Анализ работы школьной библиотеки
материал

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мегион

      Утверждаю

                   Директор МАОУ «СОШ №2»

                      _______________О.А. Ильина

 

А Н А Л И З

работы  библиотеки

МАОУ «СОШ №2» г. Мегиона

за 2020 – 2021 учебный год

        

                                                                                             

                                        Составила:  

                                                  Педагог-библиотекарь    

                                             Э.Р. Шамсиева

                

Краткая справка о библиотеке

        Библиотека расположена на третьем этаже образовательного учреждения МАОУ «СОШ № 2» по адресу: Ханты-Мансийский АО, г. Мегион, пр. Победы, д.6. Библиотека оборудована столами (6) для читателей, стульями (14), рабочим местом для библиотекаря (2), библиотечными стеллажами (14), библиотечными выставочными стеллажами (3), персональным компьютером (1), ноутбуком (2), принтером (1), ксероксом (1).

Режим работы библиотеки – с 9.00 до 18.15

                                      обед – с 12.00 до 13.00

                                      выходной – суббота, воскресенье.

Библиотека работает по плану, утвержденному директором МАОУ «СОШ № 2».

        Основными направлениями деятельности библиотеки являются:

содействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;

обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно – библиографического обслуживания;

привитие любви к книге и воспитание культуры чтения, бережного отношения к книге;

руководство чтением обучающихся;

содействие повышению научно – методического, педагогического мастерства работников ОО.

За 2020 – 2021 уч. год прошли перерегистрацию 929 человека

Класс

Кол. обуч-ся

Кол. чит.

%обучающихся

1кл.

98

93

94,8%

2кл.

96

87

90,6%

3кл.

92

90

97,8%

4кл.

97

97

100%

5кл.

104

102

98,0%

6кл.

99

99

100%

7кл.

101

101

100%

8кл.

90

87

96,6%

9кл.

74

74

100%

10кл.

25

25

100%

11кл.

27

27

100%

Итого:

903

867

97,98%

РДЧ

79

52

65,8%

Прочие (обслуживающий персонал, родители)

44

10

22,7%

Итого:

1026

929

90,54%

 

Всего обслуживалось   1809  пользователя (с учетом библиотечного и учебного фонда). Число посещений – 10219, объем книговыдачи – 28727 экземпляров (с учетом библиотечного и учебного фонда).

Основные показатели библиотеки МАОУ «СОШ №2» за 2020-2021 учебный год

Фонд

Общий фонд библиотеки – 36541 экз., из них:

Учебный фонд – 18059 экз.

Библиотечный фонд – 18482 экз.

Показатели библиотечной статистики.

Контингент читателей всего: 929 чел.  

из них: учащихся – 867 чел.

              учителя – 52 чел.

              Прочие – 10 чел.

              Процент охвата обучающихся чтением – 97,98%

Фонд

Число читателей

Число посещений

Объем книговыдачи

Библиотечный – 18482 экз.

827

10219

9600

Учебный – 18059 экз.

982

1568

19127

Итого: 36541 экз.

1809

10219

28727

                                                   

                                                       Показатели без учета учебного фонда (2020-2021 уч. г.)

Книгообеспеченность –  22

Обращаемость – 0,5

Читаемость – 11,6

Посещаемость – 12

                                                       Показатели с учетом учебного фонда (2020-2021 уч. г.)

Книгообеспеченность – 20

Обращаемость – 0,7

Читаемость – 15,8

Посещаемость – 5,6

  В 2020 – 2021 уч. году в библиотеке велся традиционный «Дневник работы библиотеки» и «Дневник работы с учебным фондом». Статистические данные для отчета были предоставлены совместно с библиотечным и учебным фондом.            

Фонд

Общий фонд библиотеки МАОУ «СОШ №2» г. Мегиона  за 2020 – 2021 уч. год составил 36541 экз., из них:

18059 экз. – учебный фонд

18482 экз. – библиотечный фонд

Приобретено новых учебников – 2190 экз.

Обновление фонда – 12%

Заказ учебной, методической литературы и учебных пособий осуществлялся в тесном контакте педагог-библиотекаря с завучами и поставщиками.

В качестве особого направления деятельности школьной библиотеки является работа по использованию учебных фондов. В этом направлении деятельность библиотеки наиболее эффективна: библиотечным обслуживанием охвачен весь контингент учащихся и педагогов. Библиотека контролирует процесс работы с учебниками, и регулярно отчитывается перед Департаментом социальной политики (Департамент образования и молодежной политики).

