Программа элективного курса "Анализ поэтического текста" для 10 класса
рабочая программа (10 класс)

Лебедева Наталья Сергеевна

Программа элективного курса по литературе "Анализ поэтического текста", 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 48 г. Улан-Удэ»

Рассмотрено и утверждено               «Согласовано»                                      «Утверждаю»    

 на МО                                                   Зам.директора по УВР:                          Директор школы:

гуманитарного  цикла                        ________                                                   _____                        

Протокол № __35______                     Протокол № __65______                         Приказ № _______

От «_30»__авг_2021г.                    От «_31»__авг._2021г.                        От «_31»авг 2021г____ 2021г.Руководитель МО                            .

Программа элективного курса

«Анализ поэтического текста»

34 часа (1 час в неделю)

учителя русского языка и литературы

первой квалификационной категории

стаж работы 18 лет

Лебедевой Натальи Сергеевны

2021-2022 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-методических документов:

1. Ст.12 Федерального закона от 29 декабря 2012г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

3. Общеобразовательная программа основного общего образования МАОУ «СОШ №48 г. Улан-Удэ».

4. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».

5. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2.

7. Приказ № 119 от 30.08.2021.

Структура документа

Рабочая программа учебного курса «Анализ текста» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного курса; описание места учебного предмета в учебном плане школы; результаты освоения курса; тематическое планирование.

Общая характеристика учебного курса

Сегодня бесспорным является то, что изучение словесности должно стать приоритетным на уровне основного общего образования. О необычайной важности предмета говорит и введение итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации и как формы индивидуальных достижений учащихся. В связи с этим одной из серьезнейших проблем школьного преподавания русского языка и литературы становится анализ текста. Только вдумчивая работа с конструктивными элементами текста может стать основой для размышления о смысле произведения, многое открыть в нем.

Учебный курс «Анализ поэтического текста» поможет расширить знания в области филологии и обеспечить:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением и национальным самосознанием;
  • постижение обучающимися вершинных произведений отечественной словесности, их чтение и анализ;
  • овладение важнейшими учебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать, осуществлять поиск и обработку информации из различных источников);
  • использование опыта общения с художественным текстом в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Анализ текста – одна из сложных филологических задач, решение которой осуществляется на протяжении всего обучения в школе. Предметом элективного курса является анализ стихотворного текста. Программа курса опирается на теоретические и практические рекомендации по методике обучения анализу стихотворного текста.

Цель изучения: формирование углубленного анализа поэтического текста.

Задачи курса: обогащение содержательного наполнения учебного предмета «Литература», углубление и систематизация знаний по теории литературы, совершенствование межпредметных и внутрипредметных связей, обучение учащихся анализу поэтического текста, развитие речевой культуры и филологической памяти, расширение культурного кругозора, развитие литературно-творческих способностей учащихся.

Место учебного курса «Анализ поэтического текста» в учебном плане

Программа предназначена для обучающихся 10 классов, построена на дополнении и углублении базового образования в области «Филология». Количество учебных часов – 34.

Содержание курса «Анализ поэтического текста»

        

Понятия о жанрах стихотворного произведения; тропах и стилистических фигурах. Освоение литературоведческой терминологии. Понятие о стихотворных размерах. Словесно-образная организация текста. Лексика поэтического языка. Лексический строй стихотворения. Художественное время, пространство в поэтическом тексте.

Занятия по программе курса призваны сформировать практические умения и навыки:

- узнавание тропов и стилистических фигур в тексте;

- выявление их функции в поэтическом произведении;

- определение особенностей художественной формы стихотворения;

- самостоятельная формулировка темы и идеи произведения;

- соотнесение формальных элементов текста с содержанием;

- определение композиционных особенностей текста;

- анализ лексического строя произведения, фонетики и мелодики;

- определение ведущих мотивов произведения;

- анализ синтаксических конструкций;

- установление литературных параллелей с другими произведениями;

- понимание идейного замысла, настроения и эмоционального состояния лирического героя.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
- Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению.

Метапредметные:

- Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
- Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
- Умении работать с разными источниками информации, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:

-  Составление аналитического высказывания об идейно-художественном своеобразии стихотворного произведения.

-  Понимание авторской позиции.

-  Выявление изобразительно-выразительных средств языка в единстве с идейно-композиционной характеристикой произведения.

- Совмещение эмоциональной реакции на прочитанное с грамотным изложением своих мыслей и чувств на языке литературоведения.

-  Интерпретация произведения в контексте культуры, конкретной эпохи, современности.

Тематический план

 

        

Раздел

Количество часов

1.    

Введение

2 часа

2.

Основные виды тропов и их роль в создании образной выразительности

5 часов

3.

Стилистические фигуры и их роль в создании образной выразительности

4 часа

4.

Фоника и мелодика поэтического языка

5 часов

5.

Стихотворная азбука

4 часа

6.

Словесно-образная организация текста

5 часов

7.

Интерпретация поэтического произведения

9 часов

Тематическое планирование

Темы занятий

Планируемый результат

Виды деятельности

Формы контроля

1-2

Введение.

Жанры лирики.

Представление о жанре лирического стихотворения и особенностях формы.

Словарная работа.

Характеристика жанровой формы.

1, 3-4

Основные виды тропов и их функции. Эпитеты, сравнения, олицетворения.

Освоение литературоведческих категорий, умение выделять в тексте.

Работа со словарём; задания по тексту: В. Брюсов «Памятник»

Терминологический диктант; характеристика эпитетов в тексте.

3. 5-6

Метафоры в поэтическом тексте.

