мониторинг формирования УУД на уроках физики
статья
В статье озвучена информация о механизме мониторинга формирования УУД на уроках физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_formirovaniya_uud_na_urokah_fiziki.docx | 101.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
В свете модернизации российского образования перед учителем стоит задача переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования и среднего общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).
Перед учителем возникает необходимость отбора содержания и конструирования учебного процесса с учетом формирования УУД, а также определения уровня их сформированности. Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижений ученика.
Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Следует отметить, что выбор формирования тех или иных УУД зависит от психологических особенностей возраста обучающихся. Изучение физики начинается в 7 классе. Обучающиеся 7-го, а также 8-го классов, представляют средний школьный возраст, другими словами подростковый возраст. Согласно трудам Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и ряда других педагогов, в этом возрасте ученики испытывают необходимость в самостоятельной учебной деятельности, необходимость объяснения практической пользы теоретического материала, который им предоставляют на уроках. И.В.Дубровина отмечает, что учебная мотивация средних школьников возрастает только в том случае, когда деятельность подростка связана с интересами к окружающему миру и его познанию; и, если эта же деятельность будет выступать средством саморазвития и самопознания подростка. Именно в этом школьном возрасте наблюдается неустойчивая любознательность, ориентированная на личностные отношения и внутренний мир подростков. Выгодский Л.С. утверждал, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться абстрактное и логическое мышления. Подростки приобретают способность к приемам логического запоминания и воспроизведения, повышается способность к обработке полученной информации. Теоретическое мышление школьников этого возраста находится на активной ступени своего развития, поэтому на уроках физики, логично вводить новые термины и понятия через наглядно-чувственное восприятие учащихся, в процессе их самостоятельной практической деятельности.
ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД. Как одну из методик удобно использовать анкету по определению уровней сформированности УУД. В основе анкеты лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности. Данная методика адаптирована учителями для предметов естественнонаучного цикла. В таблице 1 пример анкеты для определения уровня сформированности УУД на уроках физики, её можно применять также на занятиях по биологии, химии, географии.
Таблица 1
Анкета по определению уровня сформированности УУД на уроках физики
№ | Параметры характеристики школьника (УУД)
| |||||||||||||||
I | Регулятивные УУД | |||||||||||||||
1 | Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения | + | + | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения | + | + | + | + | - | - | +/- | + | +/- | - | - | - | +/- | + | +/- |
3 | Понимает требования учителя и старается их выполнять | + | +/- | + | +/- | + | +/- - | + | +/- | - | - | - | +/- | + | +/- | +/- |
4 | Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - |
5 | Умеет работать по образцу, инструкции, правилу |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - |
7 | Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - |
8 | Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
9 | Контролирует свои эмоции |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | - |
10 | Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног) | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - |
II
| Познавательные УУД | |||||||||||||||
1 | Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
2 | Демонстрирует способность осуществлять классификацию | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
3 | Может связно рассказать о явлениях природы, описывать события и объекты | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
4 | Ориентируется в основных понятиях времени | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | + | + | + | + | + | + | +/- |
5 | Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом) | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
6 | Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием) | - | + | + | + | + | - | - | +/- | - | + | +/- | - | + | + | - |
7 | Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
8 | Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
9 | Может творчески, нестандартно решать задачи | - | + | +/- | +/- | +/- | - | - | +/- | - | + | +/- | - | + | + | - |
10 | Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту. | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | - | +/- | - | + | +/- | - | + | + | - |
III | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||
1 | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | - | +/- | - | + | +/- | - | + | + | - |
2 | Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | + | + | + | + | + | + | +/- |
3 | Умеет работать в паре и группе | + | + | +/- | +/- | + | +/- | +/- | +/- | + | + | + | + | + | + | +/- |
4 | Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какойлибо вопрос, не совпадающих с собственными. |
+/- |
+ |
+/- |
+/- |
+/- | - | - |
+/- | - |
+ |
+/- | - |
+ |
+ | - |
5 | Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться |
+/- |
+ |
+/- |
+/- |
+/- | - |
+/- |
+/- | - |
+ |
+/- | - |
+/- |
+ | - |
6 | Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
+/- |
+ |
+/- |
+/- |
+/- | - |
+/- |
+/- | - |
+ |
+/- | - |
+/- |
+ | - |
7 | Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом. |
+/- |
+ |
+/- |
+/- |
+/- | - |
+/- |
+/- | - |
+ |
+/- | - |
+/- |
+ | - |
8 | По-дружески относится к большинству одноклассников |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
9 | Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
10 | Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять
|
