Проектная деятельность
проект

Аджиева Сайбат Салаватовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коренное население Ханты-Мансийского автономного округа .

Слайд 2

Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.

Слайд 3

Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество

Слайд 4

Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским ( югорским ) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.

Слайд 5

Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Слайд 6

Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров

Слайд 7

Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою

Слайд 8

Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики , домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.

Слайд 9

Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Слайд 10

Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги , сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.

Слайд 11

Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок . Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде

Слайд 12

Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Слайд 13

Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи ) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая , длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Слайд 14

Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал — только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

Слайд 15

Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Слайд 16

Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.

Слайд 17

Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?

Слайд 18

Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.

Слайд 19

Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).

Слайд 20

Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Национальные блюда дагестанской кухни

Слайд 2

Визитная карточка дагестанской кухни – хинкал . Нельзя точно сказать, первое это блюдо или второе. Хинкал готовят во всех районах республики Дагестан. Правда, есть некоторые отличия. Например, кумыкский и лакский хинкал готовят из пресного теста, а аварский – из теста на основе кислого молока. По своему оформлению хинкал напоминает пельмени. Начинку делают из баранины или сыра. Хинкал может подаваться отдельно или с бульоном из баранины. Хинкал

Слайд 3

Не простое это дело готовить хинкал,но каждая кавказская девушка должна уметь его приготовить. Сегодня Сабина постарается научить Вас готовить это самое вкусное блюдо . Для приготовления хинкала нам понадобится хороший свежий кусок баранины. На огонь поставьте кастрюлю с холодной водой, поместите в нее мясо.

Слайд 4

Хинкал Рецепт Далее займемся тестом. В емкости для замешивания взбейте яйцо, добавьте пару щепоток соли, влейте 200 мл теплой воды, перемешайте. Затем постепенно добавляйте муку. Муки может уйти чуть больше или меньше, чем указано в рецепте. Готовое тесто должно быть достаточно упругим, но эластичным. Соберите его в шар, накройте полотенцем и дайте отдохнуть 20 минут. Перед тем как начнете с ним работать, еще раз вымешайте.

Слайд 5

Хинкал Выложить тесто на стол, слегка припыленный мукой. Раскатайте тесто в прямоугольный пласт толщиной 3–5 мм и нарежьте с помощью ножа небольшими ромбиками.

Слайд 6

Хинкал Отварить хинкал в кипящем бульоне около 5–7 мин, до готовности теста, периодически помешивая ромбики. Готовый хинкал с помощью шумовки выложите на тарелку. Можно немного смазать растительным маслом, чтобы ромбики теста не склеились . Смешайте томатный соус с рубленой зеленью и измельченный чесноком. Приправьте свежемолотым перцем, солью. Перемешайте.

Слайд 7

Приятного аппетита!

Слайд 8

Дагестанцы – очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу. Гость в дом – счастье в дом, так говорят дагестанцы. И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

В наше конфликтное время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.

     Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.

К.Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».

  Мы считаем, что данный проект позволил условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.

Самым интересным в реализации проекта было участие родителей, их огромное желание помочь в сборе материала по данной теме. Каждый старался показать, рассказать о своей нации, семье, о еѐ особенностях.

Были и трудности в реализации проекта. Так как у нас адаптационная группа, не многие дети сразу шли на контакт. Много времени приходилось уделять на то, чтобы дети безболезненно проходили адаптацию. Но все-таки мы можем сказать с уверенностью, что многие из поставленных нами задач достигнуты. В ходе занятий дети показали, что они открыты для общения с людьми других национальностей, умеют слушать и слышать своих товарищей и т.д. Многие из тех, кто в начале проекта неохотно принимал участие в работе, направленной на сплочение коллектива и формирование толерантного сознания, активно проявляли себя в дискуссии по поводу традиций, приветствия в разных странах, с большим интересом участвовали в играх разных народов. 

Подводя итог всему вышесказанному, можем с уверенностью сказать, что цель данного проекта была достигнута.  Главным доказательством этого является проявление интереса у детей к теме «Толерантность», желание участвовать в подобных мероприятиях.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Вместе весело шагать»

Информационно-практико-ориентированный проект

Вторая младшая группа

Сентябрь 2021 – май 2022

г.-Нефтеюганск

2021 г.

