Проектная деятельность
проект
Проекты
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа, их образом жизни, мировоззрением, традициями.
Традиционное и религиозные представления Народы ханты и манси Брак и семья Жилище Средства передвижения Домашняя утварь, одежда Охота и рыболовство Устное народное творчество
Народы ханты и манси Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси – обские угры. Язык хантов и манси относят к угорским ( югорским ) – родственный венгерский язык. Хантов в начало XVII в. было 7859 человек, манси – 4806 человек. В конце XIX в. хантов насчитывалось 16256 человек, манси – 7021 человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах Тюменской области, а небольшая их часть – В томской, Свердловской и Пермской областях.
Традиционное и религиозные представления У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.
Брак и семья Уклад жизни патриархальный. Главой считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины при необходимости могут сами приготовить пищи и среди женщин есть замечательные охотницы. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров
Брак и семья Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья –та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной со спинкою
Жилище Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики , домики для рожениц, для изображения умерших, общественные знания. Сколько домов имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыбаловов четыре сезонных поселения Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; её сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; размер, форма или назначение – собачья, оленья.
Домашняя утварь Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.
Одежда Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги , сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Летом традиционный костюм женской одежды были платья, зимой – глухая одежда из оленьих шкур.
Средства передвижения Основной транспорт - лодка Жизнь ханты так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок . Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде
Средства передвижения Лыжи Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.
Средства передвижения Нарты Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи ) , либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая , длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.
Легенда о нартах Два Ханта решили построить нарты... Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил. Первый поехал — только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут — и никак: только обратно тянут. Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет». С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.
Охота Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.
Рыболовство Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. с реки ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь.
Оленеводство Оленеводство у большинства служило транспортным целям, и оленей в хозяйствах было немного. Откуда и как появились у хантов домашние олени?
Устное народное творчество Изобразительное искусство Рисунки ханты и манси обнаруживается много общего. Наибольшее развитие получил орнамент. в котором частично сохранились изображения животных. Картинное письмо отражало, главным образом моменты хозяйственной деятельности, прежде всего охоту и рыболовство.
Устное народное творчество Медвежьи игрища Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась до наших дней. Медвежьи игрища проводятся один раз в семь лет и по случаю добычи медведя. В зависимости от пола добытого медведя медвежьи игрища проводятся 5 дней (если это медведь) и 4 (если медведица).
Устное народное творчество Родовые и семейные знаки Знаки принадлежали к роду (позже к семье), так называемые тамги или «знамёна», и носили у ханты ярко выраженный сюжетный характер Татуировка Изображение религиозного содержания Изображения на изделиях
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Визитная карточка дагестанской кухни – хинкал . Нельзя точно сказать, первое это блюдо или второе. Хинкал готовят во всех районах республики Дагестан. Правда, есть некоторые отличия. Например, кумыкский и лакский хинкал готовят из пресного теста, а аварский – из теста на основе кислого молока. По своему оформлению хинкал напоминает пельмени. Начинку делают из баранины или сыра. Хинкал может подаваться отдельно или с бульоном из баранины. Хинкал
Не простое это дело готовить хинкал,но каждая кавказская девушка должна уметь его приготовить. Сегодня Сабина постарается научить Вас готовить это самое вкусное блюдо . Для приготовления хинкала нам понадобится хороший свежий кусок баранины. На огонь поставьте кастрюлю с холодной водой, поместите в нее мясо.
Хинкал Рецепт Далее займемся тестом. В емкости для замешивания взбейте яйцо, добавьте пару щепоток соли, влейте 200 мл теплой воды, перемешайте. Затем постепенно добавляйте муку. Муки может уйти чуть больше или меньше, чем указано в рецепте. Готовое тесто должно быть достаточно упругим, но эластичным. Соберите его в шар, накройте полотенцем и дайте отдохнуть 20 минут. Перед тем как начнете с ним работать, еще раз вымешайте.
Хинкал Выложить тесто на стол, слегка припыленный мукой. Раскатайте тесто в прямоугольный пласт толщиной 3–5 мм и нарежьте с помощью ножа небольшими ромбиками.
Хинкал Отварить хинкал в кипящем бульоне около 5–7 мин, до готовности теста, периодически помешивая ромбики. Готовый хинкал с помощью шумовки выложите на тарелку. Можно немного смазать растительным маслом, чтобы ромбики теста не склеились . Смешайте томатный соус с рубленой зеленью и измельченный чесноком. Приправьте свежемолотым перцем, солью. Перемешайте.
