Методическая работа учителей русского языка и литературы
материал по теме
Анализ методической работы за 2011 - 2012 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_metodicheskoy_raboty_za_2012_god.docx | 268.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ методической работы МО учителей
русского языка и литературы МБОУ СОШ №5 за 2011-2012 учебный год
Учебные предметы «Русский язык» и «Литература» в базисном учебном плане входят в образовательную область «Филология» и изучаются с 5 по 11 класс.
Цели изучения языка и литературы в XXI в. ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, овладение умениями, но и на развитие его личности, воспитание. Главное сегодня – личность, ее познавательные и созидательные способности, привитие ей навыков практического применения приобретенных знаний и умений.
Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей гуманитарного образования. Язык и литература наглядно показывают взаимосвязь развития личности и общества, роль языка, речи, культуры в современной жизни. Предметы гуманитарного цикла дают учащемуся возможность успешно реализовывать себя в жизни. Поэтому учителями ШМО русского языка и литературы поставлены и успешно решаются задачи по выработке интереса к родному языку, изучения его во взаимосвязи с другими языками, осознание русского языка как национального языка, его специфике по сравнению с другими языками (поликультурное образование).Задачи литературы как учебного предмета также призваны способствовать формированию личности ученика через художественное слово. Основой литературы как учебного предмета является чтение и изучение художественных произведений, выступающих в своей неповторимой эстетической и нравственной ценности для читателя. Чтение и истолкование художественных произведений требует овладения теоретико-литературными понятиями, определенными знаниями по истории литературы, стилистике, которые включаются в содержание предмета.
Изучение языка и литературы предполагает формирование у учащихся коммуникативной, языковедческой (языковой и лингвистической) и культуроведческой компетенций по языку и общекультурной, ценностно-мировоззренческой, читательской и речевой по литературе.
Коммуникативно-деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики по формированию человека, интегрированного в современный ему социум. Сегодня учитель филологии должен ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Следует также способствовать позитивному отношению личности к инновациям, самостоятельности мышления, инициативности, готовности проявлять творческий подход к делу, поиску нестандартных способов решения проблем
Таким. образом, формирование целостных представлений о языке и литературе должно осуществляться в ходе активной и творческой познавательной деятельности учащихся, личностного осмысления роли языка и литературы в современном обществе.
Система филологического образования охватывает вторую (общее) и третью (среднее (полное) ступени общего образования и выстроена следующим образом: овладение основными нормами языка и основами литературных явлений заканчивается на второй ступени (общее образование). Третья ступень предполагает углубленное изучение рассматриваемых явлений, расширение кругозора учащихся, готовности ориентироваться в социо-культурном пространстве.
Максимальное количество часов в неделю в каждом классе:
Русский язык:
5 класс – 6 часов в неделю
6 класс – 6 часов в неделю
7 класс – 5 часов в неделю
8 класс – 3 часа в неделю
9 классы – 3 часа в неделю
10 класс – 2 часа в неделю
11 класс – 2 часа в неделю + кружок
Литература:
5 класс – 3 часа в неделю
6 класс – 2 часа в неделю
7 класс – 2 часа в неделю
8 класс – 2 часа в неделю
9 класс – 3 часа в неделю
10 класс – 4 часа в неделю
11 класс – 3 часа в неделю
Содержание образования по русскому языку и литературе определяется:
- Программами, рекомендуемыми МО РФ для общеобразовательных школ С.И. Львовой по русскому языку для 5-9 классов, Власенкова для 10-11 класса, Г.С, Меркина для 5-11классов,
- Обязательным минимумом содержания основного общего образования и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе;
- Федеральным законом об образовании
Методическое обеспечение по русскому языку
класс | Учебник | Издание |
5 | С.И.Львова «Русский язык» (в 3-х частях) | Мнемозина |
6 | С.И.Львова «Русский язык» (в 3-х частях) | Мнемозина |
7 | С.И.Львова «Русский язык» (в 3-х частях) | Мнемозина |
8 | С.И.Львова «Русский язык» (в 2-х частях) | Мнемозина |
9 | С.И.Львова «Русский язык» в 2-х частях | Мнемозина |
10 -11 класс | А.И Власенков Л.М. Рыбченкова «Русский язык» | Просвещение |
Методическое обеспечение по литературе
класс | Учебник | Издание |
5 | Г.С. Меркин «Литература» | «Русское слово» |
6 | Г.С.Меркин «Литература» | «Русское слово» |
7 | Г.С. Меркин «Литература» | «Русское слово» |
8 | Г.С. Меркин «Литература» | «Русское слово» |
9 | Г.С. Меркин «Литература» | «Русское слово» |
10 | В.И.Сахаров, С.А.Зинин | «Русское слово» |
11 | С.А.Зинин, Чалмаев | «Русское слово» |
Содержание образования по русскому языку представлено на 3 уровнях:
1.Уровень «А» - уровень базисного минимума
2. Уровень «В»- уровень среднего ученика обычного класса
3. Уровень «С» - повышенный уровень, рассчитанный на сильных учеников
Требования к обязательному уровню подготовки по русскому языку определены на понятийном, теоретическом и практическом уровнях.
