Развитие мелкой моторики, коммуникативных и творческих навыков
материал
Для развития речи ребенка необходима сформированность слуховых, зрительных, а также двигательных навыков. В связи с этим, взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но общей и мелкой моторики очень важна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki.docx | 13.78 КБ |
ispolzovanie_palchikovyh_krasok_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 14.59 КБ |
alternativnaya_kommunikatsiya.odt | 12.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем пальчики - развиваем речь!
Для развития речи ребенка необходима сформированность слуховых, зрительных, а также двигательных навыков. В связи с этим, взаимосвязь между развитием речи и формированием не только артикуляционной, но общей и мелкой моторики очень важна. Развитие двигательного аппарата является фактором, стимулирующим развитие речи, и ему принадлежит ведущая роль в формировании нервно-психических процессов у детей. Одним из наиболее популярных видов развития мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Работу по развитию мелкой моторики рук желательно проводить систематически, уделяя по 5-10 минут ежедневно. Вот некоторые примеры речевых игр с пальчиками:
«Этот пальчик»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш!
(поочередно загибать пальцы в кулачок)
«Человечки»
Указательные и средние пальцы «бегают» по столу со словами: «Побежали вдоль реки дети наперегонки»
«Помощники»
Мы капусту рубим, рубим (постукивать ребром ладони об стол),
Мы морковку трем, трем (поочередно ладонью и кулаком «тереть» по столу),
Мы капусту солим, солим (движения, имитирующие подсаливание),
Мы капусту жмем, жмем (с силой сжимаем кулачки, а потом разжимаем).
Кроме пальчиковой гимнастики, существует множество других способов развития моторики пальцев рук, например:
- Складывание различных плоских фигур из спичек или счетных палочек (от простых геометрических фигур до более сложных: ракета, дом, собака и т.д.);
- Нанизывание бус (можно использовать как готовые наборы для рукоделия, так и природный материал);
- Шитье шнурком (можно использовать как готовые пособия, так и самодельные: в картоне дыроколом Вы можете проделать дырки хаотично или придумать узор, а ребенок может пропускать шнурок через эти дырки, «шить»);
- Аппликации из бумаги;
- Игры с крупой.
Все выше перечисленные виды занятий очень просты, но доставят и Вам, и вашему ребенку большое удовольствие от совместной работы и общения.
Предварительный просмотр:
Для детей с двигательными нарушениями сложно овладеть навыками изобразительной деятельности самостоятельно. Практически все действия выполняются совместно со взрослым способом «рука в руке». Занятия проводятся в основном в индивидуальной форме с учетом возможностей ребенка.
Для многих детей с ОВЗ крайне сложно удержать в руке карандаш или кисточку. Одним из основных видов изодеятельности, который доступен нашим детям, является рисование пальчиковыми красками. Основной целью является обогащение сенсорного опыта ребенка, а не развитие творческих способностей. Для достижения цели выделяем основные задачи:
- развитие коммуникативной сферы. В ходе всего занятия ребенок тесно взаимодействует со взрослым.
- развитие (коррекция) мелкой моторики. У большинства детей есть двигательные нарушения, мелкая моторика практически не развита.
- развитие тактильных ощущений (осязание, ощущения от прикосновения).
- развитие (коррекция) зрительного восприятия. У многих детей нарушение зрения, зрительного восприятия, нет интереса к рассматриванию.
- формирование представления о цвете и форме.
- развитие (коррекция) эмоциональной сферы. Формирование интереса в получение результата своей деятельности, побуждение к самостоятельным действиям.
Рисование пальчиковыми красками (пальчиковое рисование) – интересный, увлекательный, доступный и веселый вид творческих занятий.
Преимущества – легко организовать удобное место для рисования (стол, пол, окно); существует много техник (ладошкой, пальцем, кисточкой, валиком, губкой, с помощью трафаретов и т.п.), но можно и просто импровизировать; пальчиковые краски безопасны.
Предварительный просмотр:
Счастье - это когда тебя понимают.
Количество работ, посвященных исследованию общения у лиц с тяжелой и глубокой умственной отсталостью невелико. Особенности общения изучались преимущественно у детей с легкой и умеренной умственной отсталостью.
В большинстве учебников по специальной педагогике и психологии (олигофренопедагогике) приведены следующие характеристики детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (идиотией): «Речь у детей-идиотов часто отсутствует, у них не может быть полностью сформирована какая-либо речь, они плохо понимают обращения к ним. Такие дети спонтанно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают обращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и проявляют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных условиях. У некоторых детей-идиотов возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и пр.). Нередко их единственной речевой реакцией на приятные или неприятные для них раздражители являются протяжные или отрывистые крики, мычание. В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живее реагируют на раздражители внешней среды. У них формируются статические функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова). Проведенные исследования показали, что систематические занятия с этими детьми по развитию речи оказались успешными: у некоторых из них увеличился словарный запас, возникло понимание коротких фраз».