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 учебный год  

 (библиотечный фонд)

Год

Пользователей

Книжный фонд  

Посещаемость

К-во посещений

Книго

обеспеченность

Книговыдача

Обращаемость

Читаемость

2020

827

18482

12

10219

22

9600

0,5

11,6

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год  

 (учебный  фонд)

Год

Пользователей

Учебный фонд  

Посещаемость

К-во посещений

Книгообеспеченность

Книговыдача

Обращаемость

Читаемость

2020

982

18059

5,5

1568

18

19127

0,9

19

Основные показатели библиотеки за 2020-2021 уч. год  

(учебный и библиотечный фонд)

Год

Пользователей

Общий фонд  

Книгообеспеченность

Книговыдача

Обращаемость

Читаемость

2020

1809

36541

20

28728

0,7

15,8

Сравнивая показатели 2019-2020 учебного года с показателями 2020-2021 учебного года работы с библиотечным фондом можно сделать вывод:

  1. Показатель «Книгообеспеченность» по библиотечному фонду повысился, это связано с тем, количество учащихся пользователей школьной библиотекой уменьшилось.
  2.  Библиотечный фонд библиотеки в этом году пополнился на 28 экземпляров. Это научно-популярное издание по естественно-научным наукам. И краеведческой литературой. В библиотеке отсутствует детская периодика, недостаточно литературы по внеклассному чтению, что так необходимо библиотеке.  Необходимо обновить фонд современными изданиями, а также пополнить программной литературой для старшего и среднего звена и литературой по внеклассному чтению для начальной школы.

3. Небольшие показатели книговыдачи связаны с несоответствием библиотечного фонда запросам      пользователей. С точки зрения комплектования, одна из приоритетных задач современной школьной библиотеки   – формирование основного (документного) фонда классическими и современными источниками информации на различных носителях.

 4. В библиотеке систематически ведется работа по проведению обработки и регистрации поступающей литературы, по очистки фонда от ветхой и неиспользуемой литературы.

Все новые поступления документов прошли компьютерную каталогизацию. По мере поступления пополняется электронный каталог новых поступлений.

Общий объем электронного каталога составляет – 11066 единиц (наименований изданий)

из них:

БД «Книги» –7059

БД «Брошюры» –3123

БД «Периодики» – 227

БД «Детская б-ка АИФ» – 195

БД «Учебники» – 649

Проводилась  работа по обновлению электронного каталога БД «Учебники». В БД библиотеки были внесены новые издания (наименования изданий), полученные в течение года.

Фонд укомплектован научно – популярной, методической литературой, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:

Младшего школьного возраста (1-4 классы)

Среднего школьного возраста (5 – 8- е классы)

Старшего школьного возраста (9 – 11 – е классы);

В читальном зале собраны материалы энциклопедического содержания:

Словари иностранных языков – 19 экз.

Языкознание – Словари – 2044 экз.

Справочники – 247 экз.

Энциклопедии – 451 экз.

Состав библиотечного фонда по разделам:

1 - ОПЛ – 1029 экз.

2 - Естествознание – 786 экз.

3 -Техника – 125 экз.

4 - Сельское х-во – 44 экз.

5 - Искусство и спорт – 393 экз.

6 - Языкознание – 3932 экз .

7 - Художественная литература – 12339 экз.

8 - Для младшего школьного  возраста – 196 экз.

9 - CD – ROM – 55 диска.

Важным показателем состояния фонда школьной библиотеки и работы  с читателями служит степень использования  фонда в целом и по отделам. Современная  методика  изучения  оптимальности  использования библиотечного фонда  предполагает, что фонд  скомплектован  тем лучше, чем выше его обращаемость, а также  равная обращаемость всех отраслевых отделов.

Выдача литературы с 2018 – 2020 уч. год

( без учета учебного фонда)

Таблица1.

Отдел

2018-2019

2019-2020

2020-2021

ОПЛ

1845

928

1375

е/н

1062

1529

1511

техн

221

244

182

с/х

125

137

12

Иск-во и спорт

516

185

171

Худож.лит.

4721

4371

4257

Младший шк. возраст

1555

1555

1540

Языкознание

2526

2526

1452

Итого:

12571

9852

9600

Количественный  показатель обращаемости библиотечного фонда составил в отчетном году 0,5. По сравнению с прошлым годом показатель общей книговыдачи фонда понизился на 2971 экз.