Обеспеченность обучаемых учебниками по всем классам составляет100%
Региональный компонент отражен в рабочих программах педагогов.
Учебная нагрузка
Преподаватель | Классы, учебная нагрузка |
Бирюлева Татьяна Михайловна | 7 «А», 8 «Б» 9 «А, 6 часов на дому (24 часа) |
Филатова Татьяна Николаевна | 6 «Б», 7 «Б», 11кл., ОПК 5, 6 классы - 25 часов |
Чудина Ирина Владимировна | 5 «Б», 6 «А», 10 кл., на дому – 3 часа – 26 часов, кружок «Литературное творчество» |
Минаева Наталья Алексеевна | 5 «А»,8 «А», 9 «Б», на дому – 3 часа 23 часа |
Образовательный ценз педагогов
ФИО | категория | Курсы |
Бирюлева Т,М | Вторая -2008 г. | ИКТ 2009, предметные - 2007 |
Минаева Н.А. | Вторая – 2008 г. | ИКТ - 2009, 2010, предметные -2009 |
Филатова Т.Н. | Высшая - 2010 г. | ИКТ – 2009, 2010, предметные -2007 |
Чудина И.В. | Высшая – 2010 г. | ИКТ 2009, 2010, предметные - 2009 |
Выступления на заседаниях педсоветов и ШМО
Бирюлева Т,М | Обеспеченность учащихся учебниками Организация работы со слабоуспевающими | ШМО (сентябрь) ШМО (январь) |
Минаева Н.А. | Индивидуальная работа со слабоуспевающими Подготовка учащихся 9 класса к ГИА | Педсовет (октябрь) ШМО (январь) |
Филатова Т.Н. | Работа с одаренными Подготовка учащихся 11 класса к ЕГЭ Требования к современному уроку | ШМО (ноябрь) ШМО (январь) Педсовет (январь) |
Чудина И.В. | Анализ методической работы за 2010-2011 г.; анализ годового контроля обучаемых Итоги интеллектуального марафона. Результаты входного контроля. Качество образования (презентация) | ШМО (сентябрь) ШМО (ноябрь)
Педсовет (апрель) |
Мониторинг результатов успеваемости по предметам
В 2011-12 учебном году (таблица предоставлена администрацией школы)
Русский язык
Ф.И.О. учителя | 1 четверть УО КО | 2 четверть УО КО | 3 четверть УО КО | 4 четверть УО КО | Год УО КО |
Филатова Т.Н. | 96 41 | 98 45 | 100 45 | 100 49 | 100 49 |
Чудина И.В. | 100 30 | 90 45 | 95 50 | 100 50 | 100 48,5 |
Бирюлёва Т.М. | 88 39 | 97 33 | 98 34 | 98 42 | 95 37 |
Минаева Н.А. | 96 34 | 97 36 | 100 34 | 100 43 | 98 37 |
Итого результат по предмету УО – 98 % КО – 43%
Литература
Ф.И.О. учителя | 1 четверть УО КО | 2 четверть УО КО | 3 четверть УО КО | 4четверть УО КО | Год УО КО |
Филатова Т.Н. | 97 72 | 100 74 | 100 74 | 98 65 | 99 71 |
Чудина И.В. | 100 32 | 100 48 | 84 52 | 100 50 | 100 52,5 |
Бирюлева Т.М. | 90 41 | 90 43 | 96 39 | 98 45 | 94 42 |
Минаева Н.А. | 98 52 | 100 55 | 100 55 | 100 57 | 100 55 |
итого по предмету УО – 98 % КО – 55%
Об уровне обученности учащихся по русскому языку и литературе свидетельствуют итоги государственной аттестации учеников 9-ых классов за последние 3 года:
Учебный год | Успеваемость | Качество |
2009-2010 уч.год 2010- 2011 уч. год | 100% 100% | 36% 34% |
График результатов ГИА – 9
Анализ результатов государственной аттестации выпускников 9-ых классов
показывает, что все учащиеся к концу 9-ого класса достигают обязательного уровня владения теоретическими знаниями и практическими умениями в соответствии с «Минимумом обязательного содержания основного общего образования по русскому языку». В текущем учебном году ГИА в 9 классе по русскому языку сдавали в традиционной форме. Успеваемость составила 100 %, качество знаний 34 %.
