Представление собственного педагогического опыта.
рабочая программа
Основная задача педагога, работающего в интернатном учереждении , это создание условий для полноценной социальной адаптации и реабилитации воспитанников, оставшихся без попечения родителей, права которых закреплены федеральном законе №124 ст.1 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», именно они взяты за основу планирования моей деятельности. Для меня, как для воспитателя проблема социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляется весьма актуальной и достаточно сложной из-за соматического и психического здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_vospitatelya_lobanovoy_o.p_.docx | 52.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта воспитателя
ГБОУ РМ « Инсарская общеобразовательная школа-интернат »
Лобановой Ольги Павловны
по теме : «Подготовка воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни»
Дата рождения: 13.09.1978 г.
Образование: высшее, МГПИ им. М. Е. Евсевьева,
Специальность: учитель русского языка и литературы с доп. специальностью: мордовские языки и литература.
Стаж педагогической работы (по специальности воспитатель)- 9 лет
Общий стаж работы- 9 лет
Наличие квалификационной категории - первая
Дата последней аттестации – 22.05.2017 (Приказ №428 от 22.05.2017г.)
Актуальность педагогического опыта.
Нам кажется недостаточным оставить тело и душу
детей в таком состоянии, в каком они даны природой,
мы заботимся об их воспитании и обучении, чтобы
хорошее стало лучшим, а плохое и изменилось и стало
хорошим.
Лукиан.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.
Вчерашнему выпускнику школы-интерната необходимо привыкнуть к самостоятель-
ному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно
благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определив свой путь.
Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка:
обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная
взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются
неготовыми.
Выпускники школы-интерната чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда
проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием воспитанниками школы-интерната тех требований, которые предъявляет социум.
Процесс социализации (включение в систему социальных отношений) даже при благоприятном стечении обстоятельств разворачивается неравномерно и может быть чреват рядом сложностей, тупиков, требующих совместных усилий специалистов и сирот.
Если сравнить процесс социализации с дорогой, по которой должен пройти ребенок- сирота из мира детства в мир взрослых, то она не везде выложена ровными плитами и не всегда сопровождается четкими дорожными указателями. На ней есть участки с оврагами и сыпучими песками, шаткими мостиками и развилками.
Сама организация жизнеспособности детей в интернатных учреждениях устроена таким образом, что у них формируется только одна позиция- позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль реализуется человеком в течение всей его жизни и удерживает детей- сирот в инфантильной иждивенческой позиции, блокирует проявление потенциальных возможностей. В связи с трудностями социализации не решаются и задачи адаптации. Иными словами, воспитанники школы- интерната, выходя за его порог, умеют «быть сиротой». Они надеются на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая, что можно опереться на свои собственные ресурсы.
Важным педагогическим условием адаптации учащихся является педагогическая поддержка. Помощь свою вижу в устранении препятствий, которые мешают успешному самостоятельному продвижению ребенка в образовании, воспитании, саморазвитии. Помочь ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного его члена, чтобы он смог найти свое место под солнцем.
Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на подготовку учащихся к успешной социализации, предполагающей с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой – его саморазвитие и способность к самореализации.
Принципы.
Базовым принципом организации жизни детей в конкретных психолого-педагогических условиях образовательного учреждения интернатного типа выступает принцип поддержки детей и развития у них способности грамотно строить жизненные планы, ставить позитивные цели, выбирать свой жизненный путь.
Так же одним из важнейших условий воспитания детей в условия интерната является принцип включения их в различные виды деятельности на основе диагностики стремлений и способностей заниматься определенным видом деятельности. В создании условий для развития способностей детей, в частности, художественно-эстетические, необходимо не только опираться на объективные возможности школы-интерната, но и, главное, учитывать стремление и способности воспитанников.
В процессе включения детей в различные виды деятельности я учитываю соответствие имеющихся у воспитанников индивидуальных склонностей в дальнейшей социализации с уровнем актуального развития подростков, в котором они находятся.
Средствами воплощения условий реализации личности воспитанника является особое сочетание жизни детей в учреждении интернатного типа с учебной деятельностью в условиях школы и внеучебной деятельностью, проводимой педагогами дополнительного образования. Особенностью такого сочетания является создание развивающей среды, способной «сориентировать» детей, исходя из их индивидуальных способностей и склонностей на формирование социального мотива выбора вида деятельности.