Вывод: Необходимо доукомплектовать книжный фонд по программе для младшего и старшего звена обучающихся. С 2018 – 2020 г. библиотека не комплектовалась литературой необходимой по программам младшего, среднего и старшего звеньев, а которая есть в фонде приходит в негодность.

В 2020-2021 уч. г. ведется традиционно выставочная деятельность по раскрытию фонда перед читателями с помощью выставок, просмотров литературы. В библиотеке активно проходили библиотечные часы, что способствовало пропаганде фонда художественной литературы, литературы для среднего школьного возраста, через книжные выставки и тематические беседы.

                                                                                          

Структура библиотечного фонда. Его обращаемость (2020-2021 уч.г.)

Таблица 2.

Всего

Опл

Естествозн.

Техника

Сельское х-во

Искусство и спорт

Художествен

Для младшего школьн. возраста

Языкознание

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

экз

%

Состоит

18482  фонд

100

1041

5,6

808

4,3

125

0,6

44

0,2

393

2,2

12339

0,6

196

0,13

3932

0,2

Выдано

9600

Книговыдача

100

184

1,9

1062

5,7

221

1,9

125

0,7

516

2,8

4721

25

1555

8,4

1210

6,5

Обращаемость

Обращаемость

0,5

0,7

1,1

0,7

1,8

 1,3

0,4

0,7

0,6

В результате изучения фонда библиотеки МАОУ «СОШ №2» г. Мегиона было выявлено, что из 8 отделов – высокую обращаемость имеет отдел художественной литературы. Низкую обращаемость имеет отдел научно-популярной литературы, и художественной литературы в начальной школе – это связано с тем, что изменилась программа по литературному чтению. Специфика школьной библиотеки такова, что литература, используемая по программе, выдается лишь для изучения произведения на уроках, а изучаемые по школьной программе книги, приходят в негодность, по причине истечения сроков пользования.  

Очень важен показатель обновляемости фонда, то есть соотношение между поступлением новой литературы и списанием устаревшей и изношенной.

Это можно проследить из таблицы «Движения книжного фонда библиотеки» МАОУ «СОШ №2»  (Таблица 3)

Движение книжного фонда библиотеки  МАОУ «СОШ №2»

за три учебных года (2018-2020 гг.)

Таблица 3.

Год

Всего

ОПЛ

Естествен-научн

Техника

Сельское х-во

Искусство и спорт

Языкознание

Художественн.

Для мл. шк.возраста

2018-2019

Пост.

Спис.

3355

1876

421

346

132

2

1

2

0

0

0

0

2113

803

688

721

156

275

Итог:

18844

1029

786

125

44

393

3932

12339

196

2019-2020

Пост.

Спис.

0

50

0

50

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Итог:

18496

979

789

125

44

393

3932

12339

196

2020-2021

Пост.

Спис.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

14

0

0

Итог:

18482

979

789

125

44

393

3932

12325

196

        

В новом учебном году 2021-2022 необходимо продолжить работу с фондом, подготовить ветхую, устаревшую литературу на списание.

Необходимо пополнить фонд библиотеки методической литературой, а также произведениями, изучаемыми по школьной программе, из расчета+ по нормативам ГПНБ им. Ушинского – 1 книга на 5 учащихся.

Для обеспечения учета при работе с библиотечным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета библиотечного фонда;

Инвентарные книги;

Тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных;

Папка « Акты на поступление в библиотечный фонд»

Папка « Акты на списание из библиотечного фонда»

Алфавитный каталог

Систематический каталог

Электронный каталог (создается)

Читательские формуляры

       Для обеспечения учета при работе с учебным фондом ведется следующая документация:

Книга суммарного учета учебного фонда;

Электронный каталог;

Папка « Акты на поступление в учебный фонд»;

Папка « Акты на списание из учебного фонда»;

Папка « Копии накладных»;

Папка Нормативно-правовые документы «О противодействии терроризму и экстремизму»

Тетрадь учета выданных учебников

Тетрадь учета утерянных учебников, принятых от читателей взамен.

          Фонд библиотеки расставлен по таблицам ББК. Режим сохранности фонда соблюдается.

