Сетевые конкурсы как способ формирования и развития современной личности в свете реализации ФГОС 2 поколения.
статья по английскому языку на тему

«Сетевой конкурс» - это дистанционный конкурс организованный различными образовательными порталами в сети Интернет.

Участие в таких конкурсах позволяет педагогам и учащимся создать осознанную образовательную траекторию, удовлетворить в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы, сформировать готовность к самообразованию и создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка.

Опыт работы в школе показывает, что наибольший интерес у детей вызывают занятия игрового, соревновательного характера. В настоящее время в сети Интернет существует большое количество образовательных порталов,  специализирующихся на провидении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сетевые конкурсы30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сетевые конкурсы как способ формирования и развития современной личности в свете реализации ФГОС 2 поколения.

В современном обществе наиболее востребованной становится успешная личность, эрудированная, умеющая думать, аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющая творческий потенциал, поэтому молодому поколению нужно готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и приумножать, творчески перерабатывать, реализовывать их на практике. Поскольку школа является одним из главных инструментов формирования личности с универсальными знаниями и умениями, то и она не стоит на месте, а двигается вперед и ищет новые формы и методы для создания такой личности. Так в системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой  деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно - исследовские проекты, мастер классы, викторины и другое. И важную роль в этом играют сетевые конкурсы.

Под «конкурсом» понимается соревнование, соискательство нескольких лиц в области науки, искусства и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Конкурсом считается процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» экспертизы и/или «количественного исследования» голосования.

Следовательно, «сетевой конкурс» - это дистанционный конкурс организованный различными образовательными порталами в сети Интернет.

Участие в таких конкурсах позволяет педагогам и учащимся создать осознанную образовательную траекторию, удовлетворить в условиях неформального образовательного процесса разнообразные познавательные интересы, сформировать готовность к самообразованию и создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка.

Опыт работы в школе показывает, что наибольший интерес у детей вызывают занятия игрового, соревновательного характера. В настоящее время в сети Интернет существует большое количество образовательных порталов,  специализирующихся на провидении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах. Участвуя в них, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя задания, они часто решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных  явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, реализации своего творческого потенциала. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.

     Понятно, что все они выявляют скрытые возможности и таланты учащихся, как по учебному предмету, так и межпредметных областях, помогают решить проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологии, позволяет современному школьнику ощущать себя полноправным членом Интернет-сообщества, делает его конкурентно способным в информационном обществе.

    Интернет-конкурсы, олимпиады позволяют расширить образовательное пространство учащихся, как пространство своих возможностей. А также выстроить индивидуальный график выполнения задания учеником, который он составляет вместе с  учителем.

   Следует особо отметить, что участие в сетевых конкурсах должно проходить не просто с согласия родителей или законных представителей, а при их непосредственном участии. Поскольку на начальном этапе не все ученики в достаточной степени владеют компьютером, и помощь родителей просто в регистрации, в создании личного кабинета просто необходима.

  Проанализировав многие сетевые конкурсы,  мы пришли к следующей их классификации, так как при работе с детьми и родителями мы обязаны объяснить им цели, задачи и возможности того или иного Интернет – конкурса или олимпиады:

  1. по способу участия конкурсы бывают:
  • on-line (выполнение здесь и сейчас),
  • dead-line/off-line (в любое свободное время);

2.  по времени выполнения:

  • краткосрочные — 1-3 дня,
  • долгосрочные — 1-4 месяцев;

3. по количеству участников:

  • индивидуальные ,
  • групповые;

4.  по периодичности:

  • ежегодные (проводятся ежегодно примерно в одно и то же время),
  • тематические (привязанные к событию, дате);
  1. по целенаправленности:
  • познавательные (страноведческие),
  • обучающие (лексико-грамматические);
  • творческие ( эссе, сочинение, поздравительная открытка и т.д.);

6.   по материальному отношению:

  • платные (оплата производится, как правило, за участие или за сертификат участника (победителя, призера)),
  • бесплатные (сертификаты на учеников часто высылаются в электронном виде на e-mail учителя или координатора);
  1. по масштабности:
  • всероссийские,
  • международные.

      Чтобы сетевой конкурс был эффективный и результативный, учитель не должен забывать о следующих условиях:

- добровольность участия,

- сочетание индивидуальной и групповой деятельности,

- занимательность и новизна конкурсов,

- эстетичность проводимых мероприятий,

- четкая организация и тщательная подготовка к мероприятию,

- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся,

- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями и  уровнем владения иностранным языком,

- перспектива дальнейшего развития личности.

На наш взгляд, участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, фестивалях на данный момент является одной из прогрессивных форм внеурочной образовательной деятельности по английскому языку, поскольку позволяет создать условия для:

  • самореализации и самовыражения в социальной и общественной жизни школы и вне ее;
  • становления ИКТ компетенции учащихся;
  • раскрытия потенциала и возможности публично показать достигнутые результаты;
  • сравнения своего уровня владения иностранным языком не только с ребятами из России, но и с учениками из других стран (в международных конкурсах), для которых английский не является родным.

