Развитие мелкой моторики и санитарно-гигиенических навыков
учебно-методический материал
В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцах. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее". У моих тьюторантов движения пальцев отстают и поэтому задерживается и их речевое развитие. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка, его зрительную и двигательную память, внимание, мышление и координацию. С 2018 учебного года я начала выполнять с детьми упражнения для развития мелкой моторики и продолжаю в 2021–2022 учебном году. Нравились им «пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, так как многие игры требуют участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_i_sanitarno-gigienicheskih_navykov.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцах. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее". У моих тьюторантов движения пальцев отстают и поэтому задерживается и их речевое развитие. Развивая мелкую моторику, мы развиваем речь ребенка, его зрительную и двигательную память, внимание, мышление и координацию. С 2018 учебного года я начала выполнять с детьми упражнения для развития мелкой моторики и продолжаю в 2021–2022 учебном году. Нравились им «пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, так как многие игры требуют участия обеих рук, это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
Выполняли:
I Игры-манипуляции:
1. "Сорока-белобока"- указательным пальцем осуществляют круговые движения.
2. «Бусики — горошки» Покатаю я в руках Бусинки, горошки. Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки. (Ребенок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки и повторяет упражнение несколько раз, меняя руки.)
3. «Карандаш» Карандаш в руках катаю. Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу. Ребенок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движение маятника. Затем то же самое проделывает левой рукой, повторяя упражнение несколько раз.
II. Пальчиковая гимнастика: «Фонарики» Вот фонарики горят, всех ребяток веселят! (пальцы растопырены) Вдруг погасли фонари, (пальцы сжаты в кулак) Ты скорей домой беги! (руки спрятаны за спину) "Елка", "Распускается цветок".
III. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук: В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). "Согреем руки", "Молоточек".
IV.Лепка из пластилина. Очень любят дети лепить из пластилина. Согревают его в руках, раскатывают, придают ему нужную форму, не боясь испортить материал. Это придает им уверенности в себе и хорошо развивает мелкую моторику.
V. Простым и эффективным способом подготовки руки к письму являются книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. При раскрашивании мы пользуемся цветными карандашами, а не фломастерами.
VI. Наматывание и разматывание нитей на клубок (катушку). Проводились игровые задания: «Намотай нитки на шарик», «Размотай катушку».
VII. Для попадания при письме в пунктирную линию обводили линии по заданному контуру, обозначенному точками, штрих пунктирной линией, тонкой сплошной линией. Ориентируясь на указатель — стрелку проводила обучение обводке линий по контуру и штриховке простых геометрических форм (круг, квадрат, овал, треугольник).
Результат своей работы я отразила в таблице и диаграмме.
Таблица 1.
Развитие мелкой моторики
| 2018–2019 г. | 2019–2020 г. | 2020–2021 г. | 2021–2022 г. | Динамика |
Правильное держание ручки и карандаша | 15% | 40% | 60% | 65% | 50% |
Попадание при письме в пунктирную линию | 15% | 30% | 70% | 75% | 60% |
Раскрашивание картинки по шаблону | 15% | 40% | 70% | 75% | 60% |
Уточнение: не может 0–20%
частично может 20–70 %
может 70–100 %
Рис.1. Развитие мелкой моторики
Вывод: Положительная динамика развития мелкой моторики достигнута в результате постоянного контроля со стороны тьютора, ежедневной пальчиковой гимнастики и коррекционных упражнений с тьюторантами.
Привитие санитарно-гигиенических навыков
Формирование санитарно-гигиенических навыков у детей с нарушением интеллекта имеет значение не только для здоровья, но и для успешной социализации таких детей в обществе. В процессе повседневной работы с тьюторантами с 2018 года мною были выбраны три основных направления санитарно – гигиенических навыков:
- Навык мытья рук.
- Навык расстегивания и застегивания пуговиц.
- Навык смены обуви (переобувание).
Данные навыки у тьюторантов в сентябре 2018 года находились в стадии становления, поэтому моя специально организованная работа по формированию данных навыков проводилась поэтапно и индивидуально с каждым тьюторантом. С помощью бесед, личного наглядного примера, показа, объяснения, упражнения в действиях, просмотра мультфильма «Мойдодыр», картинок на данную тему отрабатывались данные навыки. Результаты совместной работы с детьми отражены в таблице и диаграмме. Надеюсь, что по окончанию 2021–2022 учебного года, мои тьюторанты освоят эти навыки на 100%
Таблица 2.
Привитие санитарно-гигиенических навыков
2018–2019 г. | 2019–2020 г. | 2020–2021 г. | 2021–2022 г. | Динамика | |
Мытье рук | 20% | 50% | 90% | 95% | 75% |
Застегивание пуговиц | 10% | 35% | 50% | 55% | 45% |
Смена обуви | 20% | 40% | 70% | 75% | 55% |
Рис.2. Привитие санитарно-гигиенических навыков
Вывод: По результатам наблюдений за тьюторантами (2 девочки и 2 мальчика) заметна положительная динамика развития санитарно – гигиенических навыков. Хорошие показатели положительной динамики обеспечиваются успешной реализацией индивидуального и дифференцированного подходов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков...
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
«Развитие мелкой моторики и речевых навыков через организацию пальчикового театра»
Данный материал показывает возможность бинарного взаимодействия учителя технологии и учителя логопеда на уроках технологии....
Развитие мелкой моторики, коммуникативных и творческих навыков
Для развития речи ребенка необходима сформированность слуховых, зрительных, а также двигательных навыков. В связи с этим, взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но...
Результаты работы с тьюторантами по развитию мелкой моторики и привитию санитарно-гигиенических навыков.
Работа по развитие мелкой моторики и привитию санитарно-гигиенических навыков.ГраПожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации:...
Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста».
Советы родителям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями....