"Мы - дружные ребята"
проект
Педагогический проект на Всероссийский конкурс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt.docx | 31.79 КБ |
kartoteka_igr.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
« Мы дружные ребята»
Дружбу не купишь за деньги.
Ее не найдешь просто так.
Ведь дружба, как золото, ценна
И всем дружба всегда нужна.
Автор:
Сарычева Ольга Викторовна
ГБОУ Школа№108
Вид проекта: творческо-информационный.
Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы со сложной структурой дефекта коррекционной школы, воспитатель, родители.
Продолжительность: долгосрочный (1 год)
Образовательная область:
«Социализация», «Коммуникация», «Художественно-творческая деятельность».
Актуальность проекта: Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все линии развития ребёнка: социально-эмоциональная, мотивационно-потребностная, моторно-двигательная, а так же когнитивная деятельность (восприятие, мышление, память, речь). Специальные исследования (Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и др.) показали, что отсутствие своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием приводит к возникновению вторичных и третичных нарушений в развитии. (Л.В. Выготский). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков новообразования всех видов деятельности, нарушении развития личности. Нарушено социальное взаимодействие, затруднено усвоение и применение социального опыта. Дефицит общения и отсутствие коммуникативной компетентности у детей со сложной структурой дефекта ведёт к возникновению проблем в формировании гармоничной личности, которые проявляются прежде всего в нарушениях эмоционально-волевой сферы и как следствие в поведении. Как же это выражается:
- повышенная возбудимость или наоборот крайняя апатия к происходящему;
- в равнодушном отношении к окружающему миру;
- стойкие нарушения в поведении в виде вербальной и физической агрессии направленной на окружающих или на себя, стереотипии.
Развитие средств коммуникации является основой для формирования умений и навыков ребёнка. На начальных этапах работы вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации:
выражение своего состояния (комфортное – некомфортное, голод – жажда), протест, требование внимания, приветствие, выражение желания, требования. В помощи средств коммуникации используются – телесный контакт, визуальный контакт, эмоциональные средства (улыбки, ориентировочные реакции), пантомимические (жесты указания, отрицания, имитационные средства, мимика), паралингвистические (вокализации, речь).
Несформированность операционно-технического звена деятельности обусловлена снижением общей двигательной активности, нарушением развития крупной и мелкой моторики, инертность и тугоподвижность психических процессов. Затруднено формирование концепции «Я», не выделяют себя из окружающего, не осознают своих возможностей, не могут оценить своё состояние. Возникают трудности в выделении, понимании и осмыслении событий своей жизни и жизни, окружающих их людей. Фиксируется неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.
Учитывая особенности развития личности и трудности усвоения норм адаптивного поведения у детей со сложной структурой дефекта, можно выделить приоритетные направления:
- формирование механизмов адаптивного поведения;
- формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формирования системы представлений об окружающем мире и самом себе;
- формирование основ социально – бытового ориентирования.
Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения:
- усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией;
- умение делать выбор и соблюдать правила;
- искать, находить и использовать помощь окружающих, ориентироваться на эмоциональное состояние партнёра по общению (взрослого, сверстника);
- регулировать своё поведение.
Формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности. Сенсорные нарушения в виде патологии зрения, слуха изменения порога чувствительности, характер и тяжесть двигательных нарушений предопределяют качественные особенности восприятия и переработки любой сенсорной информации. Отсутствие интереса к окружающему, характерное для дошкольников со сложной структурой дефекта, выражается в невозможности или затруднении освоения предметных действий. Дети не рассматривают предметы и игрушки, не берут их самостоятельно, не взаимодействуют с ними. У них не формируются ориентировочные реакции «что это», «что с ним можно делать». Самостоятельные действия носят, как правило, характер неспецифических манипуляций (без учёта функциональных особенностей). Отсутствие целенаправленных действий равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия – всё это характеризует деятельность ребёнка с органическим поражением ЦНР.
Особенности формирования основ социально-бытового ориентирования. Навыки самообслуживания. Обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. освоение которых происходит не только в дошкольный, но и в школьный период. В дошкольный период актуальным является формирование культурно-гигиенических навыков, таких как, умение обращаться с одеждой (одеваться и раздеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причёсываться, пользуясь расческой…). Усвоение ребёнком различных способов ухода за собой обеспечивается определённым уровнем развития представлений о себе и своих возможностях.
