План самообразования на 2022-2023 г.г.
рабочая программа (5 класс)

тема: Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz.2022-2023_shzg.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя

         Воспитатель: Шакирзянов Зиннур Гаптелнурович

        Тема: « Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей ОВЗ»

         

Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.

 В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.

 Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.

 В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:

 — формирование потребности в здоровом образе жизни;

 — патриотическое воспитание;

 — формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;

 — эстетическое развитие детей;

        Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
  • Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
  • Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в воспитательном  процессе

ПЛАН

работы по самообразованию воспитателя

 Шакирзянова Зиннура Гаптелнуровича

на 2022-2023 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1 этап

Установочно-подготовительный

1. Определение темы

2. Определение целей и задач

3. Подбор источников самообразования

4. Сбор библиографии по выбранной проблеме

Сентябрь

 

2 этап

теоретический

1. Поиск материалов в Интернете.

2. Сбор библиографии по выбранной проблеме

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране 

3. Изучение методической литературы  по данной проблеме:

« Азбука нравственного взросления»

 В.И. Петрова

4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

5. Выступление  по теме самообразования на  ШМО:

«Игра – это самое серьезное дело».

Сентябрь-       декабрь

Постоянно,                в течении года.

3 этап

Практический

1. Проведение мониторинговых исследований (проведение начальной диагностики)

- Анкетирование

2. Проведение коррекционных,

практических (открытых) занятий:

 - «Азбука нравственности»

 - «Добро и зло»

- «Уроки добра»

 -  «Что такое хорошо и что такое плохо?»

 - «Школа вежливых наук»

- «Путешествие в страну Этикета»

- «Помоги братьям меньшим»

 - «Правила поведения в общественных местах»

- «Край Донской»

- «Казаки за веру православную»

Беседы:

-«Сила воли»

- «Зависть»

- «Лень»

-  «Помоги братьям меньшим»

3. Проведение открытого мероприятия.

4. Проведение промежуточной диагностики

Январь-апрель

 

4 этап

Оценочный

1. Анализ работы по теме самообразования за 2022-2023 уч. год

Май

 

Основные принципы воспитания

Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные  таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.

Третий принцип -  гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.

Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.

Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.

Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Восьмой принцип – целостный подход.         Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Основные направления воспитательной работы

    Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и  настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова,  ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как условия достижения мастерства,  ценность творчества.  

Коррекционная работа

Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ.

  Задачи:

  1. Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права.
  2. Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.
  3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
  4. Изменение условий семейного воспитания.

  Предполагаемый результат:

Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном обществе.

   

Коррекционная работа строится по направлениям:

  • Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних установок, системы нравственно – правовых ценностей.
  • Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности
  • Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
  • Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности;  различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; самооценочные суждения  детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования на 2022-2023 г.г.

Патриотическое воспитание подростков с ОВЗ...

План воспитательной работы 2022-2023

План воспитательной работы ...

Годовой план работы на 2022-2023 учебный год

Годовой план состоит из следующих основных разделов:1. Тема самообразования.2. Организационная работа.3. Систематизация учебного материала в логопедическом кабинете.4. Совершенствование методического ...

План воспитательной работы 2022-2023 гг ,7"В" класс

План воспитательной работы 2022 -2023 гг  ,7 "В" класс...

План воспитательной работы 2022-2023

План воспитательной работы...

Индивидуальный план самообразования на 2022-2023 уч. год

Индивидуальный план самообразования на 2022-2023 уч. год...

Отчёт о работе по самообразованию за 2022 - 2023 учебный год

В отчёте обозначены этапы работы, их содержание,представлен результат...