В основу осуществления целевой программы положена парадигма образовательного творчества, ведущим принципом которой является принцип обеспечения самовыражения и самореализации детей, в различных видах творчества и принцип развития способностей детей в условиях дифференцированного и индивидуального подхода.
Самосознание в рамках творческой деятельности не только стимулирует творческую активность, но и опосредует саморегуляцию и самоконтроль, самосознание является важным условием не только сохранения, но и развития творческих возможностей и способностей.
Теоретическая база опыта.
Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
В данной программе подробно описываются формы проведения занятий по социализации и адаптации воспитанников. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:
- беседы,
- практические занятия.
Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.
Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах;
- коррекция межличностного общения;
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Теоретическая база опыта по проблеме социализации и адаптации детей с ОВЗ изучена в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. Адлера, А.Г. Асмолова, C.JI. Березина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, В.П. Кащенко, А.Р. Лурия и др.; педагогические технологии обучения детей с отклонениями в развитии P.M. Боскис, А.И. Дьячкова, P.E. Левина, Н.Г. Морозовой, М.С. Певзнера, С.Г Шевченко, Н.Д. Шматко и др.; концепции технологий инклюзивного образования (С. В. Алехина, М. Банерджи, Х. Гартнер, И. В. Карпенкова, С. И. Кудинов, Д. Митчелл, М. Фуллан и др.)
Так же применяю опыт педагогов-дефектологов со страниц журналов: «Дефектология», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», «Начальная школа», «Психология», «Народное образование» и др.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Социальная адаптация представляет собой один из механизмов позволяющих личности активно включаться в различные структурные элементы среды, т.е. посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальной культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии нормами и правилами общежития.
Достижение поставленных целей обеспечивается решением следующих основных задач с воспитанниками:
- развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие;
- воспитание детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание;
- трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда;
- физическое воспитание;
- самообслуживание;
- бытовая ориентировка и социальная адаптация – как итог всей работы.
Оптимальность и эффективность средств.
Для адекватного вхождения воспитанника школы-интерната в систему социальных отношений мной проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию, нравственно-эстетическому, правовому, медико-педагогическому, трудовому, а также психологическая реабилитация и развитие воспитанников.
Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно- педагогических условий позволяет обеспечить успешную адаптацию воспитанников.
В своей работе использую следующие методы:
- Беседа
- Дискуссия
- Консультация
- Практикум
- Анкетирование
- Профориентационная диагностика
- Наблюдение
- Метод стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка)
Наличие четких профессиональных и личных планов, способности их реализовать формирует у человека чувство социальной защищенности. Воспитанник должен хорошо представить себя в своей самостоятельной жизни, поэтому я привлекаю как можно раньше каждого из воспитанников к индивидуальному целеполаганию и планированию. Помогают ребенку определить реальные личные и профессиональные перспективы и составить программу собственных действий по достижению намеченного :
- способствую доминирующей творческой организации любой воспитательной деятельности;
- учу сопереживать и приходить друг к другу на помощь;
- формирую позитивное отношение к труду, творчеству, трудовой деятельности;
- закрепляю и формирую умения и навыки самообслуживания, общественно-полезного труда;
-способствую умению воспитанников вместе преодолевать и переживать трудности;
- развиваю и поддерживаю творческую инициативу;
-создаю условия, посредством которых ребенок может проявлять самостоятельность;
- формирую потребность у воспитанников соблюдения общечеловеческих норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.)
- создаю условия для развития внутренней свободы – способности к объективной, адекватной самооценки себя, своих знаний и возможностей, чувства собственного достоинства, самоуважения, уважения окружающих, саморегуляции достойного поведения.
Особое внимание уделяю в своей деятельности ситуации успеха, поощрения. Дети открыто и легко отзываются на данную форму общения. Успех становится первоисточником внутренней собранности и сил воспитанника, рождающий энергию для того, чтобы справиться с трудностями, преодолеть их. Преодоление проблем, трудностей, умение выходить из сложных ситуаций – это самое главное в социализации и адаптации в обществе.
Результативность опыта.
