Работа социального педагога с неблагополучными семьями и семьями и имеющими "трудных подростков"
методическая разработка
Формы работы с неблагополучными семьями, поддержка несовершеннолетних в неблагополучных семьях. Известно, что "трудных" подростков не бывает, бывают трудные взрослые, педагогически запущенные семьи и дети, и школа прежде всего должна обращать на это внимани и своевременно оказать поддержку и помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал использовался на педсовете | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном методическом объединении социальных педагогов Кулаковской Марины Вячеславовны 14.06.2022
Педсовет:
« Проблемы и пути взаимодействия семьи и школы"
План.
- Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации.
- Образование родителей как средство развития взаимодействия семьи и школы по воспитанию ребёнка.
- Формы взаимодействия педагогов и родителей.
- Организация совместной деятельности родителей и детей.
Выступление.
- В настоящее время становится всё более очевидным, что решение задач воспитания и обучения, решение проблем социальной жизни ребёнка возможно только при объединении усилий семьи и школы. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с организацией и совершенствованием процесса взаимодействия педагогов, детей, родителей.
Взаимодействие – это социальное явление, которое может состояться, когда есть значимая ценность, а это обучение и воспитание ребёнка, самоопределение его в семье, школе и социуме.
Семья и школа тесно связаны с развитием общества, государства, на их взаимоотношения влияют и те кризисные явления, которые нарастали в течение последнего десятилетия в семейной сфере:
- Разрушение нравственных представлений о семье и браке.
- Утрата семейных традиций.
- Утрата традиционного восприятия родительства и детства. Культ жизненного успеха, материального благополучия, профессионального роста привёл к катастрофическому падению престижа материнства и отцовства.
- Деформация сферы семейного воспитания. Утрачено традиционное понимание семейного воспитания как жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.
Следствием кризиса семьи являются многочисленные проблемы детства:
- Дети с отклонениями в физическом и психическом развитии. Учащиеся специальной медицинской группы. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития, отстающие в учёбе, имеющие трудности в эмоциональной сфере (тревожные, неуравновешенные, и др.)
- Дети не владеют навыками согласования своего поведения с системой нравственных норм; учащиеся из «проблемных» семей; учащиеся систематически нарушающие дисциплину; «отверженные» и «изолированные» в классе.
- Духовно-нравственная неразвитость, отсутствие чётких представлений о добре и зле толкают подростков на путь алкоголизма, наркомании, проституции, криминала. Учащиеся с ярко выраженными отрицательными чертами характера; учащиеся с вредными привычками; учащиеся с девиантным поведением.
- Дети, страдающие от неадекватного отношения родителей к успехам и неудачам ребёнка.
Нестабильность в обществе негативно влияет на отношения семьи и школы, обуславливая ряд противоречий, связанных с проблемами воспитания и обучения:
- С одной стороны, неумение родителей выбрать соответствующую индивидуальным способностям и возможностям ребёнка образовательную программу, с другой – неумение или нежелание педагогов предоставить информацию о новых программах, технологиях, услугах.
- Правовая некомпетентность родителей в сфере своих прав и обязанностей (уклонение от их выполнения некоторых родителей) и конфликты в связи с авторитарными отношениями, давлением со стороны педагогов.
- Нарастание образовательных потребностей родителей в области современных технологий обучения ребёнка и недостаточное финансирование и оборудование школы.
- Возрастание потребностей в педагогической помощи родителям в воспитании детей и формальный подход педагогов к организации просвещения, образования родителей.
- Рост негативных явлений (наркомания, правонарушения, девиантное поведение среди детей и подростков) и неэффективность системы профилактики, формирующей у ребёнка умение противостоять этим явлениям.
- Нарастание потоков информации и отсутствие системы и механизмов формирования информационного поведения, информационной культуры субъектов образовательного процесса.
Для решения данных противоречий возникает необходимость сотрудничества семьи и школы, установление партнёрских отношений, взаимопомощи и взаимоподдержки. Педагогическое взаимодействие школы и семьи предполагает создание условий для успешной самореализации ребёнка, обеспечения его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации с целью построения единой системы воспитания ребёнка в школе, в семье, социуме.