Текстуальная

работа

Узнавание тропов в тексте.

 Н. Заболоцкий, «Гроза идёт».

7-8

Метонимия, синекдоха, перифраз.

Представление о синекдохе как разновидности метонимии; перифразе как замене предмета его существенными признаками.

Работа с текстом: Ф. Тютчев. «Осенний вечер».

Характеристика тропов, определение их роли в тексте.

9-10

Стилистические фигуры и их роль в создании образности. Градация, умолчание, инверсия, антитеза в поэтическом произведении.

Узнавание стилистических фигур в тексте.

Практикум: М. Лермонтов, «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва».

Характеристика стилистических приёмов.

11-12

Анафора и эпифора в стихотворении.

Усвоение литературоведческих категорий.

И. Бродский, «Пилигримы, «Бегство в Египет».

Определение роли стилистических фигур.

13-

14

Фоника и мелодика. Звуковая организация текста

Усвоение понятия о звукообразе и средствах звуковой выразительности (ассонанс, аллитерация, консонансы).

Практикум: А. Фет «Осень»; написание фрагментов сочинения.

Анализ фонетического уровня текста.

15-16

Интонационная канва стихотворения.

Умение анализировать мелодику произведения, выделять ведущие мотивы, интонации.

Сообщения учащихся, практикум: Ф. Тютчев «Фонтан».

Анализ мелодического рисунка текста.

17-18

Стихотворная азбука. Двухсложные стихотворные размеры.

Усвоение понятий о стопе, ритме, размере.

Задание по тексту: С. Есенин «Русь».

Анализ ритмической организации текста.

19-20

Трехсложные стихотворные размеры.

Представление о трёхсложных размерах (дактиль, анапест, амфибрахий); способах рифмовки.

Практикум: К. Бальмонт «Она»; О. Мандельштам «Золотистого мёда струя из бутылки текла…».

Составление ритмического рисунка произведения.

21-22

Стихотворная стопа.

Понятие о жанрах верлибра.

Практикум: В. Маяковский «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно».

Анализ ритмической организации текста.

23-24

«Стихотворения в прозе».

Представление о белом стихе.

Самостоятельная работа: анализ стихотворения в прозе И. Тургенева «Собака».

Интерпретация.

25-26

Словесно-образная организация текста. Лексика поэтического языка.

Понятие лексемы, лексического повтора, узнавание книжной, разговорной, просто-речной лексики, выявление архаизмов, славянизмов, историзмов.

И. Бунин «Последний шмель», «Вечер», «Сонет на льдине».

Анализ лексического уровня текста.

17-28

Лексический строй стихотворения.

Понятие о ключевом словообразе.

Работа в группах: М. Цветаева «Слёзы на лице…», «Вчера ещё в глаза глядел…».

Выявление и обоснование ключевого словообраза, анализ образной структуры текста.

29-30

Морфологический анализ текста.

Умение выявлять и обосновывать признаки описательности и повествовательности в тексте.

Наблюдения за частотностью употребления частей речи; С. Есенин «Русь».

Анализ морфологического уровня текста.

31-32

Интерпретация поэтического текста. Содержательно-смысловой характер произведения.

Представление о хронотопе, понятие о текстовом времени и типологических разновидностях пространства.

Интерпретация на языке литературоведения, формулирование темы и идеи произведения.

Выделение времени и истории создания произведения; истолкование заглавия и роли эпиграфа;

33-34

Художественное время, пространство в поэтическом тексте.

Осмысление роли топонимов и антропонимов в отображении исторической эпохи, толкование образов-символов.

А. Блок «Россия»; Б. Пастернак, «Гамлет», «Свидание».

Характеристика пространственно-временных отношений в тексте.

Список литературы:

  1. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.- М., 1988.
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы.- М., 1978.
  3. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь.- М., 1988.
  4. Маймин Е. А. Опыт литературного анализа.- М., 1972.
  5. Марченко А. Н. Поэтический мир Есенина.- М., 1972.
  6. Михайлов А. Точка пули в конце: Жизнь Маяковского.- М., 1993.
  7. Поэтика художественного текста на уроках литературы (Под ред. О.Ю. Богдановой). М.: Просвещение, 1983.
  8. Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в ВУЗы.- М., 1998.
  9. Бочаров С. О художественных мирах.- М., 1985.
  10. Анализ одного стихотворения (под ред. В. Е. Холшевникова). Ленинград, 1985.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа элективного курса для 6 класса основы естествознания

по программе работаю 2-ой год, она помогает детям определиться с выбором дальнейшего профиля обучения. Ориентирована на привлечение детей к изучению предметов естественнонаучного цикла....

Программа элективного курса для 11 класса "Сочинение-рассуждение на экзамене: авторская позиция, собственное мнение, аргументация"

В соответствии с основными требованиями к выполнению части С ЕГЭ по русскому языку работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения должна включать в себя три составляющие:1) выявление, ос...

Программа элективного курса для 8 класса "Обучение различным видам изложения"

Изложение наряду с сочинением является средством формирования коммуникативных умений, а значит, изложение – один из основных видов работ по развитию связной речи школьников. По выражению М.А. Ры...

Программа элективного курса для 9 класса

Программа курса  по выбору «Химия вокруг нас»     предназначена для учащихся  9 класса средней общеобразовательной школы, рассчитана на 17 часов....

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Рабочая программа элективного курса для 9 класса "Роль биологических знаний в жизни человека"

Программа элективного курса «Роль биологических знаний в жизни человека» составлена на основе концепции профильного образования для общеобразовательной школы в 9-м классе, содержание которого  ст...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...