В последние годы проблемы этнокультурного воспитания приобретают особую значимость и актуальность. Важность решения проблемы этнокультурного воспитания дошкольников находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому, именно в дошкольном возрасте, правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций в соответствии с устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое. Воспитательный процесс в дошкольном отделении базируется на развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.  

Этническая культура включает в себя язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.

Цель Проекта: Систематизация работы по воспитанию в дошкольниках толерантного отношения к народам других культур.

Задачи Проекта:

1.Дать представление воспитанникам о народах, живущих в городе. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов ханты и манси, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

2.Создать условия для многоаспектной и увлекательной активности участников проекта в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

3.Воспитать любовь и уважение к городу Нефтеюганск, к своей нации, этнокультуре и толерантное отношение к представителям других национальностей.

Методы и формы работы:

  • Перспективный план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой.
  • План этапов работы.
  • Конспекты занятий, бесед, прогулок.
  • Сценарии совместных праздников, развлечений.
  • Наглядно-демонстрационный материал.
  • Разработка дидактических и сюжетно-ролевых игр.
  • Картотека.

Ожидаемые результаты:

  • Реализация задач воспитательно-образовательного процесса социально-личностного направления;
  • Рост уровня знаний, умений, навыков детей в ходе работы по проекту;
  • Создание интегрированной методики по формированию толерантности детей;
  • Накопление опыта работы ДО по данной проблеме;
  • Педагоги получат знания по данным темам, пополнится методическая копилка;
  • Передача опыта коллегам;

План этапов работыдошкольных групп

Мероприятие

Цель

Сроки проведения

Ответственный

Выход документа

I этап

Предварительный

-Изучение проблемы, определение направления работы по теме, создание необходимых условий.

-Приобретение литературы, поиск публикаций.

- Консультации для воспитателей.

- Активное пополнение мини-музеев.

- Организация выставки конкурсов детских работ,

конкурсов творческих номеров,

фотоконкурсы.

-Повышение теоретического уровня знаний и обогащение опыта педагогов по толерантному воспитанию дошкольников.

- Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в знакомстве с окружающим миром.

Сентябрь-октябрь

Воспитатели

Презентация.

Знакомство с народами ханты и манси.

Народности населяющие ХМАО.

II этап Основной

Обновление развивающей среды

Пополнить развивающую среду в группе

Октябрь

Воспитатели

Знакомство с народными промыслами и традициями; вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию:

-дидактическиеигры;

-наблюдение;

-игровые занятия (викторины, конкурсы);

-сотрудничество с семьей (сбор экспонатов);

-выставки;

-сюжетно-ролевые игры;

-беседы

-составление загадок

Дать детям знания о традициях, быте, культуре народов родного края

Ноябрь

Воспитатели

Проекта «День народного единства».

Выставка кукол разных народов

Игры разных народов

Фото от родителей о своей нации.

Персональная выставка детских работ воспитанников ДО

Показать творческие возможности дошкольников

В течение года

Воспитатели

Раскраска Матрёшка (на дом)

Выставка семейных поделок

Развивать совместное творчество родителей и детей

Декабрь

Воспитатели

Фото от родителей национ.блюдо, поделка

Национ.костюм,дома что то из национ.колорита.

Развлечения:

-хороводные игры

-подвижные игры

-народные игры

Формировать представления о народах, проживающих в городе Нефтеюганске

Январь

Воспитатели

Крещение. (купание в прорубе)

Рождество. Христово.

Семейный конкурс «Моя семья и ее традиции».

Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи

Февраль

Воспитатели

Мастер класс от родителей –национальное блюдо.

Выпуск буклетов о семье, семейном воспитании.

Повышение педагогической культуры родителей

В течение года

Воспитатели

Буклеты о семье

III этап

заключительный

Мини – проект

-чтение сказок, потешек, прибауток разных народов;

-составление сказки;

-просмотр видеороликов;

-сюжетно-ролевые игры;

-беседа;

-составление загадок.