В основе ранней реабилитации детей со сложной структурой дефекта лежит своевременная и адекватная диагностика имеющихся нарушений, осуществляющая в режиме сравнительного анализа нервно-психического развития здоровых детей. Такой подход позволяет определить «зону ближайшего развития» (Л.Н.Выготский»), выявить диапазон различных видов деятельности, которыми ребёнок может, хочет и должен заниматься.
Анализ состояния взаимоотношений наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Их представление о дружбе находится на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться и т. д.). Поэтому, формирование дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какую работу в этом направлении мы будем вести в группе. Дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность и сопереживание, что мы и будем делать через реализацию проекта «Мы дружные ребята».
Цель:
Формирование представлений детей о дружбе, друзьях и дружеских взаимоотношениях.
Задачи:
- Помочь детям понять ценность и необходимость дружеских взаимоотношений.
- Формировать и закреплять положительные установки в сознании детей и уметь использовать их в практической жизни.
- Развивать у детей дружеские взаимоотношения, умение устанавливать контакты.
- Учить детей слушать друг друга, понимать и помогать.
- Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.
- Формировать самоконтроль, умение выражать свои эмоции и управлять ими социально приемлемыми способами
- Воспитывать дружелюбие, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, доброжелательное отношение друг к другу.
Методы и технологии:
- наблюдения;
- беседы;
- чтение художественной литературы;
- просмотр презентаций;
- обсуждение проблемных ситуаций;
- подвижные игры;
- словесные игры;
- игры-инсценировки;
- коммуникативные игры;
- пальчиковые игры;
- слушание музыкальных произведений;
- просмотр мультипликационных фильмов.
Сотрудничество с семьёй:
- Анкетирование родителей «Что вы знаете о дружбе вашего ребёнка?».
- Родительское собрание: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка». Ознакомить родителей с проектом (с целями, задачами, планом работы по проекту).
- Оформить информационный материал для родителей: «Учим ребёнка общаться со сверстниками».
- Консультация: «Играйте вместе с детьми».
- Папка- передвижка: «Искусство общения».
- Конкурс для родителей с детьми «Выучите и зарисуйте пословицу о дружбе».
- Изготовление нетрадиционных игровых пособий «Мирилочки», «Копилка добрых дел».
Предполагаемый результат:
Для педагога:
Появится необходимость особо организовывать взаимодействие с детьми,
чтобы узнавать их внутренний мир, характеры, наклонности, привычки, интересы.
Для детей:
Положительная динамика коммуникативных умений и навыков. Сформируются дружеские взаимоотношения.
Появится опыт позитивного общения, умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, конструктивно решать конфликтные ситуации, адекватно оценивать себя и своих друзей.
Предварительный этап работы:
- Разработка педагогического проекта:
прием трёх вопросов:
«Что мы знаем о дружбе?», «Что мы хотим узнать?», «Где мы это можем узнать?».
- Изучение методической литературы по теме проекта.
- Подбор художественной литературы, сюжетных картинок, иллюстраций.
- Составление перспективного плана работы по реализации проекта.
- Разработка конспектов видов деятельности (беседы, презентации, художественно - творческих занятий).
- Организация предметно-пространственной среды.
- Оформление картотеки игр на развитие взаимоотношений между детьми.
- Подбор материала в информационную копилку (консультации, анкеты, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний.
Реализация проекта:
Ежедневный ритуал:
Речёвка «Все мы дружные ребята»;
«Игровые пятиминутки»:
«Пирамида дружбы»,
«Я не должен»;
«Ругаемся овощами»;
«Эхо»;
«Объясни Незнайке правила»;
«Задуманное действие».
Беседы:
«Что такое дружба»;
«Секреты дружбы»;
«Дарите людям доброту»;
«Учусь сочувствовать »;
«Что можно сделать для друга»;
«Почему бывают драки? Драться или договариваться»;
«Учись прощать».
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Друзья в беде познаются»;
В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»;
А. Барто «Требуется друг!»;
М. Пляцковский «Урок дружбы»;
Т. Маршалов «У меня теперь есть друг»;
В. Шекспир «Настоящий друг»;
А. Кузнецова «Подружки»;
М. Садовский «Если б капли не дружили»;
Г. Скребицкий «Дружба»;
Л. Воронкова «Солнечный денек»;
И. Пшеницын «Если есть друзья на свете».
