Планирование в системе дополнительного образования детей
консультация

Лебедева Людмила Николаевна

Любое планировние завершается оценкой результатов труда педагога и включает целый список необходимых составляющих мероприятий : анализ итогов работы за предыдущий период; цели и задачи на следующий временной период;систему мероприятий по достижению целей; сроки выполнения; необходимые условия выполнения, предполагаемые результаты выполнения; ответственное за выполнение лицо; отметки о выполнении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

           ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ

              ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Лебедева Л. Н.

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»,

г.Хабаровск

Универсальная структура любого планирования включает в себя следующие составляющие:

  • анализ итогов работы за предыдущий период;
  • цели и задачи на следующий временной период;
  • систему мероприятий по достижению целей;
  • сроки выполнения;
  • необходимые условия выполнения.
  • предполагаемые результаты выполнения;
  • ответственное за выполнение лицо;
  • отметки о выполнении

Однако в системе дополнительного образования форма планирования не имеет строгих рамок, поэтому педагог выбирает удобный для него способ ведения документации. Календарный план работы, охватывающий все аспекты педагогической деятельности, можно оформить в виде таблицы. Обычно его составляют на год, предваряют кратким анализом работы за предыдущий период и задачами на новый учебный год.

Любое планирование предполагает оценку его выполнения, отражение результатов. Критерии оценки результатов профессиональной педагогической деятельности специфичны и многомерны, так как охватывают личностные изменения как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога, а также динамику отношений «педагог-обучающиеся» и «педагог-родители обучающихся».

Анализ качества учебно-воспитательного процесса, динамика развития личности ребенка, показатели профессионального роста педагога, формирование межличностных отношений участников педагогического процесса являются исходными пунктами для создания системы мониторинга результатов деятельности педагога[1].

Цель такого мониторинга:

  • выяснить, насколько прогноз совпадает с реальностью;
  • сравнить полученные результаты с теми, что были достигнуты в прошлые периоды;
  • обнаружить и решить наиболее острые проблемы;
  • проанализировать, обобщать и распространять положительный опыт деятельности педагогов.

Мониторинг обычно ведется методической или административной службой ОУ. Согласно плану внутреннего контроля в ОУ в течение учебного года проверяются разные аспекты деятельности педагога:

  1. Организационные условия работы творческого объединения.
  2. Выполнение образовательной программы.
  3. Качество преподавания.
  4. Содержание воспитательной работы.
  5. Контингент обучающихся творческого объединения.
  6. Умения и навыки воспитанников творческого объединения.
  7. Уровень индивидуального развития воспитанников.

 Формы мониторинга: проверка журналов, посещение занятий и воспитательных мероприятий, анализ программно-методического обеспечения образовательного процесса и т.д. По окончании учебного года (а иногда и чаще) запрашивается документация – отчеты, аналитические справки, протоколы и др.

Сам педагог также должен уметь анализировать результаты своей деятельности (владеть методиками самоанализа). Самоанализ – самостоятельное определение педагогом достоинств и недостатков собственной профессионально-педагогической деятельности, проблем и перспектив развития детского объединения. Основные компоненты самоанализа: самоконтроль, самодиагностика, осознание педагогом своих затруднений и самооценка.

Самоконтроль - начальная стадия самоанализа. Контроль помогает устанавливать несоответствие между предполагаемым и фактическим результатом.

Самодиагностика – это получение систематической оперативной информации для самоанализа причин затруднений в профессиональной деятельности. Такими причинами могут быть:

  • Отсутствие повышения уровня профессионализма педагога через курсовую подготовку, семинары и самообразование, проектирование образовательной программы, не соответствующей соц. заказу, отсутствие разработанных компонентов учебно-методического комплекса и т. д.
  • Недостаточное использование современных методов и форм обучения, методик оценки результата реализации образовательной программы и т.д.
  • Отсутствие или уменьшение количества достижений коллектива в конкурсах и фестивалях, отсутствие поступления учащихся в ОУ по профилю объединения, низкая сохранность контингента и т.д

Развернутый самоанализ предполагает освещение следующих аспектов деятельности:

  • педагогический стаж, продолжительность работы в данном учреждении;
  • образование, повышение квалификации;
  • основополагающие идеи и принципы построение собственной профессиональной  деятельности;
  • характеристика образовательной программы, ее целей и задач, обоснование выбора содержания, форм и методов работы с воспитанниками;
  • описание технологий и методик обучения, воспитания и развития;
  • анализ сохранности контингента и причин отсева воспитанников;
  •  пути и способы решения проблем сохранности контингента;
  • приоритетные направления воспитательной работы;
  • характеристика детского коллектива (система межличностных отношений, организация деятельности, традиции и т. д.);
  • анализ результативности  образовательной деятельности (результаты обучения, воспитания и развития);
  • использование методов педагогической диагностики (каких);
  • организация работы с родителями, связи с социумом и общественностью;
  • анализ эффективности собственной педагогической деятельности, влияние условий и факторов, установление причинно – следственных связей;
  • определение проблем, путей и способов их решения;
  • самообразование, повышение профессионального уровня, овладение актуальными педагогическими знаниями, развитие общей эрудиции, личностных качеств;
  • участие в методической работе учреждения (МО, методический совет, проблемная группа, экспертная группа);
  • взаимопосещение занятий, обобщение и обмен опытом;
  • участие в методических семинарах, мероприятиях разного уровня.