Формировать представления о народах, населяющих округ

Март

Воспитатели

Участие в конкурсе рисунков по сказкам Ханты и Манси. «Мышка на промысле» «Маченкат»

Мини-проект

-разучивание фольклора,

праздники;

-развлечения;

-хороводные игры;

-подвижные игры;

-народные игры;

-игры с правилами.

Познакомить детей с играми разных народов

Апрель

Воспитатели

Масленица(участие в городском конкурсе «Масленичный разгуляй»

Мини-проект

- выставка предметов ремесла

-беседа

- совместная изо деятельность (тарелочки с народными орнаментами)

-изготовление предметов быта (лепка кувшина, горшочка,тарелок

Знакомство детей с ремёслами и бытом разных народов

Май

Воспитатели

Работа с соленым тестом. Изготовление домашней утвари.

Результат работы

Конкретный результат, готовый к использованию на занятиях, в игровой деятельности, праздниках.

Презентация. Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов - представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и

защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,

выступления.

Приложения

В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

конспекты совместной деятельности с детьми,

планы развлечений,

бесед с детьми,

сценарии проведения мероприятий,

анкеты для родителей и

Заключительная часть проекта.

Провести рефлексию, диагностику.

Предполагаемые вопросы:

а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом

разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.

Приложения

        В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:

  • конспекты совместной деятельности с детьми,
  • планы развлечений,
  • бесед с детьми,
  • сценарии проведения мероприятий,
  • анкеты для родителей и т.д.

Презентация результатов

Презентация результатов – представление готового продукта.

Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.

Заключительная часть проекта

Провести рефлексию, диагностику.

Предполагаемые вопросы:

а)Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?

б)Что в работе над проектом было наиболее интересным?

в)Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?

г)Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?

д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

Список используемой литературы

Перечислить всю использованную литературу и интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

(дошкольное образование)

Проект

«Растительный мир ХМАО – Югры»

                                                                                             

                                                                            Выполнила: Вершинина Л.Я.

                                                                                                   

г. Нефтеюганск

2018г

Пояснительная записка

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Живая природа – это сложный, удивительный, интересный, многогранный мир, она своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются опасными, болезнетворными организмами, в последнее время увеличилось количество детей с врождёнными аномалиями, нервно – психическими и аллергическими заболеваниями. Угроза экологического кризиса, катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации духовной и материальной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Проблема человечества в спасении природы, чтобы она не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Природа является источником первых знаний, радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
          Мы живем в богатом Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей. Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь. 

 В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дошкольный возраст характеризуется в педагогических и психологических исследованиях исследовательской позицией ребенка, любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру. Но дети любят не только узнавать, но и действовать. Им интересно все услышанное переносить на картинку или в виде поделок.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем запахов и звуков, загадками и тайнами, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Идея проекта: Создание условий для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.

Новизна инновационного проекта:

Новизна экологического проекта заключается совместной включённости детей и родителей в событийную жизнь дошкольной группы, использовании информационных компьютерных технологий при систематизации материала.

 Актуальность проекта 

 Знакомство детей с многообразием растительного мира родного Ханты-Мансийского автономного округа.

Природа и её обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой. Данный проект является продолжением проекта «Животный мир ХМАО – Югры», реализованного в 2017-2018 учебном году.

Сроки реализации проекта.

По времени: долгосрочный (1- 1,5 года)

Сроки реализации: сентябрь 2018 г. - апрель (сентябрь) 2019 года.

Проект:  познавательно - исследовательский, практико- ориентировочный.

Возраст детей, реализующих проект: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Проект в последующем будет использован на занятиях в любой группе дошкольного отделения.

 Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, а также члены их семей, педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 7».

         Гипотеза:  расширение знаний детей о ХМАО-Югре позволит эффективному формированию экологической культуры детей, любви к своему родному краю.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.
         
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

-Создать условия для реализации проекта (экологизация развивающей среды – уголки природы, лаборатории природы).

