Роль учителя в современной школе
методическая разработка
Почему роль учителя в школе меняется?
Изменился мир. Раньше, заканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир перестал быть повторяющимся и устойчивым, жизнь представляет всё новые и новые запросы. Неспроста появилась концепция непрерывного образования (lifelong learning), когда человек учится всю жизнь.
Произошла всеобщая цифровизация. Из-за всеобщего доступа к интернету информация стала общедоступной. Найти любой факт можно за минуту, а почти на все школьные задания есть ответы. Учитель в современной школе перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты — онлайн-курсы и информационные сайты.
— Суть какой-либо профессиональной деятельности меняется не за один день, тенденции накапливаются. Необходимость изменения роли учителя назревала давно. Канонически профессия педагога связана с трансляцией культуры. Но когда интернет стал так широко растространён, вся информация стала транслироваться там. Даже вещи, которым, казалось бы, никто, кроме учителя, не сможет учить, как, например, уроки музыки, появились в сети. Роль учителя в школе стала сдвигаться.
Меняются потребности человека и задачи обучения. Так как любые данные всегда под рукой, акцент в обучении переходит от заучивания к формированию основных навыков современного человека — приспособления к новым условиям и работы с информацией.
Информации стало слишком много. В интернете миллионы сайтов, курсов, программ с разными или похожими данными, и человеку нужно уметь отличать ложные факты от правдивых. Это становится одним из основных навыков современного человека, которому нужно учить в школе. Инна Торботряс отмечает, что важно учить школьников ориентироваться в потоках данных, уметь отобрать источники, обработать их — то есть узнать, как из хаоса информации получить новые знания. Как самому искать то, что тебе нужно? Как выстраивать связи между разрозненными позициями, сравнивать, самостоятельно формулировать определения, свою позицию? То есть на учебном содержании предмета учиться навыкам, которые потом потребуются везде.
Классно-урочная система становится неактуальной. Классно-урочная система обучения появилась более 400 лет назад, когда её обосновал и продвигал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский.
— Классно-урочная система обучения для своего времени была прогрессивной. Стоит учитель, парты расположены ровными рядами, все ученики смотрят на педагога. Но такая конструкция совершенно не предполагает диалога между учениками, всё направлено на то, чтобы учитель изложил материал, а дети за ним повторили. Когда один ученик отвечает у доски, остальные должны замирать и слушать. Очевидно, эта ситуация сегодня не рабочая. Педагог перестал быть носителем абсолютной истины, а информация легкодоступна.
В классно-урочной системе обучения есть и другие недостатки для сегодняшнего дня. Например, как отмечает Инна, такая внешняя временная рамка, как звонок с урока, больше мешает плодотворной работе, чем способствует ей: горячая дискуссия между учениками прерывается, и не факт, что после перемены сможет начаться с того же момента; кроме этого, кто-то из учеников, завершив контрольную, выжидает 15 минут до конца урока, а кому-то 45 минут оказывается мало, чтобы решить все задания. Инна Торботряс считает, что в основе организации образовательного процесса должны лежать какие-то содержательные принципы, а не только формальные рамки.
Кроме предметного подхода к обучению появляются другие. Современное образование становится более гибким, людям интересно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, выбирать то, что им нравится. Татьяна Ковалёва отмечает, что образование сегодня становится гибким, и возникает вопрос, нужно ли предметное образование. Сейчас кроме предметного есть другие подходы к образованию — например, экосистемный. В Европе, например, нет отдельных предметов — химии, физики, биологии и географии — есть Science, на котором ученики занимаются естественно-научной деятельностью, а педагог помогает каждому понять, что ему интересно. А дальше, для тех, кто будет углубляться в эту сферу, организуют отдельные треки.
Меняется структура мозга человека. Как отмечает в своих исследования профессор психолингвист Татьяна Черниговская, мозг человека настраивается на ту жизнь, которую ему нужно вести, и сегодня его структура меняется от постоянного перехода по ссылкам с одного сайта на другой.
— В условиях бесконечной гонки по гиперссылкам системное мышление не формируется. Но наша задача его всё же сформировать, и делать это надо какими-то другими способами, причём работая с материалом, который будет нужен и интересен ученикам. Содержание образования во многом досталось нам от советской школы, когда, например, в русском языке стояла задача научить грамотному письму. В новой ситуации компьютерных программ корректировки грамотности десять лет учить грамотному письму, наверное, слишком большая трата времени.
Ученики не учат то, что им не нужно. Многое в учёбе зависит от желания детей учиться. Если учитель сам говорит им, что предмет им нужен, чтобы сдать и забыть, или подразумевает это, то мотивации заниматься и развиваться у детей не будет. К тому же дети и сами чувствуют, что им нужно, и какими навыками должен обладать современный человек, и на одни предметы ходят с удовольствием, а на другие их ничем не завлечь. При этом когда учебное время тратится на то, что не пригодится, остаётся мало времени на то, что действительно нужно.
— Конечно, то, что детей нужно учить новым навыкам современного человека, которые пригодятся им в жизни, не означает, что мы не должны учить широкому научному подходу. Из школы ученик должен выйти с некоторой научной картиной мира, поэтому в чём-то содержание изменится, а в чём-то останется прежним. Знакомство с научной системой как раз и будет формировать системное мышление, которое нужно каждому.
Какие роли нужно выполнять учителю в современной школе?
Эксперт. Учитель может выступать экспертом, но не тем, кто высказывает абсолютную истину, которой безоговорочно нужно следовать. В современных условиях педагог может подбирать задания для ученика, и после их выполнения, когда ребёнок пройдёт какой-то путь сам, давать обратную связь. Учитель объясняет ученику, в чём его ошибки и точки роста. При этом он оказывается не над учениками, а рядом с ними.
Наставник. Педагогу нужно объяснять ученикам, как правильно работать с информацией, как найти первичный источник, как отличить факт от фейка, как научиться пользоваться справочником и как применять знания. Давать им действенные приёмы взаимодействия с данными.
Организатор горизонтальной коммуникации и модератор дискуссии. Ученикам нужно учиться общаться, высказывать свою точку зрения, слушать собеседника и учитывать разные мнения. Поэтому педагогу важно выстраивать горизонтальную коммуникацию между учениками, когда они вместе выполняют задания, общаются и приходят к совместному решению. При этом сам учитель в современной школе оказывается на уровне такой коммуникации и становится модератором дискуссии.
Создатель уникального контента. Ко всем стандартным заданиям из учебника сегодня легко можно найти решебник, поэтому педагог с большим опытом работы может создавать учебный контент самостоятельно. При этом такой контент должен быть индивидуализирован — ориентирован на отдельных учеников или группы детей, должен учитывать, что не всем школьникам интересна одна и та же тема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
03.2022.pdf | 552.25 КБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о роли учителя в современном обществе
Стремительно меняющееся образование заставляет и педагогов идти в ногу со временем...
"Роль учителя в современной школе"
Данная статья представлена в программе Power Point. В данной статье - презентации (43 слайда) рассмотрены профессиональные качества учителя и какую роль он играет на современном этапе разв...
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу).
Современный учитель в современной школе (размышления по поводу)....
Статья: "Роль учителя в современном мире"
О значении и целях педагогической деятельности....
Роль учителя в современном обществе
Современный учитель - душа системы образования, «двигатель» общества, связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта....
Трансформация роли учителя в современной школе
Новое время ставит перед педагогическим сообществом новые задачи. Учитель перестает быть просто "урокодателем", единственным источником знаний - теперь спектр его функциональных ролей весьма...