Педагог-библиотекарь систематически сверяет книги с Федеральным списком экстремистских материалов предоставленных на сайте Министерства юстиции и не допускают появления их в фонде. Результаты проверки записывают в Журнал проверок МАОУ «СОШ №2» по отслеживанию списка информационных ресурсов, запрещенных на территории Российской Федерации. Ведутся журналы: «Журнал ежемесячных информационных материалов, хранящихся в открытом доступе библиотечного фонда МАОУ «СОШ №2»; Журнал ежеквартальных информационных материалов, хранящихся в библиотечном фонде МАОУ «СОШ №2».

Работа по составлению алфавитного и систематического каталогов  ведется по мере  пополнения новыми документами. Продолжается работа по созданию электронного каталога (ЭК) в программе MARK – SQL.

Проводилась работа по сохранности фондов:

Обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного документам, в установленном порядке.

Обслуживание читателей

Библиотечное обслуживание осуществляется  в соответствии с «Положением о библиотеке», утвержденным директором МАОУ «СОШ № 2». Читатели получают во временное пользование печатные издания и другие виды изданий из фонда библиотеки, пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях. Постоянно контролируется соблюдение «Правил пользования библиотекой », утвержденные директором МАОУ «СОШ №2».

В библиотеке систематически ведется «Дневник работы», в котором учитываются сведения о количестве и составе читателей по группам, об объеме выданных изданий и распределении их по отделам библиотечной классификации.    В процессе работы библиотеки были выполнены информационно – библиографические справки различного содержания.

Тематические – 93;

Фактографические – 125;

Библиографические – 8;

Всего было выполнено –   146 справки

Наиболее сложные справки были учтены в электронном варианте.

Массовая работа с читателями

Работа по пропаганде чтения

Контрольный показатель читаемости составил:

библиотечный фонд – 12

учитывая библиотечный и учебный фонд – 12

Контрольный показатель посещаемости составил:

библиотечный фонд – 9

учитывая библиотечный и учебный фонд – 5

Одна из задач деятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой.

В рамках Международного месячника школьных библиотек с 01.09.2020  по 30.10.2020 были проведены следующие мероприятия:

08.09-11.09 – экскурсии в школьную библиотеку для учащихся 1-4-х классов, знакомство ребят с правилами пользования библиотечным фондом, в завершении мероприятий участвовали в изготовлении закладки для книг.

15-16.09- совместно с сотрудниками ЦБС в рамках празднования 40-летия города Мегион была проведена игра путешествие по достопримечательным местам города для учащихся 5-6 классов.

В рамках проведения Всероссийского урока безопасности школьников в сети Интернет с 01.10. по 26.10 были проведены тематические беседы «Безопасный интернет» для учащихся 4 классов. Для учащихся школы были разработаны памятки безопасного обращения в сети интернет. На сайте школы размещен тематический материал и тест «Интернет как избежать опасности».

23.10. в школьной библиотеке МАОУ «СОШ №2» был проведен тематический урок «Бережем энергоресурсы вместе». Занятие посвящено «Экологии и энергосбережению» в рамках проведения фестиваля энергосбережения «Вместе ярче».

Для учащихся начальных классов были подготовлены книжно-иллюстративная выставка из фонда библиотеки по теме и познавательная беседа, в завершение которой ребята выполнили творческие рисунки «Сохраним энергоресурсы».

В рамках празднования Дня народного единства в читальном зале школьной библиотеки была оформлена книжно-информационная выставка «У нас единая планета, у нас единая семья».

С учащимися 2-х классов была проведена тематическая беседа «Сила России в единстве народов» о героях народного ополчения. Ребята узнали о исторических событиях в России в начале XVII века, о героизме многонационального народа в борьбе за сохранение государственности. В ходе встречи дети смогли понять о значение праздника, как символа свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей, символ национального единения и общей ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. В заключение познакомились культурой и традициями народов, проживающих в нашем регионе, и выполнили творческие рисунки.

В рамках празднования 90-летия со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в школьной библиотеке МАОУ «СОШ №2» прошли цикл громких чтений «Читаем произведения Еремея Айпина». Ребята узнали о жизни и творчестве знаменитого хантыйского прозаика, о его общественной деятельности, благодаря которой были разработаны проекты законов по защите прав и интересов малочисленных народов России, а также жителей округа.

На мероприятиях для ребят 4 и 5-х классов прозвучали отрывки из сборника детских рассказов «Клюквинка и Травяная Косичка: потешки, сказки, были сургутских остяков». Ребятам было предложено отгадать загадки из книги Еремея Айпина «Посреди бора длинный хвост», которые учат быть наблюдательными и хорошо знать природу родного края. Познакомились учащиеся и фольклором народов ханты и манси. В завершении ребята приняли участие в мастер-классах по изготовлению традиционных кукол «Клюквинка» и куклы «Шишка», по сюжету сказок выполнили творческие рисунки.

