Представление собственного педагогического опыта
материал
Представление собственного педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.docx | 30.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта на тему:
«Чего я достиг в профессиональном плане за межаттестационный период?»
Лисовенко С.С.
МОУ «СОШ №24»
г.о. Саранск, Республика Мордовия
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и ученикам, он - совершенный учитель.
Л. Толстой
«И вечный бой! Покой нам только снится…» Читая с упоением в подростковом возрасте эти строчки любимого поэта А. Блока, я и предположить не могла, что они станут моим жизненным кредо. В межаттестационный период работала над темой моего инновационного педагогического опыта: «Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы».
При подготовке к уроку каждый учитель задает себе вопросы: «Чем увлечь учеников? Как вызвать у них желание учиться?» Современное поколение школьников сформировалось под воздействием компьютерных игр и всевозможных гаджетов; поэтому для привлечения внимания к учебным дисциплинам, в частности к литературе, целесообразно внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии.
Идея моего педагогического опыта возникла в результате необходимости формирования креативной высокообразованной личности учащегося; в связи со сложностью организации всего классного коллектива в процессе анализа художественного текста на уроках литературы; с необходимостью качественной подготовки учащихся ко всем форматам ОГЭ и ЕГЭ по литературе и русскому языку как итоговой проверки сформированности необходимых компетенций школьника.
Поиск путей совершенствования учебного процесса привел к мысли о важности технологии визуализации как способе изучения художественного произведения на уроках литературы, которая может помочь в развитии творческих способностей, творческого воображения, логического и ассоциативного мышления; в осмыслении, анализе, интерпретации, рефлексии литературных знаний.
Задачи визуализации – представить и структурировать основной учебный материал; дополнить основной материал; обеспечить логичность в изложении информации; смоделировать связь между литературным текстом и графическим изображением.
Необходимость систематизации информации в виде таблиц, опорных схем на современном уроке обуславливается тем, что у нынешних обучающихся, живущих в информационном обществе, формируется «клиповое мышление», т.е. способность воспринимать мир через короткие яркие образы и послания. Использование на уроке литературы различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным, т. к. позволяет максимально задействовать различные каналы восприятия информации обучающихся.
Существует много различных современных средств визуализации, но в своей работе в основном я использую следующие: скрайбинг (на уроках литературы в 5-7 классах), ментальные карты (в 7-11 классах), логико-смысловые модели (в 8-11 классах), облака слов, кластер, лента времени (5-11 классы).
Облако слов – это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т. п.
Вот несколько приемов использования облака слов на уроках литературы:
- задание «Угадайте автора и название произведения» — в облако в этом случае могут быть включены слова, называющие героев произведения, место происшествия и любые другие признаки, позволяющие распознать текст;
- задание «Соберите стихотворение» — слова из небольшого по размеру стихотворения, по которым учащиеся должны воссоздать полный текст;
- задание «Угадайте пословицу (поговорку и т.п.)» — дается большинство слов из пословицы, несколько пропущено;
- задание «Соберите имена героев» — учащимся предлагается самим составить облако, где будут использованы имена героев нескольких произведений.
Создавать подобные облака очень легко. В этом нам поможет платформа Wordcloud.pro. Нужно сделать три простых шага: 1. выбрать эскиз, 2 добавить слова. 3 оценить результат
Скрайбинг (англ. Sсribe — чертить) – создание визуального конспекта, небольших понятных рисунков, которые делают смысл слова учителя-словесника или презентации более понятным. Это донесение сложного смысла в виде простых образов с помощью визуальных метафор. Успех и эффективность скрайбинга объясняются тем, что человеческий мозг, склонный рисовать картинки, мыслит образами, а язык рисунка – универсальный язык.
Пользуясь своим визуальным конспектом, учащиеся с легкостью воспроизводят материал предыдущего урока и пишут сочинения, поскольку конспект успешно заменяет традиционный план.
Ментальная карта – это технология изображения информации в графическом виде; инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.
Работу начинаем с предварительных заданий.
- Отмечаем выбранный образ в середине листа бумаги, например, «Наташа Ростова».
- Записываем на отдельном листке всё, что связано с образом темы. Например, «Любовь» - Болконский, Курагин, Безухов, Друбецкой; «Семья» - родители, Николай, Петя, Соня, Вера; «Черты характера» и т.д.
- Разбираем слова-ассоциации, группируем по смыслу.
- Намечаем структуру карты, подбираем ключевые слова и ключевые предложения к словам-ассоциациям.
- Отмечаем основной образ, добавляем ветви – основу структуры. Количество ветвей равно количеству ключевых фраз и ключевых слов.
- Заполняем структуру словами-ассоциациями, размещая их на ответвлениях соответствующих ключевых веток.
- Оживляем карту рисунками, символами, ключевыми словами, словосочетаниями.