Приятного аппетита!
Дагестанцы – очень гостеприимный народ. Каждый горец считает за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. Гостю подают самую лучшую пищу. Гость в дом – счастье в дом, так говорят дагестанцы. И неизменным атрибутом гостеприимства этой солнечной страны, конечно же, являются национальные блюда дагестанской кухни.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
В наше конфликтное время одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является формирование этнической толерантности. Решить ее – значит, во многом решить проблему межнационального согласия.
Проблемы знания и понимания этнокультуры стоят перед каждым народом. Толерантность, дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретают.
К.Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…», «Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, - писал он – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…».
Мы считаем, что данный проект позволил условиях дошкольного учреждения формировать у детей дошкольного возраста представление о семье, её традициях и обычаях, а также приобщать к восприятию людей другой культуры, других традиций, проживающих в данной местности, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь). Только совместными силами: воспитатели + родители +дети можно добиться результатов и решить поставленные цели и задачи.
Самым интересным в реализации проекта было участие родителей, их огромное желание помочь в сборе материала по данной теме. Каждый старался показать, рассказать о своей нации, семье, о еѐ особенностях.
Были и трудности в реализации проекта. Так как у нас адаптационная группа, не многие дети сразу шли на контакт. Много времени приходилось уделять на то, чтобы дети безболезненно проходили адаптацию. Но все-таки мы можем сказать с уверенностью, что многие из поставленных нами задач достигнуты. В ходе занятий дети показали, что они открыты для общения с людьми других национальностей, умеют слушать и слышать своих товарищей и т.д. Многие из тех, кто в начале проекта неохотно принимал участие в работе, направленной на сплочение коллектива и формирование толерантного сознания, активно проявляли себя в дискуссии по поводу традиций, приветствия в разных странах, с большим интересом участвовали в играх разных народов.
Подводя итог всему вышесказанному, можем с уверенностью сказать, что цель данного проекта была достигнута. Главным доказательством этого является проявление интереса у детей к теме «Толерантность», желание участвовать в подобных мероприятиях.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Вместе весело шагать»
Информационно-практико-ориентированный проект
Вторая младшая группа
Сентябрь 2021 – май 2022
г.-Нефтеюганск
2021 г.
В последние годы проблемы этнокультурного воспитания приобретают особую значимость и актуальность. Важность решения проблемы этнокультурного воспитания дошкольников находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Дошкольный возраст – это период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм. Поэтому, именно в дошкольном возрасте, правомерно уделять значительное внимание духовно-нравственному развитию и воспитанию личности, формированию вектора культурно-ценностных ориентаций в соответствии с устоями духовности и нравственности родного отечества, корнями уходящими в далекое прошлое. Воспитательный процесс в дошкольном отделении базируется на развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства.
Этническая культура включает в себя язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение.
Цель Проекта: Систематизация работы по воспитанию в дошкольниках толерантного отношения к народам других культур.
Задачи Проекта:
1.Дать представление воспитанникам о народах, живущих в городе. Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов ханты и манси, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
2.Создать условия для многоаспектной и увлекательной активности участников проекта в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
3.Воспитать любовь и уважение к городу Нефтеюганск, к своей нации, этнокультуре и толерантное отношение к представителям других национальностей.
Методы и формы работы:
- Перспективный план работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой.
- План этапов работы.
- Конспекты занятий, бесед, прогулок.
- Сценарии совместных праздников, развлечений.
- Наглядно-демонстрационный материал.
- Разработка дидактических и сюжетно-ролевых игр.
- Картотека.
