"Мы - дружные ребята"
проект

Сарычева Ольга Викторовна

Педагогический проект на Всероссийский конкурс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx31.79 КБ
Файл kartoteka_igr.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

       « Мы дружные ребята»

                                                               Дружбу не купишь за деньги.

                                                               Ее не найдешь просто так.

                                                               Ведь дружба, как золото, ценна

                                                               И всем дружба всегда нужна.

Автор:

Сарычева Ольга Викторовна

ГБОУ Школа№108

Вид проекта: творческо-информационный.

Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы со сложной структурой дефекта коррекционной школы, воспитатель, родители.

Продолжительность: долгосрочный (1 год)

Образовательная область: 

«Социализация», «Коммуникация», «Художественно-творческая деятельность».

Актуальность проекта: Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлечёнными все линии развития ребёнка: социально-эмоциональная, мотивационно-потребностная, моторно-двигательная, а так же когнитивная деятельность (восприятие, мышление, память, речь). Специальные исследования (Е.А. Стребелевой, Е.А. Екжановой и др.) показали, что отсутствие своевременной квалифицированной коррекционной помощи детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием приводит к возникновению вторичных и третичных нарушений в развитии. (Л.В. Выготский). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков новообразования всех видов деятельности, нарушении развития личности. Нарушено социальное взаимодействие, затруднено усвоение и применение социального опыта. Дефицит общения и отсутствие коммуникативной компетентности у детей со сложной структурой дефекта ведёт к возникновению проблем в формировании гармоничной личности, которые проявляются прежде всего в нарушениях эмоционально-волевой сферы и как следствие в поведении. Как же это выражается:

  • повышенная возбудимость или наоборот крайняя апатия к происходящему;
  • в равнодушном отношении к окружающему миру;
  • стойкие нарушения в поведении в виде вербальной и физической агрессии направленной на окружающих или на себя, стереотипии.

Развитие средств коммуникации является основой для формирования умений и навыков ребёнка. На начальных этапах работы вырабатываются доступные ребёнку формы коммуникации:

выражение своего состояния (комфортное – некомфортное, голод – жажда), протест, требование внимания, приветствие, выражение желания, требования. В помощи средств коммуникации используются – телесный контакт, визуальный контакт, эмоциональные средства (улыбки, ориентировочные реакции), пантомимические (жесты указания, отрицания, имитационные средства, мимика), паралингвистические (вокализации, речь).

Несформированность операционно-технического звена деятельности обусловлена снижением общей двигательной активности, нарушением развития крупной и мелкой моторики, инертность и тугоподвижность психических процессов. Затруднено формирование концепции «Я», не выделяют себя из окружающего, не осознают своих возможностей, не могут оценить своё состояние. Возникают трудности в выделении, понимании и осмыслении событий своей жизни и жизни, окружающих их людей. Фиксируется неумение общаться, эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.

Учитывая особенности развития личности и трудности усвоения норм адаптивного поведения у детей со сложной структурой дефекта, можно выделить приоритетные направления:

  • формирование механизмов адаптивного поведения;
  • формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности как базы для формирования системы представлений об окружающем мире и самом себе;
  • формирование основ социально – бытового ориентирования.

Основу адаптивного поведения составляют навыки социального общения:

  • усвоение различных способов реагирования в соответствии с ситуацией;
  • умение делать выбор и соблюдать правила;
  • искать, находить и использовать помощь окружающих, ориентироваться на эмоциональное состояние партнёра по общению (взрослого, сверстника);
  • регулировать своё поведение.

Формирование основ сенсорно-перцептивной деятельности. Сенсорные нарушения в виде патологии зрения, слуха  изменения порога чувствительности, характер и тяжесть двигательных нарушений предопределяют качественные особенности восприятия и переработки любой сенсорной информации. Отсутствие интереса к окружающему, характерное для дошкольников со сложной структурой дефекта, выражается в невозможности или затруднении освоения предметных действий. Дети не рассматривают предметы и игрушки, не берут их самостоятельно, не взаимодействуют с ними. У них не формируются ориентировочные реакции «что это», «что с ним можно делать». Самостоятельные действия носят, как правило, характер неспецифических манипуляций (без учёта функциональных особенностей). Отсутствие целенаправленных действий равнодушие к результату своих действий, неадекватные действия – всё это характеризует деятельность ребёнка с органическим поражением ЦНР.

Особенности формирования основ социально-бытового ориентирования. Навыки самообслуживания. Обеспечивающие соблюдение личной гигиены, правил и норм ухода за собой и др. освоение которых происходит не только в дошкольный, но и в школьный период. В дошкольный период актуальным является формирование культурно-гигиенических навыков, таких как, умение обращаться с одеждой (одеваться и раздеваться), пользоваться предметами быта (кушать, пользуясь посудой, причёсываться, пользуясь расческой…). Усвоение ребёнком различных способов ухода за собой обеспечивается определённым уровнем развития представлений о себе и своих возможностях.

В основе ранней реабилитации детей со сложной структурой дефекта лежит своевременная и адекватная диагностика имеющихся нарушений, осуществляющая в режиме сравнительного анализа нервно-психического развития здоровых детей. Такой подход позволяет определить «зону ближайшего развития» (Л.Н.Выготский»), выявить диапазон различных видов деятельности, которыми ребёнок может, хочет и должен заниматься.

 

  Анализ состояния взаимоотношений наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения. Их представление о дружбе находится на уровне оценки только внешних проявлений (помогать друг другу, не ссориться и т. д.). Поэтому, формирование дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какую работу в этом направлении мы будем вести в группе. Дружба не развивается спонтанно, а формируется благодаря развитию у детей нравственных качеств, таких как взаимопонимание, уважение, толерантность и сопереживание, что мы и будем делать через реализацию проекта «Мы дружные ребята».

Цель:

Формирование представлений детей о дружбе, друзьях и дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

- Помочь детям понять ценность и необходимость дружеских взаимоотношений.

- Формировать и закреплять положительные установки в сознании детей и уметь использовать их в практической жизни.

- Развивать у детей дружеские взаимоотношения, умение устанавливать контакты.

- Учить детей слушать друг друга, понимать и помогать.

- Расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.

- Формировать самоконтроль, умение выражать свои эмоции и управлять ими социально приемлемыми способами

- Воспитывать дружелюбие, сопереживание, сочувствие, потребность проявлять взаимопомощь, доброту, заботу, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и технологии:

- наблюдения;

- беседы;

- чтение художественной литературы;

- просмотр презентаций;

- обсуждение проблемных ситуаций;

- подвижные игры;

- словесные игры;

- игры-инсценировки;

- коммуникативные игры;

- пальчиковые игры;

- слушание музыкальных произведений;

- просмотр мультипликационных фильмов.

Сотрудничество с семьёй:

- Анкетирование родителей «Что вы знаете о дружбе вашего ребёнка?».

 - Родительское собрание: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка». Ознакомить родителей с проектом (с целями, задачами, планом работы по проекту).

- Оформить информационный материал для родителей: «Учим ребёнка общаться со сверстниками».

- Консультация: «Играйте вместе с детьми».

- Папка- передвижка: «Искусство общения».

- Конкурс для родителей с детьми «Выучите и зарисуйте пословицу о дружбе».

- Изготовление нетрадиционных игровых пособий «Мирилочки», «Копилка добрых дел».

Предполагаемый результат:

Для педагога:

Появится необходимость особо организовывать взаимодействие с детьми,

чтобы узнавать их внутренний мир, характеры, наклонности, привычки, интересы.

Для детей:

Положительная динамика коммуникативных умений и навыков. Сформируются дружеские взаимоотношения.

