Анализ результатов уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ
материал

Новикова Любовь Анатольевна

Анализ результатов реализации программы коррекционно- развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с    ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx179.78 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ результатов реализации программы коррекционно- развивающего курса, направленного на повышение уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с    ОВЗ

Для выявления уровня сформированности графомоторных навыков была проведена входная диагностика обучающихся с ОВЗ  по следующим методикам:

  1. «Домик» (по Н. Н. Гуткиной).
  2. «Дорожки» (по Л. А. Венгеру).
  3. «Узор» (по Н. В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикову).
  4. «Штриховка» (по М. М. Безруких).
  5. «Графический диктант» (по Д. Б. Эльконину).

После проведения диагностики на выявление уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с умственной отсталостью, были проанализированы результаты с количественной и качественной стороны. Результаты представлены в таблицах 1-5

Таблица 1. Распределение обучающихся по уровням сформированности пространственного восприятия по методике «Домик»

Обучающиеся

Баллы

Уровень сформированности пространственного

восприятия

Илья Р.

5

низкий

Олеся М.

2

средний

Максим Т.

5

низкий

Максим Б.

5

низкий

Алексей К.

5

низкий

Анализ данных, приведенных в таблице 1, показал, что:

  • высокий уровень сформированности пространственного восприятия не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0%.  У Олеси М. отмечается неправильно изображенный элемент рисунка. У остальных обучающихся отмечается неправильно изображенные элементы рисунка, а также разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены, отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

Средний уровень пространственного восприятия выявлен у одного обучающегося, что составляет 20%.

Низкий уровень и несформированность пространственного восприятия  выявился у 80 % обучающихся.

Таблица 2. Распределение обучающихся по уровням развития точности движений по методике «Дорожки»

Обучающиеся

Баллы

Уровень развития точности движений

Илья Р.

10

средний

Олеся М.

12

средний

Максим Т.

7

низкий

Максим Б.

8

низкий

Алексей К.

8

низкий

Анализ данных, приведенных в таблице 2 показал, что:

  • высокий уровень развития точности движений не выявился ни у одного из обучающихся, что составляет 0%;
  • средний уровень выявился у двух  обучающегося, что составляет 40%. Отмечаются выходы за пределы дорожки, отрыв карандаша два раза, дрожащая линия;
  • низкий уровень выявился у трёх обучающегося, что составляет 60%. Отмечаются три выхода за пределы дорожки, два раза отрыв карандаша от бумаги, не ровная, дрожащая линия.

Таблица 3. Распределение обучающихся по уровням сформированности произвольного внимания по методике «Узор»

Обучающиеся

Баллы

Уровень сформированности произвольного внимания

Илья Р.

14

низкий

Олеся М.

17

низкий

Максим Т.

13

низкий

Максим Б.

16

низкий

Алексей К.

15

низкий

Анализ данных, представленных в таблице 3, дают основание   говорить о том, что:

  • высокий и средний уровень сформированности произвольного внимания не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0%.
  • низкий уровень сформированности произвольного внимания выявлен у всех обучающихся, что составляет 100%. У этих обучающихся нажим ровный, прямой, линия не искривленная, размер и форма элементов не соответствует эталону, незначительные отклонения от строчки, не везде верно воспроизведена последовательность элементов.

Таблица 4. Распределение обучающихся по уровням взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора по методике «Штриховка»

Обучающиеся

Уровень соразмерности движений руки и           глаза

Илья Р.

низкий

Олеся М.

средний

Максим Т.

низкий

Максим Б.

низкий

Алексей К.

низкий

Анализ данных, представленных в таблице 4, говорят о том, что:

  • высокий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора в процессе диагностики не выявился ни у одного обучающегося, что составляет 0 %;
  • средний уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у одного обучающегося, что составляет 20%. У него штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;
  • низкий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у четверых обучающихся, что составляет 80%. У этих обучающихся штрихи неровные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры.

Таблица 5. Распределение обучающихся, по уровням возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства по методике

«Графический диктант»

Обучающиеся

Баллы

Уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства

Илья Р.

7

средний

Олеся М.

9

средний

Максим Т.

4

низкий

Максим Б.

8

средний

Алексей К.

5

низкий

Анализ данных, представленных в таблице, даёт основание  говорить о том, что:

  • высокий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства не выявлен ни у одного из обучающихся, что составляет 0 %;
  • средний уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства  выявлен у 3 обучающихся, что составляет 60 %; у них штрихи неровные, нарушена параллельность, небольшие нарушения ограничительных линий;
  • низкий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у двух обучающихся, что составляет 40%. У этих обучающихся наблюдаются узоры, в которых ошибок больше чем правильно воспроизведенных участков, а также узоры, в которых правильно воспроизведенных участков нет.

Подводя итоги, можно говорить о том, что обучающиеся  имеют средний уровень сформированности графомоторных навыков. У них наблюдается слабость мышечных усилий ведущей руки, а также отмечалось отсутствие точности и уверенности при выполнении задания. Общей особенностью всех обучающихся является неумение работать в едином темпе под руководством учителя.