-Познакомить детей с понятием «экология»; растительным миром Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.

-Пробудить в детях познавательный интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.

-Развивать навыки и умения исследовательской работы; определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.


         
Ожидаемые результаты: 

1.Повышение уровня сформированности, систематизированности, углубления представлений старших дошкольников о животном и растительном мире, о природных сообществах (лес, болото, луг) Ханты – Мансийского автономного округа.

2.Умение вести самостоятельные наблюдения в природе, проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения.

3.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Ханты – Мансийском автономном округе.

4.Развитие у детей социализированности, активности, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей, повышение социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. 

5.Повышение уровня взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитателя и воспитанника.

Основные направления проекта (формы, методы):

-Познавательное направление проекта включает цикл познавательных мероприятий, используются следующие формы: дидактические игры (способствуют формированию навыков умственной деятельности, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретённых знаний в различных ситуациях); беседы (чёткая последовательность вопросов, помогающая понять воспитанникам причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения); экологические сказки (легко воспринимаются детьми и заставляют их размышлять и делать свои собственные выводы); игры – занятия; викторины (способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).

-Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические обучающие игры (способствуют расширению практического опыта ребёнка закреплению знаний об окружающем); игровые моменты: загадки, движения, элементы ожидания и неожиданности, сюжетно – ролевые игры, компьютерные технологии.

-Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, целевые прогулки, экскурсии: благодаря им развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, дети знакомятся с животными, растениями и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, походы в ближайшее природное окружение.

-Эколого-эстетическое направление (используются различные виды изобразительной деятельности: лепка, оригами, аппликация, рисование).

Аспекты проекта:

Воспитательный аспект состоит в развитии у ребёнка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней, бережного отношения ко всему живому.

Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в общих чертах основные закономерности природных явлений, устанавливать взаимосвязи между ними. В процессе познания у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.

 Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап (предварительная работа):
    -Подготовка наглядного, дидактического, теоретического материала, игр экологического содержания для выставки по тематике проекта, аудиозаписи, видеозаписи.
    -Разработка перспективного плана работы с детьми.
    -Работа с родителями: заинтересовать проектом, дать представление о том, как можно участвовать в нём, направить на совместную деятельность с детьми.

II. Организационно – практический этап:
-Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций о животных, растениях, насекомых и т.д.

-Тематические занятия. Работа в центрах активности.
-Художественная деятельность: лепка, оригами, аппликация, рисование. 
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о природе Ханты – Мансийского автономного округа.
-Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире, заучивание пословиц.
-Изучение правил поведения на природе.
-Запоминание природно – охраняемых знаков и изготовление их для сюжетно – ролевых игр.

-Дидактические игры: «Моя Югра», «Наш край», «Я живу в Югре», «Что растёт в Сибирской тайге?» и т.д.

-Прослушивание аудиоматериалов о природе; просмотр видеороликов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о природных заповедниках: «Юганский заповедник», заповедник «Малая Сосьва», «Елизаровский заказник», «Верхне – Кондинский заказник».

По теме проекта детям предложены задания, в случае необходимости предоставляется справочный, практический материал или рекомендации.

Заключительный этап проекта:

Во время реализации проекта получены разнообразные знания по экологии ХМАО -Югры, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых.

 Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему   миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов данного края. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей,  как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине,  её природным богатствам.

          Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей          в деле воспитания будущих граждан страны в целом.

   На последнем мероприятии проводится викторина «Экоумник» (итоговая).

Перспективный план по внедрению проектной деятельности.

Этап 1. Подготовительный

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет.

2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников.

3.Разработать серию консультаций для родителей.

4.Определить содержание эколого-развивающей среды.

1. «Край, в котором мы живем» (история образования ХМАО- Югры)

2.Разработка анкет «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе ХМАО- Югры   и её охране?»,

 анкетирование родителей (Приложение 1).

3.Анализ результатов анкетирования. Подбор и анализ методической литературы по теме. Разработка консультаций для родителей (Приложение 3).

4.Организация предметно-развивающей среды в группе.