В рамках празднования Дня российсской культуры в библиотеке прошел библиотечный час «Город в табакерке» для учащихся ОВЗ 4-х классов. С помощью литературной сказки В.Ф. Одоевского дети познакомились с сложным устройством музыкальной шкатулки, познакомились со словами архаизмами, которые уже не употребляются в современной речи.   С помощью произведения ребята закрепили и обобщили знания о науке, а именно такой как «механика». А еще сказка научила ребят быть внимательными и наблюдательными, так же  анализировать и самостоятельно делать выводы.

Книжкины именины – праздник всех читающих ребят, праздник детства. Это праздник любознательных детей и взрослых, влюбленных в книгу, праздник новых литературных открытий и веселых приключений.

Традиционно в марте, библиотека МАОУ «СОШ №2» проводит Неделю детской книги.

В дни весенних школьных каникул с 22  по 26 марта в библиотеке МАОУ «СОШ №2» прошла тематическая «Неделя детской и юношеской книги», посвященная  85-летию со дня первого издания сказочной повести А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Друзей библиотеки ожидало множество интересных и разнообразных событий: книжно-иллюстративные выставки, открытие мероприятия, тематические беседы посвященные писателям родного края и науке, встреча сотрудниками МАУ «Экоцентр». Юные читатели участвовали в мастер-классах, а также в интерактивных играх и литературных квестах.

На открытии мероприятия посетители смогли узнать историю праздника, о том, кто был инициатором проведения первой «Недели детской книги», ознакомились с книгами современных детских авторов. Прошли онлайн викторину «Золотой ключик». Самые активные участники были отмечены призами. В заключительный день «Недели детской и юношеской книги» сотрудники муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Региональный историко-культурный и экологический центр» провели тематическое занятие для учащихся 3 и 4-х классов, посвященное творчеству югорского писателя Е.Д. Айпину.  Ребята услышали, как Еремей Данилович стал писателей, каким он был человеком, и как рождались его знаменитые произведения и сказки о народе ханты. Встреча была интересной и познавательной.  По завершении мероприятия ребята приняли участие в мастер-классе по росписи керамики. В итоге в подарок ребята получили брелок «Ворона – символ наступающей весны».

Всю праздничную неделю ребята активно принимали участие в мероприятиях школьной библиотеки. Самым главным событием «Недели детской книги» стало награждение активных читателей.

В течение всего учебного года были организованы книжные и информационные выставки:

Добрый талант Куприна А.И.

Проверь свою грамотность. Выставка словарей

Жизнь без опасности

О животных с любовью

Всемирный день учителя

Охраны воды

Антоновские яблоки

Я сердцем никогда не лгу…- 125 летие со дня рождения С.А. Есенина

Сила России в единстве народов

Россия и Океания

Русской речи государь по прозванию Словарь

Штурм Измаила

Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен

День конституции

Сказки народов ХМАО-Югры

Подвиг Лениграда

Мыслитель, ученый, художник слова

Выдающиеся ученые России

Стихи детям

Очарованные Крымом

История Советской Космонавтики

Города трудовой доблести

День славянской письменности.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  1. Тематические занятия, направленные на духовно-нравственное воспитание учащихся, на осознание молодёжью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

В абонентском зале была оформлена книжная выставка, посвященная 150-летию со дня рождения писателя «Добрый талант А.И. Куприна». На выставке представлены различные произведения Александра Куприна, а также литература о его жизненном и творческом пути. Посетили учащиеся 5-9 классов 23 чел. (сентябрь).

На книжной выставке «По сказкам братьев Гримм» представлены самые известные сказки великих сказителей. Кроме того, выставка познакомила ребят с фактами из жизни самих братьев-сказочников. Посетили выставку учащиеся 5-х классов 21 чел. (октябрь).

Выставка словарей «Я и мой родной язык», приуроченная к Международному дню родного языка (22 ноября) познакомила учащихся с одним из типов лингвистических словарей – толковыми словарями, которые толкуют слово или различные его значения. Представленные словари представляют интерес пути развития русского языка. Посетили выставку учащиеся 5-9 -х классов 88 чел. (ноябрь).

