Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" для 10 класса
рабочая программа (10 класс)
Программа элективного курса по литературе "Анализ поэтического текста", 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Анализ поэтического текста" | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Улан-Удэ»
Рассмотрено и утверждено «Согласовано» «Утверждаю»
на МО Зам.директора по УВР: Директор школы:
гуманитарного цикла ________ _____
Протокол № __35______ Протокол № __65______ Приказ № _______
От «_30»__авг_2021г. От «_31»__авг._2021г. От «_31»авг 2021г____ 2021г.Руководитель МО .
Программа элективного курса
«Анализ поэтического текста»
34 часа (1 час в неделю)
учителя русского языка и литературы
первой квалификационной категории
стаж работы 18 лет
Лебедевой Натальи Сергеевны
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:
1. Ст.12 Федерального закона от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №48 г. Улан-Удэ».
4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2.
7. Приказ № 119 от 30.08.2021.
Структура документа
Рабочая программа учебного курса «Анализ текста» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного курса; описание места учебного предмета в учебном плане школы; результаты освоения курса; тематическое планирование.
Общая характеристика учебного курса
Сегодня бесспорным является то, что изучение словесности должно стать приоритетным на уровне основного общего образования. О необычайной важности предмета говорит и введение итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации и как формы индивидуальных достижений учащихся. В связи с этим одной из серьезнейших проблем школьного преподавания русского языка и литературы становится анализ текста. Только вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основой для размышления о смысле произведения, многое открыть в нем.
Учебный курс «Анализ поэтического текста» поможет расширить знания в области филологии и обеспечить:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и национальным самосознанием;
- постижение обучающимися вершинных произведений отечественной словесности, их чтение и анализ;
- овладение важнейшими учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать, осуществлять поиск и обработку информации из различных источников);
- использование опыта общения с художественным текстом в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Анализ текста – одна из сложных филологических задач, решение которой осуществляется на протяжении всего обучения в школе. Предметом элективного курса является анализ стихотворного текста. Программа курса опирается на теоретические и практические рекомендации по методике обучения анализу стихотворного текста.
Цель изучения: формирование углубленного анализа поэтического текста.
Задачи курса: обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература», углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти, расширение культурного кругозора, развитие литературно-творческих способностей учащихся.
Место учебного курса «Анализ поэтического текста» в учебном плане
Программа предназначена для обучающихся 10 классов, построена на дополнении и углублении базового образования в области «Филология». Количество учебных часов – 34.
Содержание курса «Анализ поэтического текста»
Понятия о жанрах стихотворного произведения; тропах и стилистических фигурах. Освоение литературоведческой терминологии. Понятие о стихотворных размерах. Словесно-образная организация текста. Лексика поэтического языка. Лексический строй стихотворения. Художественное время, пространство в поэтическом тексте.
Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:
- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;
- выявление их функции в поэтическом произведении;
- определение особенностей художественной формы стихотворения;
- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;
- соотнесение формальных элементов текста с содержанием;
- определение композиционных особенностей текста;
- анализ лексического строя произведения, фонетики и мелодики;
- определение ведущих мотивов произведения;
- анализ синтаксических конструкций;
- установление литературных параллелей с другими произведениями;
- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные:
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
- Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Метапредметные:
- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
- Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
- Умении работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
- Составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии стихотворного произведения.
- Понимание авторской позиции.
- Выявление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения.
- Совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения.
- Интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.
