Выступление на РМО учителей -логопедов "Формирование зрительно- моторной координации при письме с ОНР"
материал
Умение детей владеть графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности общеобразовательного процесса ДОУ и школы и облегчения процесса перехода детей к функции школьника. Формирование графических навыков зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизическим закономерностям графических навыков и функциональным возможностям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_zritelno.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование зрительно-моторной координации при письме с ОНР.
Умение детей владеть графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности общеобразовательного процесса ДОУ и школы и облегчения процесса перехода детей к функции школьника. Формирование графических навыков зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизическим закономерностям графических навыков и функциональным возможностям детей.
Однако существующая система обучения письму не всегда учитывает функциональные возможности и особенности первоклассников и неприменима к детям более раннего возраста.
Эта проблема становится всё более актуальной, когда речь идёт о детях, имеющих речевую патологию, в частности, общее недоразвитие речи. Для них, помимо недоразвития всех компонентов устной речи, характерны нарушение высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Как показала практика, недостаточность зрительно-моторной координации проявляется в следующем:
- невозможность правильно провести горизонтальную и вертикальную линию;
- трудность формирования правильной траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры);
- неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие растянутые и разнонаклонные буквы);
- тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных штриха, дрожащих линиях, а в более тяжёлых случаях даже в «бисеринках» - утолщениях на линии письма.
Помимо этого, в комплексе с нарушениями зрительно-моторной координации встречаются трудности зрительнопространственного восприятия, проявляющегося в следующим:
- трудности формирования зрительного образа цифры, буквы, графического элемента (нарушается соотношение элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
- плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник);
- зеркальное письмо;
- не видит строку, не может правильно расположить графические элементы в строке или переходит с одной строки на другую;
- трудности расположения заданий по вертикали или горизонтали;
- не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.
Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости разработки и проведении специальной целенаправленной работы по формированию зритель – моторной координации у дошкольников с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению письму.
Подробное изучение результатов констатирующего эксперимента позволило считать, что исходный уровень зрительно – моторной координации у школьников о ОНР низкий и не соответствует тому уровню развития зрительно – моторной координации, который продемонстрировали дети с нормальным речевым и психомоторным развитием.
Недоразвитие зрительно – моторной координации у детей с общим недоразвитием речи и объяснение его структурного дефекта и морфо – функциональными особенностями детского организма позволяет предложить, что особая организация, содержание и методы обучения, обеспечивающие решение коррекционных и общеобразовательных задач, позволяет не только сформировать зритель – моторную координацию, но и оказать положительное влияние на обучение грамоте в целом.
Формирование зритель – моторной координации следует осуществлять на фронтальных занятиях, длительность которых не превышает 25-30 минут. Каждое занятие включает в себя специальные упражнения на развитие тонкой руки и комплексы самомоссажа, выработку обобщенного тактильного и зрительного образа предмета (букв) зрительно- моторного взаимодействия.
При разработке специального содержания коррекционной программы, направленной на формирование зритель коррекционной программы, направленной на формирование зрительно – моторной координации у этой категории детей следует учитывать следующие факторы:
1)закономерности и особенности развития зрительно - -моторной координации о онтогенезе;
2)специфичность проявления зрительно – моторной координации в различных областях деятельности ребёнка;
3)двигательная природа графического навыка;
4)особенности психомоторного развития детей о ОНР.
Вся система коррекционных воздействий должна быть направлена на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в графической деятельности, т. к. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательных навыков, контроль за их функционированием. Всё это определяет зрительно – двигательную скоординированность в работе рук и глаз.
Коррекционная программа по формированию зрительно – моторной координации опирается на следующие принципы:
* онтогенетический (предполагает учёт закономерностей и особенностей проявления зрительно – моторной координации в онтогенезе и различных видах деятельности);
* дифференцированного подхода(коррекционные воздействия по формированию зрительно – моторной координации носят дифференцированный характер, т. к. одни дети больше нуждаются в коррекции зрительно-пространстваенных представлений , а другие координации движений и мелкой моторики);
* последовательности и этапности в освоении материала (начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми дети владеют достаточно прочно – рисование, обводка по трафарету). постепенно продвигаясь вперёд и учитывая функциональную и иерархическую взаимосвязь отдельных навыков и операций сформировать у детей графический образ буквы;
* комплексного воздействия(коррекционная работа предполагает не только формирование зрительно – моторной координации, но и оказание положительного влияния на все психические процессы и личность ребёнка в целом).
Таким образам, предлагаемая программа должна способствовать развитию ручной умелости, тонкой моторики рук, выработки обобщенного зрительного и тактильного образа, коррекции зрительно – пространственных представлений, и в конечном итоге, формированию зрительно – моторной координации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.
В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...
Рекомендации по развитию зрительно - моторной координации
Особенности зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет
План коррекционного занятия...
Развитие зрительно-моторной координации
Выступления на родительских собраниях...
7. Самодельные игрушки для развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей от рождения до трех лет
Мелкая моторика рук – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами. Она развивается с самого рождения. Сначала ребенок разглядывает свои руки, потом учится ими упр...