Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
методическая разработка по теме
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_raboty_sotsialnogo_pedagoga_s_neblagopoluchnoy_semey.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи;
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),
9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.
Источник: Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М., 2000.
Этический и профессиональный кодекс социального педагога
- Не поучать, не показывать, не запрещать. Вдохновлять и побуждать клиента к действию, к инициативе, к творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личные возможности, уважая достоинство и уникальность личности.
- Уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявить деликатность, чувство такта, эмпатийность, экстравертность.
- Быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь «разговорить» клиента, совместно определить пути решения проблемы; уметь быть нужным, интересным для окружающих, направляя на это свои личные возможности, эрудицию, опыт.
-Уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента в решении им собственных проблем; строить взаимоотношения на основе диалога, на равных.
- Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения.
- Соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, исключая любые уловки, введение в заблуждение, нечестные действия. Всегда действовать исключительно в интересах клиента.
- Уметь находить себе помощников в социальной работе, поддерживать участие общественности в развитии социальной защиты, социальной политики.
- Вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за качество своей работы; не поддаваться влияниям и нажимам, встречающимся на пути профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои обязанности полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных.
- Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью; уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом. Не принимать ценных подарков за выполненную работу.
- Стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации, как специалиста в области социальной работы. Основывать свою практическую деятельность на профессиональных знаниях.
- Защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии. Уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, соблюдая деликатность и справедливость. Предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег.
- Всеместно помогать людям, информирую и, делая социальные службы доступными различным группам населения
- Содействовать развитию благосостояния общества, посредством:
а) расширения личностных возможностей всех людей, различных семей, проявления особого внимания к ущемленным группам и лицам с ограниченными физическими возможностями;
б) активной борьбы против несправедливости и ущемления на основе национального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентаций, возраста, брачного статуса, психических или физических недостатков, а также против привилегий отдельных категорий населения;
в) создание условий для поддержки уважения к различиям культур, составляющих общество;
г) инициатив, направленной на изменения в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддерживания социальной справедливости.
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов
Конфликт - это напряжение в отношениях, возникшее в результате явных или скрытых противоречий, столкновения различных мотивов, мнений, стремлений людей и ведущее к борьбе сторон.
Конфликты бывают:
- между личностями (воспитанник - воспитанник, ребенок - родитель, родитель - воспитатель, воспитатель - воспитанник, воспитатель - воспитатель);
- внутри группы (воспитанников, воспитателей);
- между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и разных профессиональных и ценностных ориентаций в школе).
Чтобы предупредить конфликт, необходимо:
- разобраться, есть ли проблема в тех случаях, когда имеет место просто противоречие;
- установить направление развития конфликтной ситуации (обострение или угасание);
- определить состав участников конфликта;
- изучить их мотивы, ценностные ориентации, особенности, манеру поведения.
Следует также отслеживать сигналы, предупреждающие о развитии конфликта:
- кризис (когда обычные нормы поведения теряют силу и человек способен на крайности);
- недоразумение (когда один из участников неправильно, искаженно воспринимает ситуацию);
- инцидент (когда какая-то мелочь вызывает временное раздражение, которое быстро проходит);
- напряжение (когда взаимоотношения в результате недоразумения становятся источником непрерывного беспокойства);
- дискомфорт (интуитивное волнение, страхи, которые трудно выразить словами).
В практике социального педагога очень важен анализ конфликтной ситуации. Инцидент, например, можно заглушить путем «нажима», но в этом случае конфликтная ситуация сохраняется, принимает затяжную форму и отрицательно влияет на работоспособность коллектива.
Стили поведения, которые могут провоцировать возникновение конфликтных ситуаций:
- стремление к главенству в общении на основе консерватизма в мышлении и необоснованной критичности в отношении партнера;
- нарушение персонального пространства партнера;
- намеренное создание цейтнота (недостатка времени) при решении проблемы;
- неуважение личности партнера и его прав (перебивание, игнорирование контактов, преуменьшение вклада партнера в общее дело, нежелание признавать его правоту в суждениях и т. п.);
- постоянное навязывание своей точки зрения;
- акцентирование внимания на своей постоянной занятости;
- подчеркивание разницы с партнером в свою пользу;
- несправедливость, несдержанность, неискренность, негибкость.