Итоги государственной аттестации выпускников 11-ых классов по русскому языку за последние 3 года:
год | успеваемость | качество | Средний балл (рейтинговый) |
2008-2009 | 100% | 41% | 57 |
2009-2010 | 95% | 38% | 52 |
2010 -2011 | 100% | 70% | 64 |
График результатов ЕГЭ
ЕГЭ по литературе успешно сдали трое учеников (экзамен по выбору): минимальный первичный балл- 61, максимальный – 72; средний рейтинговый – 66 баллов.
Характеристика классов по уровню подготовки:
Уровень «А» (слабый): 6а, , 10
В данных классах обучаются дети с низким уровнем возможностей, с плохой памятью, с низким уровнем развития техники чтения. Большая часть учащиеся этих классов нуждаются в педагогической поддержке. В этих классах преобладает ситуативный интерес, познавательный интерес на очень низком уровне.
Уровень «Б» (средний): 5б, 7а, 7б, , 8б, 9а, 9 б
Учащиеся данных классов осознают, что учёба им необходима для их дальнейшей жизни, учебную программу они осваивают на достаточном уровне – выше 40%, хотя у большинства учащихся этих классов наблюдается ситуативный интерес к учению, для подготовки к урокам они используют только материал учебника и лишь немногие учащиеся используют дополнительную литературу для чтения, справочную литературу, словари.
Уровень «С» (сильный): 5а, 6б, 8а, 11.
Большинство учащихся данных классов испытывают особый интерес к предмету, у них высокий познавательный интерес. Родители учащихся данных классов заинтересованы в успешном овладении их детьми знаниями по филологическим дисциплинам, они контролируют их учебную деятельность.
Особую тревожность вызывают классы 6а, 10. Учащиеся данных классов составляют группы, не способные к полноценному обучению и прохождению программного материала. Они имеют очень низкий уровень учебных возможностей. ОУУН у них также сформированы на низком уровне. В данных классах очень низкий уровень мотивации к обучению и уровень воспитанности. Знания не востребованы ни большинством учащихся, ни родителями.
Внеклассная работа по русскому языку и литературе представлена системно, охватывает все классы, реализует следующие воспитательные задачи:
- воспитание интереса к предмету;
-воспитание языковой личности, обладающей разными видами компетентности: лингвистической, языковой, правописной. коммуникативной и культуроведческой;
-воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств школьников.
В соответствии с программой Г.С. Меркина по литературе регулярно проводятся викторины по творчеству писателей, различные конкурсы: игры по произведениям Гоголя, Чехова, конкурс сказок, литературные пятиминутки.
В текущем учебном году школьники приняли участие в конкурсах регионального, федерального уровня и муниципального уровней: в областном конкурсе профориентации приняла участие ученица 5б класса Абрамова Валерия, в муниципальном конкурсе «Живая классика» учащиеся 6б Родина Алена (учитель Филатова Т.Н.) и 5б класса Бодрикова Юлия, Медведев Андрей (учитель Чудина И.В.), занявшие первые три места в одноименном школьном конкурсе. Участниками Интернет-фестиваля по русскому языку в номинации «Социальная реклама» были ученицы 11 класса Бердникова Юлия и Корзютина Анастасия (учитель Филатова Т.Н.). Дипломы участников областного конкурса литературного творчества «Взлет» получили Бердникова Юлия 11 класс, Семенченко Ирина 6б класс; диплома 3-й степени удостоена Бирюлева Анна 11 класс (учитель Филатова Т.Н.)
Внеклассная работа по предмету нашла свое отражение в проведении предметной недели по русскому языку и литературе
Литературная неделя «Знатоки филологии»
Цель: воспитание любви и уважения к русскому языку и литературе
Задачи:
- Развитие интереса к русскому языку и литературе;
- Развитие речи учащихся;
- Углубление знаний по предметам, применение этих знаний на практике;
- Развитие коммуникативных умений школьников.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.