+ |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
IV | Личностные УУД | |||||||||||||||
1 | Активен на уроках, стремится проявить свои знания | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
2 | Проявляет заинтересованность в получении новых знаний | + | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
3 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+/- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+/- |
4 | Сформирована учебно- познавательная мотивация | - | + | +/- | +/- | +/- | - | - | +/- | - | + | +/- | - | + | + | - |
5 | Сформированность самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,) | + | - | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
6 | Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). (Не знает и так не поступает – низ. Большинство знает, но так поступает иногда +/– сред. Знает и чаще поступает + –выс.) | + | + | + | + | + | - | - | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
7 | Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
8 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.) | + | + | +/- | +/ | +/- | +/- | +/- | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- |
9 | Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости. | +/- | - | - | + | + | +/- | +/- | +/- | - | + | +/- | + | + | + | +/- |
10 | При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и | +/- | + | - | + | + | +/- | +/- | +/- | - | + | +/- | + | + | + | +/- |
Таблица. Критерии оценивания метапредметных результатов
Метапредметные результаты (формируемые УУД) | ||||||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
Умение использовать знаковосимволические средства для преобразования информации | Способность к логическим операциям | Готовность к сотрудничеств у при решении задачи | Умение осуществлять поиск информации (использование ИКТ) | Умение планировать свою деятельность | Способность к рефлексии | |
0 | Не умеет преобразовыват ь информацию | Не может проводить анализ информации, пользуется ею наугад | Не участвует в групповой работе, пассивный слушатель (исполнитель) | Не ориентируется в потоке информации | Не умеет самостоятельн о определять цели деятельности и спланировать их достижение | Не владеет навыками познавательно й рефлексии |
1 | Умеет частично преобразовывать информацию
| Наблюдаются частичные способности применять основные логические закономерности при решении задач
| Наблюдаются элементы участия в групповой работе
| Наблюдаются попытки поиска информации | Наблюдаются попытки планирования собственной деятельности
| Частично владеет навыками познавательной рефлексии |
| ||||||
2 | Создает авторские материалы в процессе преобразования информации в форме схем, рисунков, таблиц | Умеет приводить доказательства решения проблемы с использование м логических рассуждений в незнакомой ситуации | Занимает лидерскую позицию в процессе решения задачи | Умеет использовать средства ИКТ в решении поставленных задач с учетом предъявляемы х условиями задачи требований | Умеет ставить цель деятельности, самостоятельн о осуществлять, контролироват ь и корректироват ь деятельность, выбирать успешные стратегии | Владеет навыками познавательно й рефлексии |
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание их оценки строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д. Несомненно, решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.
Таблица 3 Диагностический инструментарий, используемый в мониторинге универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
Личностные УУД | ||||
Класс | 7 | 8 | 9 | Методы |
инструмент диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Наблюдение |
инструмент диагностики | Личностный опросник Кеттела (подростковый вариант, переработка Ясюковой) | Тестирование | ||
Проектно-исследовательская деятельность | Наблюдение | |||
|
| Методика «Профиль» Авторсоставитель Г.В. Резапкина | Тестирование | |
Регулятивные УУД | ||||
инструмент диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Наблюдение |
инструмент диагностики | Личностный опросник Кеттела (форма А, сокращенная и переработанная Ясюковой для учащихся 7-11 классов) | Тестирование | ||
Урочная и внеурочная деятельность | Наблюдение | |||
Познавательные УУД | ||||
инструмент диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Наблюдение |
инструмент диагностики | Проектно-исследовательская деятельность | Экспертное оценивание | ||
|
| ШТУР (К.М.Гуревич) (субтесты «аналогия», «обобщение», «классификация», «числовые ряды» | Тестирование |
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать, как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся. Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация формирования знаний на уроках физики в профтехучилище.
Сегодня каждое уважающее себя общество считает своим долгом уделять особое внимание физической науке и физическому образованию. Объясняется это тем, что именно физика как ведущая дисциплина помогает п...
Формирование УУД на уроках физики
Практико-значимый проект...
Развитие самостоятельности обучающихся 7 класса через формирование УУД на уроках физики
Итоговая работа по программе "Модернизация региональной системы образования " и "Развитие профессиональных компетенций работников образования"...
Формирование УУД на уроках физики при изучении темы «Условия плавания тел. Плавание судов»
Материал можно использовать при подготовке уроков в рамках реализации ФГОС. Использованы технологии обучения на основе системно-деятельностного подхода....
Формирование УУД на уроках физики
Самостоятельная работа учащихся над печатным текстом развивает их активность и познавательные способности, обеспечивает сознательное усвоение новых знаний, приучает добывать знания осознанно....
Методы и способы формирования УУД на уроке физики.
Методы и способы реализации педагогической деятельности по формированию УУД средствами предмета физики.План-конспект урока физики в 8 классеТема: Лабораторная работа «Измерение мощности и работы тока ...
Мониторинг формирования УУД на уроках физики
Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в...