Ожидаемые результаты:
- Реализация задач воспитательно-образовательного процесса социально-личностного направления;
- Рост уровня знаний, умений, навыков детей в ходе работы по проекту;
- Создание интегрированной методики по формированию толерантности детей;
- Накопление опыта работы ДО по данной проблеме;
- Педагоги получат знания по данным темам, пополнится методическая копилка;
- Передача опыта коллегам;
План этапов работыдошкольных групп
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход документа |
I этап Предварительный | ||||
-Изучение проблемы, определение направления работы по теме, создание необходимых условий. -Приобретение литературы, поиск публикаций. - Консультации для воспитателей. - Активное пополнение мини-музеев. - Организация выставки конкурсов детских работ, конкурсов творческих номеров, фотоконкурсы. | -Повышение теоретического уровня знаний и обогащение опыта педагогов по толерантному воспитанию дошкольников. - Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в знакомстве с окружающим миром. | Сентябрь-октябрь | Воспитатели Презентация. Знакомство с народами ханты и манси. Народности населяющие ХМАО. | |
II этап Основной | ||||
Обновление развивающей среды | Пополнить развивающую среду в группе | Октябрь | Воспитатели | |
Знакомство с народными промыслами и традициями; вызвать интерес к народному творчеству и рукоделию: -дидактическиеигры; -наблюдение; -игровые занятия (викторины, конкурсы); -сотрудничество с семьей (сбор экспонатов); -выставки; -сюжетно-ролевые игры; -беседы -составление загадок | Дать детям знания о традициях, быте, культуре народов родного края | Ноябрь | Воспитатели Проекта «День народного единства». Выставка кукол разных народов Игры разных народов Фото от родителей о своей нации. | |
Персональная выставка детских работ воспитанников ДО | Показать творческие возможности дошкольников | В течение года | Воспитатели Раскраска Матрёшка (на дом) | |
Выставка семейных поделок | Развивать совместное творчество родителей и детей | Декабрь | Воспитатели Фото от родителей национ.блюдо, поделка Национ.костюм,дома что то из национ.колорита. | |
Развлечения: -хороводные игры -подвижные игры -народные игры | Формировать представления о народах, проживающих в городе Нефтеюганске | Январь | Воспитатели Крещение. (купание в прорубе) Рождество. Христово. | |
Семейный конкурс «Моя семья и ее традиции». | Привлекать родителей и детей к совместной деятельности в семье. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи | Февраль | Воспитатели Мастер класс от родителей –национальное блюдо. | |
Выпуск буклетов о семье, семейном воспитании. | Повышение педагогической культуры родителей | В течение года | Воспитатели Буклеты о семье | |
III этап заключительный | ||||
Мини – проект -чтение сказок, потешек, прибауток разных народов; -составление сказки; -просмотр видеороликов; -сюжетно-ролевые игры; -беседа; -составление загадок. | Формировать представления о народах, населяющих округ | Март | Воспитатели Участие в конкурсе рисунков по сказкам Ханты и Манси. «Мышка на промысле» «Маченкат» | |
Мини-проект -разучивание фольклора, праздники; -развлечения; -хороводные игры; -подвижные игры; -народные игры; -игры с правилами. | Познакомить детей с играми разных народов | Апрель | Воспитатели Масленица(участие в городском конкурсе «Масленичный разгуляй» | |
Мини-проект - выставка предметов ремесла -беседа - совместная изо деятельность (тарелочки с народными орнаментами) -изготовление предметов быта (лепка кувшина, горшочка,тарелок | Знакомство детей с ремёслами и бытом разных народов | Май | Воспитатели Работа с соленым тестом. Изготовление домашней утвари. | |
Результат работы Конкретный результат, готовый к использованию на занятиях, в игровой деятельности, праздниках. Презентация. Результатом презентации могут быть отзывы или комментарии слушателей, ссылка в интернете, гостей или родителей, статьи в СМИ, дипломы, грамоты. | ||||
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
•конспекты совместной деятельности с детьми,
•планы развлечений,
•бесед с детьми,
•сценарии проведения мероприятий,
•анкеты для родителей и т.д.
Презентация результатов
Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,
выступления.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
•конспекты совместной деятельности с детьми,
•планы развлечений,
•бесед с детьми,
•сценарии проведения мероприятий,
•анкеты для родителей и т.д.
Презентация результатов
Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,
выступления.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
•конспекты совместной деятельности с детьми,
•планы развлечений,
•бесед с детьми,
•сценарии проведения мероприятий,
•анкеты для родителей и т.д.
Презентация результатов
Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,
выступления.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
•конспекты совместной деятельности с детьми,
•планы развлечений,
•бесед с детьми,
•сценарии проведения мероприятий,
•анкеты для родителей и т.д.
Презентация результатов
Презентация результатов - представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и
защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации,
выступления.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
•конспекты совместной деятельности с детьми,
•планы развлечений,
•бесед с детьми,
•сценарии проведения мероприятий,
•анкеты для родителей и
Заключительная часть проекта.
