отчетный семинар- практикум для педагогов
презентация к уроку
Цель:
Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-
эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.
Форма проведения: семинар-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рисунки, которые нас рисуют. | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчетный семинар для педагогов
по теме самообразования:
«Рисунки, которые нас рисуют.
Свободная творческая деятельность детей»
Выполнила:
Садыкова М.А.
воспитатель первой
квалификационной категории
Москва, 2022г.
Цель:
Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-
эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.
Форма проведения: семинар-практикум.
1 слайд
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.
Так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.
2 слайд
Итак, о чем же расскажет детский рисунок?
3 слайд
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.
Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.
В процессе рисования рациональное (разумное!) уходит на второй план,
отступают запреты и ограничения.
В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Благодаря детским рисункам можно понять что происходит
в душе ребёнка, и что он не сможет объяснить словами,
так как они изображают на бумаге всё, что замечают и чувствуют.
Буквально каждый ребенок берет в свои маленькие ручки карандаш,
фломастер или кисточку и принимается рисовать свои первые шедевры.
По его мнению, картины чаще всего получаются замечательными.
А все, скорее всего, потому, что рисунок он еще оценивает не как произведение искусства, а как выражение своих чувств и эмоций.
4 слайд
С точки зрения психодиагностики детский рисунок является одним
из самых точных и достоверных источников информации.
Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», зашифрована
и рисунок нужно грамотно «читать».
Внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение или скрытый смысл.
5 – 10 слайды
Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.
У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица.
Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4–5 лет.
К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.
На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.
В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).
К «семи годам живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями.
11 слайд
Как же сделать анализ детского рисунка без помощи психолога?
Для этого нужно выделить следующие особенности:
- Если ребёнок использует 5-6 цветов, это говорит о нормальном уровне эмоционального развития.
- Использование 1-2 цветов говорит о негативном состоянии.
Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет - веселый или грустный, какие мысли он вызывает.
!!!Также, анализируя детский рисунок, нужно учитывать какие материалы предлагались ребенку!!!!
В 3-4 года
Возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок
пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как
можно красивее.
Все «красивое» дети изображают яркими
красками, а «некрасивое» – темными.
В 5-6 лет
Реальное использование цвета ка передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).
Не нужно пытаться анализировать рисунки, сделанные в саду на занятиях! Так как детям дается определенная тема, что лишает их свободы самовыражения (мои наблюдения на счет этого такие, что ребенок все равно добавит что то свое в данный рисунок!)
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все это закончится.
12 слайд
Зеленый - уравновешенность, упрямство, стремление к безопасности
Желтый - оптимизм, положительные эмоции
Черный - подавленность, протест, потребность в изменениях
Фиолетовый - интуиция, фантазия, интеллектуальная незрелость
Красный - возбудимость, повышенная активность, сила воли, агрессия
13 слайд
Кого ребёнок нарисовал первым и большим, к тому он испытывает наибольшую привязанность.
Если он "забыл" кого-то нарисовать, значит человек вызывает у малыша неприятные воспоминания или обиду.
Если ребёнок не нарисовал себя, это свидетельствует о том, что он чувствует себя одиноким в семье.
Это очень тревожный знак.
Значит, родителям нужно уделять ребенку как можно
больше внимания, чтобы он не чувствовал себя ненужным.
14 слайд
Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то
К примеру, 6‑летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку».
Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.
15 слайд
Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Рассказать про случаи из практики!!!!
16 слайд
Манера изображения
Если элементы рисунка слабо прорисованы - это значит ребёнок обладает психологической неустойчивостью. Много дополнительных деталей, украшений - это желание малыша быть замеченным. Исправления в рисунке говорят о повышенной тревожности. Если рисунок смещён к краю листа и нарисован мелко, значит ребёнок не уверен в себе. Ребёнок изобразил себя в открытой позе ( фигура крупная, руки и ноги широко расставлены)- он жизнерадостен и общителен, в закрытой ( руки, ноги скрещены)- слишком замкнут в себе.
17 слайд
Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар- практикум для педагогов
«Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".
Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Игры с песком и водой"
Семинар-практикум...
семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»
Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....
Методический семинар-практикум для педагогов "Интерактивно об интерактивном"
Данная методическая разработка направлена на рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога....
Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...
Семинар - практикум "Компетентности педагога дополнительного образования, необходимые для реализации образовательных стандартов". ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ И ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГА (для педагогов дополнительного образования МБУ ДО «СЮТ»)
Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей педагога.Задачи:· создание в группе атмосферы, способствующей самопроявлен...