Анализ методической работы МК русского языка и литературы
материал
Анализ методической работы кафедры за 2021-2022 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metod._raboty_mk_russkiy_yazyk_i_literatura_1.docx | 118.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ методической работы
кафедры русского языка и литературы
в 2021-2022 учебном году.
В соответствии с национальным проектом «Образование» перед системой образования поставлены следующие цели:
- Обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования, вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования
- Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, историческх и национально-культурных традиций
Достижение этих целей возможно через решение ряда задач:
- Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология»
- Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся
- Создание к 2024 современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней
- Внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций
- Формирование системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими
- Создание условий для развития наставничества
В связи с приведёнными выше требованиями методическая работа должна быть направлена на формирование компетенций педагогов школы, способствующих достижению поставленных задач. Требования к педагогу на сегодняшний день закреплены в трёх основополагающих документах:
- ФЗ «Об образовании в РФ», который регламентирует условия реализации образовательной услуги, описывает общие правила функционирования системы образования, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования;
- ФГОС, в котором описаны минимальные необходимые условия организации учебного процесса на данном историческом этапе;
- профессиональном стандарте педагога, где непосредственно заявлены требования к компетентности педагога.
Целью методической работы в МАОУ СОШ № 24 мы считаем повышение качества педагогической деятельности через системный анализ и самоанализ различных аспектов образовательного процесса.
Достижение поставленной цели возможно через:
- Совершенствование общешкольной системы повышения профессиональной компетенции учителя.
- Совершенствование системы мониторинга и диагностики успешности образования, уровня профессиональной компетентности и методической подготовки педагогов.
- Создание условий для внедрения современных инновационных технологий, построенных на интеграции и системно - деятельностном подходе в обучении.
Цели и задачи работы МК русского языка и литературы:
- повышение качества педагогической деятельности через системный анализ и самоанализ различных аспектов образовательного процесса (показатели качества урока, формирующее оценивание, технологии обучения)
- формирование мотивационной сферы обучающихся
- создание условий для развития личностной сферы обучающихся (сфера развития личностных результатов: ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность).
Кадровый состав МК в 2021-2022 учебном году
Таблица № 1
Характеристика по стажу работы
М/К | Кол-во (чел) | Педагогический стаж (лет) | |||||||
Всего | Постоя. работн | Совмес. | до 1 года | от 1- 5 | от 5-10 | от 11-20 | от 21-30 | от 31-45 | |
Русский язык | 6 | 6 | 0 | - | 2 Панасюченко Е.А. | 2 (Андронова Д.А.-11 лет Кочурова А.Е.-12 лет) | 2 (Скрипникова Т.В.-16 лет | 2 (Завершинская Л.А.- 30лет Маркова Н.В.-26лет) | |
Итого | 6 | 6 | 0 | 0% | 25% | 25% | 25% | 25% |
Анализируя педагогический стаж учителей школы, следует отметить, что основной состав педагогов находится в диапазоне от 1 года до 20 лет, что является достаточно продуктивным периодом педагогической деятельности. Значительных изменений по сравнению с прошлым учебным годом не произошло.
Характеристика по уровню образования (пофамильно)
М/К | Высшее профес | Высшее не проф\переподг. | Среднее профес | Среднее | Учатся |
Русский язык | 6 | ||||
ИТОГО | 6/100% |
По уровню образования все педагоги имеют высшее профессиональное образование.
Таблица № 3
Характеристика по наличию квалификационных категорий
М/К | Количество человек | |||||
Всего | Высш | 1-я | Соотв. заним. должности | нет кат. | молод. спец | |
Русский язык | 6 | 2 Кочурова А.Е. Завершинская Л.А. | 3 Скрипникова Т.В. Маркова Н.В. Андронова Д.А. | 1 ПанасюченкоЕ.А. | ||
Итого | 6 | 2/33,3% | 0 | 3/50% | 1/16,6% |
Диаграмма № 1
Динамика наличия квалификационных категорий
Как видно из представленной таблицы, за анализируемый учебный год количество педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию, увеличилось на 33,3%. Завершинская Л.А. перешла в разряд высшей категории. Т.о. статистические данные по различным показателям показывают стабильность педагогического коллектива по показателям, влияющим на качество педагогической работы.
Методическая работа школы организуется исходя из двух составляющих:
- запроса школы на уровень владения учителями профессиональными компетенциями;
- индивидуальных потребностно-мотивационных установок педагогов.
