Рекомендации по развитию зрительно - моторной координации
консультация ( класс) на тему
Особенности зрительно - моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_razvitiyu_zritelno-motornoy_koordinatsii.docx | 16.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения работы по зрительно – моторной координации и пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
Детский сад посещают дети с функциональными расстройствами зрения в виде миопии, гиперметропии, анизометропии, астигматизма, косоглазия, амблиопии. У детей этой категории зрение корригируется оптическими средствами. Эту группу детей составляет достаточно большой процент, также имеются дети инвалиды - это слабовидящие. Это дети с катарактой, глаукомой и отслойкой сетчатки.
Миопия- нарушение рефракции, связанное с неправильным положением заднего фокуса по отношению к сетчатке. Характерным признаком является понижение зрения вдаль при наличии относительно хорошего зрения вблизь. Отмечаются недостатки при восприятии настенных карт, наблюдении дистантно расположенных предметов и процессов во время экскурсий, проведения практических работ на местности. У таких детей возникают трудности при чтении, письме, выполнении трудовых операций, восприятии изображений и др.
Гиперметропия- нарушение рефракции, при которой параллельные световые лучи, преломившись, образуют фокус за сетчаткой. Характерным признаком является понижение зрения на близком расстоянии. Дети испытывают трудности во время занятий, предлагающих длительное рассматривание мелких объектов, трудности при чтении, письме, восприятии раздаточного материала.
Амблиопия - понижение остроты зрения без видимой анатомической или рефракционной основы.
Косоглазие - нарушение содружественных движений глаз.
Анизометропия - неодинаковая рефракция обоих глаз.
Астигматизм - сочетание в одном глазу разных степеней рефракций одного вида. Характерным признаком является то, что дети видят искаженное изображение формы.
Важным направлением коррекционно – педагогической работы по развитию зрительного восприятия выступает развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой прежде всего формируются механизмы зрительно – моторной координации в системе «глаз – рука». Возможность получения точной и своевременной информации зависит от точности регуляции движения глаз. Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегулирования движений при миопии, дальнозоркости, анизометропии, астигматизме и косоглазии отрицательно сказывается на двигательных функциях. У детей отмечаются трудности в проведении прямой, кривой, изогнутой линий; в прослеживании глазами за действиями рук; замедленность темпа движений, недостатки координаций и точности при рисовании умении писать буквы и цифры по образцу и др. видах деятельности связанных с использованием зрения. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Для данной категории детей характерным являются низкий уровень развития зрительно – моторной координации.
К тифлопедагогическим приемам, актуальным для развития сенсорно - моторных связей, обеспечивающих зрительно- моторную координацию, относятся:
- Подбор или создание рабочего поля (клетка, линейка), книжек – раскрасок, прописей т.п., в которых оптико – физическая характеристика графики соответствует зрительным возможностям детей;
- Приемы, упражняющие детей с нарушением зрения в анализе рабочего поля, пространственной ориентации на строке для точного выполнения графических действий;
- Приемы развития зрительно – моторной памяти;
- Приемы обучения предметным действиям под контролем зрения;
- Приемы обогащения праксиса рук и др.
Нарушения зрения, возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей. Для дошкольников с дальнозоркостью, близорукостью, амблиопией, астигматизмом характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций в виде косоглазия вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Трудности овладения пространством детьми с нарушением зрения связаны с неспособностью большинства детей верно оценивать взаимное расположение объектов, локализовать заданную величину, соотносить предметы по величине при восприятии пространства и оценивать расстояние между объектами.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваемого пространства. Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.
1-й год обучения
«Покажи, где у тебя голова, ноги и т.д. », «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки», «Оденем куклу на прогулку», «Погуляем с куклой по группе», «Кто скорее найдет свой шкафчик», « Иди в ту сторону, откуда позвали», «Иди на звук погремушки», «Узнай игрушку на ощупь».
2-й год обучения
« Возьми игрушку в правую руку», «Поздоровайся с куклой», «Топни правой ногой», « Попрыгай на левой ноге», «Узнай, чей голос?», «Куда покатился мяч?», «Что звучало?», «Подбери предмет к геометрической фигуре», « Найди предметы большие и маленькие( высокие и низкие, длинные и коротких, широкие и узкие)», «Расположи игрушки на листе справа и слева, сверху и снизу, посредине».
3-й год обучения
«Где сидит кукла?», «Кто стоит справа от тебя?», «Угадай, что где находится», «Расскажи, как стоят игрушки», «Найди пары», «Назови что звучало».
4-й год обучения
«Угадай, кто здесь стоит», «Встань так, чтобы справа от тебя было окно», «Путешествие по группе», «Правильно пойдешь – игрушку найдешь», «Что изменилось?», «Расположи предметы по схеме», «Нарисуй схему по словесному описанию».
5-й год обучения
«Повернись направо – налево, вперед – назад», «Правой рукой дотронься до левого уха», «Найди дорогу по ориентирам».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность с детьми среднего возраста с ограниченными зрительными возможностями (косоглазие и амблиопия) по развитию зрительно-моторной координации.
В конспекте отражены разные приемы и технологии развития зрительно-моторной координации в виде путешествия детей на разных видах транспорта. Данная деятельность с детьми была показана выездной кафедре...
Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...
Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительно-моторной координации у детей 4-5 лет
План коррекционного занятия...
Развитие зрительно-моторной координации
Выступления на родительских собраниях...
Развитие зрительно-моторной координации
Развитие зрительно-моторной координации...
Развитие зрительно-моторной координации у детей
laquo;Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В.А.Сухомлинский)....