Инновационные технологии обучения
методическая разработка

Батуева Маргарита Саввична

Обилие информации, большой объём учебного материала при сокращении часов, потеря интереса к чтению у многих школьников – это объективные противоречия времени, с которыми сталкивается система образования в целом и учитель в частности. Пути преодоления противоречий возможны через использование новых технологий, позволяющих превратить ученика в реальный субъект деятельности. Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии обучения

Батуева Маргарита Саввична

Республика Бурятия,

город Улан – Удэ, МАОУ СОШ № 42

учитель физики

         Ключевая концептуальная педагогическая идея школы – развитие и воспитание образованной, культурной, компетентной, мобильной, профессионально - ориентированной, социально-зрелой личности, способной к саморазвитию и личностному самоопределению и продуктивному сотрудничеству.

         В русле реализации идеи школы, приоритетной задачей учителя является воспитание в каждом ученике свободной талантливой личности с активной гражданственной позицией, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности.

        Вектор направления своей профессиональной деятельности ориентирую не только на усвоение готовых специализированных знаний, но и на формирование ключевых компетентностей. Основным фактором результативности работы является самостоятельная работа учащихся, их расширенный доступ к образовательным ресурсам, а культура усвоения знаний замещается культурой поиска и обновления знаний.

              Обилие информации, большой объём учебного материала при сокращении часов, потеря интереса к чтению у многих школьников – это объективные противоречия времени, с которыми сталкивается система образования в целом и учитель в частности. Пути преодоления противоречий возможны через использование новых технологий, позволяющих превратить ученика в реальный субъект деятельности. Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса.

            Получаемые на уроках знания опираются на прошлый опыт, и в то же время предполагают выход за его пределы, открывая новые знания, расширяется познавательная позиция и тем самым увеличивается возможность решения все новых и новых, более сложных задач.  

          Но умение переносить полученные знания в измененные или абсолютно новые ситуации, преобразовывать их в соответствии с требованиями задачи, находить оригинальные, нестандартные решения пока очень сложная для ученика задача.

         Для решения этих проблем я использую эвристические операции, отрабатывая у школьников навыки применения приемов на практике:

Эвристические операции

Характеристики приемов

Анализ

Анализ гипотезы. Найти в проблеме идею.

Абстрагирование

Сбор теоретических знаний.

Редукция

Разбивание задачи на части, подзадачи стандартного вида.

Индукция

Рассмотрение одновременно нескольких частных задач, обращая внимание на повторяющиеся моменты.

Аналогия

Представление самого себя на месте объекта. Использование аналогичных решений.

Инверсия

Рассмотрение противоположной гипотезы. Попытаться переформулировать задачу, поменяв местами её элементы.

Дедукция

Перейти от общих идей к частным.

Синтез

Изучение в целом полученного решения. Проверка, все ли данные были использованы.

Такая инновационная деятельность ставит учащихся в активную познавательную позицию и учит:

  • Связывать разрозненные факты в единую картину;
  • Систематизировать уже имеющуюся информацию;
  • Слушать и слышать соучеников.

           Для вовлечения школьников в активную познавательную деятельность на уроках использую активные методы обучения: учебно-исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, круглые столы, дискуссии, проектное обучение, которое сегодня становится одним из средств, способных формировать ключевые компетенции (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения). Именно поэтому на протяжении ряда десятилетий нетрадиционной для педагогов остается задача формирования активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом, как на окончательной истине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии обучения,воспитания и развития одаренных дететей

Статья о работе с одаренными детьми,интересующимися предметом.В статье говорится о том,что учителю необходимо так организовать деятельность учащихся , чтобы способный, одаренный ученик развивал не тол...

мастер-класс "Инновационные технологии обучения в современной концепции иноязычного образования"

Мастер-класс делает обзор ведущих образовательных технологий и содержит методический тренинг с учителями...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В данной работе представлены нетрадиционные технологии обучения математики, которые помогают решать две актуальные пробл...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»В работе проводится структурирование содержания по элементам знаний, составляется граф-схема, проводится анал...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ» Ст.1

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ В ТЕМЕ «ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ»...