Качество оформления аналитической документации является одним из важных показателей уровня профессионализма педагога.

Практика показывает, что необходимость расширенного самоанализа  возникает нечасто (например, при прохождении процедуры аттестации – 1 раз в 5 лет). Гораздо чаще педагогу приходится писать разные отчеты, которые также требуют навыка самоанализа.

Наиболее объемной формой анализа-отчета является ежегодный анализ работы, который выполняется в конце учебного года. В него также включаются все аспекты деятельности педагога, но в сжатой форме.

Повторимся, что никаких официальных регламентаций проведения каких-либо контрольно-оценочных диагностик в системе ДО в настоящий момент нет.

Однако, в соответствии с поэтапной программой совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2013-2018, (утверждено распоряжением Правительства РФ от 26.11 2012 № 2190-р), региональные органы управления образованием пытаются внедрить в практику «примерные показатели эффективности деятельности педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы».[2] В настоящий момент происходит  адаптация этих показателей к конкретным условиям учреждений, после чего они включаются в содержание эффективного контракта с работником (педагогом). Степень соответствия деятельности педагога данным показателям  определяет размер стимулирующих выплат.

Практика показывает, что учреждения, где реализуются дополнительные образовательные программы, осуществляют мониторинг качества профессиональной деятельности педагогов именно на основании показателей эффективности.

В настоящее время инновационной формой фиксации и оценки достижений педагога является портфолио[3], которое является основным документом педагога при прохождении процедуры аттестации.[4]

Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника в настоящее время рассматривается как форма оценки его профессионализма, определения его профессиональной компетентности и результативности деятельности при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории. В портфолио собирается разнообразная информация, отражающая существующий уровень профессиональной деятельности педагогического работника, позволяющая эксперту, коллегам и родителям объективно оценивать эффективность образовательной деятельности и ее успешность. Педагогический работник сам отбирает и формирует своё портфолио, а также оформляет его в специальную папку или альбом. Структура портфолио представлена разделами, содержание которых практически соответствует критериям и показателям экспертного заключения на соответствие той или иной квалификационной категории. [5]

Ведение портфолио предполагает видение «картины» значимых профессиональных результатов в целом, обеспечение отслеживания его индивидуального профессионального роста, демонстрация результативности его работы.

Лишь у мастера можно научиться мастерству, воспитать личность может только другая личность. Отсюда – высокие требования к личностным качествам педагога.

Он должен

  • быть чутким и доброжелательным;
  • понимать потребности и интересы детей;
  • иметь высокий уровень интеллектуального развития;
  • обладать широким кругом интересов и умений;
  • быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;
  • быть активным;
  • обладать чувством юмора;
  • располагать творческим потенциалом;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

К профессионально значимым качествам относятся:

  • педагогическая направленность - доминирующая система мотивов, определяющая поведение педагога и его отношение к профессии;
  • педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;
  • педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;
  • педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;
  • педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

  • работа в методических объединениях, творческих группах;
  • исследовательская деятельность;
  • освоение новых педагогических технологий;
  • различные формы педагогической поддержки;
  • активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • обобщение собственного педагогического опыта;
  • использование ИКТ.


[1]Педагогический мониторинг в дополнительном образовании детей http://festival.1september.ru/articles/608275/

[2]Распоряжение Комитета по образованию СПб №2292-р от 30.09.2013«Об утверждении примерных показателей эффективности деятельности педагогических работников, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Комитета по образованию, администраций районов Санкт-Петербурга» http://www.anichkov.ru/files/gzrdo/doc/15.pdf

[4] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва

"Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

http://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty/1275-ob-utverzhdenii-poryadka-provedeniya-attestatsii-pedagogicheskikh-rabotnikov-organizatsij-osushchestvlyayushchikh-obrazovatelnuyu-deyatelnost

[5] Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей http://www.anichkov.ru/files/gzrdo/expert-zakluchenie-2014-pedagog.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

«Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»

Доклад на районном родительском собрании «Одаренные дети в системе дополнительного образования детей»....

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Выступление на Педагогическом совете ГБОУ детско-юношеского центра "Профессиональное самоопределение детей и подростков в системе дополнительного образования детей" 28.11.2011г.

Выступление по теме "Образовательные технологии и организационно-педагогические условия профессионального самоопределения в процессе проектной деятельности" посвящено вопросам организации проектно-исс...

Цикл занятий «Дети и театр кукол» отражающий внедрение и реализацию педагогических технологий в системе дополнительного образования детей.

Данная учебно-методическая разработка содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра  в условиях дополнительного образования....

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...