Сетевое поколение обучающихся
статья (5 класс)
Статья на актуальную тему цифровизации общества и связанные с ней изменения в образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
setevoe_pokolenie_obuchayushchihsya.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сетевое поколение обучающихся»
Что же такое сетевое поколение обучающихся? Или цифровое поколение/поколение Z/ цифровые аборигены? Эти словосочетания используются для называния детей, для которых цифровые технологии являются естественной частью жизни с самого рождения. Конечно, взаимодействовать с этим поколением, как раньше, нельзя. Мир изменился, а вместе с ним и дети. Теперь педагогу нужно искать новые возможности для обучения таких детей, а также общения с ними.
Обратимся к определению: сетевое поколение. Сетевое поколение – это молодые люди, «выросшие в окружении разнообразных гаджетов: компьютеров любых видов, смартфонов, игровых приставок и т.п.» [1]. Конечно, это обуславливает ряд особенностей молодого поколения: способность решать несколько задач одновременно, высокий уровень цифровой грамотности, большая толерантность, но и торможение развития языковых навыков, высокая вероятность развития Интернет-зависимости [2]. Всё это нужно учитывать педагогу при обучении таких детей.
Как же учить детей, если есть компьютер и другие цифровые средства? Теперь роль педагога смещается на периферию. Главным участником образовательного процесса становится ученик. «Обучаемый сознательно берет на себя ответственность за учебу, что создает условия для упорной работы по преодолению неизбежно возникающих трудностей, выработки характера и развития способностей», – пишут авторы монографии А.Ю. Уваров, Э. Гейбл [3]. Теперь учитель становится наставником для ученика, который направляет его в нужную сторону.
Что же требуется от педагога, если основную информацию по предмету учащийся может найти самостоятельно в Интернете, а цифровые технологии во многом берут на себя обучающую и оценивающую роль? Самое главное – педагог должен помочь учащимся организовать свою работу, достичь требуемых надпредметных результатов, сформировать образовательные результаты XXI в. Именно от учителя требуется создать среду для учащихся для формирования ими необходимых компетенций, которые будут востребованы после их обучения. К ним относятся: нерутинное мышление, креативность, коммуникация, самостоятельность. Как отмечают А.Ю. Уваров, Э. Гейбл: «Чтобы быть готовым к жизни в цифровой экономике, каждый обучаемый должен не только накапливать знания, развивать способность учиться и овладевать другими компетенциями XXI в., но и получать удовлетворение от этой очень нелегкой работы» [3].
Особенности сетевого поколения можно продемонстрировать на следующих примерах: выполнение любого домашнего задания сопровождается поиском в Интернете; делать домашнее задание под музыку или во время игры – не единичный случай среди детей; вследствие раннего знакомства и освоения цифровых технологий молодое поколение предпочитает электронные носители и сеть Интернет в качестве источника информации, так как они ориентируются в этой среде лучше.
Итак, сетевое поколение имеет свои особенности, которые соответствуют духу времени. В новых реалиях педагогу нужно перестроиться, применять новые технологии и методики для взаимодействия с детьми. Цифровизация имеет как плюсы, так и минусы. Педагогу же нужно постараться минимизировать негативные стороны цифровизации, позволив ребёнку гармонично развиваться в своём времени.
Источники:
- Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование. 2019. №1.
- Нечаев, В.Д. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое исследование проблемы / В.Д. Нечаев, Е.Е. Дурнева // Педагогика. — 2016. — № 1.
- Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А. Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В.; под редакцией А.Ю. Уварова, И Д. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся
Взаимодействие общего и дополнительного образования в рамках реализации программ внеурочной деятельности обучающихся рассмотрены в презентации в рамках мастер-класса ММЦ с.Белоносово...
Обучающий проект по использованию сетевых сообществ школьниками
Цель: Показать использование коммуникационных возможностей компьютера и сетевых сообществ школьниками.Данная цель достигается через выполнение следующих задач:...
Организация сетевого взаимодействия учителя и школьников при выполнении сетевого проекта «Конкурс сетевых презентаций»
Пояснительная записка к сетевому проекту «Конкурс сетевых презентаций» Участники: учащиеся 5-11 классовПредмет: математика, информатика и ИКТТема: Занимательная математика и инф...
Сетевые конкурсы как способ формирования и развития современной личности в свете реализации ФГОС 2 поколения.
«Сетевой конкурс» - это дистанционный конкурс организованный различными образовательными порталами в сети Интернет.Участие в таких конкурсах позволяет педагогам и учащимся создать осознанную образоват...
План проведения ежегодной школьной Сетевой недели Ломоносова (в рамках Школы нововго поколения)
Цель проведения недели: популяризация истории нашей Родины. Основная задача: привлечь внимание учащихся к важной дате в истории России-дню рождения М.В.Ломоносова, гениального учёного-практика, ...
Сетевой проект "Диалог поколений"
Статья -рассуждение на тему: " Что такое экология души?". Этот проблемный вопрос был поставлен проектной группой лицея в условиях реализации проекта "Диалог поколений...
АИС "Сетевой город" Средневзвешенная система оценки образовательных достижений обучающихся. Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся.
АИС "Сетевой город. Образование." Презентация для учителей, родителей и учащихся при переходе на средневзвешенную систему оценки образовательных достижений обучающихся....