При возникновении напряжения в общении необходимо:
1. проявлять естественное внимание к собеседнику, доброжелательность, терпимость, дружелюбие;
2. держаться спокойно, не терять самоконтроля, говорить лаконично, чуть медленнее, если собеседник излишне взволнован;
3. установить контакт глазами и стараться не терять его;
4. дать собеседнику выговориться, не перебивая его;
5. дать собеседнику понять, что вы понимаете его состояние
(приблизиться, наклониться к нему);
6. признать свою вину, если объективно таковая есть;
7. постараться предельно тактично показать собеседнику, в чем, как вам кажется, он тоже не прав;
8. показывать, что вы заинтересованы в решении проблемы собеседника, сотрудничестве с ним, будете поддерживать его, если это не противоречит интересам дела;
9. разделять с собеседником ответственность за решение проблемы, определять план будущего сотрудничества.
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, включающий в себя:
1. анализ и оценку ситуации;
2. выбор способа разрешения конфликта;
3. формирование плана действий;
4. его реализацию;
5. оценку эффективности своих действий.
Успешность вмешательства социального педагога в конфликты подростков зависит от его позиции. Таких позиций может быть как минимум четыре:
- позиция авторитарного вмешательства, то есть подавление конфликта;
- позиция нейтралитета, то есть стремление не замечать столкновений между подростками и не вмешиваться в них;
- позиция избегания конфликта: педагог убежден, что конфликт - показатель его неудач в воспитательной работе с детьми;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива подростков, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение - либо подавить, либо дать развиться до определенного предела.
Действия педагога в четвертой позиции позволяют контролировать конфликт и управлять им.
При взаимодействии с участниками конфликта социальный педагог может использовать следующие тактики посреднического поведения:
1. поочередное выслушивание на совместной встрече применяется для уяснения ситуации в период острого конфликта;
2. сделка: посредник стремится вести переговоры с участием обеих сторон, делая основной упор на принятие компромиссного решения;
3. челночная дипломатия: посредник разделяет конфликтующие стороны и постоянно курсирует между ними, обсуждая аспекты соглашения. В результате обычно достигается компромисс;
4. давление на одного из участников конфликта: большую часть времени «третейский судья посвящает работе с одним из участников конфликта, доказывая ошибочность его позиции. В конце концов, участник идет на уступки;
5. директивная тактика: акцентирование внимания на слабых моментах в позициях оппонентов, ошибочности их действий по отношению друг к другу. Цель - склонение сторон к примирению.
Социальному педагогу в работе по преодолению конфликта желательно придерживаться следующих правил:
- старайтесь поставить себя на место конфликтующей стороны;
- не делайте поспешных выводов. Дайте участникам некий период времени чтобы осмыслить созданную ими ситуацию: урегулирование конфликта - это решение вопроса «что делать», а не расследование по принципу «кто виноват»;
- не давайте конфликту разрастись; проблема должна решаться в основном теми, кто ее создал;
- преодолеть конфликт помогает общее дело и постоянный контакт между партнерами;
- постарайтесь определить момент для начала переговоров между участниками конфликта, «точки» доверия и уважения между участниками переговоров;
- при обсуждениях анализируйте мнения противников, выслушивайте мнение каждого участника конфликта не столько для того, чтобы его опровергнуть, сколько для того, чтобы его учесть; ищите компромисс путем определения общей позиции для оценок;
- конфликт разрешим при твердой готовности обеих сторон к конструктивной дискуссии в интересах дела;
- разрешить любое напряжение, преодолеть межличностные противоречия возможно по частям, шаг за шагом.
Социальному педагогу важно не только самому руководствоваться этими правилами, но и информировать о них соперников, использовать упражнения, тренинги для формирования неконфликтного поведения.
Памятка социального педагога
Каждому социальному педагогу необходимо выработать для себя определенные правила поведения с подростками, которых он будет придерживаться всю свою дальнейшую деятельность, используя несколько основных принципов.