Мои воспитанники развиваются в условиях школы-интерната, где семья заменена учреждением, в ситуации ограниченных социальных норм и социального опыта. Помимо черт, свойственных всем воспитанникам интернатных учреждений характерны и такие, с которыми я сталкиваюсь – специфические особенности моих воспитанников:
- отставание в развитии мышления (как наглядно-образного, так и словесно-логического)
- затруднения в процессе восприятия;
- принятие иждивенческой позиции, отсутствие ответственности, бережливости;
-недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности;
- бедность словарного запаса;
- отсутствие готовности к интеллектуальному усилию;
- отсутствие желания к общественно-полезному труду;
- отрицание приобретения и закрепления навыков по самообслуживанию (“не хочу” и не буду”)
- неумение актуализировать свои способности и возможности для успешного реализации преодоления трудностей.
Мои воспитанники нуждаются в помощи, в необходимости избавиться от всего наносного, ненужного. Помогая раскрыть и развить их потенциал, приспособить к самостоятельной жизни, я используя новые технологии в воспитательном процессе. Я считаю, что делаю полезную работу, создавая детям условия для развития личности каждого ребенка. В конечном результате, это приводит к положительным результатам работы с детьми, а именно:
- у детей появляется желание вести здоровый образ жизни;
- формируются стремления к знаниям и интерес к новым видам деятельности;
- развиваются коммуникативные навыки в процессе общения;
- развиваются способности к трудовой деятельности;
- активно принимают участие в общешкольных мероприятиях.
Во время самостоятельных работ на самоподготовках, используя разного вида технологии (игры, физкультминутки, беседы и др.), можно увидеть положительные результаты развития детей:
- появился интерес к самостоятельному выполнению домашнего задания;
- активно и полным предложением отвечают на вопросы воспитателя;
- быстро включаются в игры, отгадывания загадок, решения кроссвордов;
- научились дружить в коллективе, появилась взаимовыручка;
- расширяется словарный запас у учащихся.
Применяя разного вида технологии в воспитательном процессе, имею положительный результат развития личности ребенка.
В своей деятельности использую следующие направления:
1. Нравственное воспитание – отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- заочные экскурсии в храм, краеведческий музей;
- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха» , «9 мая»)
Приложение 1. Сценарий праздника «Светлая пасха»
– помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях;
– познакомить учащихся с историей и смыслом главного праздника христиан – Пасхой, с Евангелием как Священной книгой христиан, с земной жизнью Иисуса Христа;
– воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.
Приложение 2.Беседа "Семейные ценности и традиции"
-воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.
-учить детей вежливо общаться с взрослыми, воспитывать желание заботиться о них.
-формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Приложение 3. Открытое мероприятие «Синичкин день»
-продолжать знакомить детей с зимующими птицами.
-способствовать к привитию любви к животному миру.
-закрепить знания о том, какие звуки издают птицы.
-развивать у детей познавательный интерес.
-развивать у детей внимание.
-закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.
-воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам.
-способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.
-развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц.
Приложение 4. Конспект занятия «Правила поведения за обеденным столом»
- познакомить ребят с правилами поведения за столом, научить правильно сидеть во время обеда, пользоваться столовыми приборами.
Приложение 5.Открытое мероприятие «Путешествие по книжным полкам»
-прививать интерес к сказкам и литературе в целом;
- развивать познавательную активность детей, образное мышление,
воображение, речь, память;
- прививать навыки коммуникативного общения.
- расширять кругозор детей;
- воспитывать интерес к чтению, бережное отношение к книгам.
2. Патриотическое воспитание - воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 6. «Виртуальная экскурсия к памятнику павшим героям»
- способствовать углублению и обогащению знаний детей о родном городе.
- расширять знания детей о подвигах героев ВОВ.
- воспитывать нравственно-патриотические чувства.
Приложение 7. Беседа «Тропинками родного края»
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/10/19/tropinkami-rodnogo-kraya
- развивать интерес у детей к своему родному краю, к его прошлому;
- систематизировать сведения о живой и неживой природе Республике Мордовия;
- формировать у учащихся общечеловеческие ценности мира природы, общества и человека.
Приложение 8.Виртуальная экскурсия «Памятники и исторические места Москвы»
- пополнить знания воспитанников об отдельных страницах истории и культуры Москвы, людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа.
-стимулировать интерес к изучению истории Москвы, стремление к сохранению красоты памятных мест своей страны.
-вызвать чувство гордости за людей, сохранивших и сохраняющих историю государства для будущих поколений.
- способствовать проявлению уважения к творцам архитектурных и садово-парковых ансамблей.
