Анализ результатов уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
материал
Анализ результатов реализации программы коррекционно- развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz.docx | 179.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ результатов реализации программы коррекционно- развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
Для выявления уровня сформированности графомоторных навыков была проведена входная диагностика обучающихся с ОВЗ по следующим методикам:
- «Домик» (по Н. Н. Гуткиной).
- «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
- «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
- «Штриховка» (по М. М. Безруких).
- «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).
После проведения диагностики на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, были проанализированы результаты с количественной и качественной стороны. Результаты представлены в таблицах 1-5
Таблица 1. Распределение обучающихся по уровням сформированности пространственного восприятия по методике «Домик»
Обучающиеся | Баллы | Уровень сформированности пространственного восприятия |
Илья Р. | 5 | низкий |
Олеся М. | 2 | средний |
Максим Т. | 5 | низкий |
Максим Б. | 5 | низкий |
Алексей К. | 5 | низкий |
Анализ данных, приведенных в таблице 1, показал, что:
- высокий уровень сформированности пространственного восприятия не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0%. У Олеси М. отмечается неправильно изображенный элемент рисунка. У остальных обучающихся отмечается неправильно изображенные элементы рисунка, а также разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.
Средний уровень пространственного восприятия выявлен у одного обучающегося, что составляет 20%.
Низкий уровень и несформированность пространственного восприятия выявился у 80 % обучающихся.
Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням развития точности движений по методике «Дорожки»
Обучающиеся | Баллы | Уровень развития точности движений |
Илья Р. | 10 | средний |
Олеся М. | 12 | средний |
Максим Т. | 7 | низкий |
Максим Б. | 8 | низкий |
Алексей К. | 8 | низкий |
Анализ данных, приведенных в таблице 2 показал, что:
- высокий уровень развития точности движений не выявился ни у одного из обучающихся, что составляет 0%;
- средний уровень выявился у двух обучающегося, что составляет 40%. Отмечаются выходы за пределы дорожки, отрыв карандаша два раза, дрожащая линия;
- низкий уровень выявился у трёх обучающегося, что составляет 60%. Отмечаются три выхода за пределы дорожки, два раза отрыв карандаша от бумаги, не ровная, дрожащая линия.
Таблица 3. Распределение обучающихся по уровням сформированности произвольного внимания по методике «Узор»
Обучающиеся | Баллы | Уровень сформированности произвольного внимания |
Илья Р. | 14 | низкий |
Олеся М. | 17 | низкий |
Максим Т. | 13 | низкий |
Максим Б. | 16 | низкий |
Алексей К. | 15 | низкий |
Анализ данных, представленных в таблице 3, дают основание говорить о том, что:
- высокий и средний уровень сформированности произвольного внимания не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0%.
- низкий уровень сформированности произвольного внимания выявлен у всех обучающихся, что составляет 100%. У этих обучающихся нажим ровный, прямой, линия не искривленная, размер и форма элементов не соответствует эталону, незначительные отклонения от строчки, не везде верно воспроизведена последовательность элементов.
Таблица 4. Распределение обучающихся по уровням взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора по методике «Штриховка»
Обучающиеся | Уровень соразмерности движений руки и глаза |
Илья Р. | низкий |
Олеся М. | средний |
Максим Т. | низкий |
Максим Б. | низкий |
Алексей К. | низкий |
Анализ данных, представленных в таблице 4, говорят о том, что:
- высокий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора в процессе диагностики не выявился ни у одного обучающегося, что составляет 0 %;
- средний уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у одного обучающегося, что составляет 20%. У него штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;
- низкий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у четверых обучающихся, что составляет 80%. У этих обучающихся штрихи неровные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры.
Таблица 5. Распределение обучающихся, по уровням возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства по методике
«Графический диктант»
Обучающиеся | Баллы | Уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства |
Илья Р. | 7 | средний |
Олеся М. | 9 | средний |
Максим Т. | 4 | низкий |
Максим Б. | 8 | средний |
Алексей К. | 5 | низкий |
Анализ данных, представленных в таблице, даёт основание говорить о том, что:
- высокий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0 %;
- средний уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у 3 обучающихся, что составляет 60 %; у них штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;
- низкий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у двух обучающихся, что составляет 40%. У этих обучающихся наблюдаются узоры, в которых ошибок больше чем правильно воспроизведенных участков, а также узоры, в которых правильно воспроизведенных участков нет.