Исходя из опыта работы учителей иностранных языков МБОУ «СОШ №9 г. Михайловки» в условиях требований ФГОС, модернизации образования и изменившихся требований к современной личности  учащегося педагоги и ученики принимают активное участие в различных сетевых конкурсах, олимпиадах, международной проектной деятельности не первый год. На протяжении нескольких лет, наши учителя и школьники участвуют во всероссийских сетевых конкурсах на сайте сообщества учителей английского языка: «My tea4er is…», международном конкурсе "Abroad Mind”, международной игре "World Play”, викторинах ЦДМ «Фактор роста»: “The Main Cities of the British Isles”, “The Spirit of the Christmas”, центр продуктивного обучения «British Bulldog».

Сайт Центра развития мышления и интеллекта проводит насыщенный и интересный комплекс всероссийских дистанционных мероприятий по самым разным предметам и темам. Мы участвовали в конкурсе эссе (« My ambitions ») с учениками 9 класса. Тема показалась интересной, актуальной, имеет всероссийский масштаб. Работа над ней помогает развитию мышления, интеллекта, полезных навыков, повышает самооценку, дает прекрасную возможность пополнения своих портфолио! Также, на данном сайте учащиеся 2-9 классов участвовали в III, IV и V Всероссийских олимпиадах по английскиму языку для 2-9 классов «Вот задачка».

Каждый год мы являемся участниками сессий олимпиад ИРШО «Олимпус» , который организует общероссийские предметные олимпиады для учеников 1-9 классов . Олимпиады составляют ценное дополнение к учебной программе, и являются независимым источником проверки знаний учеников. Олимпиады подготовлены квалифицированным педагогическим составом и оформлены в интересной и занимательной форме.

Образовательная траектория Центра «Snail» — это обучающие конкурсы, предметные олимпиады и недели, конкурсы-игры и конкурсы для всей семьи, конкурсы и олимпиады для учителей, обучающие всеобучи и оргдеятельностные проекты. Мы участвуем во многих мероприятиях данного центра, но самыми масштабными для наших учащихся являются  международный конкурс-игра по английскому «Лев», всероссийская ЕГЭ – Олимпиада. Английский язык., всероссийский марафон знаний "Английский язык", конкурс "Puzzle Time", который предлагает школьникам проявить свои знания по английскому языку, разгадать головоломки и ребусы. Также каждый участник может посоревноваться в создании самого лучшего авторского задания, тем самым проявить свои творческие способности и талант. 

Группа учащихся средних классов принимала участие в Открытом международном проекте интернет-конкурсе по английскому языку «AMBER STAR 2012–2013».

Несомненно, участниками проектов не могут стать сразу все школьники, более того, поначалу их участие, как правило, останавливается на этапе регистрации. Но приобщение к новой, необычной атмосфере интерактивного общения, свойственной интернет-среде, не может пройти бесследно. Ученики, разместив свои материалы в сети, с нетерпением ждут отзыва своих партнёров, растёт их стремление расширить познания в области информационных технологий. Одновременно возрастает степень их ответственности за размещенные материалы.

Информационные технологии не призваны заменить учителя, а скорее, наоборот: помочь ему, освободив от рутинной работы и долгих объяснений. Чтобы замечать, открывать и воспитывать ответственность, как привилегию у обучающихся, необходимо их учить способам решения творческих задач и проблем, а также создавать благоприятные условия для раскрытия и развития их индивидуальных способностей к тому виду деятельности, к которому, по словам американского психолога А. Маслоу, они «чувствуют себя потенциально способными». Итогом такой деятельности станет формирование ответственного лидера, конкурентоспособного и адаптивного к окружающему миру человека, а не просто исполнителя.

Таким образом, мы пришли к выводу, что для развития современной личности сетевые конкурсы являются неотъемлемой частью в работе учителя по формированию новой личности в свете ФГОС 2 поколения. Участие важно уже само по себе, хотя многие из них содержат и элемент состязательности. Важна не победа, а сами действия, которые совершают со всей ответственностью и школьники, и учителя на различных этапах проекта. Организуя участие школьников в проектах, учитель становится организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения и квалифицированные действия в совокупности с высокой ответственностью становятся поистине привилегией, направляются и на контроль знаний и умений школьников, и на диагностику их деятельности, устранение намечающихся трудностей в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, так как требует от учителя большей ответственности вкупе с высоким уровняем мастерства. Учитель со всей ответственностью осваивает новую парадигму образования, дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. А значит, педагог сам профессионально совершенствуется.

Литература:

1.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - М.:Просвещение, 2011, - 223с.

2.Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам.//ИЯШ.-2003. - №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...

Современный урок в свете реализации ФГОС

Доклад на педсовете по заданной тематике...

Современный урок в свете реализации ФГОС

Доклад на педсовете по заданной тематике...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС

Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...

Современный урок в свете реализации ФГОС

Работа посвящена теоретическому материалу по требованиям к современному уроку в рамках ФГОС, рассмотрены конкретные примеры форм и методов обучения....