Е.Серова «Нехорошая история»;
Е.Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал»;
В. Осеева «Добрые слова», «До первого дождя», «Три товарища»;
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;
В.Катаев «Цветик - семицветик»;
Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»;
Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка».
Просмотр презентаций:
«Мои лучшие друзья»;
«Дружные ребята».
Разучивание стихотворений, пословицы о дружбе, мирилок.
Рассматривание сюжетных картинок из серии: «Дети играют».
Интервьюирование детей:
«Как поступают настоящие друзья?»;
«Живет ли дружба среди вас?»;
«Ты считаешь себя настоящим другом?».
Игровая деятельность:
Театрализованные игры:
«Заюшкина избушка»;
«Лиса и журавль».
Разыгрывание этюдов направленных на снятие конфликтности:
«Кто виноват»;
«Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».
«Изобрази животное»;
«Собака – поводырь»;
«Не поделили игрушку»;
«Уходи злость, уходи»;
«Окажи внимание другу»;
«Найди друга».
Сюжетно-ролевые игры:
«Идём в гости»;
«К нам гости пришли»;
«Праздник именинников»;
«Мост дружбы».
Подвижные игры:
«Дружные ребята»;
«Клубок дружбы»;
«Я хочу с тобой дружить»;
«Аплодисменты по кругу»;
«Спина к спине»;
«Только вместе»;
«Зеркало»;
«Самая дружная пара»;
«Помоги другу».
Пальчиковые игры:
«Все мы дружные ребята»;
«В гости к пальчику большому»;
«Прогулка»;
«Мы делили апельсин»;
«Семейка».
Дидактические игры:
«Наши добрые слова»;
«Угадай мое настроение»;
«Передай свое настроение»;
«Сложи картинку».
Словесные игры:
«Кто с кем дружит?»;
«Какая бывает дружба»;
«Закончи предложение»;
«Комплимент»;
«Мы очень хорошие!»;
«Волшебный стул».
Изодеятельность:
«Правила дружбы» (оформление плаката);
Рисование:
«Я и мои друзья»;
«Мой друг»;
«Нарисуй дружбу»;
Рисование по рассказу М. Пляцковского «Урок дружбы».
Аппликация:
«Поляна дружбы из ромашек»;
«Подарок родителям»;
«Дружные ребята» (коллаж из фотографий).
Лепка:
«Подарок другу».
Музыкальная деятельность:
Прослушивание и разучивание песен:
«Дружба - это не работа»;
«Друг в беде не бросит»;
«Улыбка»;
«Вместе весело шагать»;
«Чему учат в школе»;
«Давай дружить».
«Песенка друзей».
Просмотр мультфильмов:
«Кот Леопольд»;
«По дороге с облаками»;
«Самый настоящий друг»;
«Тилимилитрям»;
«Крошка Енот»;
«Барбарики».
Игры - танцы:
«Танец в парах»;
«Танец друзей»;
«Вперёд четыре шага».
Презентация проекта:
Подборка игр на развитие взаимоотношений между детьми «Учимся жить дружно».
Сборник «Пословицы о дружбе» (электронный вариант).
Фотоальбомы на сайт Интернета «Учимся дружить», «Дружные ребята».
Плакат «Правила дружбы».
Фотовыставка «Дружба - это хорошо».
Выставка детско-родительских рисунков «Зарисуйте пословицу о дружбе».
Список используемой литературы:
Л.М. Шипицина «Азбука общения», - СПб. Детство - Пресс, 2010.
О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богословец «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2012.
Л.Н. Попова, М.Н. Гонторевская. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» Практические материалы - ТЦ Сфера», 2012.
Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993.
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения на коррекцию эмоционально – волевой сферы.
- Игра «Угадай эмоции» Один из участников поворачивается спиной. Остальным показывается карточка с изображением какого-либо эмоционального состояния. Дети повторяют эти мимические движения перед повернувшимся ребенком, он отгадывает.
- Ролевое проигрывание ситуации «Шляпа». Человек расположился на скамейке, положил рядом свою шляпу. Чуть позже на скамейку присаживается еще один прохожий, причем прямо на шляпу. Обращается внимание на поведение и пострадавшего, и виновного.