Повышение профессиональной компетенции учителя внутри МК осуществляется через заседания методических кафедр, внутришкольные методические семинары, педагогические советы, мастер-классы, взаимопосещение уроков.
Анализ методической недели МК русского языка и литературы
28.02. - 05.03 2021-2022уч.года
Тема методической недели: «Развитие условий для личностного развития обучающихся» в рамках проекта:
«Выход из тени»
Организация эффективного взаимодействия обучающегося с социумом
В методической неделе приняли участие 4(66,6%) педагога кафедры, были даны открытые уроки и классные часы.
Открытые уроки:
Русский язык:
Андронова Д.А.(урок в 9 кл)
«Бессоюзное сложное предложение»(04.03.22)
Литература:
Завершинская Л.А.(урок в 7 кл)
«Про плохих и очень плохих, хороших и очень хороших людей»(04.05.22)
Внеурочное мероприятие(классный час):
Кочурова А.Е. «Ситуация в мире. Тревожность» (02.03.22)
Скрипникова Т.В.(классный час)
«Что значит быть успешным?» (03.03.22)
Анализ проведённых открытых уроков представлен далее.
Задачи методической работы кафедры на текущий учебный год стали основополагающими и для подготовки открытых уроков:
- повышение показателей качества урока (особое внимание должно быть уделено критериям оценки урока №5, №6)
- формирование мотивационной сферы обучающихся (критерий №4)
- создание условий для развития личностной сферы обучающихся (критерий№2)
сфера развития личностных результатов: ценности, нравственность, мораль, выбор, ответственность.
Средний уровень качества открытых уроков составляет 50%, что на 10,7% (60,7%) ниже, чем в прошлом учебном году.
Анализируя выбор классов, хочу отметить, что педагоги так же, как и в прошлом году, демонстрируют работу классов среднего звена (5-9 классы).
Диаграмма № 1
Сравнительный анализ качества проводимых уроков по учителям
Понижение результативности отмечается у педагогов: Андроновой Д.А. и Завершинской Л.А.
В ходе методической работы школы в 2020-2021 учебном году педагоги кафедры по-прежнему на оптимальном уровне выполнили требование Стандартов к предметному содержанию (критерий №1), остался прежним и показатель развития личностной сферы ученика средствами предмета (критерий №2).
Оптимальный уровень выполнения данного требования к уроку продемонстрировали педагоги: Завершинская Л.А., Андронова Д.А. На уроках использовались тексты, видеоматериалы, способствующие формированию у обучающихся нравственных ценностей. Андронова Д.А. продемонстрировала работу на платформе joyteka(быстрый тест-опрос)
Понижение результативности проводимых уроков по сравнению с прошлым годом наблюдается по следующим показателям: (Приложение № 2):
- использование заданий, развивающих УУД на уроке (критерий №3)
- обеспечение целевой психолого-педагогической поддержки обучающихся(критерий№5)
- требование ЗСС в содержании, структуре урока, в работе с оборудованием и учёте данных о детях с ОВЗ(критерий№6)
- стиль и формы педагогического взаимодействия на уроке (критерий № 7)
- управление организацией учебной деятельности обучающихся через систему оценивания(критерий№8)
- управление собственной обучающей деятельностью (критерий№9).
По теме методической недели: «Развитие условий для личностного развития обучающихся» были проведены открытые классные часы Кочуровой А.Е и Скрипниковой Т.В.
Были представлены следующие функции, приёмы и методы компетенции:
- Целеполагание: формирование мнения детей в рамках поставленной цели и приобретение социальных знаний;
- Пространственная среда: изменение положения парт для работы в группах по интересам с использованием презентации;
- Активная групповая работа с использованием карточек-заданий, платформ mehti.com;
- Были созданы модели самостоятельного мнения.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
В рамках промежуточной аттестации обучающихся по русскому языку были даны задания на проверку читательской грамотности: ребятам были предложены на основе чтения и анализа адаптированных текстов С. Л. Соловейчика из сборника «Пушкинские проповеди»: «О мужественности», «О презрении к обману», «О власти над своей речью» − определить основную мысль предложенного текста, тип речи и дать толкование лексического значения одного из слов текста.
