Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
методическая разработка

Кулаковская Марина Вячеславовна

Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенные семьи и дети, и школа прежде всего должна обращать на это внимани и своевременно оказать поддержку и помощь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении социальных педагогов Кулаковской Марины Вячеславовны 14.06.2022

          Педсовет:

                « Проблемы и пути взаимодействия семьи и школы"

                                              План.

  1. Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации.
  2. Образование родителей как средство развития взаимодействия семьи и школы по воспитанию ребёнка.
  3. Формы взаимодействия педагогов и родителей.
  4. Организация совместной деятельности родителей и детей.

                                         Выступление.

  1. В настоящее время становится всё более очевидным, что решение задач воспитания и обучения, решение проблем социальной жизни ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и совершенствованием процесса взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Взаимодействие – это социальное явление, которое может состояться, когда есть значимая ценность, а это обучение и воспитание ребёнка, самоопределение его в семье, школе и социуме.

Семья и школа тесно связаны с развитием общества, государства, на их взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые нарастали в течение последнего десятилетия в семейной сфере:

  • Разрушение нравственных представлений о семье и браке.
  • Утрата семейных традиций.
  • Утрата традиционного восприятия родительства и детства. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального роста привёл к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства.
  • Деформация сферы семейного воспитания. Утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:

  • Дети с отклонениями в физическом и психическом развитии. Учащиеся специальной медицинской группы. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития, отстающие в учёбе, имеющие трудности в эмоциональной сфере (тревожные, неуравновешенные, и др.)
  • Дети не владеют навыками согласования своего поведения с системой нравственных норм; учащиеся из «проблемных» семей; учащиеся систематически нарушающие дисциплину; «отверженные» и «изолированные» в классе.
  •   Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о добре и зле толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера; учащиеся с вредными привычками; учащиеся с девиантным поведением.
  • Дети, страдающие от неадекватного отношения родителей к успехам и неудачам ребёнка.

Нестабильность в обществе негативно влияет на отношения семьи и школы, обуславливая ряд противоречий, связанных с проблемами воспитания и обучения:

  • С одной стороны, неумение родителей выбрать соответствующую индивидуальным способностям и возможностям ребёнка образовательную программу, с другой – неумение или нежелание педагогов предоставить информацию о новых программах, технологиях, услугах.
  • Правовая некомпетентность родителей в сфере своих прав и обязанностей (уклонение от их выполнения некоторых родителей) и конфликты в связи с авторитарными отношениями, давлением со стороны педагогов.
  • Нарастание образовательных потребностей родителей в области современных технологий обучения ребёнка и недостаточное финансирование и оборудование школы.
  • Возрастание потребностей в педагогической помощи родителям в воспитании детей и формальный подход педагогов к организации просвещения, образования родителей.
  • Рост негативных явлений (наркомания, правонарушения, девиантное поведение среди детей и подростков) и неэффективность системы профилактики, формирующей у ребёнка умение противостоять этим явлениям.
  • Нарастание потоков информации и отсутствие системы и механизмов формирования информационного поведения, информационной культуры субъектов образовательного процесса.

Для решения данных противоречий возникает необходимость сотрудничества семьи и школы, установление партнёрских отношений, взаимопомощи и взаимоподдержки. Педагогическое взаимодействие школы и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребёнка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребёнка в школе, в семье, социуме.

Есть такое понятие в экономической географии – «географическое разделение труда». Это – специализация+обмен – неразрывны в своей необходимости друг другу. Схожий принцип должен быть положен в основу организации совместной деятельности педагогов и родителей. «Разделённые территориально» при наличии «специализации», «обмениваясь» результатами вкладов в становление личности и развитие индивидуальности ребёнка, мы сможем стать тем цельным образом и образцом взрослой жизни, которую мы хотели бы представлять в жизни растущего человека.

Анекдот: ученик делает запись в дневник: «Плохо вёл себя на уроке. Примите меры!». Родитель присылает ответную запись: «Не вынес ведро, не помыл посуду. Примите меры!»

Вот вам и «территориальное разделение труда»: поведение на уроке – «специализация» учителя в школе, выполнение бытовых обязанностей – «специализация» родителей дома. А вместо обмена совместными действиями – обмен «любезностями» с указанием каждой стороне своего места в этом разделённом труде. Наивность анекдота показывает огромный пласт проблем, накапливающийся в глубине межличностных и межгрупповых отношений тех, кто призван объединиться во имя жизни и развития ребёнка. В жизни же педагоги винят родителей в упущенном воспитании детей, а родители, в свою очередь, видят причину всех бед с ребёнком в «плохих» учителях. Взаимные недовольствия продолжаются вместо того, чтобы помогать друг другу.

Опросы родителей показали, что они хотели бы получать от учителей советы, Как взаимодействовать с ребёнком и в плане его обучения, и в плане воспитания. Многие родители хотят понять, Что нужно сделать дома, чтобы ребёнок справился с учёбой, не боялся идти в школу, умел ладить с учителями. Все эти проблемы часто носят индивидуальный характер, требуют особой работы, но в большинстве случаев всё сводиться к редким беседам с классным руководителем, в то время как трудности школьников связаны совсем с другим учителем. Не случайно родители хотели бы посещать некоторые уроки. Нуждаются родители и в индивидуальных консультациях, разговоре о своём ребёнке и его проблемах не на классном собрании, а в беседе с педагогом, где можно выяснить всё, поискать способы решения тех вопросов, с которыми родители не могут справиться сами.