Появится опыт позитивного общения, умение жить в коллективе, считаться с мнением других детей, конструктивно решать конфликтные ситуации, адекватно оценивать себя и своих друзей.

Предварительный этап работы:

- Разработка педагогического проекта:

прием трёх вопросов:

«Что мы знаем о дружбе?», «Что мы хотим узнать?», «Где мы это можем узнать?».

- Изучение методической литературы по теме проекта.

- Подбор художественной литературы, сюжетных картинок, иллюстраций.

- Составление перспективного плана работы по реализации проекта.

- Разработка конспектов видов деятельности (беседы, презентации, художественно - творческих занятий).

- Организация предметно-пространственной среды.

- Оформление картотеки игр на развитие взаимоотношений между детьми.

- Подбор материала в информационную копилку (консультации, анкеты, текстов) с целью обогащения опыта родителей по формированию педагогических знаний.

Реализация проекта:

Ежедневный ритуал:

Речёвка «Все мы дружные ребята»;

«Игровые пятиминутки»:

«Пирамида дружбы»,

«Я не должен»;

«Ругаемся овощами»;

«Эхо»;

«Объясни Незнайке правила»;

«Задуманное действие».

Беседы:

«Что такое дружба»;

«Секреты дружбы»;

«Дарите людям доброту»;

«Учусь сочувствовать »;

«Что можно сделать для друга»;

«Почему бывают драки? Драться или договариваться»;

«Учись прощать».

Чтение художественной литературы:

С. Михалков «Друзья в беде познаются»;

В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо»;

А. Барто «Требуется друг!»;

М. Пляцковский «Урок дружбы»;

Т. Маршалов «У меня теперь есть друг»;

В. Шекспир «Настоящий друг»;

А. Кузнецова «Подружки»;

М. Садовский «Если б капли не дружили»;

Г. Скребицкий «Дружба»;

Л. Воронкова «Солнечный денек»;

И. Пшеницын «Если есть друзья на свете».

Е.Серова «Нехорошая история»;

Е.Благинина «Подарок», «Как светлячок друга искал»;

В. Осеева «Добрые слова», «До первого дождя», «Три товарища»;

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья»;

В.Катаев «Цветик - семицветик»;

Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»;

Русские народные сказки «Лиса и журавль», «Заюшкина избушка».

Просмотр презентаций:

«Мои лучшие друзья»;

«Дружные ребята».

Разучивание стихотворений, пословицы о дружбе, мирилок.

Рассматривание сюжетных картинок из серии: «Дети играют».

Интервьюирование детей:

«Как поступают настоящие друзья?»;

«Живет ли дружба среди вас?»;

«Ты считаешь себя настоящим другом?».

Игровая деятельность:

Театрализованные игры:

«Заюшкина избушка»;

«Лиса и журавль».

Разыгрывание этюдов направленных на снятие конфликтности:

«Кто виноват»;

«Ты поссорился с другом, а теперь хочешь помириться».

«Изобрази животное»;

«Собака – поводырь»;

«Не поделили игрушку»;

«Уходи злость, уходи»;

«Окажи внимание другу»;

«Найди друга».

Сюжетно-ролевые игры:

«Идём в гости»;

«К нам гости пришли»;

«Праздник именинников»;

«Мост дружбы».

Подвижные игры:

«Дружные ребята»;

«Клубок дружбы»;

«Я хочу с тобой дружить»;

«Аплодисменты по кругу»;

«Спина к спине»;

«Только вместе»;

«Зеркало»;

«Самая дружная пара»;

«Помоги другу».

Пальчиковые игры:

«Все мы дружные ребята»;

«В гости к пальчику большому»;

«Прогулка»;

«Мы делили апельсин»;

«Семейка».

Дидактические игры:

«Наши добрые слова»;

«Угадай мое настроение»;

«Передай свое настроение»;

«Сложи картинку».

Словесные игры:

«Кто с кем дружит?»;

«Какая бывает дружба»;

«Закончи предложение»;

«Комплимент»; 

«Мы очень хорошие!»;

«Волшебный стул».

