Пояснительная записка к коррекционно-развивающей программе учащихся 3 - 4 -х классов с ОВЗ.
рабочая программа
Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов » разработана на основе:
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posnitelnaya_zapiska.docx | 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее обучение учащихся 3 - 4 -х классов
Пояснительная записка
Программа «Коррекционно-развивающее обучение учащихся 2-4 классов » разработана на основе:
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М., 1996.
Цель: устранить нарушения письменной речи у учащихся 2—4 классов.
Адресат: учащиеся 3-4 классов, испытывающие затруднения при овладении устной и письменной речью.
Программа способствует решению следующих задач:
- восполнить пробелы в развитии звуковой стороны речи;
- в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;
- формировать связную речь;
- развивать и совершенствовать психологические предпосылки и коммуникативную готовность к обучению;
- обеспечивать условия для приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения материала по родному языку.
В ней также заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, предусмотренных стандартом, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами начальной ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционная программа опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной педагогикой, лингвистикой, и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а также данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».
Основные методы обучения: практические, наглядно-демонстрационные, игровые, словесные, методы ролевого моделирования типовых ситуаций.
Одно из принципиальных требований программы,соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения — коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия. Все это отражается в содержании программы.
Программа рассчитана на 58 ч. в год (2 ч в неделю) по I этапу; на 58 ч. в год (2 ч. в неделю) по II этапу (2 ч. в неделю); 18 ч. в 1 полугодии (1 ч. в неделю) по III этапу.
Программой предусмотрено проведение проверочных работ - 6; в каждый год обучения.
Рабочая программа предполагает использование методических пособий для учителей-логопедов:
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. М., 2001;
Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. М., 2002;
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учеб.пособие. М., 1995;
Ястребова А.В., Бессонова Т.Б. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
Дополнительная литература для учащихся:
Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль, 2006.
Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М., 2004.
Программа
Для коррекции нарушений письменной речи, разработана специальная программа курса групповых занятий, которая включает в себя три этапа.
На I этапе ведётся работа по формированию:
- полноценных фонематических процессов;
- представлений о звукобуквенном составе слова;
- навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- пространственно-временных представлений;
- психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
На II этапе проводится работа по формированию у детей необходимых представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка.
В процессе работы над морфологическим составом слова у детей формируются умения и навыки образования слов с помощью различных аффиксов, а также активного и адекватного использования их в целях общения в различных ситуациях, отрабатывается умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).
Основная цель III этапа— развивать и совершенствовать умения и навыки построения связного высказывания: программирование смысловой структуры высказывания; установление связности и последовательности его; отбор языковых средств для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки). Эти цели реализуются в определенной последовательности:
- формирование практических представлений о тексте;
- развитие умений и навыков анализировать текст;
- построения самостоятельного связного высказывания.
I этап
Речь. Предложение. Слово (9 ч.)
Речь. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем. Ударение. Пространственные представления. Временные представления. Слова-предметы. Слова-признаки. Слова-действия.
Звуки и буквы (49 ч.)
Звуко-слоговой анализ и синтез. Ударение (7 ч.)
Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного), звукослоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей звуко-слоговую структуру.
Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные (10 ч.)
Обозначение на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, и, я, ю) и ь(в середине и конце слова). Дифференциация гласных (ы-и, а-я, э-е, у-ю, о-ё). Разделительный ь.
Звонкие и глухие согласные (12 ч.)
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков ([з]-[с], [ж]-[ш], [в]-[ф], [б]-[п], [д]-[т], [г]-[к]).
Свистящие, шипящие, аффрикаты (14 ч.)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков ([с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[т'], [щ]—[с'], [щ]- [ч], [ц]-[с], [ц]-[ч]).
Буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам (4 ч.)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Соотнесение звуков с буквами, символами и «опорами» для их обозначения на письме. Различение букв по оптическим и кинетическим признакам. Дифференциация букв, сходных по оптическим и кинетическим признакам (б-д, а-о, и-у, п-т, и- ш, л-м, к-н, н-п).
Проверка знаний, умений и навыков (2 ч.)
II этап
Повторение (4 ч.)
Включаются темы, по которым допущено наибольшее количество ошибок во входных контрольных работах.
Корень. Однокоренные слова (5 ч.)
Родственные и однокоренные слова. Корень слова. Сложные слова. Приставка. Суффикс. Наблюдение над значениями приставок и суффиксов в слове. Формирование умений находить значимые части слова в простых по составу словах. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу.
Безударная гласная (7 ч.)
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Общее представление об орфограмме.
Словообразование, словоизменение (26 ч.)
