Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья

Молокшонова Светлана Сыреторовна

       Главной задачей  в образовательном процессе является  развитие учащегося способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

учитель истории и общесвознания МБОУ «Зун – Муринской СОШ»

Молокшоновой Светланы Сыреторовны

       Главной задачей  в образовательном процессе является  развитие учащегося способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие:

  1. выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
  2. развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях, в решение проектных задач. 

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми по развитию творческих способностей по предмету «история и обществознание»:

- принцип максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при максимальном участии

  учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,

  наставничества.

      Традиционными видами работ с одаренными детьми являются предметные недели, которые позволяют учащимся так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал. В рамках проведения предметных недель применяются мною самые разнообразные формы и методы проведения: уроки мужества, викторины, историческая лаборатория по исследованию исторических событий, мозговые штурмы, квест-игры, интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с детьми на уроках истории и обществознания можно добиться, используя такие формы: ролевые, деловые, операционные  и имитационные игры. Для детей более способных к творческой деятельности, разрабатывается творческие задания повышенного уровня сложности. Подобные задания чаще всего стараюсь ориентировать на развитие навыков работы с историческими источниками, картами, документами, иллюстрациями. Диапазон творческих заданий широкий, например, ученикам предлагается составить кроссворд, написать эссе, составить синквейн и др. Чтобы разнообразить учебный процесс, особое значение придаю при подготовке к предметным олимпиадам. Индивидуальные и коллективные занятия провожу с учащимися, сдающими единый государственный экзамен по истории и обществознанию в 11 классе, оказываю им консультативную помощь. На уроках истории и обществознания используются такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов.

      Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность.  Включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности: учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного, так и муниципального уровня. С большим интересом  они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность, расширять их знания по предмету.

    Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная  творческая работа, выполненная под руководством учителя. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством, выполняются в форме письменной работы, к которой прилагается презентация. Организация исследовательской деятельности не простой процесс, здесь основная проблема заключается не только в том, что желающих заниматься таким видом деятельности немного, так как небольшое число ребят способны вести длительную кропотливую работу. Но и существуют определенные трудности у учащихся с пониманием основ научной обработки собранных  материалов, с их обобщением и систематизацией. Учащихся также пугает страх публичных выступлений. Именно я думаю что, на этом этапе нужно дать учащимся понять, что себя всегда можно перебороть, воспитать себя, пересилить страх. Из моей  практики девочка 8 класса, с проблемами дикции, стала  прекрасным оратором, и  своими способностями занимала  призовые места  на районных и республиканских конкурсах. Также девочка 7 класса, которая никогда за время обучения не предполагала, что может выступать на публике и главное, ей это может понравиться. Поэтому я думаю, что  при работе  по развитию  интереса и способностей детей к исследовательской работе важно параллельно обучать основам ораторского искусства и умению держаться на публике.  Проектная деятельность стимулирует творческий поиск школьников и позволяет эффективно работать с одаренными детьми: обучающиеся школы занимают призовые места муниципальном, региональном уровнях.

    Таким образом, развивая творческие способности учащихся, мы стимулируем их интерес к предмету, что положительно отражается на их учебной деятельности.

Результаты работы  с одаренными детьми.

ФИО учащегося

Наименование мероприятий

Класс

Результат

1

Моглоева Диана

Районная НПК «Сибирская весна»

8

2

2

Дугарова Янжима

Районная НПК «Легенды родного края»

6

1

3

Мухуева Жаргалма

Районная НПК «Сибирская весна»

8

1

4

Моглоева Диана

Республиканские Давыдовские чтения  «Культура Байкальского региона»

8

1

5

Моглоева Диана

Республиканская НПК «Наш современник – Н.М.Карамзин»

8

победитель

6

Моглоев Тумэн

Республиканская НПК «Сибирская весна», номинация «История Бурятии»

9

4

7

Шалдушкеева Саяна

Республиканская НПК «Сибирская весна», номинация «Краеведение»

10

участие

8

Моглоев Тумэн

Районная НПК посвященная к 80-летию заслуженного учителя РФ Е.Л.Шобоновой

9

1

9

Дырбеева София

Районная НПК «Серебряная альфа»

7

2

10

Долевич Карина

Районная НПК «Давыдовские чтения»

10

1

11

Бадмаева Арюна

Районная НПК посвященная к 80-летию заслуженного учителя РФ Е.Л.Шобоновой

6

3

12

Долевич Карина

НПК. Региональный конкурс на знание  государственных символов и атрибутов Российской Федерации и Республики Бурятия

11

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...