Проводились совместные мероприятия с ЦБС ко Дню Родного языка «Родной язык – душа народа» для учащихся 5-х классов. (март)

Информационная выставка «Умей сказать НЕТ» оформлена в рамках профилактики наркомании. К сведению учащихся были представлены: иллюстративный материал и информационные буклеты, памятки о пагубности наркомании. Весь материал пропагандирует главные ценности человека – жизнь и как ее основу – здоровье. Посетили выставку учащиеся 5-9 -х классов 38 чел. (ноябрь).

  1. Библиотечные часы и презентации направленные на историко-патриотическое воспитание, в том числе на популяризацию и изучение российской военной истории, военных подвигов российских полководцев и солдат в Отечественных войнах и локальных конфликтах. Уважительное отношение к живым и павшим участникам минувших войн.

Постоянная книжная выставка художественной литературы о Великой Отечественной войне «Трагические страницы моей Родины» оформлена в библиотечном зале с целью привлечения  учащихся к чтению произведений  военной тематики и приобщения к чтению художественной литературы. Выставка знакомит читателей с трагическими страницами истории страны во время Великой Отечественной войны. Здесь представлена военно-патриотическая литература, в которой рассказано о людских потерях, о героизме и самопожертвовании советских солдат, о мужестве и стойкости простых советских граждан, о городах-героях. Посетили выставку учащиеся 5-9 -х классов.

Презентация «900 дней мужества» посвящена одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны – Блокаде Ленинграда, о героическом подвиге защитников города на Неве. Просмотрено онлайн учащимися 5-6 -х классов 45 чел. (январь).

Прошли онлайн библиотечные часы, посвященные разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом «Сталинградская битва», среди 5-6 классов – 42 чел. (январь).

  1. Библиотечные часы и презентации, направленные на историко-краеведческое воспитание нацелены на познание историко-культурных корней. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи.

В рамках празднования 90-летия со дня образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в школьной библиотеке МАОУ «СОШ №2» прошли цикл громких чтений «Читаем произведения Еремея Айпина». Чувствовать чужую боль, хранить традиции и культуру своего народа, помнить о своих «корнях» и сохранять эту память призывает хантыйский писатель Е.Д. Айпин в своих произведениях. Проведены тематические библиотечные часы «Сказки народов ХМАО-Югры» Громкие чтения среди 5-6-х классов.

Были проведены совместные мероприятия с Каиповым В.И. в подготовке ребят для участия в эколого-этнотуристическом марафоне «По следам Робинзона» среди 7-х классов, познавательной игре «Духи леса» среди 5-х классов. (декабрь и февраль)

Проводились совместные мероприятия с ЦБС в рамках празднования 40-летия города Мегион для учащихся 5-6 классов познавательная игра «Достопримечательности города». (сентябрь)

Проводились совместные выставочные проекты о писателях родного края. Сотрудники «Экоцентра» организовали на территории школы выездную выставку «Личность. Легенда». Ребята узнали о жизни и творчестве знаменитого хантыйского прозаика, о его общественной деятельности. Посетили выставку 5-9 классы.

  1. Библиотечные часы и презентации, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ориентированы на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружённой защите.

Ко Дню памяти воинов-интернационалистов «Судьбы, опаленные войной» была оформлена книжная выставка. Литература, представленная на выставке, раскрывает героизм и мужество наших солдат и офицеров участников локальных войн. Проведены тематические библиотечные часы среди 6-8 классов – 103 чел. (февраль).

В презентации «День памяти воинов-интернационалистов» приведены исторические и статистические данные о событиях в Афганистане. Для учащихся представлена информация о мегионских ветеранах Афганистана, о мегионцких солдатах, погибших при участии в локальных войнах. Ознакомлены учащиеся 5-11 классов. (февраль).

5. Информационные книжные выставки направленны на социально-патриотическое, на воспитание социально-активной личности.

6. Информационные книжные выставки, направленные на гражданско-патриотическое воспитание, формируют правовую культуру и законопослушность, навыки оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянную готовность к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Для учащихся были оформлены тематические книжные выставки «Сила России в единстве народов», «Очарованные Крымом» и проведены библиотечные часы для учащихся 5-9-х классов.

Ко Дню космонавтики к 60-летию полета первого человека в космос были проведены библиотечные часы для учащихся 6 и 8 классов. (апрель)

7. Библиотечные часы и презентации, направленные на Героико-патриотическое воспитание ориентированы на популяризацию героических профессий, а также знаменательных и исторических дат в нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям. Для учащихся была оформлена книжная выставка «День героев Отечества» посвященная 290-летие со дня рождения А.В. Суворова, проведены тематические беседы для 6-7-х классов (декабрь).