Подводя итоги, можно говорить о том, что обучающиеся имеют средний уровень сформированности графомоторных навыков. У них наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью всех обучающихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.
Следует так же заметить, что формирование и совершенствование графомоторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у обучающихся с ОВЗ утомление.
Результаты диагностики показали, что обучающиеся с ОВЗ имеют особенности в формировании графомоторных навыков. Графические ошибки обучающихся с ОВЗ связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта.
Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ требуется коррекционная работа.
Для формирования графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ составлена программа коррекционно-развивающего курса.
В течение учебного года была реализована Программа коррекционно-развивающего курса по повышению уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ.
В конце исследуемого периода была проведена контрольная диагностика сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ с использованием отобранных методик.
Результаты контрольного этапа по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ представлены в таблицах 6-10.
Таблица 6. Распределение обучающихся по уровням сформированности пространственного восприятия по методике «Домик»
Обучающиеся | Баллы | Уровень сформированности пространственного восприятия |
Илья Р. | 3 | средний |
Олеся М. | 1 | высокий |
Максим Т. | 3 | средний |
Максим Б. | 3 | средний |
Алексей К. | 3 | средний |
Анализ данных, приведенных в таблице 6, показал, что:
- у одного обучающегося, задействованного в контрольном этапе выявлен высокий уровень сформированности пространственного восприятия. У обучающегося наблюдались незначительные разрывы между линиями, а также залезание линий одна на другую;
- средний уровень сформированности пространственного восприятия выявился у 4 обучающихся, что составило 80%. У них отмечается неправильное расположение деталей в пространстве рисунка и залезание линий друг на друга;
- низкий уровень сформированности пространственного восприятия не выявился.
Таблица 7. Распределение обучающихся по уровням развития точности движений по методике «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)
Обучающиеся | Баллы | Уровень развития точности движений |
Илья Р. | 11 | средний |
Олеся М. | 13 | высокий |
Максим Т. | 8 | низкий |
Максим Б. | 10 | средний |
Алексей К. | 10 | средний |
Из таблицы видно, что:
- высокий уровень развития точности движений выявился у одного обучающегося, что составляет 20%. У этого обучающегося отсутствуют выходы за пределы дорожки, присутствует отрыв карандаша от бумаги. Наблюдался ровный, прямой нажим;
- средний уровень выявился у трёх обучающихся, что составляет 60%. У одного из них отсутствуют выходы за пределы дорожки, наблюдается один отрыв карандаша, а также дрожащая линия. У второго отмечаются два выхода за пределы дорожки и не ровная линия;
- низкий уровень выявился у одного обучающегося, что составляет 20%.
У него штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.
Таблица 8. Распределение обучающихся по уровням сформированности произвольного внимания по методике «Узор»
Обучающиеся | Баллы | Уровень сформированности произвольного внимания |
Илья Р. | 15 | низкий |
Олеся М. | 19 | средний |
Максим Т. | 15 | низкий |
Максим Б. | 19 | средний |
Алексей К. | 17 | низкий |
Анализ данных, представленных в таблице, говорят о том, что:
- высокий уровень сформированности произвольного внимания не выявлен ни у одного обучающегося.
- средний уровень сформированности произвольного внимания выявлен у двух обучающихся, что составляет 40%. У одного из них характер линии в пределах нормы, размер элементов соответствует эталону. Последовательность некоторых элементов воспроизведена неправильна. Форма элементов соответствует эталону. У второго характер линии в пределах нормы. Наблюдается незначительное несоответствие размера элементов эталону и отклонения от строчки. Последовательность элементов воспроизведена правильно;
- низкий уровень сформированности произвольного внимания выявлен у трёх обучающихся, что составляет 60%. У этих обучающихся наблюдается несоответствие формы элементов эталону, отклонения от строчки. Последовательность элементов воспроизведена не верно.
