Мониторинг формирования УУД на уроках физики
методическая разработка по физике (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_uud_po_fizike.docx | 21.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг формирования универсальных учебных действий
на уроках физики
Жамбалтарова Евгения Ивановна ,учитель физики МБОУ «Потанинская СОШ»
В свете модернизации российского образования перед учителем стоит задача переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования и среднего общего образования указывает реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Приоритетной целью школьного образования стало развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД). Перед учителем возникает необходимость отбора содержания и конструирования учебного процесса с учетом формирования УУД, а также определения уровня их сформированности. Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо проводить мониторинг, который поможет увидеть реальную картину проблем и достижений ученика.
Мониторинг в образовании – система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
Следует отметить, что выбор формирования тех или иных УУД зависит от психологических особенностей возраста обучающихся. Изучение физики начинается в 7 классе. Обучающиеся 7-го, а также 8-го классов, представляют средний школьный возраст, другими словами подростковый возраст. Согласно трудам Л.С.Выгодского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и ряда других педагогов, в этом возрасте ученики испытывают необходимость в самостоятельной учебной деятельности, необходимость объяснения практической пользы теоретического материала, который им предоставляют на уроках. И.В.Дубровина отмечает, что учебная мотивация средних школьников возрастает только в том случае, когда деятельность подростка связана с интересами к окружающему миру и его познанию; и, если эта же деятельность будет выступать средством саморазвития и самопознания подростка. Именно в этом школьном возрасте наблюдается неустойчивая любознательность, ориентированная на личностные отношения и внутренний мир подростков [2]. Выгодский Л.С. утверждал, что именно в этом возрасте у подростков начинает формироваться абстрактное и логическое мышления. Подростки приобретают способность к приемам логического запоминания и воспроизведения, повышается способность к обработке полученной информации [3]. Теоретическое мышление школьников этого возраста находится на активной ступени своего развития, поэтому на уроках физики, логично вводить новые термины и понятия через наглядно-чувственное восприятие учащихся, в процессе их самостоятельной практической деятельности.
Введение ФГОС ООО предполагает мониторинг метапредметных УУД [5]. Как одну из методик удобно использовать анкету по определению уровней сформированности УУД, являющейся модификацией психолого-педагогической карты М. Р. Битяновой. В основе анкеты лежит непосредственное наблюдение за учащимися в процессе обучения, что является не менее ценным источником информации, нежели стандартные методики [2]. Данные анкетирования позволяют выявить учащихся «группы риска» по различным параметрам, наметить пути работы с такими учащимися, а также увидеть те УУД, которые необходимо развивать и формировать у учащихся в первую очередь, что подразумевает корректировку программ и выбор приоритетной внеурочной деятельности. Данная методика адаптирована учителем для предметов естественнонаучного цикла. В таблице 1 анкета для определения уровня сформированности УУД на уроках физики, её можно применять также на занятиях по биологии, химии, географии.
Таблица 1
Анкета по определению уровня сформированности УУД
на уроках физики
№ | Параметры характеристики школьника (УУД) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
I | Регулятивные УУД | |||||||||||||||||||
1 | Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения | + | + | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
2 | Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения | + | + | + | + | - | - | +/- | + | +/- | +/- | - | - | - | +/- | - | + | + | + | +/- |
3 | Понимает требования учителя и старается их выполнять | + | +/- | + | +/- | + | +/-- | + | +/- | - | + | - | - | +/- | + | - | +/- | + | + | +/- |
4 | Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | + | - | +/- | + | + | - | + | + | + | - |
5 | Умеет работать по образцу,инструкции, правилу | + | + | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | +/- | + | + | + | + |
6 | Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | - | - | +/- | + | + | + | + | + | + | - |
7 | Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | + | - | +/- | + | + | - | + | + | + | - |
8 | Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал | - | +/- | + | + | + | - | - | +/- | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
9 | Контролирует свои эмоции | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
10 | Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног) | + | + | - | - | +/- | + | + | + | - | + | - | +/- | + | + | + | + | + | + | + |
II | Познавательные УУД | |||||||||||||||||||
1 | Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания | - | +/- | + | + | + | + | + | +/- | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
2 | Демонстрирует способность осуществлять классификацию | - | +/- | + | + | + | + | + | +/- | + | + | + | +/- | + | + | + | +/- | |||
3 | Может связно рассказать о явлениях природы, описывать события и объекты | - | +/- | + | + | + | + | + | +/- | + | + | +/- | + | + | + | +/- | ||||
4 | Ориентируется в основных понятиях времени | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | + | + | + | + | + | + | +/- | ||||
5 | Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом) | - | +/- | + | + | + | + | + | +/- | + | - | + | +/- | + | + | + | + | + | + | +/- |
6 | Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием) | - | + | + | + | + | + | + | +/- | - | - | + | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
7 | Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок | + | + | + | + | + | +/- | + | +/- | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + | - |
8 | Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам | + | + | + | + | +/- | + | + | +/- | - | +/- | + | + | + | + | - | + | + | + | - |
9 | Может творчески, нестандартно решать задачи | - | + | +/- | +/- | +/- | - | + | +/- | - | - | + | +/- | - | + | - | + | + | + | - |
10 | Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту. | +/- | + | +/- | +/- | +/- | + | + | +/- | - | - | + | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
III | Коммуникативные УУД | |||||||||||||||||||
1 | Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий | +/- | + | +/- | +/- | +/- | + | + | +/- | - | + | + | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
2 | Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать | + | + | + | + | + | +/- | +/- | +/- | + | - | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
3 | Умеет работать в паре и группе | + | + | +/- | +/- | + | +/- | +/- | +/- | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | +/- |
4 | Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными. | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | - | +/- | - | + | + | +/- | - | + | + | + | + | + | - |
5 | Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | - | - | + | +/- | - | +/- | - | + | + | + | + |
6 | Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | - | + | + | +/- | - | +/- | + | + | + |
| - |
7 | Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом. | +/- | + | +/- | +/- | +/- | - | +/- | +/- | - | - | + | +/- | - | +/- | - | + | + | + | - |
8 | По-дружески относится к большинству одноклассников | + | + | +/- | + | +/- | + | + | +/- | + | - | + | + | + | + | - | + | + | + | +/- |
9 | Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним | + | + | +/- | + | +/- | + | + | +/- | + | + | +/- | + | +/- | + | + | + | + | + | +/- |
10 | Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять | + | + | +/- | + | +/- | + | + | +/- | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + | +/- |
IV | Личностные УУД | |||||||||||||||||||
1 | Активен на уроках, стремится проявить свои знания | - | - | + | + | + | + | + | +/- | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
2 | Проявляет заинтересованность в получении новых знаний | + | +/- | + | + | + | + | +/- | + | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
3 | Проявляет заинтересованность в хорошей оценке | + | + | +/- | + | +/- | + | + | +/- | + | + | + | + | + | + | - | + | + | + | +/- |
4 | Сформирована учебно- познавательная мотивация | - | - | +/- | +/- | +/- | + | + | +/- | - | - | + | +/- | - | + | - | + | + | + | - |
5 | Сформированность самооценки (- завышенная, заниженная, +\- несколько завышенная\заниженная, +адекватная,) | + | - | + | + | + | + | - | +/- | + | + | + | +/- | + | + | + | + | - | - | +/- |
6 | Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность). (Не знает и так не поступает – низ. Большинство знает, но так поступает иногда +/– сред. Знает и чаще поступает + –выс.) | + | + | + | + | + | - | + | +/- | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
7 | Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения | + | + | + | + | + | +/- | + | +/- | + | + | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
8 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.) | + | + | +/- | +/ | +/- | +/- | + | +/- | + | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
9 | Демонстрирует сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости. | +/- | - | - | + | + | +/- | + | +/- | - | - | + | +/- | + | + | - | + | + | + | +/- |
10 | При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения (низ), способностей и сложность заданий (сред), на недостаточность собственных усилий (выс) | +/- | + | - | + | + | +/- | +/- | +/- | - | + | + | +/- | + | + | + | + | - | - | +/- |
Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся осуществляется на основе метода наблюдения. Практика психолого-педагогических исследований (Оценка уровня сформированности учебной деятельности. / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск: «Пеленг», 1993) показывает, что наблюдение является наиболее приемлемым методом диагностики, так как позволяет дать целостное представление о формирующейся учебной деятельности школьников.
Таблица 2
Критерии оценивания метапредметных результатов
Критерии оценивания | Метапредметные результаты (формируемые УУД) | |||||
Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД | ||||
Умение использовать знаково-символические средства для преобразования информации | Способность к логическим операциям | Готовность к сотрудничеству при решении задачи | Умение осуществлять поиск информации (использование ИКТ) | Умение планировать свою деятельность | Способность к рефлексии | |
0 | Не умеет преобразовывать информацию | Не может проводить анализ информации, пользуется ею наугад | Не участвует в групповой работе, пассивный слушатель (исполнитель) | Не ориентируется в потоке информации | Не умеет самостоятельно определять цели деятельности и спланировать их достижение | Не владеет навыками познавательной рефлексии |
1 | Умеет частично преобразовывать информацию | Наблюдаются частичные способности применять основные логические закономерности при решении задач | Наблюдаются элементы участия в групповой работе | Наблюдаются попытки поиска информации | Наблюдаются попытки планирования собственной деятельности | Частично владеет навыками познавательной рефлексии |
2 | Создает авторские материалы в процессе преобразования информации в форме схем, рисунков, таблиц | Умеет приводить доказательства решения проблемы с использованием логических рассуждений в незнакомой ситуации | Занимает лидерскую позицию в процессе решения задачи | Умеет использовать средства ИКТ в решении поставленных задач с учетом предъявляемых условиями задачи требований | Умеет ставить цель деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, выбирать успешные стратегии | Владеет навыками познавательной рефлексии |
Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) метапредметные образовательные результаты учеников необходимо обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю. Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание их оценки строится вокруг умения учиться.