В рамках промежуточной аттестации обучающихся по литературе ребятам было предложено сочинение-рассуждение в форме письма одному из писателей или поэтов на тему «Круг моего чтения, уроки литературы». Требовалось, сохранив форму письма, записать свои размышления над произведениями литературы, которые изучаются в школе и читаются ребятами самостоятельно, а кроме того, поделиться своими впечатлениями от уроков литературы (атмосферы уроков, своего участия или неучастия в обсуждении изучаемых программных произведений). Помимо элементов читательской грамотности, связанной с самостоятельным анализом прочитанного, проверялось умение изложить свои мысли в рамках заданной формы – письма. Нужно было продемонстрировать практическую грамотность в освоении эпистолярного жанра литературы: умение обратиться к адресату, ясно и интересно изложить свои мысли на бумаге, грамотно закончить письмо, а самое главное − не упускать из виду своего адресата в процессе написания письма.
Процент обучающихся, справившихся с заданиями по функциональной грамотности: русский язык-55,5%; литература-43,9%.
Контрольные работы с заданиями такого характера позволяют сделать некоторые выводы:
1) почаще предлагать ребятам задания на определение основной мысли художественного текста и обоснование своих формулировок;
2) не упускать возможности потренировать ребят в определении лексических значений тех или иных слов, обращая внимание школьников на корневую морфему, несущую в себе суть лексического значения слова;
3) при работах над разного рода сочинениями и при анализе текстов акцентировать внимание обучающихся на сочетаниях разных типов речи в одном тексте, помогать школьникам, с какой целью автор, например, размышляя о той или иной проблеме, переходит от рассуждения к повествованию и описанию;
4) планируя работу на новый учебный год, продумать систему творческих устных и письменных работ, направленных на создание текстов, адресованных авторитетным читателям: одному или нескольким, что, как показывают исследования учёных и наш опыт, способствует улучшению качества связных письменных и устных текстов, создаваемых школьниками;
5) необходимо продумать план создания школьного журнала, в котором бы печатались лучшие ученические работы, аналитические и творческие, и реализовать этот план: это будет также способствовать улучшению практической грамотности обучающихся в создании качественных текстов.
Процент педагогов, прошедших курсы по функциональной грамотности-83,3%
Курсы по функциональной грамотности:
курс «Читательская грамотность и читательские практики современных школьников» (24 часа, «Институт современного образования» г. Калининграда, 2018 год);
курс «Технология продуктивного чтения: формы и инструменты реализации посредством ИКТ» (18 часов, «Институт современного образования» г. Калининграда, 2019 год);
курс «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников (в том числе в области формирования функциональной грамотности)» в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» (112 часов, Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Министерства просвещения РФ, 2 июля − 30 ноября 2020 года)
курс «Художественный текст и историко-культурный контекст: методы анализа и интерпретации литературных произведений» (76 часов, НИУ ВШЭ, г. Москва, 2021 год);
митап-конференция «Формирование функциональной грамотности обучающихся как основное условие повышения качества общего образования (из опыта реализации ФГОС)» в МАОУ лицее №18 г. Калининграда, мастер-класс словесников высшей категории Танковой Н. С. и Дамбраускене Н. В. «Методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» − 26 марта 2021 года. .
«Функциональная грамотность на страницах учебника русского языка: интеллектуальное становление или международные испытания?» 20.11.2020
Одной из задач работы методической кафедры является совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Далее в таблице представим результативность данной работы.
Таблица № 7
Название МК | Кол-во конкурсов | Кол-во призёров (школьный ур-нь) | Кол-во призёров (город,регион, федерация) |
Русский язык и литература | 6 1.Всероссийская олимпиада школьников | 57 25 Победители: Русский язык: Фуртатова Анастасия(7В) Рогозина Анастасия(8А) Призёры: 7кл Зарубин Максим Литвин Александра Домнина Александра Шорохова Варвара Аганесова Софья Бармутин Даниил 8кл Бицанс Елизавета Цаканян Вардуи Шишенкова Елена 9кл Попова Мария Журова Сабина Кацалапенко Елизавета Литература Победители: Железняк Вероника(6В) Домнина Александра(7В) Цаканян Вардуи(8А) Фарзалиева Диана (10А) Призёры: 7кл Литвин Александра Фуртатова Анастасия Аганесова Софья 8кл Бицанс Елизавета 9кл Перепёлкина Анастасия Попова Мария 11кл Кечакмадзе Кетеван | 2 Муниципальный этап Призёры: Русский язык Рогозина Анастасия (8а) Литература: Фарзалиева Диана (10А) |
2.Международный конкурс «Русский медвежонок» | 9 Победители: Призёры: | ||
3. Международный конкурс «Пегас» | 8 Победители: Фуртатова Анастасия (6в) Цаканян Вардуи (7а) Цуркан Ольга (8 Призёры: Чистякова Виктория (6б) Мельник Игорь (7а) Седова Дарья (7а) Кириллова Анастасия (8а) Алахунова Ясмин (8к1) | ||
4. Литературный фестиваль «Между строк» | 5 Игнатенкова К(5К) | ||
5. Школьный конкурс чтецов "Отчизны верные сыны» | 14 Ширшина Л(5К) Крапивко К(5К) | ||
6. Школьный конкурс литературно-музыкальных композиций | 1 Победитель: 11а класс |
ОДИН РЕБЁНОК считается ТОЛЬКО ОДИН РАЗ на каждом уровне
Призёров по региону прописывать подробно (ФИО, конкурс, номинация)
Диаграмма №
Количество конкурсных мероприятий
Как видно из таблицы № 7 и диаграммы № 2, по сравнению с прошлым учебным годом количество конкурсов филологической направленности уменьшилось. В этом году Скрипникова Т.В. и Кочурова А.Е. подготовили призёров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе.
Для удовлетворения индивидуальных запросов педагогов в рамках повышения квалификации, школа создаёт условия для посещения семинаров, конференций и прохождения курсов повышения квалификации.
Далее в таблице представлена информация о прохождении курсов повышения квалификации в 2021-2022 учебном году.
Таблица № 6
МК | Кол-во чел. всего | Кол-во прошедших курсы | Из них по инд. запросам (кроме плановых) |
Русский язык | 6 | 4 Андронова Д.А. Завершинская Л.А. Кочурова А.Е. Скрипникова Т.В. «Обучение в качестве организатора в аудитории при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» − Калининград, КОИРО 12.05.22 8ч Скрипникова Т.В. Курс№45«Профессиональный стандарт». Оказание первой поиощи в образовательной организации» | 3 Андронова Д.А. 11.10.21-17.12.21 Курс-реаниматор «Базовый английский – 1», БФУ им. И. Канта 72ч Курс-реаниматор «Базовый английский – 2», БФУ им. И. Канта 72ч Курс-реаниматор «Базовый английский – 3», БФУ им. И. Канта72ч «Психолого-педагогические аспекты деятельности специалиста в условиях инклюзии», БФУ им. И. Канта 36ч Завершинская Л.А. «Обучение школьников речевой деятельности: воспитательный и развивающий аспекты» − Москва, ООО «Наш язык» 11.01-14.02.22 16ч «Активные процессы в современном русском языке» − Москва, ООО «Наш язык»25.01-30.06.22 16ч Кочурова А.Е. АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Трудовые права учителя», январь-22, 16ч АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты», февраль-22, 16ч АНО ДПО «Школа анализа данных» программа повышения квалификации «Игры в школе: как провести интересный урок», декабрь 21г., 16ч АНО ДПО «Институт современного образования» программа повышения квалификации «ФГОС-21:новые требования и новые возможности»,октябрь-21,24ч НИУ «Высшая школа экономики» программа повышения квалификации «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя»,август-21,16ч ФГБОУ «Международный детский центр «Артек» программа повышения квалификации "Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями», апрель-22,176 ч.
|
В 2021-2022 учебном году педагоги посетили семинары и вебинары различного уровня.
Диаграмма № 2
Активность посещения семинаров и вебинаров
Как видно из данной диаграммы, количество педагогов, посещающих семинары и вебинары, увеличилось.
Андронова Д.А. | |
Завершинская Л.А | |
Кочурова А.Е. | |
Скрипникова Т.В. | 14.03.22 вебинар:«Комментарий проверки итоговых сочинений в 11кл». |
В течение года обобщался опыт работы МК (на уровне школы, города, области т.д.):
М/К | Тема | Учитель | на М/К | в школе | в городе | в области |
Доклад в рамках Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» («Лебедевские чтения») на тему «Про одно трудное школьное правило: опыт упрощения формулировки правила правописания глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)» 30 октября 2021 года, Ярославль | Завершинская Л. А. | |||||
Доклад в рамках городской конференции «Цифровая школа как инструмент формирования образовательного пространства» на тему «Использование электронных инфографических опор в процессе обучения школьников русскому языку» 17 февраля 2022 года, Калининград | Завершинская Л. А. | + | ||||
Доклад на XIX Международных Березинских чтениях «Языковое бытие человека и этноса» на тему «Написание публицистической статьи как один из приёмов обучения школьников речевой деятельности» в рамках круглого стола «Совершенствование речи современных школьников и студентов» 14 мая 2022 года, Москва | Завершинская Л. А. | |||||
Публикация статьи «Про важность "дуновения вдохновения", или взгляд практикующего учителя на школьное сочинении» в научно-методическом электронном журнале «Калининградский вестник образования» №3 (11) 2021/сентябрь, с. 67 – 76. | Завершинская Л. А. | + | ||||
Публикация материала выступления «Про одно трудное школьное правило: опыт упрощения формулировки правила правописания глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-)» на Лебедевских чтениях в сборнике «Лебедевские чтения: материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные вопросы изучения языка и литературы в школе и в вузе» / под науч. ред. М. В. Шамановой. – Ярославль : ИРО ЯО ; РИО ЯГПУ, 2022, с. 95 – 102. | Завершинская Л. А. |
Т.о., всё выше сказанное позволяет сделать следующие выводы:
1. Основной состав педагогического коллектива кафедры сохраняется.