№ п/п | Дата | Мероприятие | Ответственный | Место проведения |
1 | 29 февраля | Конкурс чтецов «Живая классика» 5-6 классы | Минаева Н.А. Филатова Т.Н. Чудина И.В. | Кабинет №17 |
2 | 27 февраля | Литературная викторина «В гостях у сказки» - 5-е классы | Чудина И.В. Минаева Н.А. | Актовый зал |
3 | 28 февраля | КВН «В мире фразеологизмов» | Филатова Т.Н. Чудина И.В. | Кабинет №17 |
4 | 1 марта | Конкурс электронных газет «Юные филологи» 7-е классы | Бирюлева Т.М. Филатова Т.Н. | Кабинет 21 |
5 | 2 марта | Литературная игра «Души прекрасные порывы» 8-9 классы | Бирюлева Т.М. Минаева Н.А. | Актовый зал |
6 | 6 марта | Конкурс презентаций «По страницам Литературных произведений 10-11 классы | Филатова Т.Н. Чудина И.В. | Кабинет №17 |
7 | 6 марта | Конкурс чтецов «Адрес детства – Ростовская область» (начальная школа) | Учителя 1-4 классов Минаева Н.А Филатова Т.Н | Кабинет №8 |
8 | 2-3 марта | Конкурс рисунков «Моя Родина – Белая Калитва» | Учителя1-4 классов, Чудина И.В Бирюлева Т.М. | Холл 1 этаж |
9 | 27февраля- 7 марта | Выставка книг «Любители русской словесности» | Лебедева Е.В (библиотекарь) | Библиотека 2 этаж |
С 10 по 17 марта 2012 года в нашей школе прошла литературная неделя, которая носила название «Знатоки филологии». В ней приняли участие школьники 1-11 классов.
Среди учащихся 1-4 классов были проведены 2 конкурса: конкурс стихов «Адрес детства – Ростовская область» и конкурс рисунков с одноименным названием.
Победителями и призерами конкурса рисунков стали: Пушкарь Анна (2б), Луганцев Андрей (1б), Фетисова Кристина (1в).
В конкурсе стихов отличились:
Пушкарь Анна (2б), Чудин Константин (2а), Белова Ольга (2а)
Учащиеся 5-х классов приняли участие в литературной игре «В гостях у сказки». Победила команда учащихся 5б.
Ребята 7-х классов отличились в выпуске тематических газет
Восьмиклассники и девятиклассники соревновались в разнообразных номинациях литературной игры «Души прекрасные порывы». Лучшими оказались учащиеся 8а класса, второе место заняли ребята из… , третьими были представители … класса. Школьники представили на суд жюри и зрителей старинные костюмы, сценки из литературных произведений, занимательные вопросы
Десятый и одиннадцатый класс участвовали в «Своей игре», где ребятам нужно было проявить смекалку, показать знания литературных произведений, вспомнить факты биографии известных писателей и поэтов. Следует отметить, что участники команд и многие болельщики с большим интересом принимали участие в соревновании. С минимальным отрывом победу одержала команда выпускников.
Проведенные мероприятия показали, что наибольший интерес к происходящему проявили учащиеся 5-х классов. При подготовке к соревнованиям учащиеся пользовались произведениями русских и зарубежных писателей, фольклорными произведениями, различными словарями, а также материалами, представленными в сети Интернет
Кружковая работа «Литературное творчество» - руководитель Чудина И.В. За прошедший учебный год членами кружка выпущены 8 тематических вестников. Ученики из разных классов печатали здесь свои статьи, вестники рассказывали о наиболее значимых событиях в жизни школы, публиковались школьные новости.
Участие в олимпиадах
Литература
9 класс – 7 человек – 2 место Евстигнеева Екатерина (Учитель Минаева Н.А.)
10 класс –4 человека – 1 место Чаленко Станислав (учитель Чудина И.В.)
11 класс – 5 человек – 1 место Бирюлева Анна, победитель городской, призер областной (учитель Филатова Т.Н).
Русский язык
9 класс -10 человек- 1 место Родина Мария (учитель Минаева Н.А.)
10 класс - 6 человек 2 место Борисова Виктория (учитель Чудина И.В.)
11 класс – 9 человек – 1 место Бирюлева Анна (учитель Филатова Т.Н.)
Все вышеперечисленные школьники были участниками муниципальных олимпиад по русскому языку и литературе..
Посещение уроков
В течение года каждый член ШМО посетил несколько уроков своих коллег.
Отмечено, что все уроки проведены на достаточно высоком профессиональном уровне. Четко прослеживается структура урока, на каждом из посещенных уроков было определено, что учащиеся должны знать и уметь, ясно просматривалась воспитательная цель, велась работа по развитию речи. К общим недостаткам уроков можно отнести нерациональное использование времени на различных этапах урока. (Таблицы оценивания прилагаются)
Таким образом, методическое объединение учителей русского языка и литературы работает в соответствии с учебным планом. Деятельность ШМО представлена во всех направлениях. Образовательный стандарт обеспечен как по русскому языку, так и по литературе. Работу ШМО следует оценить как удовлетворительную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »
Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....
Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.
В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...
Методическая работа учителя русского языка и литературы
План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы...
Анализ методической работы учителей русского языка и литературы
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы....
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы по теме: " Из опыта работы по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе"
Опыт работы учителя русского языка и литературы Евгении Фёдоровны Платоновой по организации внеурочной проектной деятельности обучающихся....
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К.
Отзыв о работе учителя русского языка и литературы Гасановой С.Б. учителя русского языка и литературы Ахмедовой У.К....