Самоанализ урока по литературе в 5 классе
статья

Ихинова Светлана Валериановна

Самоанализ урока по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_po_literature.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОК

Вид урока: урок усвоения новых знаний

Тип урока: урок объяснения нового материала

Место урока в системе уроков  первый  урок изучения повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Цели:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с именем В.Г. Короленко.

2.Познакомить учащихся с обстановкой действия повести, с главными героями на материале 1, 2 глав.

 Развивающие: развивать навыки словесного рисования, внимания, развитие монологической и диалогической речи учащихся, коммуникативных и аналитических навыков, обогащение словарного запаса учащихся.
Воспитательные: уважение к личности человека независимо от его социальной принадлежности и материального достатка, умение объективно оценить ответ одноклассника, на примере повести В.Г Короленко «В дурном обществе» показать, что материальный достаток не всегда приводит к счастью, воспитание культуры общения, формирование умения выслушивать и учитывать мнение другого. 

Задачи: 

  • обеспечить условия для формирования метапредметных результатов:

регулятивных УУД:  самостоятельно формулировать   цели урока; иметь способность к целеполаганию,

  • умения планировать работу, выполнять самоконтроль, самооценку, рефлексию.

познавательных УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

коммуникативных УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать;

  • формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
  • обеспечить условия для формирования личностных УУД: создать условия для развития мотивов и интересов познавательной деятельности учащихся.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация. учебник, иллюстрации, толковый словарь, вырезанные сердечки и камни, серый камень, синие и красные листочки, кейс ( вопросы, задания, таблица, кроссворд, схема характеристики героя  для составления кластера),  аудиозаписи,

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), исследовательский, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  фронтальный опрос,  кластер.

Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные

*****

При планировании урока мною были учтены возрастные особенности обучающихся.

В соответствии с требованиями к современному уроку тема и цели занятия были сформулированы  обучающимися самостоятельно. Цель и задачи урока соответствуют актуальным проблемам методической науки.

Работая над методической проблемой «Формирование исследовательской и познавательной компетентностей школьников на уроках русского языка и литературы», применила на уроке компетентностно-ориентированные педагогические технологии: «технология критического мышления», «метод проектов»

На мой взгляд, выбранная  структура урока  краткосрочного проекта является рациональной для решения поставленных задач, все части урока взаимосвязаны и логически вытекают одна из другой.

Методы обучения, которые использовались на уроке (по принципу: Учусь сам, учу других, учим друг друга): наглядный, проблемный, исследовательский;  личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы. Урок выстраиваю с учетом трех стадий: вызова, осмысления и рефлексии.

Презентация, используемая на протяжении всего  урока, способствовала лучшему восприятию материала и заданий, кроме того, активизировала и сохраняла на протяжении всего урока внимание обучающихся, развивала познавательный интерес, способствовала быстрому включению обучающихся в работу.

Для раскрытия материала урока мною выбраны словесные методы совместной деятельности с классом, что позволило обучающимся находиться в активном рабочем, но не напряженном состоянии, что, безусловно, отразилось на результатах урока.

Также на уроке применялись методы обучения: словесно-репродуктивный, наглядный, частично-поисковый. Использовались приёмы технологии критического мышления.

На уроке применялись элементы следующих современных образовательных технологий:Технологии развития критического мышлениятестовой технологии - воспитывает у учащихся собранность, внимание к деталям; информационной технологии (презентация) –делает процесс обучения более ярким, визуализирует учебный материал, делает более понятным и доступным; групповой технологии – позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке, развивает ответственность за совместные действия; здоровьесберегающей технологии – чёткая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности.

Изучаемый  материал подавалася поэтапно, от простого к сложному.

Виды речевой деятельности учащихся на уроке разнообразны: слушание, чтение, диалог, письмо.

Применение на уроке индивидуальных листов  позволило сэкономить время на списывании и сохранить активный темп работы на уроке.

На протяжении всего урока было организовано диалогическое общение  с обучающимися. Школьники свободно выражали свое мнение, не опасаясь критики со стороны учителя. Можно сделать вывод, что выбранная мною форма проведения урока позволяет организовать равноправное общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.

В течение всего урока осуществлялся контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Контроль усвоения знаний не был выделен в отдельный этап урока и проходил на протяжении всего урока. Осуществлялся самоконтроль со стороны обучающихся. Обучающимся была дана возможность самостоятельно оценивать свою работу на уроке

На уроке были применены разные приемы анализа текста: литературоведческие, школьные (словесное рисование)

В конце урока совместно подведен итог работы над темой, что способствовало целостности и завершенности занятия в целом.  Выводы не формулировались учителем, а являлись результатом деятельности самих обучающихся.  Сами увидели результативность своей работы на уроке

В ходе всего занятия  происходили активизация и развитие  самостоятельности, осознанности мышления, развивались мыслительные операции (синтез, анализ, классификация), воспитывались нравственные качества (организованность, активность, умение работать в сотрудничестве с другими, коммуникабельность).

Сочетание избранных форм работы на уроке (индивидуальная, фронтальная, групповая) рациональное, эффективное и целесообразное. Групповая работа на уроке служила для объединения усилий учащихся для достижения целей урока, для создания условий взаимопомощи, совершенствования коммуникативных навыков. Также групповая работа отвечала возрастным особенностям учащихся: компенсировала потребность общения со сверстниками.

На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.

Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность.

Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми. Считаю, что урок проведён методически верно, соответствует современным требованиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проведение самоанализа урока истории в 6 классе

Самоанализ урока истории в 6 классе по теме:"Нашествие с Востока". Материал будет интересен тем,кто планирует прохождение аттестации в ближайшее время....

САМОАНАЛИЗ УРОКА чувашской литературы в 9 классе по теме “Художественно-идейный анализ произведения Юрия Скворцова “Красный мак”

САМОАНАЛИЗ УРОКА чувашской литературы в 9 классе по теме “Художественно-идейный анализ произведения Юрия Скворцова “Красный мак”...

Самоанализ урока по литературе.

Пример самоанализа урока  по литературе....

Урок и самоанализ урока "Твое здоровье"3 класс

Цели урокаОбразовательные:·       совершенствование лексико-грамматических навыков;·       введение и первичное закрепление гр...

Самоанализ урока по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")

Самоанализ урока  по литературе в 8 классе по теме: "О чем говорят цвет?" (по рассказу А.И. Куприна "Куст сирени")...

Самоанализ урока по литературе 8 класс Тема: «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»

Самоанализ урокапо литературе 8 классТема:  «Взаимоотношение, счастье и любовь в семье (на примера рассказа А.И. Куприна «Куст сирени»...

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека»

Самоанализ урока биологии в 8 классе Тема урока: Доказательства животного происхождения человека Раздел «Происхождение человека» Цель: обобщить, углубить и систематизировать знания о роли ...