наставнической пары, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым необходимо выделить:
- способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;
- развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного процесса;
- ориентировать преподавателя на творческое использование передового педагогического опыта в своей профессиональной деятельности;
- ускорить процесс профессионального становления преподавателя.
(Слайд 3)
Таким образом, основная идея: наставничества предполагает качественное изменение традиционных форм повышения квалификации в соответствии с целями и задачами развития электронной образовательной среды.
Созданиt наставнической среды для становления компетенций преподавателей, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях цифровой трансформации образования.
Для реализации данной идеи необходимо разработать:
Целевую модель наставничества – как систему условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в образовательном учреждении.
Программу наставничества как комплекса мероприятий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретной форме для мотивация всех участников системы наставничества и получения ожидаемых результатов.
Цель программы наставничества направлена на совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, необходимых для осуществления педагогической деятельности в условиях цифровой трансформации образования.
Объект исследования: процесс становления и развития наставнической деятельности в образовательном учреждении.
Предмет исследования: концептуальные основания, модель и технология формирования наставнической деятельности педагогических кадров на основе организация работы наставнических пар.
(Слайд 4)
Научная новизна исследования Постановка и решение проблемы становления профессиональной компетентности непосредственно в процессе профессиональной деятельности через обеспечение организации эффективного процесса наставнической деятельности педагогических кадров.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Организация процесса взаимодействия наставника и наставляемого
- Основная деятельность.
- Определение позиций участников.
- Определение индивидуального образовательного маршрута.
- Установление доверительных и ответственных отношений.
- Применение перспективных технологий, от модели трансляции знаний к модели формирования метакомпетенций наставляемого (способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками).
Ожидаемые результаты:
- повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей образовательного учреждения;
- комфортная профессиональная среда внутри образовательного учреждения, позволяющая реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне;
- измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности.
Ментор – это опытный профессионал, готовый поддержать и вдохновить своего подопечного, менти, в его личной или профессиональной жизни в зависимости от запроса. Задача такого человека - не давать прямые ответы и решения, а помочь разобраться с теорией и направить в нужное русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации профессиональной деятельности в обучении математики
Необходимость взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в профессиональном лицее основывается на последовательном осуществлении принципа соединения обучения с ...
Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"
Доклад по теме "Критерии успешной профессиональной деятельности учителя"...
Доклад на тему «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога»
На современном этапе модернизации образования общество нуждается в педагогах нового формата. Впервые в российском образовании формируется концепция и содержание профессионального стандарта педагога.За...
Доклад на ШМО "ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ."
Доклад по применению различных методов по привлечению внимания на уроках истории....
Доклад "Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС"
Информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС ОО...
Презентация к выступлению на форуме " Наставничество – путь к профессиональной деятельности"
Презентация к выступлению на форуме...