Аналитические отчеты за 2018-2021 г.
материал
Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskiy_otchet_psihologa_za_2018-2019.docx | 29.83 КБ |
analiticheskiy_otchet_psihologa_za_2019-2020.docx | 34.63 КБ |
analiticheskiy_otchet_za_2020-_2021_god.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»
Аналитический отчёт педагога-психолога
за 2018-2019 учебный год.
Подготовил: педагог-психолог
Самсонова А.В.
пгт. Смирных
2019 г.
Основная цель работы педагога-психолога является содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
Основные задачи:
- Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
- Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию;
- Развитие у воспитанников навыков психологической компетентности: овладение социальными нормами поведения; ориентация на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
- Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- просветительская деятельность
Педагог-психолог Самсонова А.В. проводила работу с учащимися с 1 класса по 9 класс включительно, в количестве 41 чел.
Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год
Формы работы | Учащиеся с 1 по 9 классы (кол-во мероприятий) | Педагоги (кол-во мероприятий) | |
Консультации и беседы | 45 | 20 | |
Коррекционно-развивающая работа | Индивид. | Групповое | Групповое |
202 | 197 | - | |
Диагностика | Индивид. | Групповое | Групповое |
112 | 5 | 1 | |
Занятия и беседы с детьми « группы риска» | 45 | 12 | 11 |
Профилактические беседы и занятия | 10 | 6 |
Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса: учащимися, классными руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.
В 2018-2019 учебном году в разные классы школы - интернат поступило 11 обучающихся. Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие в жизни школы - интернат.
Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с1-го по 9-е классы. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.
По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, учащимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов. Для воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.
Диагностическая работа
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, креативности, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен)
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)
- Диагностика интеллекта
- Диагностика уровня развития мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра)
- Социометрия
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина)
- Изучение интересов, увлечений, учебной мотивации (по Лускановой)
- Изучение школьной тревожности (тест Филлипса)
- Проективные методики.
Коррекционно-развивающая работа
За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 197 групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено 202 индивидуальных занятий.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей ;
- развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
- закрепление школьных учебных навыков в игровой и тренинговой формах;
- коррекция отдельных отклонений в учебной деятельности и поведении;
- снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
- дополнительная диагностика в моделях игровой и учебной деятельности.
Консультативная работа
В 2018-2019 учебном году проведено групповых консультации:
- с обучающимися- 45;
- с педагогами- 20.
Индивидуальные консультации:
- с обучающимися - 10;
- с педагогами -10.
В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- проблемы в детско-воспитательских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики.
Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.
В марте была проведена профориентационная диагностика в 9 классе и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.
Профилактическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение всего учебного года в виде консультации, бесед и занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и родителей проведён цикл бесед с обучающимися среднего и старшего звена:
- « Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;
- « Сопереживание в радости и в горе»;
- « Общение с взрослыми»;
- «Общение с младшими по возрасту»;
- « Как общаться с собеседником»;
- «Культура общения по телефону»;
- « Скажем нет: курению, алкоголю»;
- «Беседа по профилактике наркомании» и т.д.
Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.
Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась с помощью различных форм, методов и приемов работы.
Профилактические беседы:
- на осознания своего «Я»;
- на развитие самосознания и индивидуальности;
- на планирование своей деятельности;
- на формирование способностей избегать ошибочных действий;
- на развитие мотивации
- на расширения своего кругозора;
- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям.
С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:
- на обретение уверенности в себе;
- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;
- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных жизненных перспектив.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В 2019-2020 учебном году необходимо уделить внимание усилению работы с тревожными, агрессивными детьми. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»
Аналитический отчет педагога-психолога за 2019 -2020 учебный год.
Подготовил: педагог-психолог
Самсонова А.В.
пгт. Смирных
2020 г.
Деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утвержденным годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Основные задачи:
- Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
- Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию;
- Развитие у воспитанников навыков психологической компетентности: овладение социальными нормами поведения; ориентация на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
- Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- просветительская деятельность
Педагог-психолог Самсонова А.В. проводила работу с учащимися с 2 класса по 9 класс включительно, в количестве 44 чел., воспитанники дошкольного возраста- 4 чел., воспитанник 1 класса, посещающий общеобразовательную школу -1 чел.
Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год
Формы работы | Учащиеся с 2 по 9 классы (кол-во мероприятий) | Педагоги (кол-во мероприятий) | |
Консультации и беседы | 84 | 49 | |
Коррекционно-развивающая работа | Индивид. | Групповое | Групповое |
454 | 467 | - | |
Диагностика | Индивид. | Групповое | Групповое |
134 | 4 | 1 | |
Занятия и беседы с детьми « группы риска» | 56 | 15 | 10 |
Профилактические беседы и занятия | 15 | 8 |
Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, классными руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.
В 2019-2020 учебном году в разные классы школы - интернат поступило 6 обучающихся, 4 воспитанников обучаются по программе дошкольного воспитания и 1 воспитанник по программе обучения в общеобразовательной школе. Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие в жизни школы - интернат.
Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с2-го по 9-е классы и с детьми дошкольного возраста. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.
По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, обучающимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов. Для воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.
Диагностическая работа
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, уровней школьной тревожности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен);
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
- Диагностика интеллекта (тест Векслера);
- Диагностика уровня развития мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра);
- Социометрия;
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина);
- Изучение интересов, увлечений, учебной мотивации (по Лускановой);
- Изучение школьной тревожности (тест Филлипса);
- Проективные методики;
- Диагностика состояния агрессии;
- Выявление типа темперамента;
- Выявление акцентуаций у подростка (тест-опросник Шмишека);
- Диагностика образовательных потребностей;
- Диагностика уровня выполнения теоретической и практической части программ по трудовому обучению.
Коррекционно-развивающая работа
За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 467 групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено 454 индивидуальных занятий.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей;
- развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
- закрепление школьных учебных навыков в игровой и тренинговой формах;
- коррекция отдельных отклонений в учебной деятельности и поведении;
- снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
- дополнительная диагностика в моделях игровой и учебной деятельности.
- Повышение уровня мотивации к обучению,
- Психологическая коррекция агрессивного поведения,
- Развитие мелкой моторики,
- Психологическая коррекция тревожного поведения.
Консультативная работа
В 2019-2020 учебном году проведено групповых консультации:
- с обучающимися- 56;
- с педагогами-23.
Индивидуальные консультации:
- с обучающимися -84;
- с педагогами -49.
В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
- эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- проблемы в детско-воспитательских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделенные чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения;
- излишнее волнение.
Так же психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.
Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.
В марте была проведена профориентационная диагностика в 8 - 9 классов и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.
Профилактическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение всего учебного года в виде консультации, бесед и занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и воспитателей проведён цикл бесед с обучающимися среднего и старшего звена:
- «Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;
- «Сопереживание в радости и в горе»;
- «Общение с взрослыми»;
- «Общение с младшими по возрасту»;
- « Как общаться с собеседником»;
- «Культура общения по телефону»;
- «Скажем нет: курению, алкоголю»;
- «Беседа по профилактике наркомании»;
- «Мои лучшие стороны и чтобы я хотел в себе изменить»;
- «Мы выбираем, нас выбирают»;
-«Дом , который бы я построил»;
- «Каким я вижу мир»;
- «Привычка быть здоровым»;
- «Азбука здоровья»;
- «Здоровье и выбор образа жизни»;
-«Ущелье страхов. Чего я боюсь в новой жизни»;
-«Океан человеческих чувств»;
- «Семья - счастливая страна взаимоотношений, семейные роли»;
- «Как заводить друзей»;
- «Мы в ответе за свои поступки»;
- «Как противостоять влиянию других?»;
- «Мамин и папин портрет»;
-«Чудо материнской любви»;
- «Сердце матери»;
- «Образ бабушки и дедушки»;
- «Члены семьи и как общаться с членами семьи» и т.д.
Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.
Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась с помощью различных форм, методов и приемов работы.
Профилактические беседы:
- на осознания своего «Я»;
- на развитие самосознания и индивидуальности;
- на планирование своей деятельности;
- на формирование способностей избегать ошибочных действий;
- на развитие мотивации
- на расширения своего кругозора;
- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям. Индивидуальные развивающие занятия:
- Коррекция агрессивного поведения,
- Коррекция тревожного поведения.
С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:
- на обретение уверенности в себе;
- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;
- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных жизненных перспектив.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В 2020-2021 учебном году необходимо усилить внимание по работе с тревожными, агрессивными детьми. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Сахалинской области «Школа-интернат «Радуга»
Аналитический отчет педагога-психолога за 2020 -2021 учебный год.
Подготовил: педагог-психолог
Самсонова А.В.
пгт. Смирных
2021 г.
Деятельность школьного педагога-психолога строится в соответствии с утвержденным годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых общешкольным планом учебно-воспитательной работы.
В своей деятельности педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, «Конвенцией о правах ребенка», Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образования, «Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации».
Основная цель работы педагога-психолога заключается в содействии администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, которая соответствует индивидуальности обучающегося и обеспечивает психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, педагогических работников и других участников образовательного процесса, а также решении практических задач по формированию позитивной личности обучающихся, определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Основные задачи:
- Обеспечение комфортных психологических условий, способствующих всестороннему развитию каждого ребенка в соответствии с его потенциальными возможностями;
- Содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе детей и взрослых;
- Формирование у детей и педагогов способностей к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию;
- Развитие у воспитанников навыков психологической компетентности: овладение социальными нормами поведения; ориентация на «другого», как субъекта общения; формирование ситуативной адекватности (умение ориентироваться в ситуации и выбирать оптимальные модели поведения);
- Оказание помощи воспитанникам в выборе будущей профессии на основании их способностей и возможностей.
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности работа велась по основным направлениям:
- психолого-педагогическая диагностика;
- коррекционно-развивающая работа;
- психолого-педагогическое консультирование;
- просветительская деятельность
Педагог-психолог Самсонова А.В. проводила работу с учащимися с 3 класса по 9 класс включительно, в количестве 33 чел.
Таб. 1 Количество проведенных мероприятий за учебный год
Формы работы | Учащиеся с 3 по 9 классы (кол-во мероприятий) | Педагоги (кол-во мероприятий) | |
Консультации и беседы | 65 | 34 | |
Коррекционно-развивающая работа | Индивид. | Групповое | Групповое |
174 | 338 | - | |
Диагностика | Индивид. | Групповое | Групповое |
145 | 8 | 2 | |
Занятия и беседы с детьми « группы риска» | 67 | 23 | 26 |
Профилактические беседы и занятия | 47 | 8 |
Все перечисленные виды работы осуществлялись только в единстве и во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, классными руководителями, учителями - предметниками, школьной администрацией, социальным педагогом, воспитателями.
В 2020-2021 учебном году в разные классы школы - интернат поступило 3 обучающихся (6,9 классы). Адаптационный период прошел за минимально короткий срок, вновь поступившие обучающие стали активно принимать участие в жизни школы - интернат. Выбыло 4 обучающихся (1 чел.- Кировский дом инвалидов,2 чел.- в семью, 1 чел.- в ГРЦ «Чайка»).
Вся работа психологической службы проводится в соответствии с годовым планом. План работы включает в себя следующие направления: психологическое просвещение, психологическая профилактика, диагностика, коррекционная работа, психологическое консультирование. Психологическая служба работает со всеми детьми разных возрастов, с3-го по 9-е классы. Работа ведётся совместно с педагогами, администрацией, всеми службами школы-интерната. План работы выполняется полностью.
По психологическому просвещению работа ведется с педагогическим коллективом, обучающимися. Психолог проводит индивидуальные консультации по запросу педагогов. Для воспитателей проводятся индивидуальные консультации по возникающим проблемам в детско - воспитательских отношениях.
Диагностическая работа
Традиционно проводилась диагностика простых и сложных психических процессов: интеллекта, эмоционально-волевой сферы, коммуникативных способностей, межличностных отношений, эмоционального благополучия, профессиональных задатков, ценностных ориентиров, уровней школьной подготовленности, уровней школьной тревожности, отклонений в психическом развитии и др.
В процессе диагностики использовались методы как высокого уровня формализации (тесты, опросники, психофизиологические методы, проективные техники), так и мало формализованные методы (наблюдение, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности). Формы тестового материала: вербальные, невербальные, устные и письменные, аппаратурные, предметные, бланковые, проективные и др. В равной мере применялись групповые и индивидуальные формы обследования учащихся.
- Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера, тест Тэммл - Дорки - Амен);
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
- Диагностика интеллекта (тест Векслера);
- Диагностика уровня развития мышления (прогрессивные матрицы Дж. Равена, Амтхауэра);
- Социометрия;
- Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, «Системный выбор профессии» Резапкина);
- Изучение интересов, увлечений, учебной мотивации (по Лускановой);
- Изучение школьной тревожности (тест Филлипса);
- Проективные методики;
- Диагностика состояния агрессии;
- Выявление типа темперамента;
- Выявление акцентуаций у подростка (тест-опросник Шмишека);
- Диагностика образовательных потребностей;
Коррекционно-развивающая работа
За прошедший период проводилась групповая коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 338 групповых коррекционно-развивающих занятий. Проведено 174 индивидуальных занятий.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- совершенствование познавательных, мыслительных и эмоциональных способностей;
- развитие навыков общения и взаимного сотрудничества в малых группах;
- снятие эмоционального напряжения и явлений психофизического утомления;
- обучение приемам психической саморегуляции,
- развитие умений выражать свои эмоции и чувства,
- обучение приемам релаксации,
- повышение уровня мотивации к обучению,
- психологическая коррекция агрессивного поведения,
- развитие мелкой моторики,
- психологическая коррекция тревожного поведения.
Консультативная работа
В 2020-2021 учебном году проведено групповых консультации:
- с обучающимися-23;
- с педагогами-10.
Индивидуальные консультации:
- с обучающимися - 42;
- с педагогами -24.
В связи с тем, что основной контингент - это дети подросткового возраста, большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения.
В целом все запросы можно разделить на:
- трудности в общении со сверстниками;
-эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);
- проблемы в детско-воспитательских отношениях;
- трудности в профессиональном самоопределении;
- трудности обучения;
- консультации по результатам групповой диагностики
- конфликты с товарищами по классу;
- конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
- семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
- неразделенные чувства и мировоззренческие позиции;
- страх самовыражения;
- излишнее волнение.
Так же психолог школы принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса.
Особое внимание в системе консультационной работы с обучающимися уделялось вопросам профориентации и личностного самоопределения. Этот вид работы был направлен, главным образом, на обучающихся 8-х,9-х классов. Консультации строились с учётом трёх основополагающих принципов выбора профессии:
- знание и учёт своих возможностей и способностей;
- знание требований профессии к человеку;
- умение соотносить эти факторы.
При оказании психологом помощи ребёнку в выборе профессии учитывались мотивационные, психофизиологические, интеллектуальные, характерологические и эмоциональные особенности личности, личные интересы, спрос на рынке труда. Данный вид работы тесно сочетался с профессиональной и личностной диагностикой обучающихся. Психологическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения строилось на нормах и законах психического развития человека. В индивидуальных беседах педагог-психолог знакомил обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, особенностями её освоения и реализации. Обучающиеся в меру своих психофизических возможностей овладевали умением ставить цель при выборе профессии и составлять программу действий для её достижения.
В марте была проведена профориентационная диагностика в 8 - 9 классов и на основании результатов были проведены профориентационные беседы и консультации с выпускниками.
Профилактическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися проводилась в течение всего учебного года в виде консультации, бесед и занятии с презентациями. По итогам диагностики среди обучающихся, а также по запросам педагогов и воспитателей проведён цикл бесед с обучающимися среднего и старшего звена:
- «Права и обязанности воспитанников. Поощрение и наказание»;
- «Сопереживание в радости и в горе»;
- «Общение с взрослыми»;
- «Общение с младшими по возрасту»;
- « Как общаться с собеседником»;
- «Культура общения по телефону»;
- «Скажем нет: курению, алкоголю»;
- «Беседа по профилактике наркомании»;
- «Мои лучшие стороны и чтобы я хотел в себе изменить»;
- «Мы выбираем, нас выбирают»;
-«Дом, который бы я построил»;
- «Каким я вижу мир»;
- «Привычка быть здоровым»;
- «Азбука здоровья»;
- «Здоровье и выбор образа жизни»;
-«Ущелье страхов. Чего я боюсь в новой жизни»;
-«Океан человеческих чувств»;
- «Семья - счастливая страна взаимоотношений, семейные роли»;
- «Как заводить друзей»;
- «Мы в ответе за свои поступки»;
- «Как противостоять влиянию других?»;
- «Мамин и папин портрет»;
-«Чудо материнской любви»;
- «Сердце матери»;
- «Образ бабушки и дедушки»;
- «Члены семьи и как общаться с членами семьи» и т.д.
Вся профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных качеств, на адекватное отношения к окружающему социуму, развитию толерантности, расширению знании о ПДД, закреплению знании о своей стране и развитию гражданственности.
Профилактическая работа с детьми «группы риска» осуществлялась с помощью различных форм, методов и приемов работы.
Профилактические беседы:
- на осознания своего «Я»;
- на развитие самосознания и индивидуальности;
- на планирование своей деятельности;
- на формирование способностей избегать ошибочных действий;
- на развитие мотивации
- на расширения своего кругозора;
- на выработку правильной позиции по отношению к другим людям. Индивидуальные развивающие занятия:
- Коррекция агрессивного поведения,
- Коррекция тревожного поведения.
С воспитанниками проводилась работа в форме коррекционно-развивающих занятиях направленных:
- на обретение уверенности в себе;
- на анализ возможных последствий неадекватного поведения и убеждения в нецелесообразности такого поведения;
- на установление и понимание положительных чувств, эмоционально окрашенных жизненных перспектив.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В 2021-2022 учебном году необходимо усилить внимание по работе с тревожными, агрессивными детьми. В дальнейшем необходимо создать новые программы по коррекции эмоционально-волевой сферы с учетом потребностей участников образовательного процесса и в соответствии с ФГОС. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за прошедший год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
аналитический отчет по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних
Анализ работы педагогов по организации педагогической реабилитации несовершеннолетних, попавших в ТЖС...
Аналитический отчет директора
Анализ организационной, контрольно-инспекционной, методической, инструктивно-информационной деятельности заместителя директора по УВР за 2010-2011 учебный год...
Аналитический отчет
Представлен аналитический отчет учителя за межаттестационный период...
Презентация аналитического отчета
Презентация аналитического отчета учителя за межаттестационный период...
Аналитическая записка 2018-2021
Профессиональная деятельность за период 2018-2021 гг....
Аналитические справки об итогах проведения профилактических мероприятий 2018-2021 год
Анализ проведения общешкольных и профилактических мероприятий за 2018-2021 год...
Аналитический отчет "Результаты профессиональной деятельности" 2018-2021
quot;Результаты профессиональной деятельности" (2018-20ё21)...