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д. Несомненно, решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой [7].
На сайте Московского Центра качества образования (МКЦО, адрес сайта: https://mcko.ru/pages/monitoring_and_diagnostics) есть возможность пройти в режиме онлайн диагностические метапредметные работы по физике (компьютерная диагностика), в т.ч. и по другим предметам. Результат работы обучающийся видит сразу по завершении.
Таблица 3
Диагностический инструментарий, используемый в мониторинге универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
Личностные УУД | ||||
Класс | 7 | 8 | 9 | Методы |
Инструментарий основной диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.1.; 4. | Наблюдение |
Инструментарий дополнительной диагностики | Личностный опросник Кеттела (подростковый вариант, переработка Ясюковой) | Тестирование | ||
Проектно-исследовательская деятельность | Наблюдение | |||
Методика «Профиль» Автор-составитель Г.В. Резапкина | Тестирование | |||
Регулятивные УУД | ||||
Инструментарий основной диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.2.; 1.3.; 2.2. | Наблюдение |
Инструментарий дополнительной диагностики | Личностный опросник Кеттела (форма А, сокращенная и переработанная Ясюковой для учащихся 7-11 классов) | Тестирование | ||
Урочная и внеурочная деятельность | Наблюдение | |||
Познавательные УУД | ||||
Инструментарий основной диагностики | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 1.1.; 1.4. | Наблюдение |
Инструментарий дополнительной диагностики | Проектно-исследовательская деятельность | Экспертное оценивание | ||
ШТУР (К.М.Гуревич) (субтесты «аналогия», «обобщение», «классификация», «числовые ряды» | Тестирование | |||
Коммуникативные УУД | ||||
Инструментарий основной диагностики | 1. Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.3.; 3.1.; 3.2. | 1. Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.3.; 3.1.; 3.2. | 1. Методика Александровской Э.М. в модификации Еськиной Е.С. и Больбот Т.Л.: критерии 2.3.; 3.1.; 3.2. | Наблюдение |
Инструментарий дополнительной диагностики | 2. Методика «Наша группа» (О.И.Мотков) | Тестирование | ||
Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений (Социометрия) Дж.Морено | Анкетирование |
Данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных), основными составляющими которой являются материалы стартовой диагностики и материалы, фиксирующие текущие и промежуточные учебные и личностные достижения, позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать как динамику формирования отдельных личностных качеств, так и динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием.
Внутришкольный мониторинг образовательных достижений ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников учащихся. Отдельные элементы из системы внутришкольного мониторинга могут быть включены в портфель достижений ученика.
Список литературы
1. М. Р. Битянова «Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция и педагогическая поддержка» М, Педагогический поиск, 1998
2. М. Р. Битянова «Организация психологической работы в школе»; Совершенство, 1997.
3. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту. - М.: Педагогика, 1987.
3. Выгодский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 2.
4. Печеркина С. В. Рабочая тетрадь учащегося как средство достижения метапредметных результатов при обучении физике. ж. Педагогическое образование в России. 2016. № 6.
5. ФГОС основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
7. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование различных видов мониторинга для проверки качества знаний на уроках физики
Представленный материал показывает как различные методы и формы мониторинга позволяют корректно и содержательно провести проверку и оценку знаний учащихся...
График мониторинга предметных результатов по физике (6 класс, ФГОС ООО)
График мониторинга предметных результатов отражает контроль предметных знаний по результатам урока, по темам, метапредметных результатов по предмету "Физика и химия" в 6 классе (ФГОС ООО)....
Мониторинг предметной обученности по физике в 8 классе.
задания для мониторинга в 8 классе...
Мониторинг УУД на уроке физики в 7 В классе
Э. М. Александровская, Ст. ГромбахСхема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)...
Мониторинг контрольных работ по физике в инновационной форме
Основная идея методики: Расширить рамки существующей системы оценки качества не только образовательного учреждения в целом, но и управленческой деятельности админис...
Внутренний мониторинг качества знаний по физике и информатике (2 четверть 2018г)
Анализ качества знаний за 2 четверть 2018-2019 учебный год...
мониторинг формирования УУД на уроках физики
В статье озвучена информация о механизме мониторинга формирования УУД на уроках физики....