Таблица 9. Распределение обучающихся по уровням взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора по методике «Штриховка»
Обучающиеся | Уровень соразмерности движений руки и глаза |
Илья Р. | средний |
Олеся М. | высокий |
Максим Т. | средний |
Максим Б. | средний |
Алексей К. | средний |
Из таблицы видно, что:
- высокий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора в процессе диагностики выявился у одного обучающегося, что составляет 20 %. У этого обучающегося штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;
- средний уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у четверых обучающегося, что составляет 80%. У двоих из них наблюдаются неровные штрихи. Параллельность нарушена, а также наблюдаются небольшие нарушения ограничительных линий. У остальных штрихи ровные, но выходят за границы фигуры. Параллельность линий не нарушена;
- низкий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора не выявился.
Таблица 10. Распределение обучающихся, по уровням возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства по методике «Графический диктант»
Обучающиеся | Баллы | Уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства |
Илья Р. | 8 | средний |
Олеся М. | 10 | высокий |
Максим Т. | 6 | средний |
Максим Б. | 10 | высокий |
Алексей К. | 6 | средний |
Анализ данных, представленных в таблице, дают основание говорить о том, что:
- высокий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у двух обучающихся, что составляет 40 %. У этих обучающихся наблюдаются безошибочные воспроизведение узоров, а также воспроизведение узоров с небольшим количеством ошибок;
- средний уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у трёх обучающегося, что составляет 60%. У этих обучающихся наблюдается по 1-2 ошибки в каждом узоре;
- низкий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства не выявлен ни у одного обучающегося, что составляет 0%.
После проведения коррекционно-развивающего курса наблюдается незначительное повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ.
Итоги реализации программы коррекционно-развивающего курса для каждого обучающегося, задействованного в диагностическом исследовании, были систематизированы и представлены на диаграммах 1-5. Была введена шкала оценивания, где низкий уровень сформированности графомоторных навыков соответствовал 1 баллу, средний 2 баллам, высокий 3 баллам.
Рис. 1. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Ильи Р.
Вывод: после проведённой коррекционной работы у обучающегося Ильи Р. уровень сформированности пространственного восприятия и произвольного внимания соответствовали среднему уровню, необходимо продолжить коррекционную работу по развитию точности движений, соразмерности движений руки и глаза и возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Рис. 2. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Олеси М.
Вывод: после реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающаяся достигла высокого уровня развития сформированности пространственного восприятия, точности движений, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Коррекционные занятия необходимо продолжить по развитию сформированности произвольного внимания.
Рис. 3. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Максима Т.
После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Необходимо продолжить коррекционную работу по развитию точности движений, сформированности произвольного внимания.
Рис. 4. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов у Максима Б.
После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, развития точности движений, произвольного внимания, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Высокого уровня достиг по развитию возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.
Рис. 5. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов у Алексея К.
После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, развития точности движений, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Необходимо продолжать коррекционную работу по развитию произвольного внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся работа по формированию графомоторных навыков организуется как разнообразная практическая деятельность с предметами, в процессе которой значительно активизируется познавательное развитие школьников с ОВЗ. Во время проведения целенаправленных дидактических игр и упражнений детей учат выделять предметы из общего фона, различать их по цвету, форме, величине, физическим свойствам, устанавливать пространственные отношения между предметами, сравнивать, группировать и т.д. Исследование предметного мира происходит с участием всех анализаторов.
В результате целенаправленной коррекционной работы у детей формируются не только графические, но и общие умения и навыки, такие как соблюдение правильной позы при выполнении графических заданий, принятие и понимание условия заданий, выполнение их до конца, работа по подражанию, образцу, словесной инструкции, координация действий «глаз-рука» и др.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей обучения и воспитания. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Уделяйте внимание упражнениям, играм, различным заданиям по штриховке, рисованию, нетрадиционным техникам на развитие мелкой моторики и координации движений руки.
Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо, выполнение заданий совместно с ребёнком значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...
Гибкая система контроля уровня сформированности языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.
Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях п...
Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.
Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...
Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1
В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской важно проводить контроль над...
Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий
В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...
Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...
Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».
Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...