Приложение 9. Беседа «Мир, который меня окружает»
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2019/03/20/mir-kotoryy-menya-okruzhaet
-создать условия для формирования среди учащихся представлений о ценностях, существующих в среде окружающих их людей.
3. Охрана здоровья и физическое воспитание - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
- формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- охрана жизни детей;
Приложение 10. Беседа «О чем поведал микроскоп»
-дать детям простейшие представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат), о способах попадания в организм;
- рассказать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными;
- познакомить с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями, вирусами, микробами.
Приложение 11. Открытая беседа «Детство-территория свободная от курения»
-получение новых знаний о никотине, составе табачного дыма, а также о влиянии наркотических веществ на организм человека;
-изучение причин и последствий употребления табака.
-способствовать выработке у учащихся навыков обсуждения вредных последствий курения для здоровья, умения сравнивать причины того, почему одни люди курят, а другие отказываются от курения;
-сформировать у учащихся устойчивую установку на отказ от вредных привычек;
-способствовать выработке у учащихся чувства ответственности за то, что происходит вокруг: в стране, в городе, в семье, в подростковой компании;
-продолжить формирование комплексных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.
Приложение 12. Веселые старты «В мире животных»
https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/10/17/veselye-starty-v-mire-zhivotnyh
-пропаганда здорового образа жизни.
-укреплять здоровье детей.
-развивать физические способности.
-развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой.
-воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления.
Приложение 12. «Эвакуация при пожаре из здания школы»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/09/20/evakuatsiya-pri-pozhare-iz-zdaniya-shkoly
- изучить средство оповещения и эвакуацию при пожаре. Предупреждение пожаров в общежитии, школе, учебных мастерских, на детских праздниках и утренниках.
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 13 Беседа «Труд на радость тебе и людям»
.- создать условия для формирования представлений о многообразии мира профессий.
- раскрытие значимости труда в жизни людей; способствование развитию любознательности, кругозора; воспитание уважительного отношения к любому труду.
Я стараюсь делать все, чтобы создать благоприятные условия для раскрытия и развития способностей каждой отдельно взятой личности, ее саморазвития и самоопределения. Данный опыт показывает на результат работы, суть которого формирование самосовершенствованию личности, которую характеризуют:
- широкий круг интересов;
- потребность творческой самореализации;
- постоянное самообразование;
- желание и способность трудиться во благо жизни;
- профессиональное самоопределение;
- социальная активность.
Своим опытом делюсь с воспитателями, выступая на методическом объединении, обсуждаем за круглым столом и в повседневной работе.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.
Приложение 14. Выступление на тему «Гражданско- патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Приложение 15. Доклад на тему «Коррекционно-развивающая среда как средство коррекции и компенсации детей с ОВЗ»
Приложение 16. Выступление на тему «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по проблеме социализации и адаптации воспитанников дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной. Работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с социализацией и адаптацией воспитанников.
Известный психолог и философ С.Л. Рубинштейн говорил: «Главное дело воспитания в том и заключается, чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи для него значимые, которые он считает своими, в решение которых включается».
И эта та глобальная цель, которую я ставлю перед собой в своей педагогической работе.
Опыт моей работы представлен на сайте: https://nsportal.ru/lobanova-olga-pavlovna
Наглядное приложение: видео открытого мероприятия: https://shkola-internat-insar.nubex.ru/
Список литературы
1. Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка- как педагогическое средство
как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта»
Сургут: РИО СурГПИ, 2003г.
2. Андросова Г.Л. «Социальное становление подростка с интеллектуальной
недостаточностью» РИО СурГПИ, 2004 г.
3. Завражин С.А. «Адаптация детей с ограниченными возможностями» М: Академический
проект, 2018 г.
4. Кожушко Н.Ю. «Микрополяризация у детей с нарушением психического развития, или
Как поднять планку ограниченных возможностей» М.: Каро, 2014 г.
5. Мудрик А.В. «Социальная педагогика» М., 2012г.
6. Ратнер Ф.Л. «Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в
обществе здоровых детей. Методическое пособие» М.:Владос.2014 г.
7. Староверова М.С. «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работаю-
щего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие.» М.: Владос.,2018 г.
8. Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с
нарушениями интеллекта» 2-е изд. переработанное и дополненное – СПб.:2005 г.
9. Яковлева Н.Ф. «Актуальные проблемы социализации воспитанников интернатных
учреждений: дополнительная образовательная программа» М.: Флинта, 2019 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...