Тематический план
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Введение | 2 часа |
2. | Основные виды тропов и их роль в создании образной выразительности | 5 часов |
3. | Стилистические фигуры и их роль в создании образной выразительности | 4 часа |
4. | Фоника и мелодика поэтического языка | 5 часов |
5. | Стихотворная азбука | 4 часа |
6. | Словесно-образная организация текста | 5 часов |
7. | Интерпретация поэтического произведения | 9 часов |
Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Планируемый результат | Виды деятельности | Формы контроля |
1-2 | Введение. Жанры лирики. | Представление о жанре лирического стихотворения и особенностях формы. | Словарная работа. | Характеристика жанровой формы. |
1, 3-4 | Основные виды тропов и их функции. Эпитеты, сравнения, олицетворения. | Освоение литературоведческих категорий, умение выделять в тексте. | Работа со словарём; задания по тексту: В. Брюсов «Памятник» | Терминологический диктант; характеристика эпитетов в тексте. |
3. 5-6 | Метафоры в поэтическом тексте. | Текстуальная работа | Узнавание тропов в тексте. | |
Н. Заболоцкий, «Гроза идёт». | ||||
7-8 | Метонимия, синекдоха, перифраз. | Представление о синекдохе как разновидности метонимии; перифразе как замене предмета его существенными признаками. | Работа с текстом: Ф. Тютчев. «Осенний вечер». | Характеристика тропов, определение их роли в тексте. |
9-10 | Стилистические фигуры и их роль в создании образности. Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом произведении. | Узнавание стилистических фигур в тексте. | Практикум: М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва». | Характеристика стилистических приёмов. |
11-12 | Анафора и эпифора в стихотворении. | Усвоение литературоведческих категорий. | И. Бродский, «Пилигримы, «Бегство в Египет». | Определение роли стилистических фигур. |
13- 14 | Фоника и мелодика. Звуковая организация текста | Усвоение понятия о звукообразе и средствах звуковой выразительности (ассонанс, аллитерация, консонансы). | Практикум: А. Фет «Осень»; написание фрагментов сочинения. | Анализ фонетического уровня текста. |
15-16 | Интонационная канва стихотворения. | Умение анализировать мелодику произведения, выделять ведущие мотивы, интонации. | Сообщения учащихся, практикум: Ф. Тютчев «Фонтан». | Анализ мелодического рисунка текста. |
17-18 | Стихотворная азбука. Двухсложные стихотворные размеры. | Усвоение понятий о стопе, ритме, размере. | Задание по тексту: С. Есенин «Русь». | Анализ ритмической организации текста. |
19-20 | Трехсложные стихотворные размеры. | Представление о трёхсложных размерах (дактиль, анапест, амфибрахий); способах рифмовки. | Практикум: К. Бальмонт «Она»; О. Мандельштам «Золотистого мёда струя из бутылки текла…». | Составление ритмического рисунка произведения. |
21-22 | Стихотворная стопа. | Понятие о жанрах верлибра. | Практикум: В. Маяковский «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». | Анализ ритмической организации текста. |
23-24 | «Стихотворения в прозе». | Представление о белом стихе. | Самостоятельная работа: анализ стихотворения в прозе И. Тургенева «Собака». | Интерпретация. |
25-26 | Словесно-образная организация текста. Лексика поэтического языка. | Понятие лексемы, лексического повтора, узнавание книжной, разговорной, просто-речной лексики, выявление архаизмов, славянизмов, историзмов. | И. Бунин «Последний шмель», «Вечер», «Сонет на льдине». | Анализ лексического уровня текста. |
17-28 | Лексический строй стихотворения. | Понятие о ключевом словообразе. | Работа в группах: М. Цветаева «Слёзы на лице…», «Вчера ещё в глаза глядел…». | Выявление и обоснование ключевого словообраза, анализ образной структуры текста. |
29-30 | Морфологический анализ текста. | Умение выявлять и обосновывать признаки описательности и повествовательности в тексте. | Наблюдения за частотностью употребления частей речи; С. Есенин «Русь». | Анализ морфологического уровня текста. |
31-32 | Интерпретация поэтического текста. Содержательно-смысловой характер произведения. | Представление о хронотопе, понятие о текстовом времени и типологических разновидностях пространства. | Интерпретация на языке литературоведения, формулирование темы и идеи произведения. | Выделение времени и истории создания произведения; истолкование заглавия и роли эпиграфа; |
33-34 | Художественное время, пространство в поэтическом тексте. | Осмысление роли топонимов и антропонимов в отображении исторической эпохи, толкование образов-символов. | А. Блок «Россия»; Б. Пастернак, «Гамлет», «Свидание». | Характеристика пространственно-временных отношений в тексте. |
Список литературы:
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.- М., 1988.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы.- М., 1978.
- Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М., 1988.
- Маймин Е. А. Опыт литературного анализа.- М., 1972.
- Марченко А. Н. Поэтический мир Есенина.- М., 1972.
- Михайлов А. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского.- М., 1993.
- Поэтика художественного текста на уроках литературы (Под ред. О.Ю. Богдановой). М.: Просвещение, 1983.
- Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.- М., 1998.
- Бочаров С. О художественных мирах.- М., 1985.
- Анализ одного стихотворения (под ред. В. Е. Холшевникова). Ленинград, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса для 6 класса основы естествознания
по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....
Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"
В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...
Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"
Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...
Программа элективного курса для 9 класса
Программа курса по выбору «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....
программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"
предпрофильная подготовка, элективный курс...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"
Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого ст...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...