Изодеятельность:

«Правила дружбы» (оформление плаката);

Рисование:

«Я и мои друзья»;

«Мой друг»;

«Нарисуй дружбу»;

Рисование по рассказу М. Пляцковского «Урок дружбы».

Аппликация:

«Поляна дружбы из ромашек»;

«Подарок родителям»;

«Дружные ребята» (коллаж из фотографий).

Лепка:

«Подарок другу».

Музыкальная деятельность:

Прослушивание и разучивание песен:

«Дружба - это не работа»;

«Друг в беде не бросит»;

«Улыбка»;

«Вместе весело шагать»;

«Чему учат в школе»;

«Давай дружить».

«Песенка друзей».

Просмотр мультфильмов:

«Кот Леопольд»;

«По дороге с облаками»;

«Самый настоящий друг»;

«Тилимилитрям»;

«Крошка Енот»;

«Барбарики».

Игры - танцы:

«Танец в парах»;

«Танец друзей»;

«Вперёд четыре шага».

Презентация проекта:

Подборка игр на развитие взаимоотношений между детьми «Учимся жить дружно».

Сборник «Пословицы о дружбе» (электронный вариант).

Фотоальбомы на сайт Интернета «Учимся дружить», «Дружные ребята».

Плакат «Правила дружбы».

Фотовыставка «Дружба - это хорошо».

Выставка детско-родительских рисунков «Зарисуйте пословицу о дружбе».

Список используемой литературы:

Л.М. Шипицина «Азбука общения», - СПб. Детство - Пресс, 2010.

О.И.Давыдова, А.А.Майер, Л.Г. Богословец «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. «ТЦ Сфера», 2012.

Л.Н. Попова, М.Н. Гонторевская. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» Практические материалы - ТЦ Сфера», 2012.

Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг нас», «Просвещение», Москва, 1993.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на коррекцию эмоционально – волевой сферы.

  1. Игра «Угадай эмоции» Один из участников поворачивается спиной. Остальным показывается карточка с изображением какого-либо эмоционального состояния. Дети повторяют эти мимические движения перед повернувшимся ребенком, он отгадывает.
  2. Ролевое проигрывание ситуации «Шляпа». Человек расположился на скамейке, положил рядом свою шляпу. Чуть позже на скамейку присаживается еще один прохожий, причем прямо на шляпу. Обращается внимание на поведение и пострадавшего, и виновного.

Подводя итог, делается вывод, что все люди разные. Отрабатываются модели желательного поведения в конфликте.

  1. Этюд «Зарядка для лица» на мимические признаки эмоций (радость, грусть, удивление, обида, печаль, удовольствие, злость, гнев, ярость)
  2. Упражнения на саморегуляцию: посчитать до десяти, надуть шарик злостью, обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди (поза выдержанного, сильного духом человека), рассмешить себя, глядя в зеркало.
  3. Упражнение «Кулачки». Опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли сжать кулаки, затем очень медленно их разжать (чередование напряжения и расслабления)
  4. Упражнение «Остановись и подумай». Необходимо глубоко вздохнуть, напрячь все тело, насколько это возможно, затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом.
  5. Тренинг эмоций. Произнести фразу «Завтра контрольная» с разными интонациями: испуганно, радостно, спокойно, удивленно, зло.
  6. Игра-тренинг «Мои ощущения» Мимикой и жестами изобразить: «Я съел что-то горькое», «Я разбил чашку», Я иду в цирк», «Меня обидел друг» и.т.д.

Игры и упражнения на коррекцию межличностных отношений.

  1. Игра «Правила поведения». Детям предлагается придумать правила для человека, оказавшегося в необычном месте, например:

- на летающей тарелке;

- на айсберге;

- в берлоге медведя.

В конце дети понимают, что необходимо выслушать друг друга, отстоять свою точку зрения, чтобы найти совместное решение.

