мониторинг формирования УУД на уроках физики
статья

В статье озвучена  информация о  механизме мониторинга формирования УУД на уроках физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_formirovaniya_uud_na_urokah_fiziki.docx101.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

В свете модернизации российского образования перед учителем стоит задача переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования и среднего общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.   Приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).  

Перед учителем возникает необходимость отбора содержания и конструирования учебного процесса с учетом формирования УУД, а также определения уровня их сформированности. Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижений ученика.  

 Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.  

Следует отметить, что выбор формирования тех или иных УУД зависит от психологических особенностей возраста обучающихся. Изучение физики начинается в 7 классе. Обучающиеся 7-го, а также 8-го классов, представляют средний школьный возраст, другими словами подростковый возраст. Согласно трудам Л.С.Выгодского,   Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и ряда других педагогов, в этом возрасте ученики испытывают необходимость в самостоятельной учебной деятельности, необходимость объяснения практической пользы теоретического материала, который им предоставляют на уроках. И.В.Дубровина отмечает, что учебная мотивация средних школьников возрастает только в том случае, когда деятельность подростка связана с интересами к окружающему миру и его познанию; и, если эта же деятельность будет выступать средством саморазвития и самопознания подростка. Именно в этом школьном возрасте наблюдается неустойчивая любознательность, ориентированная на личностные отношения и внутренний мир подростков. Выгодский Л.С. утверждал, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться абстрактное и логическое мышления.  Подростки приобретают способность к приемам логического запоминания и воспроизведения, повышается способность к обработке полученной информации. Теоретическое мышление школьников этого возраста находится на активной ступени своего развития, поэтому на уроках физики, логично вводить новые термины и понятия через наглядно-чувственное восприятие учащихся, в процессе их самостоятельной практической деятельности.

 ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД. Как одну из методик удобно использовать анкету по определению уровней сформированности УУД.  В основе анкеты лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности. Данная методика адаптирована учителями для предметов естественнонаучного цикла. В таблице 1 пример анкеты для определения уровня сформированности УУД на уроках физики, её можно применять также на занятиях по биологии, химии, географии.  

Таблица 1

Анкета по определению уровня сформированности УУД  на уроках физики 

Параметры характеристики

школьника (УУД)

 

I

Регулятивные УУД 

 

1

Способен сосредоточено работать над  задачей  и не отвлекаться в процессе ее решения 

+

+

+/-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Способен поставить перед собой  учебную цель и последовательно добиваться ее достижения

+

+

+

+

-

-

+/-

+

+/-

-

-

-

+/-

+

+/-

3

Понимает требования учителя и старается их выполнять

+

+/-

+

+/-

+

+/-

-

+

+/-

-

-

-

+/-

+

+/-

+/-

4

Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

5

Умеет работать по образцу, инструкции, правилу

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

6

Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

7

Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

8

Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

9

Контролирует свои эмоции

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 -

10

Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+

-

II 

 

Познавательные УУД 

 

1 

Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания 

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

2

Демонстрирует способность  осуществлять классификацию

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

3

Может связно рассказать о явлениях природы, описывать события и объекты

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

4

Ориентируется в основных понятиях времени  

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

5

Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

6

Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)

-

+

+

+

+

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

7

Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать  главное в тексте;  понимает смысл пословиц и поговорок

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+

+

+

+

-

8

Умеет приводить аргументы, формулировать выводы,  адекватно полученным

результатам

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+

+

+

+

-

9

Может творчески, нестандартно решать задачи

-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

10

  Умеет  формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

III 

Коммуникативные УУД

 

1 

Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий 

+/-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

2

 Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно

взаимодействовать

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

3

Умеет работать в паре и группе

+

+

+/-

+/-

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+

+

+

+

+/-

4

Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какойлибо вопрос, не совпадающих с собственными.

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+/-

 

+/-

 -

 -

 

+/-

 -

 

+

 

+/-

 -

 

+

 

+

 -

5

Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+/-

 

+/-

 -

 

+/-

 

+/-

 -

 

+

 

+/-

 -

 

+/-

 

+

 -

6

Умеет строить понятные для партнера высказывания,  с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+/-

 

+/-

 -

 

+/-

 

+/-

 -

 

+

 

+/-

 -

 

+/-

 

+

 -

7

 Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+/-

 

+/-

 -

 

+/-

 

+/-

 -

 

+

 

+/-

 -

 

+/-

 

+

 -

8

По-дружески относится к большинству одноклассников

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+/-

9

Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+/-

10

Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя,

старается их выполнять

 

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+/-

IV 

Личностные УУД 

1 

Активен на уроках, стремится проявить свои знания 

-

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

2

Проявляет заинтересованность в получении новых знаний

+

+/-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

3

Проявляет заинтересованность в хорошей оценке

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+/-

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+

 

+/-

4

Сформирована учебно- познавательная  мотивация

-

+

+/-

+/-

+/-

-

-

+/-

-

+

+/-

-

+

+

-

5

Сформированность самооценки (-

завышенная, заниженная,

+\- несколько

завышенная\заниженная,

+адекватная,)

+

-

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

6

Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). (Не знает и так не поступает – низ. Большинство знает, но так поступает иногда +/–  сред.

Знает и чаще поступает +

–выс.)

+

+

+

+

+

-

-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

7

 Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения

+

+

+

+

+

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

8

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо,

правильно\неправильно

и др.)

+

+

+/-

+/

+/-

+/-

+/-

+/-

+

+

+/-

+

+

+

+/-

9

 Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.

+/-

-

-

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+/-

+

+

+

+/-

10

При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и

+/-

+

-

+

+

+/-

+/-

+/-

-

+

+/-

+

+

+

+/-

   

Таблица. Критерии оценивания метапредметных результатов

Метапредметные результаты (формируемые УУД)

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Умение использовать знаковосимволические средства для преобразования информации  

Способность к логическим операциям

Готовность к сотрудничеств у при решении задачи

Умение осуществлять поиск информации

(использование ИКТ)

Умение планировать свою деятельность

Способность к рефлексии

0

Не умеет преобразовыват ь информацию  

Не может

проводить анализ информации, пользуется ею наугад

Не участвует в групповой работе, пассивный слушатель (исполнитель)

Не ориентируется

в         потоке

информации

Не         умеет

самостоятельн о определять цели деятельности и спланировать их достижение

Не владеет навыками познавательно й рефлексии

1

Умеет частично преобразовывать

информацию

 

 

Наблюдаются частичные способности применять основные логические закономерности при решении

задач

 

Наблюдаются элементы

участия в

групповой

работе

 

Наблюдаются попытки поиска информации

Наблюдаются попытки планирования собственной

деятельности

 

Частично владеет навыками познавательной рефлексии

 

2

Создает авторские

материалы в

процессе преобразования информации в форме схем, рисунков, таблиц  

Умеет приводить доказательства решения

проблемы с

использование м логических рассуждений в незнакомой ситуации

Занимает лидерскую

позицию в

процессе решения задачи

Умеет использовать средства ИКТ в решении

поставленных задач с учетом предъявляемы х условиями задачи требований

Умеет ставить цель деятельности, самостоятельн

о осуществлять, контролироват

ь         и

корректироват ь деятельность, выбирать успешные стратегии

Владеет навыками познавательно й рефлексии

 Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий.  Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание их оценки строится вокруг умения учиться.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д. Несомненно, решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

 

Таблица 3 Диагностический инструментарий, используемый в мониторинге универсальных учебных действий на уровне основного общего образования

Личностные УУД

Класс  

7

8

9

Методы  

инструмент диагностики

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4.

Наблюдение

инструмент диагностики

Личностный опросник Кеттела (подростковый вариант, переработка Ясюковой)

Тестирование  

Проектно-исследовательская деятельность

Наблюдение

 

 

Методика

«Профиль» Авторсоставитель Г.В.

Резапкина

Тестирование  

Регулятивные  УУД

инструмент диагностики

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.:

критерии 1.2.; 1.3.;

2.2.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.:

критерии 1.2.; 1.3.;

2.2.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.:

критерии 1.2.; 1.3.;

2.2.

Наблюдение  

инструмент диагностики

Личностный опросник Кеттела (форма А, сокращенная и переработанная Ясюковой для учащихся 7-11 классов)

Тестирование  

Урочная и внеурочная деятельность

Наблюдение  

Познавательные  УУД

инструмент диагностики

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4.

Методика

Александровской

Э.М. в модификации

Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4.

Наблюдение  

инструмент диагностики

Проектно-исследовательская деятельность

Экспертное оценивание  

 

 

ШТУР

(К.М.Гуревич)

(субтесты

«аналогия»,

«обобщение», «классификация», «числовые ряды»

Тестирование  

Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

       Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать, как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.  

       Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся. Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.

         

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.

Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...

Формирование УУД на уроках физики

Практико-значимый проект...

Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики

Итоговая работа  по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...

Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»

Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....

Формирование УУД на уроках физики

Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность  и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....

Методы и способы формирования УУД на уроке физики.

Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...

Мониторинг формирования УУД на уроках физики

Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в...