Презентация «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен» посвящена памяти неизвестному солдату участнику в Великой Отечественной войне. Информационный материал знакомит учащихся с памятным днем, который призван увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг советских и российских воинов, которые погибли в боевых действиях и чьим имена остались неизвестными. Ознакомлены учащиеся 5-9 -х классов (декабрь).

8. Информационные книжные выставки направленны на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, получение первоначального опыта эстетического, эмоционально нравственного отношения к природе. Ребята познакомились с книжной выставкой «Береги природу» в период подготовки к мероприятиям «Духи леса» и «По следам Робинзона». Посетили выставку 5, 7 классы (декабрь, февраль).

9. Информационные книжные выставки направленны на формирование профессиональной направленности и создание условий для получения широкой информации о профессиях, воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду, к жизни. К 60-летию мегионской нефти была оформлена книжная выставка о людях первопроходцах «Дела и люди». Оформлена фотовыставка из личной коллекции Котеновича Г.С. отображающая деятельность геологов первопроходцев. Посетили мероприятие учащиеся 9-х классов. (апрель, март). Для учащихся 8-х классов был проведен библиотечный час «Успех не приходит сам. Становление Мегионнефтегаз». (апрель)

Выставочная деятельность является важным в деятельности школьной библиотеки. Их цель – привлечь внимание к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг по ним путём рекомендации. Выставки организовывались постоянные и тематические. Постоянные отображают краеведческое и патриотическое направления.

Интерес обучающихся в библиотечных мероприятиях поддерживался внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, ребусов. Ребята приняли активное участие в тематических занятиях, где добивались неплохих результатов и призовых мест.

Самообразование

Одной из основных форм повышения квалификации школьных библиотекарей является:

Участие в работе городского методического объединения школьных библиотекарей;

Участие в различных вебинарах;

Прохождение курсов повышения квалификации

Наличие собственного сайта библиотеки ОО (создание и заполнение информацией страницы).

Индивидуальная работа в условиях внедрения информационных технологий

Индивидуальная работа — это деятельность библиотекаря по удовлетворению запросов пользователей, консультирование при самостоятельном выборе книг и в ходе процессов работы с ними.

В задачи индивидуального обслуживания входят:

удовлетворение информационных потребностей пользователей;

развитие структуры и глубины интересов пользователей;

содействие повышению уровня информационной культуры обучающихся;

организация сотрудничества библиотекаря и пользователя на всем протяжении пользования библиотекой.

К популярным формам индивидуального обслуживания относятся и консультации. Консультационная работа включает вопросы повышения информационной компетентности пользователей, в том числе: алгоритмы поиска в каталогах и картотеках, заполнение читательских требований, выбор книг в фондах открытого доступа и т. д.

В условиях внедрения новейших информационных технологий в практику работы школьной библиотеки возросла роль информационной образовательной среды, способствующей поиску и освоению учащимися новых знаний. В этих условиях школьная библиотека становится центром образовательного процесса. Библиотечные специалисты в ходе индивидуальной работы:

- Помогают учащимся овладевать навыками и стратегиями информационного поиска, которые позволяют школьникам добиваться успехов в учебе;

- Ищут, отбирают, оценивают и используют электронные ресурсы и средства и учат преподавателей и школьников пользоваться ими.

Проблемы и затруднения 

1. Неудовлетворительное состояние библиотечных фондов (не пополняются программной и современной художественной, детской литературой). В библиотеку перестала поступать литература по общим вопросам педагогики и по методике преподавания учебных предметов. В библиотеке не хватает нужного количества экземпляров для программного изучения школьного курса литературы. Не отвечает современным требованиям и фонд научно-популярной литературы для школьников.

2. Отсутствие на муниципальном уровне финансирования для осуществления подписки на периодическую печать, книги. С 2011 года библиотека не имеет подписки на периодические издания для детей.

3. Недостаточность площадей и оснащения библиотеки типовым оборудованием (для размещения имеющихся книжных фондов не хватает площади). Нормы размера площадей устанавливаются согласно с учётом СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» на основе СНиП 2.4.2.28-21-10. П.4.19 площадь школьной библиотеки – информационного центра необходимо принимать из расчета не менее 0,6 кв. м на одного обучающегося. Для обеспечения надлежащего качества предоставляемых услуг, размещения фондов и организации производственных процессов школьная библиотека должна быть оборудована библиотечной мебелью, отвечающей современным требованиям, и техническими средствами.

