Рабочая программа внеурочной деятельности "В гармонии с миром и самим собой"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)
Задачи. Результаты освоения курса. Содержание курса. Формы и методы организации работы. Методические рекомендации. Описание материально- технического обеспечения прграммы. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти
МБУ «Школа № 69»
Принята на заседании педагогического совета, протокол №
от __.__.2021 г.
Утверждена
Приказом №
От«__»___2021
Директор
МБУ «Школа№ 69»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«В гармонии с миром и самим собой»
Направление: социальное
Вид: модифицированная
Возраст обучающихся: 5-7 класс
Срок реализации: 3 года
Кол-во часов за год: 34 часа
Составитель:
Рыжонкова Жанна Александровна
Учитель ИЗО
Тольятти, 2021 г.
Коррекционные задачи:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В гармонии с миром и самим собой»
Личностные результаты
--формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
--овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
--принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
--способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
--формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопережевания чувствам других людей;
--развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
--формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
--развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
--владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
Познавательные универсальные учебные действия
-- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– владеть рядом общих приемов решения задач
Коммуникативные универсальные учебные действия
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметные результаты
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
--улучшать условия для развития личности и самореализации каждого ребенка;
--увеличить число детей, охваченных организованным досугом;
--воспитать у детей толерантности, навыков здорового образа жизни. Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
--формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
--определять наиболее эффективные способы достижения результата;
--формировать умения понимать причины успеха ( неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
--использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-- строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
--овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установить аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
-- слушать собеседника и вести диалог;
-- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
--излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
--определить общую цель и пути ее достижения;
--уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
--осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.
Я и мой внутренний мир
Кто я такой? Самооценка. Каждый видит мир и чувствует по- своему. Уникальность моего мира. Границы моего Королевства. Мои внутренние враги. Ярмарка достоинств.
Я и ты
Я глазами других. Ищу друга. Я и мои друзья. Я и мои « колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Планета друзей.
Позитивное общение
Почему люди ссорятся? Дружелюбие. Решение проблем и конфликтов. Умение слушать других. Умение ладить с другими.
Проблемы общения
Пойми меня. Мои проблемы, Обиды. Критика. Комплименты или лесть? Груз привычек.
Агрессия и гнев. Азбука перемен.
Культура поведения
Зачем нужен этикет? Приветствия. Умение вести беседу. Телефонный разговор. Принимаем гостей.
Итоговое занятие
Я – ты- группа. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. Отношение в паре. Понимаем друг друга. Третий – лишний? Обида. Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества. Здорово быть друзьями
Я взрослый? Мир взрослых. Ярмарка. Мой взрослый мир. Мое место в разных мирах детей, подростков, взрослых. Я в ответе за свое будущее. Ответственность и принятие решений. Дети во взрослом мире. Взрослые дети
Наши сильные чувства. Зачем нам чувства? Как я выражаю свои чувства?Способы выражения чувств. Ресурсы тревоги. Наши страхи. Печаль.
Кто я? Какой бывает характер? Какой я? Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других.
Мое имя и мой характер. Я глазами других. Мои ресурсы. Метафоры моего характера.
Учимся ценить себя. Личное пространство.
«Другие». Проблемы подростковой толерантности. Мы - исследователи. Я и ты. Действуем вместе. Общаемся без слов. Доверие и взаимодействие в группе. Мы – команда?
Формы и методы организации работы.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: групповые игры, ролевые игры, рисование, тесты.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, элементы сказкотерапии, коммуникативные игры, когнитивные методы, дискуссионные методы.
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия по программе проходят 1 раз в неделю.
Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 11- 13 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для нового отношения к себе и миру, социальных чувств.
Формы контроля
Создание проектов, выставки.
Методические рекомендации
Успешному овладению детьми полученной информации, созданию благоприятных условий для развития коммуникативных навыков способствует наличие:
- оборудованного кабинета для психологических занятий;
- ТСО ( мультимедийного проектора, магнитофона, аудиозаписей релаксационной музыки, мультфильмов);
-игрушек, масок, элементов костюмов, используемых в процессе игр- драматизаций и в работе над сказками;
-методических разработок дидактических и творческих игр, раздаточных и наглядных пособий.
Успешность освоения программы во многом зависит от верно выбранных методов преподавания. Так, в работе по программе используются следующие методы, методики и приемы обучения:
- сказкотерапия
-игровые приемы
Хорошо послужат сказки и игры – такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Чтобы использовать силу зрительных образов, в работе предполагается не только чтение сказок, но и просмотр мультфильмов. Важно соблюсти один из законов эффективности работы - «закон тройного прикосновения». Важной частью занятия является обсуждение мультфильма, сказочной истории, игры.
Особое внимание следует уделить применению на занятиях дидактических материалов и наглядных пособий ( карточек с изображением различных эмоциональных состояний, раздаточный материал для игр, иллюстраций к сказкам и т.д. )
Одной из возрастных особенностей детей данной группы является появление способности к рефлексии и саморефлексии. Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением психолога и детей сказок, игр, а также сложившихся ситуаций.
