Методы работы социального педагога с неблагополучными семьями.
статья
Социально-педагогическая работа с семьями, детьми, требующими особого внимания. Формы и методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_raboty_statya.docx | 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы работы социального педагога с неблагополучными семьями.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 285
Красносельского района Санкт-Петербурга
социальный педагог
В.В. Синкевич
2022г.
Обилие негативной информации в сети интернет, безработица, нестабильная экономическая ситуация, страх перед будущим, все это ведет к тому, что растет количество неблагополучных семей. И нужно быть готовым к тому, что таких семей будет больше. Самая важная работа для социального педагога – профилактика неблагополучия семей. Наша цель, не упустить тот момент когда семья окажется в трудной жизненной ситуации, либо ребенок, в социально опасном положении.
На этапе формирования социального паспорта школы, мы уже можем понять, на какие семьи стоит обратить внимание, и с какими детьми предстоит индивидуальная работа. Тесное взаимодействие социального педагога и классных руководителей способствует выявлению неблагополучных детей. Ведь именно классный руководитель обращает внимание на внешние или внутренние изменения ребенка. Так же, в работе социального педагога, для выявления неблагополучных семей, помогает проведение анкетирования среди классных руководителей. Анализируя полученные сведения, социальный педагог составляет план работы с семьями, нуждающимися в помощи.
Деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации, а именно анализ социального паспорта школы.
Прежде всего необходимо составление плана профилактической работы с неблагополучными семьями. План включает в себя: перечень бесед на педагогическое просвещение родителей, которое способствует полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей; индивидуальные консультации для учащихся; в случае подозрения на физическое насилие в семье, необходим сбор информации (беседа с ребенком, опрос одноклассников, классного руководителя)
Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Но в работе прежде всего делается упор на интересы ребенка.
В рамках плана социальный педагог заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъясняет, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.
Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка.
Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
Диагностический уровень
Здесь возможны два варианта деятельности социального педагога: добровольное обращение родителей — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.
Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.
Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Методологические принципы:
• объективность в сборе фактов и их интерпретации. Необъективность может привести к якорному или замковому эффекту;
• множественность источников информации;
• достоверность информации;
Этические принципы:
• конфиденциальность;
• степень открытости — право родителей;
• невмешательство в частную жизнь
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
• наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента);
• беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану);
• анкета (письменный опрос);
• тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
В ситуациях, когда различные проблемы социального, педагогического характера в семье тщательно скрываются, может помочь опрос друзей ребенка, школьных учителей, разговор с самим ребенком. Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.
Реабилитационный уровень
Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с семьей будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи семье в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней — индивидуального, группового и общинного.
На данном этапе необходима помощь педагога-психолога школы. Используя необходимые методики и технологии, он проводит индивидуальную и групповуюреабилитационную работу с семьей.
Общинный уровень реабилитационной работы. Цель общинной работы — анимация, оживление жизненного пространства людей. Общинная работа активизирует усилия людей по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни, выявить конструктивных лидеров и устранить деструктивных.
Методы общинной работы — лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций (субботники, праздники, день семьи и т.д). Цели — воспитательные, пропагандистские, рекреационные и т.д.
Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми.
Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. Например, от него ожидают лишения родителей их прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, поручают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка. При этом его отвлекают от непосредственной работы, и социальному педагогу может потребоваться- помощь других специалистов.
Задача социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собираемся работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к родителям и детям. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами родителей и детей, нуждающихся в помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...