Разработка СИПР
материал
Разработка специальной индивидуальной программы развития обучающейся индивидуально на дому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_anya.docx | 96.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
РАССМОТРЕНА протокол ППК № _____ от «____» _______ 2022г. |
УТВЕРЖДЕНА приказом № _____ от «____» _______ 2022г. |
СОГЛАСОВАНА родители (законные представители) ________(……..) |
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПО ПРЕДМЕТАМ УЧЕБНОГО ПЛАНА
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ….КЛАССА
……….
(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями,
тяжелыми и множественными нарушениями развития)
(2 вариант, редакция 2021 года)
Объем: 684 ч.
Речь и альтернативная коммуникация: 136ч.
Математические представления: 102ч.
Окружающий природный мир: 68ч.
Человек 34ч.
Домоводство: 68 ч.
Окружающий социальный мир: 68 ч.
Изобразительная деятельность: 102ч
Профильный труд: 68 ч.
Адаптивная физкультура: 68 ч.
Коррекционно–развивающие занятия: 68 ч.
Учитель-дефектолог: Идашева А.К.
г. Нефтеюганск
Оглавление
1 | Индивидуальные сведения о ребёнке | |
2 | Психолого-педагогическая характеристика | |
3 | Индивидуальный учебный план | |
4 | Содержание образования | |
4.1. | Планируемые образовательные результаты по предметам | |
4.2. | Содержание учебного предмета, курса | |
4.3. | Нравственное воспитание | |
4.4. | Формирование экологической культуры, здорового образа жизни | |
4.5. | Внеурочная деятельность | |
5 | Программа сотрудничества с семьей | |
6 | Специалисты, участвующие в реализации программы | |
7 | Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов | |
8 | Средства мониторинга и оценки динамики обучения | |
9 | Календарно - тематическое планирование | |
9.1. | Речь и альтернативная коммуникация | |
9.2. | Математические представления | |
9.3. | Окружающий природный мир | |
9.4 | Человек | |
9.5 | Окружающий социальный мир | |
9.6 | Домоводство | |
9.7. | Коррекционно-развивающие занятия | |
10 | Приложение |
1.Индивидуальные сведения о ребёнке.
Ф.И.О ребенка: ……..а Тимофеевна
Возраст ребенка на момент составления программы и дата рождения:
12 лет, 25.08. 2007 г
Место жительства: г. Нефтеюганск, …..
Родители: мать: …… (национальность - русская, гражданка России); отец: ……Тимофей Александрович (национальность - русский, гражданин России).
Шестой год обучения в КОУ « Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с огра- ниченными возможностями здоровья» по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Форма получения образования: 1 (первый) класс с ……. года на дому
Ступень обучения: 2.
2. Психолого-педагогическая характеристика
Общие сведения. …. 25….. года рождения, проживает по адресу г. Нефтеюганск, …….. Обучается в КОУ «Нефтеюганская школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» с … г. (Заключение психолого-медико-педагогической комиссии от 16.01…. года, протокол № …, путевка №….). Девочка посещает реабилитационный центр «Детство». Социальный статус – «ребенок-инвалид». По состоянию здоровья обучается на дому.
Сведения о семье. Анна воспитывается в полной семье, состоящей из четырех человек (родители и сестра-близнец). Семья проживает в трёхкомнатной квартире. Родители заботятся о ребёнке. Девочка обеспечена всем необходимым для жизнедеятельности и обучения, всегда аккуратная и опрятная. Отношение к ребёнку в семье доброжелательное и внимательное. Родители принимают активное участие в обучении и воспитании дочери.
Общая осведомленность и социально бытовая ориентировка. Запас знаний и представлений об окружающем мире не соответствует возрастной норме. Аня называет основные цвета спектра (красный, жёлтый, зелёный) и формы геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник). Размеры сравнивает способом наложения. Названия времён года и их последовательность не устанавливает, части суток не определяет. Называет свой возраст, устанавливает родственные связи. Ориентируется в схеме лица и тела.
Состояние здоровья не позволяет ребёнку самостоятельно выполнять культурно-гигиенические операции. Навыки самообслуживания не сформированы. Личные вещи распознаёт, но самостоятельно одеваться и раздеваться не может в связи с двигательными нарушениями.
Посещаемость. Пропуски уроков без уважительной причины отсутствуют.
Характер учебной деятельности. К учебной деятельности относится заинтересованно. С нетерпением ожидает начало занятий. Предпочтения отдает определённым учебным предметам (письмо, изобразительное искусство, трудовая подготовка). Устные предметы быстро утомляют. Учебные задания выполняет с помощью учителя.
Развитие устной речи. Обращенную речь понимает на бытовом уровне. Из-за нарушения речевой функции и артикуляционного аппарата в речи прослеживается невнятное, косноязычное звукопроизношение. Испытывает трудности в назывании многих часто встречающихся предметов. Самостоятельная речевая деятельность на стадии формирования.
Чтение. С интересом просматривает детские иллюстрированные книги. Не всегда узнаёт и называет предметы окружающей действительности, обобщать не может. По прочитанному учителем небольшого текста отвечает на вопросы с опорой на наглядность. Изученные буквы знает, но не все. Чтение побуквенное, в слиянии слогов затрудняется.
Владение письменной речью. Ведущая рука – левая. Координация и темп движений нарушены. Умеет держать в руке карандаш и ручку, но силу нажима карандаша не регулирует. Буквы обводит по контуру и шаблону. Графический образ буквы не усвоен.
Сформированность учебных навыков по математике. Знает и называет геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник). С направляющей помощью учителя соотносит их с предметами ближайшего окружения. Прямой порядковый счёт от 1 до 5 усвоила слабо, путается при счёте, но при направляющей помощи взрослого может правильно посчитать в порядке возрастания. Вычислительные операции не выполняет. Не умеет соотносить количественное число предметов с соответствующей цифрой. Цифры обводит по контуру карандаша. Графический образ цифры не усвоен. Хорошо усвоены количественные представления на уровне "много - мало", "большой - маленький".
Трудовая подготовка. На уроках труда самостоятельно рабочее место не готовит, технику безопасности соблюдает под контролем учителя, лепит из пластилина заготовки, детали изделия соединять затрудняется, при выполнении аппликации нуждается в организующей помощи по расположению деталей изображаемого предмета. Частично усвоила работу с ножницами.
Сформированность школьно-значимых умений. Темп работы на уроке медленный, неравномерный. Внимание неустойчивое и поверхностное. Процессы запоминания и воспроизведения нарушены. В процессе учебно-познавательной деятельности работоспособность обучающейся заметно замедляется и наблюдается утомляемость. Продуктивная деятельность составляет 10-15 минут. Обучающейся становится трудно заниматься, долго включается в работу. Не может сосредоточиться на основном задании. Перестаёт выполнять инструкцию учителя. Не доводит начатое дело до конца. Может закрыть тетрадь или учебник, давая понять, что у нее нет желания продолжить дальнейший урок. При этом девочка может потребовать пластилин или краски, предметы которых не входят в данный момент по расписанию. В учебных заданиях без помощи учителя не ориентируется, ошибки в выполненном задании не находит. Дать самооценку результатам своего труда не может. Помощь учителя принимает, но старается выполнить работу самостоятельно.
Усвоение учебной программы. Адаптированную образовательную программу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью усваивает на низком уровне. Динамика развития незначительна. Наблюдается незначительная положительная динамика в развитии мелкой моторики.
Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке соблюдает с обучающей помощью учителя. С взрослыми в контакт не вступает, стесняется. Простейшие поручения учителя выполняет.
Эмоциональное состояние в учебной ситуации. Девочка весёлая, добрая, улыбчивая. Всегда бывает в хорошем настроении. В общении использует мимику, жесты. Эмоциональный фон в общей динамике - уравновешенный. Неудачу чаще не оценивает, ориентируется на мнение взрослого. На замечания реагирует адекватно, обижается редко.
Развитие волевых качеств. Проявлять настойчивость и упорство при выполнении трудных заданий не может. Нуждается в поощрениях, поддержке и помощи.
Общие выводы и впечатления о ребёнке. Аня нуждается в постоянной внешней поддержке и надзоре, щадящем охранительном режиме и организации обучения, учитывающего специфические образовательные потребности девочки. В условиях надомного обучения способна работать в соответствии с учебным планом.
Заключение ПМПК (май 2019г.) Задачи решены частично. Продолжить обучение в 6 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2. Нуждается в уменьшении объёма учебной нагрузки, перераспределении учебного плана в сторону увеличения часов коррекционных курсов с учётом индивидуальных образовательных потребностей (СИПР). Нуждается в логопедической и дефектологической помощи.
Задачи индивидуального образовательного маршрута
на 2020 – 2021 учебный год
Учебно – коррекционная задача: Сформировать умение выполнять действия сложения и вычитания чисел в пределах 7.
Коррекционно – воспитательная задача: Формировать умение удерживать инструкцию учителя и доводить начатое дело до конца.
Коррекционно — развивающая: Коррекция крупной и мелкой моторики, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Коррекция звукопроизношения.
Приоритетные образовательные предметы:
- Речь и альтернативная коммуникация
- Окружающий природный мир
3.Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год (СИПР)
Таблица 1.
Класс | Учебные предметы | Всего часов в неделю | Контрольные работы в год | Практические работы в год |
6 | «Речь и альтернативная коммуникация» | 2 | 26 | |
«Математические представления» | 2 | 5 | 10 | |
«Окружающий природный мир» | 2 | 10 | ||
«Человек» | 1 | 18 | ||
«Окружающий социальный мир» | 1 | 4 | ||
«Домоводство» | 1 | 7 | ||
«Коррекционно-развивающие занятия» | 2 | 68 |
Объём учебных предметов
По базисному учебному плану для изучения предметов отводится 374 часа в год.
Таблица 2
№ п/п | Кол-во часов Предмет | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
«Речь и альтернативная коммуникация» | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 | |
«Математические представления» | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 | |
«Окружающий природный мир» | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 | |
«Человек» | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | |
«Окружающий социальный мир» | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | |
«Домоводство» | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 | |
«Коррекционно-развивающие занятия» | 18 | 14 | 20 | 16 | 68 | |
Итого: | 99 | 77 | 110 | 88 | 374 |
4. Содержание образования
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразо- вательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множествен ными нарушениями развития» (Вариант 2)
Место предмета в учебном плане.
Предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика». В учебном плане предмет представлен с расчётом по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты
освоения курса
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учётом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой отсталостью требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Возможные личностные результаты освоения программы могут включать:
- освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Возможные предметные результаты должны отражать
- способность понимать обращённую речь;
- умение определять интонацию;
- умение вступать в контакт;
- понимать смысл доступных жестов и графических изображений, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
- умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядами, мимикой для выражения индивидуальных потребностей
Содержание учебных предметов и коррекционных курсов
Содержание |
«Речь и альтернативная коммуникация» |
Цель учебного предмета - формирование коммуникативно-речевых умений, овладение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально реализоваться в окружающей жизни, занять адекватное социальное положение в обществе. Задачи учебного предмета:
|
Коммуникация. Установления контакта с собеседником. Просьба о помощи. Благодарность. Диалог. Очерёдность в диалоге. Ответы на вопросы (словом, предложением). Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации Импрессивная речь: Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Экспрессивная речь: Называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса). Называние (употребление) обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях Чтение и письмо (2-й букварный период). Звук и буква Ш. Определение места звука и буквы Ш в слове. Письмо по обводке печатной буквы Ш. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Ш. Звук и буква П. Определение места звука и буквы П в слове. Письмо по обводке печатной буквы П. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой П. Звук и буква Т. Определение места звука и буквы Т в слове. Письмо по обводке печатной буквы Т. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Т. Звук и буква К. Определение места звука и буквы К в слове. Письмо по обводке печатной буквы К. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой К. Составление и чтение слогов с изученными буквами. Звук и буква З. Определение места звука и буквы З в слове. Письмо по обводке печатной буквы З. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой З. Составление и чтение слогов с изученными буквами. Чистоговорки. Звук и буква Р. Определение места звука и буквы Р в слове. Письмо по обводке печатной буквы Р. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Р. Различай Л-Р. Звук и буква Й. Определение места звука и буквы Й в слове. Письмо по обводке печатной буквы Й. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Й. Различай И-Й. Звук и буква Ж. Определение места звука и буквы Ж в слове. Письмо по обводке печатной буквы Ж. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Ж. Различай Ж-Ш. Звук и буква Б. Определение места звука и буквы Б в слове. Письмо по обводке печатной буквы Б. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Б. Различай Б-П. Звук и буква Д. Определение места звука и буквы Д в слове. Письмо по обводке печатной буквы Д. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Д. Различай Д-Т. Звук и буква Г. Определение места звука и буквы Г в слове. Письмо по обводке печатной буквы Г. Образование и чтение прямых и обратных слогов со звуком и буквой Г. Различай Г- К. Написание изученных букв под диктовку (печатные буквы). Составление и чтение слогов с изученными буквами. Графические действия с использованием элементов графем: обводка, печатание букв. Рисуем вместе – алфавит (изученные буквы) . Лепим вместе - алфавит (изученные буквы). Слушание русских народных сказок. Составление ответов на вопросы по содержанию прочитанного текста. |
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Содержание предмета «Математические представления» представлено следующими разделами: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Математические представления» входит в образовательную область
«Математика». В учебном плане предмет представлен с расчётом по 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты
освоения курса
Возможные личностные планируемые результаты:
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Возможные предметные планируемые результаты:
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных ребёнку пределах.
Содержание |
«Математические представления» |
Цель учебного предмета: формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни. Задачи учебного предмета:
|
Количественные представления Объединение предметов в единое множество. Сравнение множеств (без пересчёта, с пересчётом). Преобразование множеств (увеличение множества, уменьшение множества, уравнивание множеств). Представление о числовой последовательности. Пересчёт предметов. Узнавание цифр. Соотнесение цифры с количеством предметов. Написание цифры. Представления о форме Соотнесение предмета с геометрической фигурой. Рисование и штриховка геометрической фигуры («треугольник», «квадрат», «прямоугольник», «круг»). Представление о величине Сравнение предметов по величине. Составление упорядоченного ряда (по убыванию, по возрастанию). Сравнение предметов по длине. Различение по ширине однородных предметов. Сравнение предметов по ширине. Различение предметов по высоте. Сравнение предметов по высоте. Различение предметов по весу. Пространственные представления Пространственные представления (верх, низ, перед, зад, право, лево). Определение месторасположения предметов в пространстве («близко», «около», «рядом», «далеко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева»). Перемещение в пространстве в заданном направлении («вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «вправо», «влево»). Ориентация на плоскости («верх», «низ», «середина», «правая сторона», «левая сторона»). Временные представления Различение частей суток («утро», «день», «вечер», «ночь»). Соотнесение действия с временным промежутком («сейчас», «вчера», «сегодня», «завтра»). |
Геометрическая форма. Круг. Число и цифра 1, 2. Печатание и написание цифр 1, 2. |
Пространственные понятия: слева, справа. Сравнение чисел 1, 2. |
Пространственные понятия: в середине, между. Число и цифра 3. Состав числа 3. |
Геометрическая форма. Квадрат. Предметы квадратной формы. Числовой ряд 1, 2, 3. |
Геометрические фигуры. Круг и квадрат. Число и цифра 4. |
Сравнение предметов по длине: длиннее, короче, одинаковой длины. Состав числа 4. |
Упражнения в написании цифры 4. Состав числа 4. |
Геометрические фигуры. Треугольник. Предметы треугольной формы. Состав числа 4. |
Сравнение предметов по ширине: шире, уже, одинаковой ширины. Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4. |
Геометрические фигуры. Прямоугольник. Предметы прямоугольной формы. Соотношение количества, числительного и цифр 1, 2, 3, 4. |
Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4. |
Объединение предметов в различные множества по признаку цвета, формы, величины. |
Повторение пройденного материала. Составление примеров по рисунку. |
Сутки. Части суток. Утро, день, вечер, ночь. |
Уравнивание групп предметов. Сравнение чисел 1, 2, 3,4. |
Знаки «+»и «=». Составление и записывание примеров. |
Уменьшение количества предметов в группе. . Знак «-». |
Уравнивание групп предметов. Уменьшение и увеличение количества предметов в группе. |
Пример: условие, вопрос, решение, ответ. |
Решение примеров. |
Составление и решение простых примеров. |
Число и цифра 5. Числовой ряд. |
Прямой и обратный счет. |
Соотношение количества, числительного и цифры 5. Печатание и написание цифры 5. |
Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4, 5. |
Временные понятия: сегодня, давно – недавно. Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4, 5. |
Состав числа 5. Составление и записывание примеров |
Состав чисел 4 и 5. Уравнивание групп предметов. |
Уменьшение количества предметов в группе. |
Увеличение количества предметов в группе |
Уменьшение и увеличение количества предметов в группе |
Уменьшение и увеличение количества предметов в группе в пределах 5-ти. |
Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4, 5. |
Арифметическое действие «сложение». |
Составление и решение примеров по рисунку. |
Арифметическое действие «вычитание». |
Составление и решение примеров по рисунку |
Точка. Прямая линия. Кривая линия. Повторение. Число и цифра. Сравнение количества предметов. |
Число и цифра 6. Куб. |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 6-ти. |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 6-ти. |
Соотношение количества, числительного и цифры 6. |
Соотношение количества, числительного и цифры 1,2, 3, 4, 5, 6. |
Сравнение предметных множеств и чисел 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Состав числа 6. |
Уменьшение количества предметов в группе. |
Увеличение количества предметов в группе. |
Уменьшение и увеличение количества предметов в группе. |
Уменьшение и увеличение количества предметов в группе в пределах 6-ти. |
Составление и решение примеров по рисунку |
Число и цифра 7. |
Числовой ряд. Прямой и обратный счет в пределах 7-ми. |
Повторение изученного материала. Составление и решение примеров по рисунку. |
«ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР»
Пояснительная записка
Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представле-
ний о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание предмета «Окружающий природный мир» представлено следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Неживая природа».
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Окружающий природный мир» обозначен как самостоятельный предмет, что подчёркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. Предмет «Окружающий природный мир» относится к предметной области «Окружающий мир». Срок изучения учебного предмета – 7 лет, 5-11 классы. В учебном плане предмет представлен с расчётом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Возможные личностные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям;
- представления об объектах неживой природы (солнце, огне);
- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья;
- представления о животном и растительном мире;
- элементарные представления о течении времени: смена событий дня, суток;
умение различать части суток.
Содержание |
«Окружающий природный мир» |
Цель учебного предмета: формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Задачи учебного предмета: формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы; формирование временных представлений; формирование представлений о растительном и животном мире; |
Временные представления Осень. Признаки осени. Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь. Растения осенью. Растения сада, леса. Практическое занятие (изготовление гербария). Животные осенью. Насекомые и птицы осенью. Перелётные и зимующие птицы. Занятия людей осенью. Зима. Признаки зимы. Зимние месяцы. Растения зимой. Животные зимой. Занятия людей зимой. Весна. Признаки весны. Весенние месяцы. Растения весной. Птицы, насекомые весной. Животные леса весной. Занятия людей весной. Лето. Признаки лета. Летние месяцы. Растения летом: цветы, ягоды. Дикие животные летом. Занятия людей летом. Растительный мир. Деревья, кустарники, травы. Сравнение растений. Части растений: корни. Части растений: стволы, стебли. Части растений: листья, цветы. Растения сада. Деревья, кустарники. Лес. Лиственные и хвойные деревья. Плоды и семена растений (практическое занятие).Лесные ягоды. Грибы. Травы. Повторение по теме «Растительный мир». Животный мир. Животные. Дикие и домашние животные. Дикие животные: лось, кабан, заяц. Домашние животные: корова, свинья, кролики. Практическое занятие по теме «Свинья и кабан. Кролик и заяц». Птицы. Строение птицы. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Хищные птицы. Певчие птицы. Неживая природа. Солнце в разные времена года. Восход и закат солнца. Календарь (практическое занятие). Воздух. Значение воздуха. Термометр (практическое занятие) Ветер практическое занятие) . Направление ветра (практическое занятие). |
«ЧЕЛОВЕК»
Пояснительная записка
Приобщение ребёнка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Общая характеристика учебного предмета в учебном плане
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания. Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Место учебного предмета в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта предмет «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, включён в федеральную (базисную) часть учебного плана (образовательная область: «Окружающий мир»), что подчёркивает его особое значение в системе образования детей.
На его изучение отведено 4 года обучения, 5-8 классы.
В учебном плане предмет представлен с расчётом 1 час в неделю, 34 часа в год.
Возможные личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:
Возможные личностные результаты:
Умение определить:
- свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- умение определить состояние своего здоровья;
- умение определить свою половую принадлежность (без обоснования);
- национальность.
- свою возрастную группу (ребёнок, подросток, юноша);
Умение проявлять уважение к людям старшего возраста.
Умение осознавать, что может, а что ему пока не удаётся;
- понимать эмоциональные состояния других людей;
- понимать язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявлять собственные чувства;
- устанавливать и поддерживать контакты;
- пользоваться речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использовать элементарные формы речевого этикета;
- принимать доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвовать в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
- испытывать потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремиться помогать окружающим
- сообщать о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщать об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.);
- осознавать ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознавать, что определённые его действия несут опасность для него;
- осознавать ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
- принимать участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Возможные предметные результаты:
- представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других: соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
- представления о собственном теле;
- отнесение себя к определённому полу;
- умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст;
- умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей: умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.;
- умение сообщать о своих потребностях и желаниях;
- умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами: умение определять своё самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому;
- умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытьё рук перед едой и после посещения туалета);
- умение следить за своим внешним видом.
Содержание |
«Человек» Цель обучения - состоит в формировании представлений о себе как «Я» и своём ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслужи- вания. Формирование представлений о человеке как о части живой природы, о взаимодей- ствии человека с природой, образе жизни человека. Задачи программы: уточнить имеющиеся у детей представления о человеке и его образе жизни, дать новые знания об основных его элементах; на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о человеке как о части живой природы и о социальной роли в обществе; научить детей вести здоровый образ жизни. |
Представления о себе. Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Гигиена тела. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, смывание шампуня с волос, вытирание волос. Обращение с одеждой и обувью. Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Туалет. Туалетные принадлежности, их назначении. Учить последовательному выполнению гигиены в туалетной комнате. Воспитание чистоплотности. Прием пищи. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Семья. Формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Семейные праздники. |
ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»
Пояснительная записка.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Предполагаемые личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами освоения предмета обучающихся являются:
- социально - эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.
Предметные результаты:
- представления о мире, созданном руками человека: интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
- опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребёнка.
- накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них;
- умение соблюдать семейные традиции,
уточнять и расширять знания о роли семьи в жизни человека, знать свою роль в семье;
школьных, государственных праздников.
Содержание |
«Окружающий социальный мир» |
Цель учебного предмета: формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде. Задачи учебного предмета:
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
|
Школа. Соблюдение распорядка школьного дня. Поведение школьника. Знание имен учителей. Знание назначения школьных принадлежностей. Знание названий изучаемых школьных предметов. Дом. Квартира. Типы домов. Части дома. Помещения квартиры (детская, прихожая, комната, кухня, ванная комната, туалет, балкон).Домашний адрес. Представление о видах действий, совершаемых дома (уборка, отдых, приготовление пищи и т.д) Предметы быта. Знание назначения технического устройства (сотовый телефон, планшет). Соблюдение последовательности действий при пользовании телефоном. Электроприборы (телевизор, утюг, чайник) Предметы мебели (стол, стул, диван, кровать). Часы. Части (стрелки, циферблат). Различение часов (наручные, настенные, механические, электронные). Предметы быта. Транспорт. Транспорт. Наземный транспорт. Части наземного транспорта. Автобус. Машина (узнавание). Назначение. Город. Город, в котором мы живём. Магазин. Правила поведения в магазине. Страна. Государство, в котором мы живём. Государственная символика. Предметы и материалы, изготовленные человеком. Виды бумаги - картон, альбомный лист. Предметы из пластика – рамы, различные предметы. Предметы из стекла – окно, стакан. Предметы из резины – сапоги, игрушки. Предметы из дерева – стол, деревянные игрушки. Предметы из металла – игла, кастрюля. Предметы из ткани – одежда, постельное белье. |
«ДОМОВОДСТВО»
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью обучения курса «Домоводство» является предметно-практическое обучение, которое соответствует уровню психических возможностей детей. При планировании учебного материала были учтены основные разделы, предусмотренные программой: жилище, одежда и обувь, питание. На занятиях учащиеся выполняют практические работы по уходу за одеждой и жилищем, по приготовлению пищи.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Домоводство» входит в образовательную область «Окружающий мир».
В учебном плане предмет представлен с расчётом 1 час в неделю, 34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:
Возможные личностные результаты освоения программы могут включать:
- основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
- слушание и понимание инструкции педагога;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Возможные предметные результаты должны отражать
- проявлять интерес к объектам, созданным и используемым человеком;
- иметь представления о предметах посуды, мебели, продуктах питания, уборочного инвентаря, бытовой техники;
- уметь соблюдать элементарные правила безопасного использования предметов в быту;
- иметь представления о социальных ролях людей;
- овладеют умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома;
- уметь выполнять доступные бытовые виды работ: уборка, стирка, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Содержание |
«Домоводство» |
Цель учебного предмета: формирование жизненно необходимых навыков хозяйственно-бытового труда, как простого и доступного вида практической деятельности, который содействует общему развитию детей со сложным дефектом, а также является средством формирования у них бытовой ориентировки и активного познания окружающей действительности. Задачи учебного предмета:
|
Дом, квартира назначение комнат. Обращение с кухонным инвентарем Кухня. Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне. Моющие средства для кухни. Кухонные приборы. Ложки и вилки. Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель. Викторина «Моя кухня». Продукты. Продуктовый магазин. Отделы магазина. Выбор продуктов. Срок годности продуктов. Молочные продукты. Хлебобулочные изделия. Виды мясных и рыбных продуктов . Виды круп. Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов» Уход за вещами. Ручная стирка. Наполнение ёмкости водой. Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи». Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины. Сортировка белья перед стиркой. Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима. Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине» Глажение утюгом. Различение составных частей утюга. Соблюдение последовательности действий при глажении белья. Глажение кухонной салфетки. Фен. Различение составных частей фена. Правила пользования феном. Сюжетно-ролевая игра «Я сушу волосы феном» Уход за комнатными растениями. Протирка пыли с цветов. Пересадка цветов. Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека. |
«КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ»
Пояснительная записка.
В учебном плане предмет представлен с расчётом 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Планируемые личностные и предметные результаты
Возможные личностные результаты:
- адекватные коммуникативные проявления (невербальные и вербальные) на обращённую речь взрослого в разнообразных ситуациях взаимодействия;
-устойчивый интерес к взаимодействию со знакомым взрослым, потребность в общении со знакомым взрослым и включение в коммуникативную ситуацию при использовании невербальных и вербальных, альтернативных средств общения;
- эмоциональные, голосовые и двигательные проявления на обращенную речь знакомого взрослого в конкретной ситуации взаимодействия;
- зрительный контакт «глаза в глаза»;
- фиксация и прослеживание за действиями взрослого в конкретной коммуникативной ситуации.
Возможные предметные результаты:
- выполнение конкретного действия по инструкции взрослого,
- использование пишущего предмета по назначению,
- проявление интереса к чтению взрослым коротких текстов,
- рассматривание иллюстраций,
- использование невербальных и альтернативных средств коммуникации в знакомых ситуациях социального взаимодействия,
- проявление интереса к пальчиковым играм, к графическим заданиям,
- элементарные графо - моторные умения,
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Содержание |
«Коррекционно-развивающие занятия» |
Цели образовательно-коррекционной работы с учётом специфики учебного предмета: - обучение, обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы. - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Задачи: 1. Создавать стимулирующие условия для развития элементарного восприятия. 2. Учить реагировать на различные раздражители. 3. Вырабатывать взаимодействие между анализаторными системами. 4. Учить выражать свои ощущения, предпочтения. 5. Учить воспринимать предметы разной формы, цвета, величины. |
Тренировка пальцев рук. |
Динамические движения пальцев рук. |
Управление рукой. |
Правая и левая стороны тела. |
Правая и левая стороны на листе. |
Верх – низ на листе и относительно тела. |
Центр, середина на листе. |
Спереди – сзади. |
Выше - ниже. |
Дальше – ближе. |
Ориентация в пространстве по словесной инструкции, команде. |
Ориентация в пространстве в подвижных играх. |
Ориентирование на листе бумаги. |
Определение местоположения предмета, рисунка на листе бумаги. |
Пространственные предлоги: над, под, за, около, перед. |
Пространственные предлоги: в, на, из-под, между. |
Пространственные предлоги. |
Итог. Любимые упражнения и задания. |
Различные временные понятия. |
Времена года. |
Месяцы. |
Типы, виды и формы календарей. |
Части суток. |
Распределение плана деятельности отдыха на суточный период. |
Режим дня. Расписание уроков. |
Временные понятия «вчера, сегодня, завтра». |
Понятия «прошлое, настоящее, будущее». |
Планирование действий на ближайшее и далёкое будущее. |
Анализ событий прошедшего дня. |
Складывание разрезных картинок из мелких деталей. |
Копирование изображения на листах в крупную и мелкую клетку. |
Итог. Что я могу сделать? |
Копирование изображения с помощью самостоятельно разлинованной сетки. |
Дорисовывание мелких деталей. |
Конструирование из мелких деталей. |
Складывание пирамидки зрительным соотнесением. |
Работа с почтовым ящиком с физическим примериванием. |
Работа с почтовым ящиком визуальным соотнесением. |
Конструирование из палочек и фигур наложением на картинку. |
Конструирование из палочек и фигур по показу. |
Конструирование из палочек и фигур по образцу. |
Конструирование из палочек и фигур по памяти. |
Конструирование по собственной задумке. |
Дидактическая игра «Сделай, как у меня». |
Дидактическая игра «Расставь, как было». |
Дидактическая игра «Дорисуй». |
Дидактическая игра «Самые внимательные» |
Дидактическая игра «Что в коробке?» |
Дидактическая игра «Расскажи, как было» |
Дидактическая игра «Какой инструмент звучит?» |
Дидактическая игра «Узнай по звуку». |
Дидактическая игра «Говори наоборот». |
Дидактическая игра «Разложи по порядку» |
Итог. Чему я могу научить других? |
Нахождение парных картинок. |
Нахождение парных картинок среди группы подобных. |
Группировка предметов, одинаковых по цвету. |
Группировка предметов, одинаковых по размеру. |
Группировка предметов, одинаковых по форме. |
Группировка предметов, одинаковых по массе. |
Группировка предметов, одинаковых по текстуре. |
Группировка предметов, одинаковых по звучанию. |
Группировка по родовой принадлежности. |
Нахождение лишнего по внешнему признаку. |
Нахождение лишнего по родовой принадлежности. |
Упражнение «На что похожи наши ладошки». |
Игра «Узнай, кто в домике живёт». |
«Геометрическое лото». |
Лото «Форма и цвет» |
Итог «Любимые упражнения и задания» |
4.3. Нравственное развитие
- Способность замечать и запоминать происходящее, радоваться новому дню, замечая какие события, встречи, изменения происходят в жизни;
- доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приёма пищи и др.);
- умение выражать свои желания, делая выбор;
- усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учёбе, работе, досуге.
4.4 Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
- Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья;
- безопасное поведение в окружающей среде.
4.5 Внеурочная деятельность.
Таблица 5.
Название мероприятия | Планируемая деятельность ребенка в мероприятии |
«1 сентября – День Знаний» | Присутствие на Уроке мира. |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Участие в Конкурсе рисунков «НЕТ терроризму!» |
«Декада инвалидов» | Подготовка к мероприятию: изготовление заготовок для мастер-класса по изобразительной деятельности; участие в мастер-классах |
День матери в России | Подготовка к мероприятию: изготовление поздравитель- ной открытки. |
«Новый год» | Подготовка к мероприятию: изготовление новогодних открыток; игрушек; участие в новогоднем празднике |
«День защитника Отечества» | Подготовка к мероприятию: изготовление поздра- вительной открытки. |
«День 8 Марта» | Подготовка к мероприятию: изготовление поздра- вительной открытки. |
«Масленица» | Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, приготовление теста и выпекание блинов; участие в мероприятии. |
Игра | Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино». |
День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов | Подготовка к мероприятию: участие в Конкурсе рисунков, аппликаций, посвящённых Дню Победы |
Международный день защи- ты детей | Подготовка к мероприятию: участие в Конкурсе рисун- ков, посвящённых Дню защиты детей. |
5. Программа сотрудничества с семьёй.
Таблица 6.
Задачи | Мероприятия |
Повышение осведомлён- ности родителей об особен ностях развития и специфи ческих образовательных потребностях ребёнка |
|
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР, единства требований к обучающейся в семье и в образовательной организа ции |
|
Организация регулярного обмена информацией о ребёнке, о ходе реализации СИПР и результатах её освоения |
|
Организация участия родите лей во внеурочных мероприя тиях |
|
6. Специалисты, участвующие в реализации программы
Сведения об авторе:
ФИО: Гайсина Эльвира Ахмадеевна
Образование: учитель
Стаж работы: 39 лет
Квалификационная категория: первая.
Специалисты: учитель-предметник, учитель - дефектолог, педагог дополнительного образования.
7. Перечень необходимых технических средств, дидактических материалов, учебно-методической литературы
- Предметы для нанизывания на шнур, нить (бусины, пуговицы), мелкая мозаика, баночки разной величины с крышками
- Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты»
- Набор пиктограмм
- Набор предметов для группировки по цвету, форме и величине, вкладыши по форме и величине, геометрическое и цветовое домино, геометрическое лото, матрёшка, пирамидка, счётный материал, разрезные картинки для составления изображения из 2-3 частей
- Инструменты и материалы для изобразительной деятельности: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», альбом для рисования, цветные карандаши треугольного сечения, ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки
- Компьютер, презентации, видеозаписи.