В соответствии с приказом Министерства образования РФ № 373 от 06.10.2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», в целях организованного внедрения ФГОС НОО школьная библиотека необходима школе в качестве Информационно-библиотечного центра. (ИБЦ) Согласно ФГОС школьные библиотеки необходимы школе в качестве информационно-библиотечных центров (ИБЦ), являющихся важным компонентом учебного процесса. ИБЦ кроме традиционных фондов имеет доступ еще и к удаленным ресурсам крупнейших информационных центров и книгохранилищ мира. Отобранные ресурсы Интернета позволяют наиболее полноценно использовать его для развития школьников, для расширения их кругозора, выбора для чтения лучших произведений литературы.

Стандарт нового поколения обязывает библиотеки существенно пересматривать свою работу:

школьные библиотеки необходимы школе в качестве ИБ Центров, которые являются важным компонентом учебного процесса, способствующим реализации образовательных стандартов;

ИБЦентры должны быть укомплектованы качественными источниками информации на разных носителях;

квалифицированные библиотечные кадры должны соответствовать требованиям времени, стремиться к инновациям в профессиональной сфере, быть готовыми к непрерывному процессу образования;

ИБЦентры должны стать олицетворением привлекательности, комфортности, дружественности образовательной среды.

Кроме того, необходимо сегодня говорить о библиотечно-информационных центрах, но это при условии, если в школьной библиотеке будут стоять не один, а несколько компьютеров с нормальным выходом в Интернет.

Все вышеперечисленные проблемы, безусловно, отражаются на качестве библиотечного обслуживания.

Выводы

Работа библиотеки МАОУ «СОШ №2» в течение года носила целенаправленный и творческий характер. План работы выполнен. Повышается профессиональный уровень педагог-библиотекаря, раскрывается творческий потенциал.  

Место школьной библиотеки обозначено в реализации Федеральных государственных образовательных стандартов: школьная библиотека представлена, как учебный, методический и информационный центр обеспечения реализации основной образовательной программы общеобразовательного учреждения и поэтому перед работником школьный библиотеки стоит задача максимально полно вооружить педагогические коллективы школ методическими материалами, сопровождающими процессы внедрения ФГОС.

Для реализации намеченных задач необходимо:

  1. Комплектовать основной (документный) фонд классическими и современными источниками информации на различных носителях (бумажном, цифровом, магнитном и др.)
  2. Обеспечить учебной, программной и дополнительной литературой в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта за счет федерального бюджета (субвенций).
  3. Разработать стратегию перехода школьной библиотеки в информационно библиотечный центр (ИБЦ).
  4. Рассмотреть вопрос нормы площади школьной библиотеки в соответствие с нормативами оснащения СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» на основе СНиП 2.4.2.28-21-10. П.4-19.
  5. Оснастить библиотеку библиотечной мебелью, отвечающей современным требованиям, и техническими средствами:

Наименование

Количество, ед.

Примечания

Принтер

цветной лазерный

МФУ

1

Распечатка материалов: АРМ библиотекарь, АРМ читатель; ведение профессиональной издательской деятельности

Установить оборудование, которое поможет улучшить обслуживание читателей при проведении мероприятий.

1

Проведение мероприятий

Оборудование в библиотеке морально устарело, что создает проблемы при работе.

Приобрести в библиотеку новые компьютеры

2

Необходимы такие программные средства, которые позволяют детям использовать информационные ресурсы независимо от формы их представления. Для этого нужно разрабатывать упрощенные методы поиска в библиотечных компьютерных программах, используемых в школьных библиотеках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьной библиотеки

План работы школьной библиотеки МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО. Основные мероприятия, книги-юбиляры и т.д....

Анализ работы школьной библиотеке

Годовой отчет школьной библиотеке...

Анализ работы школьной библиотеки Перемской ООШ по работе с фондом

Пример анализа работы школьной библиотеки по комплектованию фонда, мониторинга, с диаграммами, выводами....

Анализ работы школьной библиотеки

С использованием сравнительного анализа основных показателей работы школьной библиотеки...

Анализ состояния и эффективности работы школьной библиотеки за 2013- 2014 гг.

Направления деятельности библиотеки:     1.Организация библиотечного фонда    2. Организация работы абонемента     3. Информационно-библиографическая ...