Описание материально – технического обеспечения программы
Методическая литература:
- Н. Слободняк «Уроки общения для младших подростков», М., 2011
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4 – М.: Генезис, 2006
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Гегезис, 2014
- Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы. Жизненные навыки. /под ред. С.В. Кривцовой, М., 2012
Аудиовизуальная техника (магнитофон, мультимедиапроектор)
Игры и игрушки
Фотоаппарат
Ноутбук, ксерокс
Тематическое планирование программы
«В гармонии с миром и самим собой»
5 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего час | Кол-во час теоретиче ские | Кол-во час практи ческие | Виды и формы деятельности обучающихся |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 | Я и мой внутренний мир Кто я, какой я? Самооценка Каждый видит мир и чувствует по -своему Уникальность моего мира Границы моего Королевства Мои внутренние друзья и внутренние враги Ярмарка достоинств | 7 | 1 1 1 | 1 1 1 1 | групповая работа индивидуальная работа ролевая игра беседа работа в парах |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Я и ты Я глазами других Ищу друга Я и мои друзья Я и мои «колючки» Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире Планета друзей | 7 | 1 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа работа в малой группе ответы на вопросы учителя творческие задания беседа практика |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Позитивное общение Почему люди ссорятся? Дружелюбие Решение проблем и конфликтов Умение слушать других Умение ладить с другими | 6 | 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа игра, самостоятельная работа, составление кроссвордов |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 | Проблемы общения Пойми меня Мои проблемы Обиды Критика Комплименты или лесть? Груз привычек Агрессия и гнев Азбука перемен | 8 | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 | групповая работа работа с картами творческие задания ролевая игра беседа |
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | Культура поведения Зачем нужен этикет? Приветствия Умение вести беседу Телефонный разговор Принимаем гостей | 5 | 1 1 | 1 1 1 | групповая работа творческие задания взаимопроверка практика |
6. | Итоговое занятие | 1 | Работа в малых группах | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование программы
«В гармонии с миром и самим собой»
6 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего час | Кол-во час теоретиче ские | Кол-во час практи ческие | Виды и формы деятельности обучающихся |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 | Я – ты- группа Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. Отношение в паре. Понимаем друг друга. Третий – лишний? Обида. Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества. Здорово быть друзьями | 7 | 1 1 1 | 1 1 1 1 | групповая работа работа в малой группе ролевая игра беседа работа в парах |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 | Я взрослый? Мир взрослых Ярмарка Мой взрослый мир Мое место в разных мирах: детей, подростков, взрослых Я в ответе за свое будущее. Ответственность и принятие решений. Дети во взрослом мире. Взрослые дети | 7 | 1 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа творческие задания практика взаимопроверка |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 | Наши сильные чувства Зачем нам чувства? Как я выражаю свои чувства? Способы выражения чувств. Ресурсы тревоги. Наши страхи. Печаль. | 6 | 1 1 1 1 1 | 1 | групповая работа работа в парах самостоятельная работа творческие задания |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 | Кто я? Какой бывает характер? Какой я? Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других. Мое имя и мой характер. Я глазами других. Мои ресурсы. Метафоры моего характера. Учимся ценить себя. Личное пространство. | 8 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа работа в парах творческие задания составление кроссвордов игра самостоятельная работа |
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | «Другие». Проблемы подростковой толерантности Мы - исследователи. Я и ты. Действуем вместе. Общаемся без слов Доверие и взаимодействие в группе. Мы – команда? | 5 | 1 1 | 1 1 1 | групповая работа творческие задания беседа ответы на вопросы учителя практика |
6. | Итоговое занятие | 1 | Работа в малых группах | ||
Итого | 34 |
Тематическое планирование программы
«В гармонии с миром и самим собой»
7 класс
№ | Наименование разделов, тем | Всего час | Кол-во час теоретиче ские | Кол-во час практи ческие | Виды и формы деятельности обучающихся |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 | Самопознание Общение в жизни человека Зачем нужно знать себя? Я глазами других Самооценка Мои внутренние друзья и мои внутренние враги Ярмарка достоинств Ищу друга | 7 | 1 1 1 | 1 1 1 1 | групповая работа самостоятельная работа игра работа в парах творческие задания |
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 | Позитивное общение Почему люди ссорятся? Барьеры общения Предотвращение конфликтов Учимся слушать друг друга Уверенное и неуверенное поведение Нужна ли агрессия? | 6 | 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа творческие задания практика взаимопроверка |
3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 3.9 3.10 | Проблемы общения Пойми меня Мои проблемы Обиды Критика Комплименты или лесть? Груз привычек Азбука перемен Вежливость Доверие и взаимодействие в группе Мы - команда | 10 | 1 1 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа взаимопроверка практика творческие задания |
4. 4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 4.6 | Культура поведения Зачем нужен этикет? Приветствия Умение вести беседу Телефонный разговор В театре Принимаем гостей | 6 | 1 1 1 | 1 1 1 | групповая работа работа в парах творческие задания самостоятельная работа |
5. 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 | «Другие». Проблемы подростковой толерантности Мы - исследователи. Я и ты. Действуем вместе. Общаемся без слов Дружелюбие Я глазами других | 5 | 1 1 | 1 1 1 | групповая работа творческие задания беседа ответы на вопросы учителя практика |
6. | Итоговое занятие | 1 | |||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «В мире книг»
рабочая программа библиотечного кружка для учащихся начальных классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"
Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАРМОНИЯ» Возраст детей 8 – 17 лет Срок реализации 5 лет
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.В России уделяется большое внимание духовному, нравс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я в мире спорта»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире спорта» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихсяи ориентирована на учащихся 1 –х ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во второй половине д...
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"
Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...