Особенности психического и речевого развития затрудняют общение умственно отсталых детей не только со сверстниками, но и со значимыми взрослыми, что отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе сверстников, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера (Л. И. Даргевичене, 1971; Д. И. Бойков, 1994).
В настоящее время подход к обучению детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью изменился. Многие из этих детей могут научиться говорить. В тех случаях, когда это оказывается невозможным, их учат альтернативным (невербальным) средствам общения.
Рассмотрим что же такое альтернативная коммуникация.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. В случаях, когда у человека есть потребность и возможности выразить свои идеи, но не хватает средств, используются способы дополнительной коммуникации. Надо понимать, что коммуникация – это не только слова. Есть много дополнительных средств, которые облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются все люди, когда процесс коммуникации затруднен, и прибегают к жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям (картинкам, фотографиям, значкам, рисункам, пиктограммам, системам символов и т.д.). Использование дополнительных знаков помогает развивать абстрактное мышление и символическую деятельность, таким образом, способствуя развитию понимания и вербальной (звуковой) речи.
Люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении, особенно если это дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Чаще всего инициатива коммуникации принадлежит не им. Окружающие обращаются к ним тогда, когда имеют для этого причину, желание или время. В связи с тем, что «неговорящего» человека очень трудно понять, он чаще всего не имеет возможности предъявить свои требования и выразить свои желания. Опасно, если человек к этому привыкает. Ребенок, подросток, а затем и взрослый может либо стать агрессивным оттого, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора, либо превратиться в покорного, послушного человека, не верящего в себя, в свою ценность и значимость. Чтобы этого не произошло, специалисту необходимо помочь ему подобрать эффективное средство, компенсирующее отсутствие возможности вербальной коммуникации. За рубежом и в России накоплен большой опыт применения средств альтернативной (поддерживающей) коммуникации. Авторы публикаций по данной теме констатируют возможность использовании различных средств поддерживающей коммуникации: взгляд, мимика, жесты, графические символы (фотографии, рисунки, пиктограммы), технические устройства (приборы, записывающие речь, электронные синтезаторы речи) и др.
Остановимся на невербальной (досимволической) коммуникации – общение с помощью других средств (жест, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.). Невербальные (несловесные) средства коммуникации являются основой на которой строится общение с ребенком.
Досимволические системы коммуникации
-коммуникация происходит без использования символа (предмета, жеста, графического символа, слова).
-строится на понимании имеющихся сигналов ребенка и их интерпретации и развитии.
-язык тела, мимика, дыхание
Обучение детей коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, которое предполагает не только передачу информации, но и умение обращать внимание на окружающих людей, проявлять интерес к другим людям, следить за их действиями, устанавливать и поддерживать зрительный контакт, обращать внимание других людей на себя. Также педагогическая работа должна быть направлена на развитие сохранных речевых механизмов, обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
В первую очередь ребенок должен обладать преднамеренной коммуникацией. Это значит, что ребенок должен осознавать потребность в коммуникации какой-либо информации другому человеку, пусть даже в самом ограниченном формате. Например, ребенок, который тащит другого человека к желаемому предмету, имеет хотя бы зачатки преднамеренной коммуникации. На это должен обращать внимание взрослый, поддерживать любые проявления потребности в коммуникации (общении) у ребенка.
Целью обучения является формирование коммуникативных навыков с использованием средств невербальной коммуникации.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Формируемые умения: устанавливать контакт с собеседником реагировать на собственное имя
приветствовать собеседника вербальными, невербальными средствами
привлекать к себе внимание вербальными, невербальными средствами
выражать свои желания вербальными, невербальными средствами
обращаться с просьбой о помощи, выражая её вербальными, невербальными средствами
выражать согласие/несогласие вербальными, невербальными средствами
выражать благодарность вербальными, невербальными средствами
Все это должно подкреплять и стимулировать речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелкая моторика детей-олигофренов. Планирование работы по развитию мелкой моторики.
Краткая характеристика мелкой моторики детей дошкольного возраста,страдающих олигофрений. Как планировать работу по развитию мелкой моторики. Образец планирования индивидульной работы....
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков
презентация Развитие мелкой моторики,формирование графомоторных навыков...
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Программа «Волшебные пальчики» по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
«Развитие мелкой моторики и речевых навыков через организацию пальчикового театра»
Данный материал показывает возможность бинарного взаимодействия учителя технологии и учителя логопеда на уроках технологии....
Результаты работы с тьюторантами по развитию мелкой моторики и привитию санитарно-гигиенических навыков.
Работа по развитие мелкой моторики и привитию санитарно-гигиенических навыков.ГраПожалуйста, зарегистрируйтесь на МААМ. Копировать можно только зарегистрированным пользователям МААМ. Адрес публикации:...
Развитие мелкой моторики и санитарно-гигиенических навыков
В. А. Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцах. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложн...
Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста».
Советы родителям по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями....