Программа профессионального развития учителя истории и обществознания.
статья

Чунихина Наталья Сергеевна

  Программа профессионального развития

 учителя истории и обществознания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное  Бюджетное  Образовательное  Учреждение

«СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов»

  Программа профессионального развития

 учителя истории и обществознания.

Тема:  Формирование школьной системы оценки качества образования.                               

                                                                        Составитель: высшей квалификационной категории: учитель истории и обществознания

                                 

 Чунихина Наталья Сергеевна

   

г. Нижневартовск  2022 г.

 Индивидуальная  тема самообразования:

«Формирование школьной системы оценки качества образования».

Работа над темой начата в 2021 году

           Предполагается закончить работу над темой в 2024 году.

 Введение:

Одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования, формирование общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином Российской Федерации, и реализуемых образовательных программ.

 Необходимость  создания  системы  оценки  качества  образования  школьного  уровня обусловлена введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В образовательном учреждении должна быть создана  система  получения  объективной  информации  о  результатах  обучения  в соответствии  с  образовательными  стандартами  (в  том  числе  -  определение  комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его  использование  как  неотъемлемого  инструмента  управления  качеством  образования), на основе которой можно будет принимать управленческие решения.

 Цель: совершенствование внутришкольной системы оценки качества  образования в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

  1. Определить систему критериев, показателей и индикаторов, позволяющих эффективно реализовать основные цели оценки качества образования;
  2. выявить факторы , влияющие на качество образования;
  3. создание условий для формирования компетенции педагогов в области педагогических измерений;
  4. формирование системы аналитических показателей, позволяющей отследить результативность и эффективность работы педагогических работников по достижению современного качества образования:
  5. создание системы информирования заинтересованных сторон о качестве образования школы.

Ожидаемые результаты:

  • повышение вовлеченности обучающихся к результатам своего образования по предмету ;
  • повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.

Программа профессионально развития  составлена  в соответствии с "Развитием образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года", программой развития школы и направлен на создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. 

Система управления качеством образования

Директор и его заместитель

Учитель

Классный

руководитель

Психолог

Ученик

Родитель

Создание условий повы- шения качества образования для обучающихся и педагогов. Определение методик, форм, критериев, показателей и процедур оценки результативности образова тельного процесса. Обеспечение эф­фективного соци­ального партнер­ства. Создание единой инфор-мационной системы. Систематическое изучение образовательного спроса обучающихся, родителей, а также общест-венности по вопросам качества образования

Обеспечение условий развития личности обучающегося по показа-телям:

•обученость;

 • обучаемо-сть;

• уровень сформирова

нности ОУУН,

личностный рост. Оценка результатив

ности образо

вательного процесса по установленной цикло грамме и технологии мониторинга. Обработка результатов учебного процесса по предмету. Накопление достижений и формиро

вание портфолио. Педагогическая рефлек

сия и взаимо

оценка коллег

Обеспечение взаимодействия учителей-предметников, учащихся и родителей при проведении мониторинга результатов учебного труда классного коллектива.

Обработка данных мониторинга уровня обучаемости учащихся класса. Оформление индивидуальной карты результатив

ности учебного процесса. Индивидуаль ная работа с родителями по выполнению рекомендаций психолога

Обеспечение психологического сопровожде

ния мониторинга качества образовательного процесса (педагогов, обучающихся, родителей) посредством проведения консульта ций, тренингов, индивидуальных и группо

вых занятий, направлен ных на профилакти ку и преду

преждение нежелательных явлений, которые отражаются на качестве образователь

ного процесса

Развитие стремления к самопозна

нию, самовоспитанию, самораз витию, самореализа-ции и самопрезентации. Овладение ключевыми компетентно

стями и культурой умственного труда.

Накопление достижений и формирование портфолио

Создание условий в семье, обеспечивающих физическое, нравственное и интеллек

туальное развитие личности ребенка. Обеспечение систематического контроля результатов обучения ребенка.

Исполнение рекомендаций пси­холога, учителя, классного руководителя

Участие в самоуправле нии школой

Составляющие качества образовательного процесса

Качество основных

условий

Качество реализации

образовательного

процесса

Качество результатов

Управление

Кадровое обеспечение

Научно-методическая

работа

Финансово-

хозяйственное обеспечение

Психологический

климат

Содержание образования

Преподавание (оценка и

самооценка)

Педагогические и ин-

формационные технологии

Профессиональный рост

Обученность

Сформированность ЗУН

Сохранение физического

и психического здоровья

Успешность в социуме

       Качество индивидуальных образовательных достижений оценивается по следующим показателям:

•  результаты:

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-х и 9-х классов;
  • промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

•  результаты мониторинговых исследований:

  • качества знаний обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике и чтению;
  • готовности и адаптации к обучению обучающихся 1-х классов;
  • обученности и адаптации обучающихся 5-х и 10-х классов;
  • участие и результативность работы в НОУ, школьных, улусных, республиканских предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;
  • доля учащихся 9-х и 11-х классов, получивших:
  • документ об образовании;
  • документ об образовании особого образца.

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

  • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;
  • отношение к учебным предметам;
  • удовлетворенность образованием;
  • степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).

Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям:

  • отношение педагога к инновационной работе;
  • готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, научно-методических советах, педагогических конференциях различных уровней, в научной работе и т. д.);
  • знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;
  • образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей и т. д.);
  • участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.;
  • личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и проставления правительства, уяснить их особенности и  требования;

2.знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет;

3. повышать квалификацию на курсах для учителей истории (+ ФГОС).

2021- 2022

регулярно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию;

2. знакомиться с новыми формами, методами оценивания знаний обучающихся;

3. принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного  цикла;

4. организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах;

5. изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;

7. периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности;

8. создать собственную базу по оцениванию качества знаний обучающихся;

9. делиться с коллегами накопленным опытом посредством размещения материалов в сети интернет;  

10. выступать с докладами по теме самообразования;

11.выступить с творческим отчётом  о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.