Подводя итог, делается вывод, что все люди разные. Отрабатываются модели желательного поведения в конфликте.
- Этюд «Зарядка для лица» на мимические признаки эмоций (радость, грусть, удивление, обида, печаль, удовольствие, злость, гнев, ярость)
- Упражнения на саморегуляцию: посчитать до десяти, надуть шарик злостью, обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди (поза выдержанного, сильного духом человека), рассмешить себя, глядя в зеркало.
- Упражнение «Кулачки». Опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли сжать кулаки, затем очень медленно их разжать (чередование напряжения и расслабления)
- Упражнение «Остановись и подумай». Необходимо глубоко вздохнуть, напрячь все тело, насколько это возможно, затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом.
- Тренинг эмоций. Произнести фразу «Завтра контрольная» с разными интонациями: испуганно, радостно, спокойно, удивленно, зло.
- Игра-тренинг «Мои ощущения» Мимикой и жестами изобразить: «Я съел что-то горькое», «Я разбил чашку», Я иду в цирк», «Меня обидел друг» и.т.д.
Игры и упражнения на коррекцию межличностных отношений.
- Игра «Правила поведения». Детям предлагается придумать правила для человека, оказавшегося в необычном месте, например:
- на летающей тарелке;
- на айсберге;
- в берлоге медведя.
В конце дети понимают, что необходимо выслушать друг друга, отстоять свою точку зрения, чтобы найти совместное решение.
- Игра «Да» - диалог, «Нет» - диалог» Двое ребят усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один произносит любую фразу, а другой обязательно соглашается, во втором варианте не соглашается. Такая тренировка помогает сдерживать себя или отказывать другим людям, чтобы они не обиделись.
- Ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом» Итог: каждый должен уметь отвечать за свои поступки, признавать свою вину и извиняться.
- Упражнения «Ласковые имена» и «Комплименты» Итог: доброжелательное обращение по имени и искренний комплимент – одно из средств добиться расположения человека.
- Упражнение «Самое лучшее» Дети по очереди называют самые лучшие черты характера товарища, который сидит в кругу.
- Упражнение «Темные и светлые качества людей» На одной половинке листа дети пишут положительные качества людей, на другой – отрицательные. Потом точно так же пишут про свои качества. Итог: в каждом есть светлые и темные качества, каждый человек уникален. Важно, что перевешивает: достоинства илинедостатки.
Игры на коррекцию личностного развития и воспитание уверенности в себе.
1.Игра «Закончи предложение»
- Я обижаюсь, когда…
-Я сержусь, когда…
- Я радуюсь, когда…
-Я грущу, когда…
-Я злюсь, когда…
2. Игра с зеркалом «Похвали себя»
3. Упражнение «Я умею управлять собой» Ведущий предлагает по хлопку начать крутиться за столами, можно шуметь и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.
4. Упражнение «Я поступаю так» (коррекция агрессивного поведения) Детям раздаются листочки, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.
Когда меня обижают, я даю сдачи. Когда меня обижают, я молча ухожу.
Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже. Я никогда не обзываю других.
Когда другие плюются, я тоже плююсь. Когда другие плюются, я никогда не
плююсь.
Когда другие говорят нехорошие слова, Когда другие говорят нехорошие слова,
я говорю, тоже. я никогда их не повторяю.
5.Упражнение «Я глазами других» Ребенок должен рассказать, каким его видят другие люди (одноклассники, учителя, родители)
6.Упражнение «Не нравится-нравится» Ребенок должен сначала записать, что ему не нравится в школе, дома, не нравится в жизни вообще, а затем, что нравится.
В работе использована следующая литература:
- О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Мы с друзьями целый мир»
- Н. В. Пилипко «Приглашение в мир общения»
- А. Г. Долгова «Агрессия в младшем школьном возраста (диагностика и коррекция)»
- Н. В. Макарычева «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства»(коррекционно-развивающая программа»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!
Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....
"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».
Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...
"Мы - дружные ребята".
Классный час предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся в школе VIII вида....
Кл.час"Ребята, давайте жить дружно!
В помощь учителю начальной школы...
Спортивная программа «Дружные ребята»
Пропаганда здорового образа жизни и спорта, как альтернативы негативным привычкам, привлечение детей к систематическим занятиям подвижными играми...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружные ребята".
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дружные ребята!» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего (1-4 классы) образов...