2. Педагоги включаются в общешкольную систему повышения профессиональной компетенции, а также проявляют интерес к построению индивидуальных маршрутов повышения квалификации.
3. При проектировании урока педагогам кафедры следует обратить внимание на следующие критерии оценки:
- обеспечение целевой психолого-педагогической поддержки обучающихся (критерий №5)
- использование заданий, развивающих УУД на уроке (критерий №3)
- учёт и развитие мотивации и психофизической поддержки обучающихся (критерий №4)
- стиль и формы педагогического взаимодействия на уроке (критерий № 7)
Предложения:
- Продолжить работу по совершенствованию урока как основной организационной единицы образовательного процесса в свете новых требований в различных его аспектах через:
- включение педагогов в работу творческих микрогрупп;
- продолжение работы по освоению системы формирующего оценивания;
- индивидуальную работу педагога и индивидуализацию системы сопровождения педагогов руководителями кафедр по соответствию проводимых уроков современным требованиям.
- Создать общешкольную методическую копилку в виде видеозаписи открытых уроков и мастер-классов педагогов, активно посещающих мероприятия методической направленности разного уровня.
Компе тенции | Критерии оценки урока | Учебный год | ||||||||
17/18 | 18\19 | 19\20 | 20\21 | 21/22 | ||||||
2- требование выполнено на оптимальном уровне, 1 – есть резервы, 0 – требование практически не выполнено (показатели и уровневые дескрипторы даны в специальной таблице) | ||||||||||
Предметно-методологическая |
| 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||
| 0,33 | 1,28 | 1 | 1 | 1 | |||||
| 1,11 | 1,28 | 1,5 | 1,4 | 1 | |||||
Психолого-педагогичес кая |
| 1 | 1,14 | 1,5 | 1 | 1 | ||||
| 0,44 | 0,42 | 0,3 | 0,6 | 0 | |||||
валеологическая |
| 1,11 | 1,14 | 0,8 | 1,2 | 0,5 | ||||
коммуникативная |
| 0,66 | 1.42 | 1,7 | 1,1 | 1 | ||||
Управленчес кая |
| 0,66 | 0,57 | 1 | 1,2 | 0,5 | ||||
| 1,22 | 1,85 | 1,5 | 1,6 | 1 | |||||
Результативность урока: | 0,85 | 1,3 | 1,1 | 2 | ||||||
Сумма баллов | ||||||||||
Качество урока Сумма баллов×100%:20 | 40% | 60,7% | 63% | 60,7% | 50% | |||||
100-85% - оптимальный уровень, 84-60% - допустимый уровень, 59-50% - критический уровень, менее 50% - недопустимый уровень |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланки для анализа контрольных работ по русскому языку и литературе.
Заполнение данных бланков очнь удобно для учителя, т.к. экономит время и дает реальное представлние о результате работы....
Методическая работа учителей русского языка и литературы
Анализ методической работы за 2011 - 2012 учебный год....
АНАЛИЗ работы методического объединения учителей русского языка и литературы 10-11 уч. год
Данная работа содержит подробный анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы. Её могут использовать в своей работе руководители ШМО учителей русского языка и литературы....
Методическая работа МО русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 гУлан-Удэ РБ
Данные материалы разработаны по положению МО русского языка и литературы и Настоящего положения о рабочей программе МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ РБ...
Анализ работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы
Анализ методической работы в течение учебного года...
Методическая работа учителя русского языка и литературы
План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы...
Анализ методической работы учителей русского языка и литературы
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы....