РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков для детей с ОВЗ в ГКП «Круг»
рабочая программа на тему
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми. Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка. У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/2017/02/15/rabochaya_programma_krug.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 329
имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»
ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001
109456, г. Москва, Тел. /факс (495) 371-67-02
4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2 E-mail: 329@edu.mos.ru
Принято на заседании ППк Методист Бессонова С.К. ______________ Протокол №1 от 26 августа 2016г. | Проверено Зам. директора по УВР ____________Самохина Е.Ф. 28.08.2016г. | Утверждено Директор ГБОУ Школа № 329 __________Н.П.Даньшина Приказ № 561-а от 29.08.2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУГ»
курса
«Развитие эмоционально-волевой сферы
и коммуникативных навыков
у детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Составители:
педагог-психолог Церах С.С.
педагог-психолог Шолина М.С.
учитель-дефектолог Зайцева И.В.
Москва, 2016г.
Пояснительная записка
С самого рождения ребенок испытывает потребность в общении с окружающими людьми. Ребенок растет, и эта потребность увеличивается. Младенцу достаточно для общения родителей и узкого круга родных и знакомых. С 2–3 лет ребенок стремится играть с другими детьми. Во взаимодействии со сверстниками ребенок усваивает разные формы и правила поведения, учится общаться с другими детьми, добиваться того, что он хочет, и учитывать желания других. Во время общих игр происходит развитие эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, ребенок учится подражать другим, осваивает новые действия, игры, увеличиваются активный и пассивный словарь, развиваются коммуникативные навыки ребенка.
У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.
Групповое занятие «Дружный круг» – первый опыт посещения структурированных групповых занятий у детей с ОВЗ и их родителей.
Это ритмически организованное, краткое по времени и эмоционально насыщенное занятие. Оно интересно и доступно всем детям.
Главная цель – дать каждому ребенку возможность получить опыт взаимодействия с другими детьми, освоить разные формы такого взаимодействия и, таким образом, почувствовать себя частью коллектива.
Основные задачи:
– создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
– формирование образа себя через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
– стимуляция собственной игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка;
– развитие произвольной регуляции поведения;
– развитие познавательной сферы;
– формирование представлений об окружающем мире
– оптимизация детско-родительского взаимодействия.
Содержание программы
Раздел программы | Задачи | Методы и приёмы | Контролируемые параметры |
Общение | 1. Формировать продуктивный контакт. 2. Способствовать эмоциональному развитию детей. 3. Развитие возможности контролировать собственные импульсивные желания 4. Формирование активного и пассивного словаря | 1, 2, 3. Групповые эмоционально насыщенные игры. 3.Игры с остановками, переключением с одной деятельности на другую по инструкции. Соблюдение очередности в игре. 4. Занятия по лексическим темам. | 1. Возможность продуктивного контакта. 2. Расширение репертуара выражения эмоций. 3. Ребенок правила поведения на группе, переключается с одного действия на другое в рамках одной игры. 4. увеличение активного и пассивного словаря. |
Когнитивная сфера | 1.Выполнение заданий по инструкции. 2. Развитие слухового восприятия 3. Развитие внимания | 1.В игре или в другой деятельности (лепка, рисование) выполнение простых инструкций, удержание программы действий. 2. Прослушивание песенок, игры на музыкальных инструментах. 3. Игры и задания с использованием игрушек. Игры с мыльн. пузырями. | 1. Сможет выполнять простые задания, подолгу сможет заниматься интересующейся его деятельностью. 4. Ребенок слышит и узнает музыкальные инструменты, знакомые песенки. 3. Удерживает внимание в ходе занятия. |
Моторный контроль | 1. Развитие контроля над двигательной деятельностью 2. Развитие пространственной ориентации. 3. Развитие мелкой моторики | 1,2. Танцы, ритмические игры, тактильные игры. 3. Пальчиковая гимнастика, лепка, рисование красками карандашами | 1,2,3. Построение пространства и тела. Более точные и скоординированные движения, дети будут более подвижными. 3. Смогут выполнять элементарные поделки самостоятельно или совместно со взрослым. |
Личностно-социальное развитие | 1. Формирование представлений о себе, о собств. схеме тела
| 1. Игры, песни | 1. Отвечает на вопросы о локализации собственных частей тела. |
Литература
- И.Ю.Захарова. Лечебно-педагогическая диагностика детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
- Улла Кислинг. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие.
- Э. Джин Айрес. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития.
- Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми. Сост. М.С. Дименштейн.
- Ньюмен Сара. Игры и занятия с особым ребенком. – Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой.
- А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова, А.М.Пайкова, Склокина Н.А. Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «ЛЕКОТЕКА»
- ЗарубинаЮ.Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. – Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии Круг - М.: Теревинф, 2009
- И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст. – М., ТЦ Сфера, 2007г.
- Т. Сауко, А. Буренина. Топ-Хлоп малыши. Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. С.-Пб., 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа развития эмоционально - волевой и коммуникативной сферы в сенсорной комнате у детей младшего школьного возраста «В волшебном мире»
Сенсорное развитие играет важную роль в психологическом и социальном становлении личности ребёнка.В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального обще...
Рабочая программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сфер
РаРазвитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (1 - 4 класс)....
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная развитие эмоционально-волевой и личностной сферы, формирование коммуникативных компетенций
Индивидуальная программа психологичекого сопровождения подростка с нарушением слуха...
Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы
Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...
Программа по развитию эмоционально-волевой сферы младших и старших школьников
Актуальность программы.Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-волевой сферы обусловлен тем, что она играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении...
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...