Следует так же заметить, что формирование и совершенствование графомоторного навыка требует устойчивого внимания, усидчивости, осознанности восприятия. Данная деятельность вызывает у обучающихся с ОВЗ утомление.

Результаты диагностики показали, что обучающиеся с ОВЗ имеют особенности в формировании графомоторных навыков.  Графические ошибки обучающихся с ОВЗ связаны как с низким уровнем развития внимания и восприятия так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки.        Своевременное выявление особенностей графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ позволит правильно построить обучение, которое поспособствует сглаживанию дефекта.

Для повышения уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ требуется коррекционная работа.

Для формирования графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ составлена программа коррекционно-развивающего курса.

В течение  учебного года была реализована  Программа коррекционно-развивающего курса по повышению уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ.

В конце исследуемого периода была проведена контрольная диагностика сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ с использованием отобранных методик.

Результаты контрольного этапа по выявлению уровня сформированности графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ представлены в таблицах 6-10.

Таблица 6. Распределение обучающихся по уровням сформированности пространственного восприятия по методике «Домик»

Обучающиеся

Баллы

Уровень сформированности

пространственного восприятия

Илья Р.

3

средний

Олеся М.

1

высокий

Максим Т.

3

средний

Максим Б.

3

средний

Алексей К.

3

средний

Анализ данных, приведенных в таблице 6, показал, что:

  • у одного обучающегося, задействованного в контрольном этапе  выявлен высокий уровень сформированности пространственного восприятия. У обучающегося наблюдались незначительные разрывы между линиями, а также залезание линий одна на другую;
  •  средний уровень сформированности пространственного восприятия  выявился у 4 обучающихся, что составило 80%. У них отмечается неправильное расположение деталей в пространстве рисунка и залезание линий друг на друга;
  • низкий уровень сформированности пространственного восприятия не выявился.

Таблица 7. Распределение обучающихся по уровням развития точности движений по методике «Дорожки» (по Л. А. Венгеру)

Обучающиеся

Баллы

Уровень развития точности                                             движений

Илья Р.

11

средний

Олеся М.

13

высокий

Максим Т.

8

низкий

Максим Б.

10

средний

Алексей К.

10

средний

Из таблицы видно, что:

  • высокий уровень развития точности движений выявился у одного обучающегося, что составляет 20%. У этого обучающегося отсутствуют выходы за пределы дорожки, присутствует отрыв карандаша от бумаги. Наблюдался ровный, прямой нажим;
  • средний уровень выявился у трёх обучающихся, что составляет 60%. У одного из них отсутствуют выходы за пределы дорожки, наблюдается один отрыв карандаша, а также дрожащая линия. У второго отмечаются два выхода за пределы дорожки и не ровная линия;
  • низкий уровень выявился у одного обучающегося, что составляет 20%.

У него штрихи неровные, линии разорванные, нет параллельности, линии выходят за границы фигуры больше, чем на 5 мм.

Таблица 8. Распределение обучающихся по уровням сформированности произвольного внимания по методике «Узор»

Обучающиеся

Баллы

Уровень сформированности произвольного внимания

Илья Р.

15

низкий

Олеся М.

19

средний

Максим Т.

15

низкий

Максим Б.

19

средний

Алексей К.

17

низкий

Анализ данных, представленных в таблице, говорят о том, что:

  • высокий уровень сформированности произвольного внимания не выявлен ни у одного обучающегося.
  • средний уровень сформированности произвольного внимания выявлен у двух обучающихся, что составляет 40%. У одного из них характер линии в пределах нормы, размер элементов соответствует эталону. Последовательность некоторых элементов воспроизведена неправильна. Форма элементов соответствует эталону. У второго характер линии в пределах нормы. Наблюдается незначительное несоответствие размера элементов эталону и отклонения от строчки. Последовательность элементов воспроизведена правильно;
  • низкий уровень сформированности произвольного внимания выявлен у трёх обучающихся, что составляет 60%. У этих обучающихся наблюдается несоответствие формы элементов эталону, отклонения от строчки. Последовательность элементов воспроизведена не верно.

Таблица 9. Распределение обучающихся по уровням взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора по методике «Штриховка»

Обучающиеся

Уровень соразмерности движений руки и глаза

Илья Р.

средний

Олеся М.

высокий

Максим Т.

средний

Максим Б.

средний

Алексей К.

средний

Из таблицы видно, что:

  • высокий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора в процессе диагностики выявился у одного обучающегося, что составляет 20 %. У этого обучающегося штрихи ровные, параллельные, не выходят за границы фигуры;
  • средний уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора был выявлен у четверых обучающегося, что составляет 80%. У двоих из них наблюдаются неровные штрихи. Параллельность нарушена, а также наблюдаются небольшие нарушения ограничительных линий. У остальных штрихи ровные, но выходят за границы фигуры. Параллельность линий не нарушена;
  • низкий уровень взаимосвязи движений руки и зрительного анализатора не выявился.