Заповедь первая
Никогда не пытайтесь воспитывать, находясь в плохом настроении. Воспитание детей – это одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, доброжелательность, расположенность к общению.
Заповедь вторая
Ясно определите, чего вы хотите от подростка, и объясните ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу. Самое главное – вам надо убедить подростка, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья
Предоставьте подростку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг. Помогайте, но не выполняйте дела за подростка.
Заповедь четвертая
Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с подростком его правильные и ложные шаги к цели. Важны доброжелательная атмосфера и немедленный ободряющий отклик.
Заповедь пятая
Не пропустите момента, когда достигнут успех. «Ты молодец, потому что...».
Заповедь шестая
Укажите ошибку, сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы подросток осознал услышанное. Любое замечание надо делать сразу после ошибки, при этом обязательно отмечая хорошее.
Заповедь седьмая
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же. Не «ты плохой!», а «ты поступил плохо!», и объясните кратко почему.
Заповедь восьмая
Дайте подростку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным. Или скажите, например: «Я думаю, что после нашего разговора этого больше не повторится, и мы забудем то, что сегодня произошло».
Заповедь девятая
Воспитание – это последовательность целей. Задача педагога – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей.
Заповедь десятая
Социальный педагог должен быть твердым, но добрым. Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в зависимости от конкретной ситуации.
Сущность и основные направления деятельности социального педагога
Цель деятельности социального педагога:
- создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его жизненном пространстве. По согласованию с администрацией, в виду имеющихся проблем в рамках конкретного Учреждения, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая таблица отражает примерный перечень, как основных направлений деятельности социального педагога, так и их содержание.
Направление деятельности | Содержание |
1. Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов | - проведение социальной паспортизации ; - изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников; - изучение и анализ морально-психологического фона учебного учреждения с целью выявления его воздействия на личность воспитанника и разработка мер по его оптимизации; - социально-педагогическая диагностика с целью выявления личностных проблем воспитанников, семьи и др. |
2. Социально- педагогическая защита прав ребенка | - выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите (дети - инвалиды, одаренные дети), опеке, попечительстве; - защита прав и интересов воспитанников (обращение особого внимания на оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в различных инстанциях (педсовет, Совет по профилактике правонарушений и преступлений, Комиссия по делам несовершеннолетних, суд, прокуратура и т. д.); - защита и индивидуальная работа с воспитанниками, подвергающимися насилию и агрессии со стороны взрослых и т. п. |
3. Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности воспитанника | - раннее выявление неблагополучных семей; - создание банка данных по неполным семьям, семьям, имеющим детей с особенностями психофизического развития, опекунским семьям, семьям с приемными детьми и т. д.; - пропаганда здорового образа жизни в семье как необходимого условия успешной социализации детей и подростков; - психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье; |
4. Социально- педагогическое консультирование | - духовно-ценностное просвещение; - содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; - организация «круглых столов», семинаров, встреч для родителей, педагогов, воспитанников по социально-педагогической проблематике и др. - организация и проведение индивидуальных консультаций для воспитанников, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях; - консультирование и специализированная помощь воспитанникам в профессиональном определении; - консультирование родителей, педагогов, администрации, классных руководителей по разрешению социально- педагогических проблем и др. |
5. Социально-педагогическая профилактика, коррекция и реабилитация | - Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения воспитанников; - обеспечение профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, состоящими на различных видах учета («группа риска», внутришкольный контроль (далее - ВШК), по делам несовершеннолетних (далее - ОДН)); - организация превентивно-профилактической работы с детьми «группы риска»; - способствование пропаганде здорового образа жизни; - повышение уровня правовой грамотности воспитанников и их родителей с целью профилактики девиантного поведения; - организация реабилитации детей испытывающих различные затруднения в системе разнообразных отношений, которые вызывают дезадаптацию (болезнь, инвалидность, стресс и пр.) |
6. Содействие созданию педагогически ориентированной среды для оптимального развития личности ребенка | - сосредоточение внимания администрации учреждения на проблемах и потребностях воспитанников, воспитателей, родителей при планировании и организации учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической деятельности; |
7. Поддержка социально ценной деятельности детей и подростков (возможна в виде волонтерства, проектной деятельности) | - забота о больных, инвалидах и бедных; - благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей; - работа в службах социальной защиты; - благоустройство города, поселка, двора; - охрана природы и памятников культуры; - проведение игр и творческих занятий с детьми; - другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям. |
8. Организационно-методическая деятельность | - анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; - участие в методических секциях, семинарах, практикумах, конференциях различного уровня по социально-педагогическим проблемам; - накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, специальных изданий по социальной педагогике, достижений науки и практики, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований. |
Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки целей и задач, которые необходимо решить специалисту:
- сформировать у ребенка навыки общения, которые, по какой- либо причине у него отсутствуют;
- помочь ребенку адаптироваться в новой среде;
- помочь воспитателю и ребенку (ребенку и родителям, родителям и воспитателю) понять друг друга и др.
Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации (индивидуальная, групповая, коллективная), которые взаимосвязаны между собой.
Решение любой проблемы ребенка, требующей вмешательства социального педагога начинается с диагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбора, анализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано то или иное заключение.
Социально-педагогическая деятельность (СПД)
Особенностью деятельности социального педагога является то, что воспитанник не всегда может сформулировать свою проблему и объяснить из-за чего она возникла (из-за ссоры с друзьями, противостояния с воспитателем, конфликта с родителями и пр.), поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы самому выяснить обстоятельства возникшей ситуации и «поставить диагноз».
Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей
«Группа риска» - это та группа детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, по наблюдениям специалистов, являются сложные жизненные обстоятельства:
- пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;
- устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;
- психические заболевания родителей (или родственников);
- убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;
- отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;
- лечение одного из родителей от алкоголизма;
- жестокое обращение с детьми (побои);
- побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.
Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея института социально-психологической поддержки, весьма проблематично.
Стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить со стороны российского общества защиту детей в семьях.
Принципы работы педагога в Учреждении с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:
- создание атмосферы доверительности в отношении «педагог – ребенок»;
- подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);
- тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог на основе собираемой информации о подростке. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБОБЩЕННОГО ПОКАЗАТЕЛЯ
СОЦИАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ВОСПИТАННИКА
№ п/п | Социальная характеристика | Балл |
1 | Состав семьи ребенка | |
Мать, отец, бабушка, дедушка | 5 | |
Только мать, отец | 4 | |
Мать, отчим; отец, мачеха | 3 | |
Одна мать, один отец | 2 | |
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники | 1 | |
2 | Школьная успеваемость | |
Хорошая | 5 | |
Удовлетворительная | 4 | |
Неудовлетворительная | 3 | |
Оставил школу, работает | 2 | |
Оставил школу, не работает | 1 | |
3 | Здоровье ребенка | |
Практически здоров | 5 | |
Часто болеет в пределах нормального развития | 4 | |
Имеет хронические болезни | 3 | |
Отставание в умственном развитии | 2 | |
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни | 1 | |
4 | Санитарно-жилищные условия жизни семьи | |
Благоустроенная отдельная квартира | 5 | |
Отдельная квартира с родителями супругов | 4 | |
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами | 3 | |
Комната в коммунальной квартире с удобствами | 2 | |
Комната в общежитии, в бараке без удобств | 1 | |
5 | Доход семьи | |
Могут практически ни в чем себе не отказывать | 5 | |
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в долг или в кредит | 4 | |
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности | 3 | |
Живут от зарплаты до зарплаты | 2 | |
Денег до зарплаты не хватает | 1 | |
6. | Уровень социального благополучия семьи | |
Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви | 5 | |
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке». | 4 | |
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам | 3 | |
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная формула умственной отсталости одного или обоих родителей | 2 | |
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение | 1 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 | |
7 | Поведение ребенка в школе | |
Хорошее | 5 | |
Удовлетворительное | 4 | |
Неудовлетворительное | 3 | |
Неоднократно был замечен в асоциальном поведении | 2 | |
Стоит на учете в ОДН | 1 | |
8 | Внешкольное общение ребенка | |
На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов | 5 | |
Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени | 4 | |
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей | 3 | |
Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсические вещества | 2 | |
Криминогенные группы, состоящие на учете в ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики | 1 | |
9 | Жизненные цели ребенка | |
Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей | 5 | |
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны | 4 | |
Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось». | 3 | |
Ориентация на цели носит скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов | 2 | |
Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, состоит на учете в ОДН | 1 | |
10 | Эмоциональные отношения родителей с детьми | |
Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия | 5 | |
Слепая любовь, гиперопека | 4 | |
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное | 3 | |
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы | 2 | |
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям | 1 |
При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:
ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);
от 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).
Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:
Хотел бы ты в своей будущей семье:
- иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?
- воспитывать детей так же, как это делают твои родители?
- относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?
- разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?
- проводить свободное время так, как это делают твои родители?
Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
Аналогичным образов производится оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностных позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.
Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)
- денежные проблемы твоей семьи
- отношения с родителями
- отношения между родителями
- отношения со сверстниками
- конфликты с педагогами
- трудности усвоения школьной программы
- здоровье близких родственников
- чем заняться в свободное время
- личная жизнь
- что-либо другое (что именно)
Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять качеств)
- с высокой оплатой
- с гарантией от безработицы
- престижную
- не вредную для здоровья
- связанную с разъездами, новыми впечатлениями
- требующую личной предприимчивости, изобретательности
- нужную стране, людям
- связанную с общением с детьми
- связанную с общением с животными
- другую (какую именно)
При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, используются дополнительные вопросы, уточняющие полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (во-первых, во-вторых, и т.д.)
Доверительность отношений педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, ст. 63). В сложной ситуации педагог совместно с социальным педагогом должны решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.
Источник: Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. Издательство ВАКО – 2007г.
Участие социального педагога в профессиональной ориентации подростков
Система профориентации несовершеннолетних - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения несовершеннолетних в интересах личности и общества.
Общая цель системы профориентационной работы - подготовка несовершеннолетних к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цели и задачи, основные направления, а также формы и методы профориентационной работы с несовершеннолетними.
При неизменной общей цели конкретные цели и задачи каждого учреждения зависят от потребностей в тех или иных профессиональных кадрах в данном регионе или городе. Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по следующим направлениям.
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.
3. Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.
4. Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
5. Социально-профессиональная адаптация.
6. Профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у несовершеннолетних чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.
В работе по различным направлениям определился круг форм и методов профориентационной работы - это рассказы о профессиях, беседы, экскурсии на предприятия, приглашение мастера-профессионала в какой-либо области на вечер, конкурс, мероприятие и т. д.
Ознакомление несовершеннолетних с профессиями социальный педагог в процессе беседы может проводить по такому плану:
1. Общие сведения о профессии. Краткая характеристика отрасли народного хозяйства, где применяется профессия, краткий исторический очерк и перспективы развития профессии, основные специальности, связанные с данной профессией.
2. Производственное содержание профессии. Место и роль профессии в научно-техническом прогрессе, ее перспективность; предмет, средства и продукт (результат) труда; содержание и характер (функция) трудовой деятельности; объем механизации и автоматизации труда, общие и специальные знания и умения специалиста данной профессии, моральные качества; связь (взаимодействие) с другими специальностями.
3. Условия работы и требования профессии к человеку. Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника;
специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т. д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.
4. Система подготовки к профессии. Пути получения профессии, курсы, техникумы, вузы; связь профессиональной подготовки с учебой и трудовой деятельностью в школе; уровень и объем профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для получения начального квалификационного разряда по данной профессии; перспективы профессионального роста; где можно продолжить ознакомление с профессией; что читать о профессии.
Методика работы социального педагога с семьей
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители — ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации. По структуре:
Полные семьи | Неполные семьи |
1) с одним ребенком; 2) с 2 (однополыми); 3) с 2 (разнополыми); 4) с 3 детьми; 5) многодетная (с 4 детьми и более); 6) дети сводные; 7) дети неродные; 8) в том числе с бабушкой, дедушкой. | 1) одинокая мама; 2) родители разведены; 3) один отец; 4) опекун. |
2. По материальной обеспеченности семьи:
- с очень высоким материальным достатком;
- с высоким материальным достатком;
- со средним материальным достатком;
- с низким материальным достатком;
- нуждающиеся (за чертой бедности).
