Развитие зрительно-моторной координации
статья
Предварительный просмотр:
Развитие зрительно-моторной координации |
Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д.), для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения. Зрительно-моторная координация — осуществление координированных движений, осуществляемых под контролем зрения. Работа над развитием зрительно-моторной координации — это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки (пальцев, кисти) и глаза. Ее необходимо осваивать, т.к. навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи и тем самым позволяют ему лучше познать мир, в котором он живет. Навыки тонкой моторики помогают ребенку самостоятельно обслуживать себя, выражать себя через творчество — игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, то есть дают возможность приобрести социальный опыт. Задачи: Формирование способов восприятия движущихся предметов; Развитие навыка прослеживания глазами за действием руки; Развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи; Развитие осязания и мелкой моторики; Формирование умения пользоваться карандашом; Развитие умения проводить линии (прямые, косые, изогнутые) от заданного начала к заданному концу, между границами, по образцу; Развитие умения соединять точки прямой линией; Развитие умения выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий. Работа с лабиринтами Материал: лабиринт Ход работы: Ребенок рассматривает лабиринт. Педагог предлагает ребенку привести Колобка (бусинку) к домику, прокатывая его палочкой. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужную геометрическую фигуру. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет квадратик нужного цвета или оттенка. Ребенок прослеживает путь. В конце пути в пустой квадрат кладет нужный блок Дьенеша. Выкладывает путь пуговицами одного цвета (чередуя по цвету; одного размера и т. д.). Палочки-моталочки Материал: 1 вариант: дорожки, препятствие в конце дорожки, веревочка один конец которой привязан к палочке, а другой к машинке. 2 вариант: веревочка один, конец которой привязан к палочке, а другой к предмету. Ход работы: 1 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает пальцами), машинка отъезжает, объезжает препятствие и возвращается. Ребенок следит за машинкой глазами. 2 вариант: Ребенок наматывает веревочку на палочку (работает кисть), предмет поднимается вверх. Ребенок следит глазами за предметом. Пройди по дорожке Материал: 1 вариант: бланки с дорожками (дорожки имеют различную фактуру), шарик. 2 вариант: дорожка из ленточек на ковролине, каталочка. 3 вариант: дорожка из проволоки, шарик с дырочкой. 4 вариант: бланк с дорожками, металлический шарик, магнит. 5 вариант: дорожка на полу, шарик. Ход работы: 1 вариант: ребенок прокатывает шарик по дорожкам (или проводит пальцем по дорожкам), прослеживает движение глазами. 2 вариант: ребенок прокатывает каталочку по дорожке, движение прослеживает глазами. 3 вариант: 1. шарик надет на дорожку из проволоки; ребенок прокатывает шарик по дорожке, движение прослеживает глазами. 2. держит дорожку с шариком вертикально; шарик скатывается по дорожке, ребенок прослеживает движение шарика глазами. 4 вариант: ребенок перемещает шарик с помощью магнита по дорожке; прослеживает движение глазами. 5 вариант: ребенок прокатывает шарик рукой (ногой) по напольной дорожке.
Волшебные ниточки Материал: 1 вариант: силуэтные изображения, веревочка с липучками, ковролин. 2 вариант: силуэтное изображение из бархатной бумаги, лист бархатной бумаги, трафарет, нитки. Ход работы: 1 вариант: ребенок прикрепляет силуэт к ковролину, «обводит» его веревочкой по внешнему контуру, прослеживает движение глазами. 2 вариант: 1. ребенок выкладывает ниточку по контуру силуэта. 2. ребенок выкладывает ниточку по внутреннему контуру, снимает трафарет. Обведи точно Материал: 1 вариант: бланк с заданием, лазерная указка. 2 вариант: лист бумаги с изображенным предметом, фломастер, калька. 3 вариант: бланк с заданием, манка или песок, кульки. 4 вариант: фольга, трафарет, ручка. Ход работы: 1 вариант: ребенок обводит предмет лазерной указкой. 2 вариант: ребенок обводит предмет фломастером через кальку. 3 вариант: ребенок насыпает манку в кулек (внизу кулька дырочка), обводит изображенный предмет манкой. 4 вариант: ребенок обводит трафарет, вместо листа бумаги фольга; рассматривает полученное изображение. Игры с природным материалом Материал: камешки, ракушки, различные крупы и т.д. Ход работы: 1. Выкладывание различных изображений из камушков и т.д. 2. Поиск предметов в ведерках с крупами. 3. «Продолжи ряд». Игры с прищепками Материал: прищепки, веревка, геометрические фигуры, различные изображения. Ход работы: 1 вариант: дети прикрепляют прищепки на одежду друг к другу, затем с завязанными глазами снимают прищепки друг с друга. 2 вариант: ребенок прикрепляет прищепки к предметным изображениям. 3 вариант: ребенок развешивает геометрические фигуры на веревочке, прикрепляя их прищепками (выбирает фигуры определенного цвета, чередует фигуры в разной последовательности и т.д.).
Цветочки Материал: цветы из верхней части бутылок, шнурки, пробка, лепестки. Ход работы: ребенок вдевает шнурок в отверстия сделанные в пробке, прикручивает пробку к цветку, подбирает лепестки к цветку по цвету. ВАРИАНТЫ ИГР 1. Набрось кольцо+поймай шарик. Игра "Кольцеброс". Игра "Поймай шарик". 2. Дидактические коврики: "День и ночь", "Времена года", "Солнечная полянка" 3. Проведение траектории. Дорожки. 4. Книга-лабиринт 5. Лабиринты 6. Пальчиковый театр. 7. Ручной труд и работа с бумагой 8. Рисование различными способами: кистью, пальцем, свечей 9. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек). 10. Конструирование из бумаги – оригами 11. Развитие графической моторики. 12. Рисование по трафаретам. 13. Рисование по фигурным линейкам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.
В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...
Рекомендации по развитию зрительно - моторной координации
Особенности зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет
План коррекционного занятия...
Развитие зрительно-моторной координации
Выступления на родительских собраниях...
Развитие зрительно-моторной координации у детей
laquo;Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский)....