План самообразования на 2022-2023 г.г.
рабочая программа (5 класс)
тема: Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobraz.2022-2023_shzg.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию воспитателя
Воспитатель: Шакирзянов Зиннур Гаптелнурович
Тема: « Нравственное воспитание в подростковом возрасте детей ОВЗ»
Актуальность темы. Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Именно педагог, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». В младшем школьном возрасте, когда душа податлива к эмоциональным воздействиям, необходимо учить нормам нравственности, азбуке морали.
Школьный возраст — это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
В системе нравственного воспитания можно выделить следующие направления деятельности педагогов:
— формирование потребности в здоровом образе жизни;
— патриотическое воспитание;
— формирование духовности школьников через отношение к литературе и средствам массовой информации;
— эстетическое развитие детей;
Цель: нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка; воспитывали такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие «нравственное воспитание» достаточно широкое. Сердцевина воспитания — развитие нравственных чувств личности. Когда воспитаны эти чувства, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.
Задачи: определены как ожидаемые результаты в логике требований к личностным результатам и предусматривают:
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
- Осуществление коррекционно – развивающего сопровождения в воспитательном процессе
ПЛАН
работы по самообразованию воспитателя
Шакирзянова Зиннура Гаптелнуровича
на 2022-2023 учебный год
Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
1 этап Установочно-подготовительный | 1. Определение темы 2. Определение целей и задач 3. Подбор источников самообразования 4. Сбор библиографии по выбранной проблеме | Сентябрь
|
2 этап теоретический | 1. Поиск материалов в Интернете. 2. Сбор библиографии по выбранной проблеме 3. Знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране 3. Изучение методической литературы по данной проблеме: « Азбука нравственного взросления» В.И. Петрова 4. Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой 5. Выступление по теме самообразования на ШМО: «Игра – это самое серьезное дело». | Сентябрь- декабрь Постоянно, в течении года. |
3 этап Практический | 1. Проведение мониторинговых исследований (проведение начальной диагностики) - Анкетирование 2. Проведение коррекционных, практических (открытых) занятий: - «Азбука нравственности» - «Добро и зло» - «Уроки добра» - «Что такое хорошо и что такое плохо?» - «Школа вежливых наук» - «Путешествие в страну Этикета» - «Помоги братьям меньшим» - «Правила поведения в общественных местах» - «Край Донской» - «Казаки за веру православную» Беседы: -«Сила воли» - «Зависть» - «Лень» - «Помоги братьям меньшим» 3. Проведение открытого мероприятия. 4. Проведение промежуточной диагностики | Январь-апрель
|
4 этап Оценочный | 1. Анализ работы по теме самообразования за 2022-2023 уч. год | Май |
Основные принципы воспитания
Первый принцип: (принцип природосообразности) - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принцип - гармония во взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного, толерантного, просвещенного, культурного, заботливого человека.
Четвертый принцип – гармония в самом себе, самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Пятый принцип – деятельный подход. Воспитание возможно только через включение в деятельность. Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Шестой принцип – принцип успешности. Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Седьмой принцип - дифференциация воспитания. Предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Восьмой принцип – целостный подход. Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Основные направления воспитательной работы
Необходимо чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся строится на основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, доверие людям, как социальная форма гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия, забота о старших и младших, помощи, чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: ценность труда и творчества; ценность познания мира; ценность таких качеств личности как целеустремленность и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: ценность семьи, забота родителей о детях, о старших и младших; ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду, экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях, красота, гармония, самовыражение в творчестве, искусстве, ценность труда – как условия достижения мастерства, ценность творчества.
Коррекционная работа
Цель: Создание условий для оказания педагогической помощи воспитанникам с ОВЗ.
Задачи:
- Выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права.
- Определение причин отклонений в правовом и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных воспитанников.
- Составление плана педагогической коррекции личности и устранении причин её нравственной деформации, отклонений в поведении.
- Изменение условий семейного воспитания.
Предполагаемый результат:
Успешная социализация и реабилитация воспитанников в современном обществе.
Коррекционная работа строится по направлениям:
- Коррекция отношения ребёнка к самому себе – изменение внутренних установок, системы нравственно – правовых ценностей.
- Коррекция отношения к другим людям – развитие эмпатии, приобретение навыков речевого общения и коммуникативности
- Коррекция отношения к жизни – формирование способностей к нравственному выбору и достойному месту в жизни.
- Коррекция осуществляется через рациональное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: наблюдения, анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей; самооценочные суждения детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2022-2023 г.г.
Патриотическое воспитание подростков с ОВЗ...
План воспитательной работы 2022-2023
План воспитательной работы ...
Годовой план работы на 2022-2023 учебный год
Годовой план состоит из следующих основных разделов:1. Тема самообразования.2. Организационная работа.3. Систематизация учебного материала в логопедическом кабинете.4. Совершенствование методического ...
План воспитательной работы 2022-2023 гг ,7"В" класс
План воспитательной работы 2022 -2023 гг ,7 "В" класс...
План воспитательной работы 2022-2023
План воспитательной работы...
Индивидуальный план самообразования на 2022-2023 уч. год
Индивидуальный план самообразования на 2022-2023 уч. год...
Отчёт о работе по самообразованию за 2022 - 2023 учебный год
В отчёте обозначены этапы работы, их содержание,представлен результат...