 

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

 

регулярно

регулярно

2022-2023

 

 

 

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс;

2. обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии;

3. Мастер-класс «Бально-рейтинговая система в 10-11 классах»;.

регулярно

регулярно

2023

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии;

2. вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

  2021-2022

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла

3.Изучение литературы:

1). Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании// Управление современной школой. Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.

2)Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа».  Президентская инициатива, утвержденная 4 февраля 2010 г. Пр-271.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы;

2.разработка системы мер, направленных на решение проблемы;

3.прогнозирование результатов.

2023

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам:

 «Определение качества и оценка  уровня гуманитарных знаний выпускников средних школ».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.формирование методического комплекса;

3.корректировка работы;

4. ЕГЭ.

-создание пакетов раздаточного материала для подготовки к ЕГЭ.

- разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории »

2023-2024

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха»;

2.открытые уроки на муниципальном уровне.

3.участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

4.создать электронную почту для контакта с единомышленниками . 

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2024-2025

1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление системы оценивания результатов обучения учащихся»;

2.участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.мастер-класс «оцени себя сам!!»;

4.консультативная помощь учителям и учащимся;

5.создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2025

1.Принять участие в  открытом форуме учителей истории по проблеме;

2.результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

                             

 Изучить  литературу по данной проблеме:

  1. 1 Бахмутский  А.Е.  Мониторинг  школьного  образования:  проблемы  и  решения. СПб.: КАРО, 2007.
  2. Голубева Л.В. Справочник заместителя директора по учебной работе. – Волгоград: Учитель, 2007.-169с.
  3. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании// Управление современной школой. Завуч.-2008.-№1.-С.4-24.
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. - Волгоград: Учитель. 2008.-91с.
  5. Попова Г.П. Мониторинг качества учебного процесс: принципы, анализ, планирование.- Волгоград: Учитель, 2007.-124с.
  6. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. - М.: Центр педагогического образования, 2010.-448с.
  7. Поташник М.М. Управление качеством образования., М.2006.
  8. Северина О.А. Мониторинг образовательной деятельности педагогов в условиях новой системы оплаты труда. - Волгоград: Учитель, 2010.-206с.
  9. Национальная  образовательная  инициатива  «Наша  новая  школа».  Президентская инициатива, утвержденная 4 февраля 2010 г. Пр-271.

Заключение.

В «Законе об образовании» говорится о необходимости внутренней системы оценки качества образования в школе. И эта система в нашей школе формируется. Необходимо добавить, что в повседневной школьной жизни эта системная работа включает в себя не только оценку, но и корректировку. Здесь очень важна слаженная работа всех сторон образовательного процесса: учитель, классный руководитель, администрация, родители и сами учащиеся. В нашей школе в системе проводятся совещания по предварительным итогам четверти (полугодия, года), на которых обсуждаются все проблемные моменты. Это определение возможных вариантов индивидуальной работы с неуспевающими учащимися, с учащимися, которые могут учиться без троек, но начинают сдавать свои позиции, с возможными отличниками. Это совместный поиск путей решения проблем. Нередко результатами наших совещаний становятся как беседы на уровне администрации школы с самими учащимися, так и с их родителями.

        Оценивая качество образовательного процесса, мы отслеживаем качество уроков, внеурочных мероприятий по изучаемым предметам и по воспитательной работе, качество методической работы. Оценка проходит через внутришкольный контроль, анализ уроков, мероприятий. Результаты оценки обсуждаются на методическом совете и предметных методических объединениях. Результаты оценки позволяют планировать методическую работу, корректировать содержание и технологии внутришкольного контроля

В новых федеральных государственных стандартах образования большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. В нашей школе внеурочной деятельности по предметам отводится значительное место, так как мы твёрдо убеждены, что это способствует формированию устойчивой осознанной мотивации к процессу обучения.

В рамках внеурочной деятельности ежегодно проводятся предметные недели, научно-практическая ученическая конференция, учащиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах всех уровней, которые предлагают учителя-предметники. На базе школы хорошо сформирована система дополнительного образования по филиалу ДЮСШ по волейболу, по вольной борьбе, работает налаженно изостудия «Кун бытархайа».

Всё вышесказанное, несомненно, является составляющими единой системы работы над повышением качества образования. Но залогом успеха, в первую очередь, является позитивный настрой на учебный процесс всех участников образовательных отношений: учащихся, родителей и педагогов. И мы стараемся этот настрой поддерживать

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета  до 70%.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном  и  школьном сайтах.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя истории и обществознания

Индивидуальный план повышения профессионального уровняучителя истории и обществознанияГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Елабужская специальная (коррекцион...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ЕЖКОВОЙ ТАТЬЯНЫ ВИКТОРОВНЫ

Индивидуальная программа повышения профессионального уровня  учителя истории и обществознания Ежковой Татьяны Викторовны...

Реализация междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания

Статья о реализации основных междисциплинарных программ на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС.  К каждой из 4-х программ привожу примеры из личного опыта работы....

Рабочие программы по предмету "История"и "Обществознание"

Календарно-тематическое планирование...

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка) «История: теория и методика преподавания в образовательной организации» ДНЕВНИК

Дополнительная профессиональная программа (профессиональная переподготовка) «История: теория и методика преподавания в образовательной организации» ДНЕВНИК ...

Программа наставничества учителя истории и обществознания с молодым специалистом

I.Пояснительная запискаСкажи мне – и я забуду;Покажи мне – и я запомню:Дай сделать – и я пойму.Китайская притча.Проблема профессионального становления личности приобретает все большу...