Провести рефлексию, диагностику.
Предполагаемые вопросы:
а) Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
б) Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в) Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г) Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом
разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т. д.
Приложения
В приложении должен быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта:
- конспекты совместной деятельности с детьми,
- планы развлечений,
- бесед с детьми,
- сценарии проведения мероприятий,
- анкеты для родителей и т.д.
Презентация результатов
Презентация результатов – представление готового продукта.
Иными словами, осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно провести в форме конкурса, выставки, презентации, выступления.
Заключительная часть проекта
Провести рефлексию, диагностику.
Предполагаемые вопросы:
а)Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом?
б)Что в работе над проектом было наиболее интересным?
в)Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали?
г)Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее?
д) Обучающихся можно поощрить, выразив благодарность словами или вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Список используемой литературы
Перечислить всю использованную литературу и интернет ресурсы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
(дошкольное образование)
Проект
«Растительный мир ХМАО – Югры»
Выполнила: Вершинина Л.Я.
г. Нефтеюганск
2018г
Пояснительная записка
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Живая природа – это сложный, удивительный, интересный, многогранный мир, она своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека на её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются опасными, болезнетворными организмами, в последнее время увеличилось количество детей с врождёнными аномалиями, нервно – психическими и аллергическими заболеваниями. Угроза экологического кризиса, катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации духовной и материальной деятельности человека стала жизненной необходимостью. Проблема человечества в спасении природы, чтобы она не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы. Природа является источником первых знаний, радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Мы живем в богатом Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. Природные условия нашего региона оказывают влияние на содержание экологического образования детей. Экологическое образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическая культура, экологическое мировоззрение ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь.
В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Дошкольный возраст характеризуется в педагогических и психологических исследованиях исследовательской позицией ребенка, любознательностью, активным эмоциональным откликом, отзывчивостью по отношению к окружающему миру. Но дети любят не только узнавать, но и действовать. Им интересно все услышанное переносить на картинку или в виде поделок.
Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает морем запахов и звуков, загадками и тайнами, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Идея проекта: Создание условий для формирования у детей и родителей основ экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к окружающей среде.
Новизна инновационного проекта:
Новизна экологического проекта заключается совместной включённости детей и родителей в событийную жизнь дошкольной группы, использовании информационных компьютерных технологий при систематизации материала.
Актуальность проекта
Знакомство детей с многообразием растительного мира родного Ханты-Мансийского автономного округа.
Природа и её обитатели - это живая часть мира, которую нужно беречь, любить и радоваться ей, экологическое содержание дети осваивают в различных видах деятельности – беседах, дидактических играх, в художественно – продуктивной деятельности, в процессе наблюдений, при ознакомлении с художественной литературой. Данный проект является продолжением проекта «Животный мир ХМАО – Югры», реализованного в 2017-2018 учебном году.
Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный (1- 1,5 года)
Сроки реализации: сентябрь 2018 г. - апрель (сентябрь) 2019 года.
Проект: познавательно - исследовательский, практико- ориентировочный.
Возраст детей, реализующих проект: дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Проект в последующем будет использован на занятиях в любой группе дошкольного отделения.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников, а также члены их семей, педагогический коллектив МБОУ «СОШ № 7».
Гипотеза: расширение знаний детей о ХМАО-Югре позволит эффективному формированию экологической культуры детей, любви к своему родному краю.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры, целостных представлений об окружающей среде с учётом региональных особенностей Ханты – Мансийского автономного округа.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
-Создать условия для реализации проекта (экологизация развивающей среды – уголки природы, лаборатории природы).
-Познакомить детей с понятием «экология»; растительным миром Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
-Пробудить в детях познавательный интерес и любовь к природе, бережное отношение к ней, расширить представления детей о рациональном взаимодействии с природой, допустимых и недопустимых действиях на природе.
-Развивать навыки и умения исследовательской работы; определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение уровня сформированности, систематизированности, углубления представлений старших дошкольников о животном и растительном мире, о природных сообществах (лес, болото, луг) Ханты – Мансийского автономного округа.
2.Умение вести самостоятельные наблюдения в природе, проводить классификацию природных объектов по различным признакам, делать выводы и обобщения.
3.Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в Ханты – Мансийском автономном округе.