Опросы показывают, что родители выдвигают право на информированность:

  • о деятельности образовательного учреждения;
  • о реализации образовательных программ;
  • об успехах и достижениях учащихся;
  • о нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, взаимодействия семьи и школы;
  • о психологических службах, социальных центрах помощи детям и родителям в трудной жизненной ситуации;
  • об учреждениях дополнительного образования;
  • о новых тенденциях в развитии системы образования;
  • о возможностях социально-культурного пространства Санкт-Петербурга.

В письме Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча» (от 22.07.02) отмечается, что родительский всеобуч повышает педагогическую культуру и призван сыграть особую роль в просвещении родителей. В практике петербургских школ используются традиционные формы: тематические конференции для родителей, родительские собрания, индивидуальные консультации, лектории, семинары, родительские университеты, собрания-диспуты, ролевые  психологические игры, вечера вопросов и ответов, практикумы и мастерские.

Неформальный подход к образованию родителей способствует реализации принципов гуманизации образования, а педагоги, администрация становятся профессионально заинтересованы в конструктивном взаимодействии с родителями и детьми на основе диалога.

В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой чётко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, включающей следующие направления:

  • изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
  • использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
  • создание условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов;
  • повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
  • организация родительского всеобуча и не только с родителями трудных подростков, а и в контексте воспитательной работы школы;
  • формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.

Взаимодействие семьи и школы – комплексная педагогическая проблема. Она требует объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей, других социальных партнёров школы.

  1. Проблема целенаправленного обучения родителей требует принципиально нового подхода в свете изменившихся функций семьи, школы и государства.

При этом постоянный рост последствий острого кризиса системы воспитания в стране – беспризорности, наркомании, социального сиротства и т.п. – порождает необходимость не только срочной помощи детям и подросткам, оказавшимся в ситуации риска, но и продуманной долговременной политики государства в области семьи и детства.  

Основная проблема родителей как воспитателей связана с неадекватностью родительского отношения к ребёнку – такого отношения, в котором проявляется дефицит духовной, эмоциональной близости родителей с детьми, преобладают либо авторитарность, гиперопека и мелочный контроль, либо попустительство и безнадзорность. Более чем 70% родителей школьников разного возраста в отношениях с ребёнком преобладают требования-запреты. Главная цель семейного воспитания нередко подменяется реализацией родительских амбиций и необоснованных ожиданий, которые искажают процесс становления личности ребёнка.

Проблемы семейного воспитания в России касаются не только подростков из так называемых «неблагополучных» семей, но и большого числа детей, имеющих вполне благополучных, даже респектабельных родителей, которые просто не знают, что же на самом деле нужно делать для воспитания ребёнка.

Большинство российских родителей оказались психологически неготовыми к адекватной самооценке и переосмыслению своей роли воспитателя. если причина девиантности ребёнка прячется в семье, то совсем не из-за материального положения и не из-за состава семьи, а из-за взаимоотношениях в семье, мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребёнку.

Образовательная помощь родителям должна предусматривать следующие положения:

  • изменения ошибочных позиций в родительском отношении к ребёнку и развитии способности эффективно взаимодействовать с ним;
  • содержание должно быть ориентировано на потребности и запросы данной группы родителей с учётом условий и обстоятельств обучения,
  • обеспечивать активность самих родителей, которые не только получают новую информацию, но и «проживают» её в конкретных ситуациях взаимодействия, приобретая определённые практические навыки и установки в отношении ребёнка и себя как родителя;
  • преодоление недостатков родительской любви, которая наряду с естественной заботой о ребёнке, включает:

- уважение к внутреннему миру ребёнка и способность принимать его таким, какой он есть;

- знание особенностей индивидуального развития ребёнка;

- способность родителей понимать, в чём состоят истинные потребности ребёнка, и содействовать их удовлетворению и развитию.

Следовательно «Программа образовательной помощи родителям» должна реализовывать  следующие цели:

  • гуманизация межличностных отношений учителей и учащихся в условиях взаимодействия школы с семьёй;
  • создание условий для развития способностей каждого учащегося в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности в школе;
  • целенаправленная социально-педагогическая защита учащихся и коррекция их поведения на основе гуманистических принципов;

в основе совершенствования деятельности такой школы лежат следующие ценностные ориентации:

  • приоритет целей воспитания над целями собственно обучения;
  • преодоление функционального подхода к ученику, в результате чего ученик становится субъектом учебной деятельности и объектом социально-правовой защиты;
  • организация учебного процесса как направляемого учителем сотрудничества с учащимися и между ними, а также с их родителями;
  • приоритет поощрения над наказанием;
  • стремление к реализации принципа природосообразности учебной деятельности учащихся за счёт дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
  • расширение возможностей проявления индивидуальности и личностных особенностей учащихся и достижение каждым значимых результатов как в учебной, так и во внеучебной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....

Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

 Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...

Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".

Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и  приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"

Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....

Работа социального педагога с неблагополучными семьями

         Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...

Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей

Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...