Дополнительная литература:
1. В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина «Букварь» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Издательство: Москва «Просвещение» 2018
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). – М., 2014
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие.- М.: АРКТИ, 2014.- 124 с.
5. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР.// Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015
6. С.В. Комарова «Речевая практика» 3 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
7. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И. Шишкова «Букварь» 1 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
8. Т.В. Алышева «Математика» 1 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
9. М.Ю. Рау «Мир природы и человека» 3 класс (2 части). Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
10. М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство» 3 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
11. Л.А. Кузнецова «Ручной труд» 3 класс. Учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Издательство: Москва, «Просвещение» 2017
Базовая. Программы подготовительных 1–4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ, 2010
Печатные пособия
Наборы картинной азбуки .
Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.
Учебно-практическое оборудование
Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (для фронтальной и индивидуальной работы, образцы начертания рукописных букв).
Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам, схемы.
Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).
Наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам.
Технические средства обучения – планшет; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).
Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,
http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации
8. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Условные обозначения
Таблица 7.
Уровни освоения (выполнения) действий / операций | |
1. Пассивное участие / соучастие. - действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним). | |
2. Активное участие. действие выполняется ребёнком: | |
- со значительной помощью взрослого | |
- с частичной помощью взрослого | |
- по последовательной инструкции (изображения или вербально) | |
- по подражанию или по образцу | |
- самостоятельно с ошибками | |
- самостоятельно | |
Сформированность представлений | |
1. Представление отсутствует | |
2. Не выявить наличие представлений | |
3. Представление на уровне: | |
- использования по прямой подсказке | |
- использование с косвенной подсказкой (изображение) | |
- самостоятельное использование |
9. Календарно-тематическое планирование:
9.1 Календарно-тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»
9.2 Календарно-тематическое планирование по предмету «Математические представления»
9.3 Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий природный мир»
9.4 Календарно-тематическое планирование по предмету «Человек»
9.5 Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий социальный мир»
9.6 Календарно-тематическое планирование по предмету «Домоводство»
9.7 Календарно-тематическое планирование по предмету «Коррекционно -развивающие занятия».
10. Приложение.
Календарный график реализации программы Таблица 8.
Четверть | Сроки | Количество | Подпись провер-го | ||||
Учеб. недель | Учеб. дней | Запланированных часов по предметам | Факти чески провед-х часов | ||||
Класс 5 | Часы | ||||||
I четверть | 01.09.20г. по 28.10.20г каникулы 31.10.20г. по 08.11.20г. | 9 | 45 | Речь и альтернативная коммуникация | 18 | ||
Математические представления | 18 | ||||||
Окружающий природный мир | 18 | ||||||
Человек | 9 | ||||||
Окружающий социальный мир | 9 | ||||||
Домоводство | 9 | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 18 | ||||||
II четверть | 09.11.20г. по 28.12.20г. каникулы 29.12.20г. по 10.01.21г. | 7 | 35 | Речь и альтернативная коммуникация | 14 | ||
Математические представления | 14 | ||||||
Окружающий природный мир | 14 | ||||||
Человек | 7 | ||||||
Окружающий социальный мир | 7 | ||||||
Домоводство | 7 | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 14 | ||||||
III четверть | 11.01.21г. по 23.03.21г. каникулы 24.03.21г.по 31.03.2021г. |
10 | 50 | Речь и альтернативная коммуникация | 20 | ||
Математические представления | 20 | ||||||
Окружающий природный мир | 20 | ||||||
Человек | 10 | ||||||
Окружающий социальный мир | 10 | ||||||
Домоводство | 10 | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 20 | ||||||
IV четверть | 01.04.20г по 28.05.21г. каникулы 29.05.21г. П о 31.08.21г. | 8 | 40 | Речь и альтернативная коммуникация | 16 | ||
Математические представления | 16 | ||||||
Окружающий природный мир | 16 | ||||||
Человек | 8 | ||||||
Окружающий социальный мир | 8 | ||||||
Домоводство | 8 | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | 16 | ||||||
ИТОГО: | 34 | 170 | 374 |
Сведения о создании условий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья представлены в таблице:
Таблица 9
1. | Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Разработка и реализация СИПР"
Данный педагогический совет поможет педагогам понять структруту СИПР и смысл её реализации для детей с умеренной, тяжёлой умственной осталостью и ТМНР....
Разработка СИПР
Разработка специальной индивидуальной программы развития в контексте ФГОС...
Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.
Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...
Технология разработки СИПР для обучающихся с ТМНР в условиях обучения на дому
Обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), получае...
Участие в разработке СИПР
Участие в разработке СИПР...
Разработка СИПР
Разработка специальной индивидуальной программы развития с календарно-тематическим планированием...
Разработка СИПР
Согласно требованиям ФГОС образовательная программа разрабатывает для учащихся 2 варианта Специальную индивидуальную программу развития. Для некоторых учащихся тоже создается СИПР, если того требует з...