4.Развитие у детей социализированности, активности, познавательных, регуляторных, коммуникативных способностей, повышение социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
5.Повышение уровня взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитателя и воспитанника.
Основные направления проекта (формы, методы):
-Познавательное направление проекта включает цикл познавательных мероприятий, используются следующие формы: дидактические игры (способствуют формированию навыков умственной деятельности, усвоению новых знаний, правильному использованию приобретённых знаний в различных ситуациях); беседы (чёткая последовательность вопросов, помогающая понять воспитанникам причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения); экологические сказки (легко воспринимаются детьми и заставляют их размышлять и делать свои собственные выводы); игры – занятия; викторины (способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников).
-Познавательно – развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: экологические обучающие игры (способствуют расширению практического опыта ребёнка закреплению знаний об окружающем); игровые моменты: загадки, движения, элементы ожидания и неожиданности, сюжетно – ролевые игры, компьютерные технологии.
-Эколого-оздоровительное направление реализуется через регулярные прогулки, целевые прогулки, экскурсии: благодаря им развивается наблюдательность, возникает интерес к природе, дети знакомятся с животными, растениями и одновременно с условиями их обитания, это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, походы в ближайшее природное окружение.
-Эколого-эстетическое направление (используются различные виды изобразительной деятельности: лепка, оригами, аппликация, рисование).
Аспекты проекта:
Воспитательный аспект состоит в развитии у ребёнка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней, бережного отношения ко всему живому.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в общих чертах основные закономерности природных явлений, устанавливать взаимосвязи между ними. В процессе познания у ребёнка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания. Эти аспекты рассматриваются в комплексе и неотделимы друг от друга.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап (предварительная работа):
-Подготовка наглядного, дидактического, теоретического материала, игр экологического содержания для выставки по тематике проекта, аудиозаписи, видеозаписи.
-Разработка перспективного плана работы с детьми.
-Работа с родителями: заинтересовать проектом, дать представление о том, как можно участвовать в нём, направить на совместную деятельность с детьми.
II. Организационно – практический этап:
-Беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций о животных, растениях, насекомых и т.д.
-Тематические занятия. Работа в центрах активности.
-Художественная деятельность: лепка, оригами, аппликация, рисование.
-Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений местных поэтов о природе Ханты – Мансийского автономного округа.
-Разгадывание загадок, головоломок о животном и растительном мире, заучивание пословиц.
-Изучение правил поведения на природе.
-Запоминание природно – охраняемых знаков и изготовление их для сюжетно – ролевых игр.
-Дидактические игры: «Моя Югра», «Наш край», «Я живу в Югре», «Что растёт в Сибирской тайге?» и т.д.
-Прослушивание аудиоматериалов о природе; просмотр видеороликов о природе Ханты – Мансийского автономного округа, о природных заповедниках: «Юганский заповедник», заповедник «Малая Сосьва», «Елизаровский заказник», «Верхне – Кондинский заказник».
По теме проекта детям предложены задания, в случае необходимости предоставляется справочный, практический материал или рекомендации.
Заключительный этап проекта:
Во время реализации проекта получены разнообразные знания по экологии ХМАО -Югры, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых.
Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов данного края. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
На последнем мероприятии проводится викторина «Экоумник» (итоговая).
Перспективный план по внедрению проектной деятельности.
Этап 1. Подготовительный
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1.Выявить представления родителей об экологическом образовании с помощью специальных анкет. 2. Определить формы, методы совместной работы ДОУ с родителями по экологическому образованию дошкольников. 3.Разработать серию консультаций для родителей. 4.Определить содержание эколого-развивающей среды. | 1. «Край, в котором мы живем» (история образования ХМАО- Югры) 2.Разработка анкет «Экологическое образование в семье», «Что мы знаем о природе ХМАО- Югры и её охране?», анкетирование родителей (Приложение 1). 3.Анализ результатов анкетирования. Подбор и анализ методической литературы по теме. Разработка консультаций для родителей (Приложение 3). 4.Организация предметно-развивающей среды в группе. | Воспитатель Воспитатель Родители Воспитатель Родители | Сентябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. Сентябрь 2018 г. |
Этап 2. Организационно – практический этап.
