Выступление на РМО учителей -логопедов "Формирование зрительно- моторной координации при письме с ОНР"
материал

Прокопенко Надежда Анатольевна

Умение детей владеть графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности  общеобразовательного процесса ДОУ и школы и облегчения процесса перехода детей к функции школьника. Формирование графических навыков зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизическим     закономерностям графических навыков и функциональным возможностям детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zritelno.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование зрительно-моторной координации при письме с ОНР.

    Умение детей владеть графикой письма является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности             общеобразовательного процесса ДОУ и школы и облегчения процесса перехода детей к функции школьника. Формирование графических навыков зависит от большого числа разнообразных условий. Важнейшее значение среди них имеет соответствие методов обучения психофизическим     закономерностям графических навыков и функциональным возможностям детей.

   Однако существующая система обучения письму не всегда учитывает функциональные возможности и особенности первоклассников и неприменима к детям более раннего возраста.

    Эта проблема становится всё более актуальной, когда речь идёт о детях, имеющих речевую патологию, в частности, общее недоразвитие речи. Для них, помимо недоразвития всех компонентов устной речи, характерны нарушение высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Как показала практика, недостаточность зрительно-моторной координации проявляется в следующем:

  • невозможность правильно провести горизонтальную и вертикальную линию;
  • трудность формирования правильной траектории движения при выполнении графического элемента (буквы, цифры, геометрические фигуры);
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяжённость графических элементов, большие растянутые и разнонаклонные буквы);
  • тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных штриха, дрожащих линиях, а в более тяжёлых  случаях даже в «бисеринках» - утолщениях на линии письма.

Помимо этого, в комплексе с нарушениями зрительно-моторной координации встречаются трудности зрительнопространственного восприятия, проявляющегося в следующим:

  • трудности формирования зрительного образа цифры, буквы, графического элемента (нарушается соотношение элементов, ребёнок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • плохое выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг-овал, квадрат-ромб-прямоугольник);
  • зеркальное письмо;
  • не видит строку, не может правильно расположить графические элементы в строке или переходит с одной строки на другую;
  • трудности расположения заданий по вертикали или горизонтали;
  • не может правильно скопировать букву, цифру, геометрическую фигуру.

   Таким образом, все вышеперечисленные факты свидетельствуют о необходимости разработки и проведении специальной целенаправленной работы по формированию зритель – моторной координации у дошкольников          с общим недоразвитием речи при подготовке к обучению письму.

   Подробное изучение результатов констатирующего эксперимента позволило считать, что исходный уровень зрительно – моторной координации у школьников о ОНР низкий и не соответствует тому уровню развития зрительно – моторной координации, который продемонстрировали дети с нормальным речевым и психомоторным развитием.

     Недоразвитие зрительно – моторной координации у детей с общим недоразвитием речи и объяснение его структурного дефекта и морфо – функциональными особенностями детского организма позволяет предложить, что особая организация, содержание и методы обучения, обеспечивающие решение коррекционных и общеобразовательных задач, позволяет не только сформировать зритель – моторную координацию, но и оказать положительное влияние на обучение грамоте в целом.

   Формирование зритель – моторной координации следует осуществлять на фронтальных занятиях, длительность которых не превышает 25-30 минут. Каждое занятие включает в себя специальные упражнения на развитие тонкой руки и комплексы самомоссажа, выработку обобщенного тактильного и зрительного образа предмета (букв) зрительно- моторного взаимодействия.

    При разработке специального содержания коррекционной программы, направленной на формирование зритель коррекционной программы, направленной на формирование зрительно – моторной координации у этой категории детей следует учитывать следующие факторы:

1)закономерности и особенности развития зрительно - -моторной координации о онтогенезе;

2)специфичность проявления зрительно – моторной координации в различных областях деятельности ребёнка;

3)двигательная природа графического навыка;

4)особенности психомоторного развития детей о ОНР.

   Вся система коррекционных воздействий должна быть направлена на формирование у этих детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в графической деятельности, т. к. им необходима помощь в формировании сложной психологической системы межфункциональных связей, получения точной сенсорной информации, обеспечивающей формирование двигательных навыков, контроль за их функционированием. Всё  это определяет зрительно – двигательную скоординированность в работе рук и глаз.

   Коррекционная программа по формированию зрительно – моторной координации опирается на следующие принципы:

* онтогенетический (предполагает учёт закономерностей и особенностей проявления зрительно – моторной координации в онтогенезе  и различных видах деятельности);

*  дифференцированного подхода(коррекционные воздействия по формированию зрительно – моторной координации носят дифференцированный характер, т. к. одни дети больше нуждаются в коррекции зрительно-пространстваенных представлений , а другие координации движений и мелкой моторики);

*  последовательности и этапности в освоении материала (начинать коррекционные занятия следует с того уровня знаний и навыков, которыми дети владеют достаточно прочно – рисование, обводка по трафарету). постепенно продвигаясь вперёд и учитывая функциональную и иерархическую взаимосвязь отдельных навыков и операций сформировать у детей графический образ буквы;

*  комплексного воздействия(коррекционная работа предполагает не только формирование зрительно – моторной координации, но и оказание положительного влияния на все психические процессы и личность ребёнка в целом).

  Таким образам, предлагаемая программа должна способствовать развитию ручной умелости, тонкой моторики рук, выработки обобщенного зрительного и тактильного образа, коррекции зрительно – пространственных представлений, и в конечном итоге, формированию зрительно – моторной координации.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.

В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.

В статье представлены  рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только  педагогам  ,но и  родителям для самос...

Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"

Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...

Рекомендации по развитию зрительно - моторной координации

Особенности зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...

Развитие зрительно-моторной координации

Выступления на родительских собраниях...

7. Самодельные игрушки для развития мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей от рождения до трех лет

Мелкая моторика рук – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами.  Она развивается с самого рождения. Сначала ребенок разглядывает свои руки, потом учится ими упр...