Устранение аграмматизмов в словообразовании. Овладение суффиксальным и приставочным способами образования слов. Развитие умения проводить разбор слов по составу. Обогащение словарного запаса (синонимы, антонимы, многозначные слова). Правильное употребление предлогов, развитие связной речи.
Согласование (7 ч.)
Число имен существительных (единственное, множественное), изменение имен существительных по числам. Изменение имен прилагательных в единственном числе по родам при сочетании с именем существительным. Согласование имен существительных с именем прилагательным в числе, роде. Согласование глагола с существительным в числе, роде и во времени.
Управление (9 ч.)
Изменение имен существительных по падежам. Осознанное употребление каждой падежной формы при помощи вопросов. Правильное употребление предлогов данного падежа. Верное употребление окончаний. Моделирование предложений из слов в начальной форме (для каждого падежа). Поиск конкретных падежных форм в текстах. Проверочная работа.
Ill этап
Связная речь (18 ч.)
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение текста (композиция). План. Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Изложения по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении занятий используются беседы, работа в группах, организационные игры и т.д.
Итоговый контроль проводится в форме диктанта и списывания.
Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренных программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФНР, является примерными и определяются конкретным составом группы, т.е. зависят от того, каков уровень сформированности речи у детей.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу коррекционного обучения
При завершении I этапа коррекционно-развивающего обучения у учащихся:
- должны быть восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учетом программных требований;
- уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твердые - мягкие, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.;
- сформирована направленность на звуковую сторону речи.
По истечении II этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. определять, с помощью каких частей слова, стоящих перед общей частью или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (устанавливать связь между формой и значением);
-передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.
К концу III этапа коррекционно-развивающего обучения учащиеся должны:
- строить связное высказывание (программирование смысла и смысловой структуры высказывания);
- устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбирать языковые средства, адекватные смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, повествование, рассуждение).
Учащиеся должны уметь:
- различать слова, обозначающие предметы, действия предметов и их признаки; подбирать слова-предметы, действия, признаки к схемам; практически пользоваться вопросами: кто? что? что делает? какой?; употреблять в речи слова, выражающие признаки предметов по цвету, величине, состоянию и т.д.;
- сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
- уметь дифференцировать согласные по глухости-звонкости, твёрдости-мягкости;
- выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
- соотносить звук с буквой;
- обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и ь;
- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
- правильно списывать слова и предложения, написанные букварным и рукописным шрифтом;
- грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения, тексты;
- образовывать слова посредством различных аффиксов, а также активно использовать их в целях общения;
- производить разбор слов по составу и подбирать слова к схемам;
- программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность;
- анализировать текст и самостоятельно строить связное высказывание.
Учитывая, что у детей остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.
Метапредметные результаты коррекционной работы
3 класс | 4 класс | ||
Регулятивные УУД | 1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. 2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий в учебном процессе и жизненных ситуациях. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими, или на основе различных образцов. 5. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. 7. Использовать в работе словари, инструменты. 8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным. | 1. Самостоятельно формировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 2. Использовать при выполнении задания различные средства: - справочную литературу, - ИТК, - инструменты и приборы. 3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. | |
Познавательные УУД | 1. Ориентироваться в тетради (Мазанова Е. В. Комплект логопедических тетрадей. М.,2004), раздаточном материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | ||
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала. | |||
2.Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем, словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски. | |||
3Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрации и др.) 4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ. 5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. | 3. Сопоставлять и отбирать информауию, полученную из различных источников (словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски, сеть Интернет). 4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. 6. Составлять сложный план текста. 7. Уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развёрнутом виде. | ||
1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. | |||
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | |||
3. Читать в слух и про себя тексты тетради, раздаточного материала, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. | |||
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | |||
Коммуникативные УУД | 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. 6. Критично относиться к своему мнению. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | 5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 7. Понимать точку зрения другого. 8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 1 класса Тема: «Родственные слова».
Конспект...
Групповое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9 класса «Что такое конфликт?»
Предназначено для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями....
Адаптированная образовательная программа коррекционно – развивающих занятий для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО УО «Гармония»
АОП дляучащихся 1 класса в соответствии с ФГОС НОО УО "Гармония"...
Конспект коррекционно-развивающего занятия с учащимися 2 класса с ЗПР Дифференциация гласных А-Я в слогах,словах и предложениях устно и на письме.
Конспект + Приложения...
Коррекционно - развивающее занятие с учащимися 3 класса по формированию ЗОЖ
Конспект коррекционно - развивающего занятия с обучающимися 3 класса по програме "Волшебные сказки" с испльзованием карт Проппа...
Рабочая программа Индивидуальных коррекционно – развивающих занятий на учащегося 2 класса (вариант 3.2)
Примерная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной а...