Есть такое понятие в экономической географии – «географическое разделение труда». Это – специализация+обмен – неразрывны в своей необходимости друг другу. Схожий принцип должен быть положен в основу организации совместной деятельности педагогов и родителей. «Разделённые территориально» при наличии «специализации», «обмениваясь» результатами вкладов в становление личности и развитие индивидуальности ребёнка, мы сможем стать тем цельным образом и образцом взрослой жизни, которую мы хотели бы представлять в жизни растущего человека.
Анекдот: ученик делает запись в дневник: «Плохо вёл себя на уроке. Примите меры!». Родитель присылает ответную запись: «Не вынес ведро, не помыл посуду. Примите меры!»
Вот вам и «территориальное разделение труда»: поведение на уроке – «специализация» учителя в школе, выполнение бытовых обязанностей – «специализация» родителей дома. А вместо обмена совместными действиями – обмен «любезностями» с указанием каждой стороне своего места в этом разделённом труде. Наивность анекдота показывает огромный пласт проблем, накапливающийся в глубине межличностных и межгрупповых отношений тех, кто призван объединиться во имя жизни и развития ребёнка. В жизни же педагоги винят родителей в упущенном воспитании детей, а родители, в свою очередь, видят причину всех бед с ребёнком в «плохих» учителях. Взаимные недовольствия продолжаются вместо того, чтобы помогать друг другу.
Опросы родителей показали, что они хотели бы получать от учителей советы, Как взаимодействовать с ребёнком и в плане его обучения, и в плане воспитания. Многие родители хотят понять, Что нужно сделать дома, чтобы ребёнок справился с учёбой, не боялся идти в школу, умел ладить с учителями. Все эти проблемы часто носят индивидуальный характер, требуют особой работы, но в большинстве случаев всё сводиться к редким беседам с классным руководителем, в то время как трудности школьников связаны совсем с другим учителем. Не случайно родители хотели бы посещать некоторые уроки. Нуждаются родители и в индивидуальных консультациях, разговоре о своём ребёнке и его проблемах не на классном собрании, а в беседе с педагогом, где можно выяснить всё, поискать способы решения тех вопросов, с которыми родители не могут справиться сами.
Опросы показывают, что родители выдвигают право на информированность:
- о деятельности образовательного учреждения;
- о реализации образовательных программ;
- об успехах и достижениях учащихся;
- о нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, взаимодействия семьи и школы;
- о психологических службах, социальных центрах помощи детям и родителям в трудной жизненной ситуации;
- об учреждениях дополнительного образования;
- о новых тенденциях в развитии системы образования;
- о возможностях социально-культурного пространства Санкт-Петербурга.
В письме Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча» (от 22.07.02) отмечается, что родительский всеобуч повышает педагогическую культуру и призван сыграть особую роль в просвещении родителей. В практике петербургских школ используются традиционные формы: тематические конференции для родителей, родительские собрания, индивидуальные консультации, лектории, семинары, родительские университеты, собрания-диспуты, ролевые психологические игры, вечера вопросов и ответов, практикумы и мастерские.
Неформальный подход к образованию родителей способствует реализации принципов гуманизации образования, а педагоги, администрация становятся профессионально заинтересованы в конструктивном взаимодействии с родителями и детьми на основе диалога.
В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой чётко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы, включающей следующие направления:
- изучение семей учащихся, их образовательных и информационных потребностей и запросов, воспитательного и культурного потенциала;
- использование различных форм взаимодействия, наполнение их современным содержанием;
- создание условий для включения родителей в деятельность школы как равноправных субъектов;
- повышение педагогической, правовой, информационной культуры субъектов образовательного процесса;
- организация родительского всеобуча и не только с родителями трудных подростков, а и в контексте воспитательной работы школы;
- формирование единого информационного пространства, способствующего неконфликтному взаимодействию педагогов, детей, родителей.
Взаимодействие семьи и школы – комплексная педагогическая проблема. Она требует объединения усилий педагогов, различных специалистов, администрации образовательного учреждения, родителей, других социальных партнёров школы.
