отчетный семинар- практикум для педагогов
презентация к уроку

Садыкова Марал Агахановна

Цель:

Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-

эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.

 

 

Форма проведения: семинар-практикум.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисунки, которые нас рисуют.23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Отчетный семинар для педагогов

по теме самообразования:

«Рисунки, которые нас рисуют.

Свободная творческая деятельность детей»

Выполнила:

Садыкова М.А.

воспитатель первой

 квалификационной категории

Москва, 2022г.

Цель:

Обогащать и систематизировать знания педагогов по художественно-

эстетическому развитию и раскрыть им «тайный язык» детского рисунка.

Форма проведения: семинар-практикум.

1 слайд

Дети  очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Так как почти все дети очень любят рисовать, то рисунки и являются одним из самых доступных способов "знакомства" с ребенком.

2 слайд

Итак, о чем же расскажет детский рисунок?

3 слайд

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.

Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

В процессе рисования рациональное (разумное!) уходит на второй план,

отступают запреты и ограничения.

В этот момент ребенок абсолютно свободен.

Благодаря детским рисункам можно понять  что происходит

 в душе ребёнка, и что он не сможет объяснить словами,

 так как они изображают на бумаге всё, что замечают и чувствуют.

Буквально каждый ребенок берет в свои маленькие ручки карандаш,

 фломастер или кисточку и принимается рисовать свои первые шедевры.

 По его мнению, картины чаще всего получаются замечательными.

А все, скорее всего, потому, что рисунок он еще оценивает не как произведение искусства, а как выражение своих чувств и эмоций.

4 слайд

С точки зрения психодиагностики детский рисунок является одним

из самых точных и достоверных источников информации. 

Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», зашифрована

и рисунок нужно грамотно «читать».

Внимательные родители всегда могут заметить в творческих работах ребенка что-то необычное, почувствовать его настроение, уловить скрытое напряжение или скрытый смысл.

5 – 10 слайды

Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его содержание и, условно говоря, качество зависят от возраста юного художника.

У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица.

Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4–5 лет.

К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.

На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.

В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).

К «семи годам живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями.

11 слайд

Как же сделать анализ детского рисунка без помощи психолога?

Для этого нужно выделить следующие особенности:

  - Если ребёнок использует 5-6 цветов, это говорит о нормальном уровне эмоционального развития.

-  Использование 1-2 цветов говорит о негативном состоянии.

Важно уточнить у ребенка о том, какой это цвет - веселый или грустный, какие мысли он вызывает.

!!!Также, анализируя детский рисунок, нужно учитывать какие материалы предлагались ребенку!!!!

В 3-4 года

Возникает эстетический мотив при выборе цвета: ребенок

пользуется любым поводом, чтобы раскрасить рисунок как

можно красивее.

Все «красивое» дети изображают яркими

красками, а «некрасивое» – темными.

В 5-6 лет

Реальное использование цвета ка передача обязательного признака (предмет закрашивается однотонно, без передачи оттенков).

 Не нужно пытаться анализировать рисунки, сделанные в саду на занятиях! Так как детям дается определенная тема, что лишает их свободы самовыражения (мои наблюдения на счет этого такие, что ребенок все равно добавит что то свое в данный рисунок!)

Содержание детского художественного творчества далеко  не всегда очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все это закончится.

12 слайд

Зеленый - уравновешенность, упрямство, стремление к безопасности

Желтый -  оптимизм, положительные эмоции

Черный - подавленность, протест, потребность в изменениях

Фиолетовый - интуиция, фантазия, интеллектуальная незрелость

Красный - возбудимость, повышенная активность, сила воли, агрессия

13 слайд

Кого ребёнок нарисовал первым и большим, к тому он испытывает наибольшую привязанность.

 Если он "забыл" кого-то нарисовать, значит человек вызывает у малыша неприятные воспоминания или обиду.

Если ребёнок не нарисовал себя, это свидетельствует о том, что он чувствует себя одиноким в семье.

Это очень тревожный знак.

Значит,  родителям нужно уделять ребенку как можно

больше внимания, чтобы он не чувствовал себя ненужным.

14 слайд

Дети живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом случае малыш может даже «забыть» кого-то

К примеру, 6‑летний Алеша не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку».

Алиса (4 года) не нарисовала свою младшую сестренку Ксюшу, объяснив ее отсутствие тем, что малышка «спит в другой комнате». Девочка не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ей столько же внимания, как прежде.

15 слайд

Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания от взрослых и игр «на равных», а лучше – развлечений в компании других таких же малышей. Рассказать про случаи из практики!!!!

16 слайд

Манера изображения

Если элементы рисунка слабо прорисованы - это значит ребёнок обладает психологической неустойчивостью. Много дополнительных деталей, украшений - это желание малыша быть замеченным. Исправления в рисунке говорят о повышенной тревожности. Если рисунок смещён к краю листа и нарисован мелко, значит ребёнок не уверен в себе. Ребёнок изобразил себя в открытой позе ( фигура крупная, руки и ноги широко расставлены)- он жизнерадостен и общителен, в закрытой ( руки, ноги скрещены)- слишком замкнут в себе.

17 слайд

Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум для педагогов

«Взаимодействие учителя и учащегося, как фактор создания комфортных условий образовательного процесса»...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

семинар - практикум для педагогов логопедических групп Тема: «Развитее речевого творчества через театрализованную деятельность»

Семинар - практикум познакомит педагогов с психолого - педагогическими аспектами   развития театрализованной деятельности и современными подходами к ней....

Методический семинар-практикум для педагогов "Интерактивно об интерактивном"

Данная методическая разработка направлена на рассмотрение современной методики применения интерактивных технологий в образовательной деятельности педагога....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...