3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:
1) социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении | - воспитательно сильная |
2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении | - воспитательно неустойчивая; - воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними |
3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении | - воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой; - воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой |
4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении | - маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью); - вступающая в конфликт с законом; - преступная; - психически отягощенная |
4. По взаимоотношениям:
- гармоничная;
- компромиссная;
- неустойчивая;
- мнимая;
- конфликтная;
- резко конфликтная;
- потребительская.
5.По семейной ориентации:
- на деятельность;
- общение;
- самоудовлетворение (эгоистические).
Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:
Позиция семьи | Отношение родителей | Последствия в формировании личности |
1.Педагогически оправданная позиция | Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности | Нормальное развитие личности, адекватная самооценка |
2. «Залюбленное детство» | Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок — центр семьи, неоправданная идеализация его родителями | Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка |
3. «Равнодушное детство» | Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность | Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши - наркотики) |
4. «Задавленное детство» | Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти | Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка |
5. «Загубленное детство» | Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор — каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону | Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться от окружающих |
Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.
Источник: Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. Издательство ВАКО – 2007г.
Составляющие профессионализма социального педагога
Профессиональные качества социального педагога:
Профессионализм в работе социального педагога зависит от личностных качеств человека, избравшего этот вид деятельности как уникальную сферу доверия между людьми, рождающую основу для их взаимопонимания, взаимопомощи и взаимной ответственности. Следовательно, социальному педагогу необходимо обладать такими качествами как:
естественность – способность быть самим собой в процессе взаимодействия с окружающими;
доброжелательность – способность доброго, приязненного восприятия окружающих, готовность к всемерной поддержке человека, нуждающегося в этом;
эмпатия – умение стать на позицию восприятия мира таким, каким его воспринимают другие люди с целью поиска компромиссного решения возникшей проблемы;
открытость – умение искренне говорить о своих чувствах и мыслях, передовая их собеседнику;
деликатность - мягкость, вежливость, тактичность в общении с другими людьми;
конкретность – умение не «растекаться мыслию по древу», отвечая на поставленный вопрос или излагая собственное суждение.
Основные принципы деятельности социального педагога.
К основным принципам деятельности социального педагога относятся:
Принцип взаимодействия, заключающийся:
- в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем, конфликтных ситуаций;
- создание педагогической среды в учебном учреждении;
- налаживание связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся:
- на гуманном отношении к личности;
- уважении прав и свобод, как учащегося, так и педагога;
- оказании содействия в саморазвитии и социализации личности;
- поощрении её творческой самореализации.
Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий:
- принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть;
- поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности;
- оптимизм и веру в возможности и способности личности;
- формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности;
Принцип конфиденциальности, предусматривающий:
- установление отношений открытости;
- уверенности в надёжности получаемой информации;
- сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями.
Функции социального педагога.
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы.
Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции:
Аналитико-диагностическую:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
Прогностическую:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и развития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
Организационно-коммуникативную:
- способствование включению в процессе социального воспитания школьников, в совместный труд и отдых не только работников школы, но и общественности, населения микрорайона;
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воздействии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личностных взаимоотношениях и со взрослыми.
Коррекционную:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, оказываемых на детей и подростков, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
Социально-профилактическую и реабилитационную:
- организация системы и профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) и преступного (деликвентного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.
Координационно-организационную:
- организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде; влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
Социально-педагогической поддержки и помощи учащимися:
- оказание квалифицированной социально-педагогической помощи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
Охранно-защитную:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
Психотерапевтическую:
- забота о душевном равновесии ребенка;
- установление доверительных отношений с ребенком, подростком, взрослыми;
- оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
- оказание содействия в изменении отношения ребенка, подростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
- организации ребенку, взрослому «ситуации успеха».
Посредническую:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В этот перечень можно включить еще одну функцию – самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.
Источник: Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. Издательство ВАКО – 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...
Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенны...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...