- Проблема целенаправленного обучения родителей требует принципиально нового подхода в свете изменившихся функций семьи, школы и государства.
При этом постоянный рост последствий острого кризиса системы воспитания в стране – беспризорности, наркомании, социального сиротства и т.п. – порождает необходимость не только срочной помощи детям и подросткам, оказавшимся в ситуации риска, но и продуманной долговременной политики государства в области семьи и детства.
Основная проблема родителей как воспитателей связана с неадекватностью родительского отношения к ребёнку – такого отношения, в котором проявляется дефицит духовной, эмоциональной близости родителей с детьми, преобладают либо авторитарность, гиперопека и мелочный контроль, либо попустительство и безнадзорность. Более чем 70% родителей школьников разного возраста в отношениях с ребёнком преобладают требования-запреты. Главная цель семейного воспитания нередко подменяется реализацией родительских амбиций и необоснованных ожиданий, которые искажают процесс становления личности ребёнка.
Проблемы семейного воспитания в России касаются не только подростков из так называемых «неблагополучных» семей, но и большого числа детей, имеющих вполне благополучных, даже респектабельных родителей, которые просто не знают, что же на самом деле нужно делать для воспитания ребёнка.
Большинство российских родителей оказались психологически неготовыми к адекватной самооценке и переосмыслению своей роли воспитателя. если причина девиантности ребёнка прячется в семье, то совсем не из-за материального положения и не из-за состава семьи, а из-за взаимоотношениях в семье, мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребёнку.
Образовательная помощь родителям должна предусматривать следующие положения:
- изменения ошибочных позиций в родительском отношении к ребёнку и развитии способности эффективно взаимодействовать с ним;
- содержание должно быть ориентировано на потребности и запросы данной группы родителей с учётом условий и обстоятельств обучения,
- обеспечивать активность самих родителей, которые не только получают новую информацию, но и «проживают» её в конкретных ситуациях взаимодействия, приобретая определённые практические навыки и установки в отношении ребёнка и себя как родителя;
- преодоление недостатков родительской любви, которая наряду с естественной заботой о ребёнке, включает:
- уважение к внутреннему миру ребёнка и способность принимать его таким, какой он есть;
- знание особенностей индивидуального развития ребёнка;
- способность родителей понимать, в чём состоят истинные потребности ребёнка, и содействовать их удовлетворению и развитию.
Следовательно «Программа образовательной помощи родителям» должна реализовывать следующие цели:
- гуманизация межличностных отношений учителей и учащихся в условиях взаимодействия школы с семьёй;
- создание условий для развития способностей каждого учащегося в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности в школе;
- целенаправленная социально-педагогическая защита учащихся и коррекция их поведения на основе гуманистических принципов;
в основе совершенствования деятельности такой школы лежат следующие ценностные ориентации:
- приоритет целей воспитания над целями собственно обучения;
- преодоление функционального подхода к ученику, в результате чего ученик становится субъектом учебной деятельности и объектом социально-правовой защиты;
- организация учебного процесса как направляемого учителем сотрудничества с учащимися и между ними, а также с их родителями;
- приоритет поощрения над наказанием;
- стремление к реализации принципа природосообразности учебной деятельности учащихся за счёт дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
- расширение возможностей проявления индивидуальности и личностных особенностей учащихся и достижение каждым значимых результатов как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Социально педагогические технологии- основа работы социального педагога....
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей...
Методическая разработка "Социально-педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей".
Семья является одним из самых главных институтов социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания и приобретает нравственные умения. Воспринимает ценности и идеалы,...
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
статья" Работа социального педагога с неблагополучной семьей"
Статья о категориях неблагополучных семей и о работе с ними....
Работа социального педагога с неблагополучными семьями
Поведение любого школьника нельзя рассматривать вне его отношений с окружающими людьми, ближайшим социальным окружением – микросредой – семьей. Успешное решени...
Социально - педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания. Приобретает нравственные умения и навыки. Однако далеко не всегда семья выполняет жизн...