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1.Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу и любить ее и уметь охранять. 2.Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений. 3.Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе. 4.Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать её. 5.Пополнить активный словарь детей в процессе работы над проектом. 6.Развивать связную речь. | 1.Ежемесячное проведение консультаций для родителей. 2.Проведение индивидуальных бесед по теме проекта. 3.Оформление гербария, стендов, ширм, папок-передвижек на тему экологического воспитания дошкольников, буклетов, листовок. 4.Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием. 5.Проведение выставок детских работ («Осенние фантазии», «Берегите Землю!», «Кто живёт рядом с нами» и т.д.). 6.Изготовление оберегов по традициям народов ханты и манси. 7.Знакомство с праздниками и обычаями народов ханты и манси («Вороний день», «Медвежий праздник» и т.д.) 8.Организация и проведение совместно с родителями целевых прогулок и экскурсий. 9.Создание экологической тропы (озеленение участка, оформление площадки). 10.Совместное участие в викторинах посвященных теме «Экология»(на сайте «Моя Югра»). | Воспитатель Родители Воспитанники Воспитатель Воспитатель Воспитанники Родители Воспитанники | В течение реализации проекта В течение реализации проекта |
Этап 3. Заключительный этап
Задачи | Мероприятия | Ответственные | Срок проведения |
1.Провести анализ проделанной работы. | 1. Организация и проведение экологического праздника для детей с участием родителей. 2.Повторное анкетирование родителей( Приложение 2) 3.Анализ результатов проделанной работы. 4.Выступление с презентацией о проделанной работе(создание выставки методического и творческого материала). 5.Посвящение дошкольников в юных защитников природы (с вручением почетного значка). | Воспитатель Воспитанники Родители | Апрель 2019 |
Приложение 1
Анкета для родителей
«Экологическое образование в семье»
(автор. И. Морозова)
Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.
- Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)
а) да б) нет _______________________________________________________
- Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
а) да б) нет _______________________________________________________
- Кто ухаживает за животными или растениями? ____________________
- Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать. _______________
_______________________________________________________________
- Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
а) да б) нет
- Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)
а) да ______________________________ б) нет
- Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
а) да б) нет
- Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
а) да б) нет
- Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?
а) да б) нет
- Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду. _____________________________________________________________
Приложение 2
Анкета для родителей
«Что мы знаем о природе и её охране?»
(автор Л. Л. Кирпичева)
- Какие растения и животные есть дома?
- Кто за ними ухаживает?
- Помогает ли Вам ребенок на даче, в саду и как он это делает: охотно, с радостью или равнодушно?
- Ваш ребенок смотрит передачи по телевизору о природе? Какие?
- Есть ли в доме книги о природе? Какие?
- В какие игры любит играть ребенок на природе?
- Как проводите выходные дни?
- Знает ли Ваш ребенок об охране растений, которые занесены в Красную книгу? Какие это растения?
- Какие черты характера хотите воспитать через природу, которая окружает его?
- Чем Вы недовольны в развитии ребенка?
Приложение 3
Темы примерных консультаций для родителей
- «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
- "Экологическое воспитание как средство формирования лексико-грамматических навыков у дошкольников"
- «Досуг с ребенком на природе»
- «В музей вместе с ребенком»
- «Коллекционирование в семье»
- «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе, изучаем экологические журналы»
- «Детское экспериментирование в экологическом воспитании»
- «Как воспитывать любовь к природе, если дома нет растений и животных»
- «Экологические экскурсии, прогулки. Организация и проведение в семье»
Приложение 4
Темы буклетов для родителей
1. «Умеем ли мы беречь природу?»
2. «Осторожно, ядовитые растения!»
3. «Будьте бдительны!»
4. «Береги Землю!»
5. «Лес – наш друг»
6. «Прикоснись к природе сердцем»
7. «Экология безопасности: мы и они.»
8. «Покормите птиц зимой»
9. «Куда деть мусор?»
10. «Экология будущему школьнику»
11. «Их нужно спасти!»
Литература
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"
Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...
сообщение «Проектирование (проектная деятельность, проектное обучение), как условие развития исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности»
В настоящее время проектное обучение вновь возрождается на новой научно-методической основе. Основы теории проектного обучения разработаны в трудах В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш и других уч...
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности
Воспитательная работа на основе организации проектной деятельности учащихся. Актуализация проведения проектной деятельности...
Требования к содержанию обучения в условиях организации проектной формы учебной деятельности и самой проектной деятельности
Статья по теме...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...