Таблица 10. Распределение обучающихся, по уровням возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства по методике «Графический диктант»

Обучающиеся

Баллы

Уровень        возможностей        в        области перцептивной и моторной организации

пространства

Илья Р.

8

средний

Олеся М.

10

высокий

Максим Т.

6

средний

Максим Б.

10

высокий

Алексей К.

6

средний

Анализ данных, представленных в таблице, дают основание говорить о том, что:

  • высокий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у двух обучающихся, что составляет 40 %. У этих обучающихся наблюдаются безошибочные воспроизведение узоров, а также воспроизведение узоров с небольшим количеством ошибок;
  • средний уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства выявлен у трёх обучающегося, что составляет 60%. У этих обучающихся наблюдается по 1-2 ошибки в каждом узоре;
  • низкий уровень возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства не выявлен ни у одного обучающегося, что составляет 0%.

После проведения  коррекционно-развивающего курса  наблюдается незначительное повышение уровня сформированности  графомоторных навыков у обучающихся с ОВЗ.

Итоги реализации программы коррекционно-развивающего курса для каждого обучающегося, задействованного в диагностическом исследовании, были систематизированы и представлены на диаграммах 1-5. Была введена шкала оценивания, где низкий уровень сформированности графомоторных навыков соответствовал 1 баллу, средний 2 баллам, высокий 3 баллам.

Рис. 1. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Ильи Р.

Вывод: после проведённой коррекционной работы у обучающегося Ильи Р. уровень сформированности пространственного восприятия и произвольного внимания соответствовали среднему уровню, необходимо продолжить коррекционную работу по развитию точности движений, соразмерности движений руки и глаза и возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Рис. 2. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Олеси М.

Вывод: после реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающаяся достигла высокого уровня развития сформированности пространственного восприятия, точности движений, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Коррекционные занятия необходимо продолжить по развитию сформированности произвольного внимания.

Рис. 3. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов диагностики у Максима Т.

После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Необходимо продолжить коррекционную работу по развитию точности движений, сформированности произвольного внимания.

Рис. 4. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов у Максима Б.

После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, развития точности движений, произвольного внимания, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Высокого уровня достиг по развитию возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства.

Рис. 5. Сравнительный анализ данных, полученных при проведении констатирующего и контрольного этапов  у Алексея К.

После реализации программы коррекционно-развивающего курса обучающийся достиг среднего уровня сформированности пространственного восприятия, развития точности движений, соразмерности движений руки и глаза, возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства. Необходимо продолжать коррекционную работу по развитию произвольного внимания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся работа по формированию графомоторных навыков организуется как разнообразная практическая деятельность с предметами, в процессе которой значительно активизируется познавательное развитие школьников с ОВЗ. Во время проведения целенаправленных дидактических игр и упражнений детей учат выделять предметы из общего фона, различать их по цвету, форме, величине, физическим свойствам, устанавливать пространственные отношения между предметами, сравнивать, группировать и т.д. Исследование предметного мира происходит с участием всех анализаторов.
          
В результате целенаправленной коррекционной работы у детей формируются не только графические, но и общие умения и навыки, такие как соблюдение правильной позы при выполнении графических заданий,  принятие  и  понимание условия заданий,  выполнение их до конца,  работа по подражанию,  образцу, словесной инструкции, координация действий «глаз-рука»  и др.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей обучения и воспитания. Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.

Уделяйте внимание упражнениям, играм, различным заданиям по штриховке, рисованию, нетрадиционным техникам на развитие мелкой моторики и координации движений руки.

 Не забывайте, что человек легче всего обучается чему угодно, если ему предоставлена возможность наблюдать за тем, как это делает другой человек. Рисование и письмо, выполнение заданий совместно с ребёнком значительно упростят развитие его графомоторных навыков и обеспечат успешность и динамичность обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Гибкая система контроля уровня сформированности языковых навыков в условиях перехода к ФГОС.

Гибкая система контроля усвоения и оценки знаний достигается также с помощью использования компьютерных технологий обучения иностранным языкам, что особенно актуально на современном этапе в условиях п...

Тест как средство контроля уровня сформированности лексического навыка говорения.

Информация для учителей о том, как с помощью правильно выбранной системы тестирования формировать лексический навык говорения.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7706628","attributes":{...

Примерные карты контроля уровня сформированности трудовых навыков сборочных работ реабилитантов Центра социальной и трудовой реабилитации ДДИ №1

В процессе трудовой реабилитации молодых людей с ограниченными умственными способностями и возможностями здоровья в учебно -производственной сборочной мастерской  важно проводить контроль над...

Контроль уровня сформированности лексических навыков у учащихся основной школы посредством использования игровых технологий

В начале обучения любому предмету, особенно иностранному языку,необходимо заинтересовать ученика и вызвать желание в изучениидисциплины. Именно игры вызывают огромный интерес школьников. Мыможем приве...

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...

Мониторинг уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ТМНР».

 Цель мониторинга – выявление уровня сформированности практических навыков по предмету «Человек» у обучающихся 2 года обучения с умеренной, тяжелой и глубокой умственной ...