  1. Игра «Да» - диалог, «Нет» - диалог» Двое ребят усаживаются в центр круга и начинают диалог. Один произносит любую фразу, а другой обязательно соглашается, во втором варианте не соглашается. Такая тренировка помогает сдерживать себя или отказывать другим людям, чтобы они не обиделись.
  2. Ролевое проигрывание ситуации «Помирись с другом» Итог: каждый должен уметь отвечать за свои поступки, признавать свою вину и извиняться.
  3. Упражнения «Ласковые имена» и «Комплименты» Итог: доброжелательное обращение по имени и искренний комплимент – одно из средств добиться расположения человека.
  4. Упражнение «Самое лучшее» Дети по очереди называют самые лучшие черты характера товарища, который сидит в кругу.
  5. Упражнение «Темные и светлые качества людей» На одной половинке листа дети пишут положительные качества людей, на другой – отрицательные. Потом точно так же пишут про свои качества. Итог: в каждом есть светлые и темные качества, каждый человек уникален. Важно, что перевешивает: достоинства илинедостатки.

Игры на коррекцию личностного развития и воспитание уверенности в себе.

1.Игра «Закончи предложение»                                                                  

- Я обижаюсь, когда…

-Я сержусь, когда…

- Я радуюсь, когда…

-Я грущу, когда…

-Я злюсь, когда…

     2. Игра с зеркалом «Похвали себя»

     3. Упражнение «Я умею управлять собой» Ведущий предлагает по хлопку начать крутиться за столами, можно шуметь и по сигналу «сели тихо» (произносится шепотом) красиво сесть и замереть на месте.

     4. Упражнение «Я поступаю так» (коррекция агрессивного поведения) Детям раздаются листочки, из которых они должны выбрать те, с которыми согласны.

Когда меня обижают, я даю сдачи.                             Когда меня обижают, я молча ухожу.

Когда меня обзывают, я обзываюсь тоже.                Я никогда не обзываю других.

Когда другие плюются, я тоже плююсь.                    Когда другие плюются, я никогда не                                      

                                                                                               плююсь.

Когда другие говорят нехорошие слова,                   Когда другие говорят нехорошие слова,

я говорю, тоже.                                                                  я никогда их не повторяю.

5.Упражнение «Я глазами других» Ребенок должен рассказать, каким его видят другие люди (одноклассники, учителя, родители)

6.Упражнение «Не нравится-нравится» Ребенок должен сначала записать, что ему не нравится в школе, дома, не нравится в жизни вообще, а затем, что нравится.

В работе использована следующая литература:

  1. О. В. Хухлаева «Тропинка к своему Я»
  2. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова «Мы с друзьями целый мир»
  3. Н. В. Пилипко «Приглашение в мир общения»
  4. А. Г. Долгова «Агрессия в младшем школьном возраста (диагностика и коррекция)»
  5. Н. В. Макарычева «Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства»(коррекционно-развивающая программа»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тимбилдинг. Ребята, давайте жить дружно!

Материал может оказаться полезен классным руководителям, воспитателям, работающим в коррекционных школах-интернатах и заинтересованным в сплочении детского коллектива....

"Ребята, давайте жить дружно!" Урок- путешествие в страну «Лексикология».

Данный урок по русскому языку предназначен для учащихся 5 класса. На уроке идёт закрепление темы "Слово  и его лексическое значение". Урок помогает учащимся увидеть неповторимость, значимост...

"Мы - дружные ребята".

Классный час предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся в школе VIII вида....

Кл.час"Ребята, давайте жить дружно!

В помощь учителю начальной школы...

Спортивная программа «Дружные ребята»

Пропаганда  здорового образа жизни и спорта, как альтернативы негативным привычкам, привлечение детей к систематическим занятиям подвижными играми...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дружные ребята".

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Дружные ребята!» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего (1-4 классы) образов...