И тогда полнота жизни Наташи Ростовой, поэтичность ее натуры, обостренная чуткость, внимательность, искренность в полной мере будут осознаны и приняты десятиклассниками.
Еще одно современное средство визуализации – это логико-смысловая модель, которая позволяет создавать идеальные шпаргалки по известной формуле: «шпаргалки нет, а ее функция выполняется».
Логико-смысловая модель – это инструмент и продукт профессора Башкирского педагогического университета Валерия Эмануиловича Штейнберга, это многомерная модель для представления знаний, состоящая из двух компонентов:
содержательного (смысловые элементы),
логического (порядок расположения смысловых элементов)
ЛСМ дает возможность представить большИе объемы учебного материала в виде наглядных и компактных моделей, в которых логическая структура определяется содержанием и порядком расстановки координат и узлов.
В центре системы координат помещают объект исследования (тему урока, название раздела, имя писателя или поэта, проблему).
Затем определяются основные направления темы (координаты)
Из каждой части выбираются ключевые понятия (словосочетания, метафоры), которые и фиксируются в «узловых» точках модели.
При изучении нового материала предлагаю учащимся ЛСМ с заданными координатами, которая может служить планом изучения темы.
На уроке закрепления и развития знаний модель может дорабатываться, уточняться, изменяться в зависимости от уровня подготовки учеников на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Удобно применение ЛСМ на обобщающих уроках литературы, при подготовке к экзаменам и зачетам. В этом случае ЛСМ может служить опорным конспектом. Возможна и самостоятельная разработка логико-смысловых моделей учащимися.
Работа со словом на уроках русского языка и литературы - один из важных этапов при подготовке к ОГЭ. Детям сложно сформулировать определение слова, подобрать к нему синоним, подобрать литературные аргументы для подтверждения тезиса и т.д. Применение логико-смыслового моделирования позволяет увидеть слово и его структуру целиком.Смысл модели заключается в сжатии информации и в выделении логико - смысловых узлов.
Логико-смысловая модель применима не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Это метапредметный способ работы с информацией. Он прост и удобен.
Современные средства визуализации созвучны содержанию ФГОС и деятельностному подходу в обучении - это интересно и современно. Их использование развивает у школьников образную креативность, способность видеть проблему там, где её не видят другие, способность к «свёртыванию» мыслительных операций, когда происходит замена нескольких понятий одним, умственную гибкость, умение анализировать и синтезировать, способность легко ассоциировать отдаленные понятия.
Но есть в использовании современных средств визуализации и определенные риски. Например, не все дети могут выделять ключевые слова и понятия. Отсутствие элементарной логики способно стать серьезным препятствием в использовании визуализации. Не всегда и не все учащиеся могут свободно фантазировать (не хотят обнародовать свои идеи и направлять творческие возможности на решение различных задач).
Технология обучения на уроках литературы путем использования современных средств визуализации имеет свои преимущества, и может быть эффективной, если использовать её системно и продуманно.
Основным критерием положительной результативности считаю достижения своих учащихся. Мои ученики неоднократно становились призёрами и победителями предметных олимпиад.
2018 год: Дуденков Дмитрий (9В класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
2019 год: Луковатая Ксения (8В класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Спицанова Елизавета и Дуденков Дмитрий (10В класс) – призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
2020 год: Луковатая Ксения (9В класс) – победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе
Кузьмина Милена (9Г класс) - призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
2021 год - Кузнецова Яна (10В класс) – призер муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
Также обучающиеся являются победителями и призерами творческих конкурсов. В 2020 году Луковатая Ксения (9В класс) стала победителем муниципального этапа республиканского конкурса литературных работ «Искусство слова». В 2021 году Луковатая Ксения (10В класс) стала призером муниципального этапа Всероссийского конкурса сочинений; Быкова Дарья (9Г класс), Макейчева Анна (10В класс) - победители Всероссийского конкурса творческих, проектных и исследовательских работ учащихся общеобразовательных организаций, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования «ВСПОМИНАЯ УЧИТЕЛЯ». Шургалина Анна (10В класс) заняла 1 место, Бубнов Егор (10В класс) - 3 место в Республиканской олимпиаде по литературе «Перестать читать книги – значит перестать мыслить», посвященной 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского. Это далеко не полный перечень достижений моих учеников.
Свой опыт работы я представила на муниципальном этапе конкурса «Учитель года-2020», стала его финалистом.
На каждом уроке стараюсь вместе со своими учениками совершать хоть и маленькие, но открытия. Погружение в произведение, словесное рисование, современные средства визуализации позволяют развивать творческие способности ребят, учат их мыслить самостоятельно, дают возможность самореализоваться. Быть учителем для меня – значит быть в вечном поиске, никогда не останавливаться на достигнутом, иначе перестанешь расти и развиваться как педагог и как личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...