Воспитатель

Воспитатель

Родители

Воспитатель

Родители

Сентябрь

2018 г.

Сентябрь

2018 г.

Сентябрь

2018 г.

Этап 2. Организационно – практический этап.

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять.

2.Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

3.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

4.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её.

5.Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом.

6.Развивать связную речь.

1.Ежемесячное проведение консультаций для родителей.

2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта.

3.Оформление гербария, стендов, ширм, папок-передвижек на тему экологического воспитания дошкольников, буклетов,  листовок.

4.Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием.

5.Проведение выставок детских работ («Осенние фантазии», «Берегите Землю!», «Кто живёт рядом с нами» и т.д.).

6.Изготовление оберегов по традициям народов ханты и манси.

7.Знакомство с праздниками и обычаями народов ханты и манси («Вороний день», «Медвежий праздник» и т.д.) 8.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий.

9.Создание экологической тропы (озеленение участка, оформление площадки).

10.Совместное участие в викторинах посвященных теме «Экология»(на сайте «Моя Югра»).

Воспитатель

Родители

Воспитанники

Воспитатель

Воспитатель

Воспитанники

Родители

Воспитанники

В течение реализации проекта

В течение реализации проекта

Этап 3. Заключительный этап

Задачи

Мероприятия

Ответственные

Срок проведения

1.Провести анализ проделанной работы.

1. Организация и проведение экологического праздника для детей с участием родителей.

2.Повторное анкетирование родителей( Приложение 2)

3.Анализ результатов проделанной работы.

4.Выступление с презентацией о проделанной работе(создание выставки методического и творческого материала).

5.Посвящение дошкольников в юных защитников природы (с вручением почетного значка).

Воспитатель

Воспитанники

Родители

Апрель

2019

Приложение 1

Анкета для родителей

«Экологическое образование в семье»

(автор. И. Морозова)

Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет _______________________________________________________

  1. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да    б) нет _______________________________________________________

  1. Кто ухаживает за животными или растениями? ____________________
  2. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать. _______________

_______________________________________________________________

  1. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да    б) нет

  1. Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ______________________________   б) нет

  1. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да    б) нет

  1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да    б) нет

  1. Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да    б) нет

  1. Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. _____________________________________________________________

Приложение 2

Анкета для родителей

«Что мы знаем о природе и её охране?»

(автор Л. Л. Кирпичева)

  1. Какие растения и животные есть дома?
  2. Кто за ними ухаживает?
  3. Помогает ли Вам ребенок на даче, в саду и как он это делает: охотно, с радостью или равнодушно?
  4. Ваш ребенок смотрит передачи по телевизору о природе? Какие?
  5. Есть ли в доме книги о природе? Какие?
  6. В какие игры любит играть ребенок на природе?
  7. Как проводите выходные дни?
  8. Знает ли Ваш ребенок об охране растений, которые занесены в Красную книгу? Какие это растения?
  9. Какие черты характера хотите воспитать через природу, которая окружает его?
  10. Чем Вы недовольны в развитии ребенка?

Приложение  3

Темы примерных консультаций для родителей

  • «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
  • "Экологическое воспитание как средство формирования лексико-грамматических навыков у дошкольников"
  • «Досуг с ребенком на природе»
  • «В музей вместе с ребенком»
  • «Коллекционирование в семье»
  • «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе, изучаем экологические журналы»
  • «Детское экспериментирование в экологическом воспитании»
  • «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»
  • «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье»

Приложение 4

Темы буклетов для родителей

1. «Умеем ли мы беречь природу?»

2. «Осторожно, ядовитые растения!»

3. «Будьте бдительны!»

4. «Береги Землю!»

5. «Лес – наш друг»

6. «Прикоснись к природе сердцем»

7. «Экология безопасности: мы и они.»

8. «Покормите птиц зимой»

9. «Куда деть мусор?»

10. «Экология будущему школьнику»

11. «Их нужно спасти!»

           

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.

Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2)  предварительны...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»

В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности

Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся.  Актуализация проведения проектной деятельности...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...