Проект "Пушкин и цифры"
проект (8 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

исследование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx323.05 КБ
Файл pushkin_i_chisla.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Синекдоха» (дидактический материал)

Скосырская Л. В.., учитель рус.яз. и литературы

                                                                   

1.Прочитайте предложения, определите синекдоху.

Ну что ж, Садись, светило!

Бьем грошом. Очень хорошо!

Мильоны вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.

И гордый внук славян, и финн...

Там стонет  человек от рабства и цепей...

Пуще всего береги копейку.

Мы все глядим в Наполеоны

С берез неслышен, невесом слетает желтый лист.

От их всевидящего глаза…

Прощай, немытая Россия…

Ключ:  Светило, горшком, мильоны, внук, человек, копейку, Наполеоны, лист, глаза, Россия.

2.Выпишите из текста синекдоху.

«Символический русский Иван –это вот что: человек ,одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые тридцать граммов сахару осиротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно прикрывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины». М.Шолохов.

Ключ: человек, Иван (употребляя слово человек и собственное Иван писатель подразумевает весь народ).

3.Подберите из изученных программных произведений примеры с синекдохой.

Ключ:  «Молчали жёлтые и синие, в зеленых плакали и пели».

 А.Блок. «На железной дороге»

(По цвету вагонов мы узнаем об их пассажирах. В желтых и синих ехала богатая публика, а в зеленых – простой народ )

Эй, борода!», «Заплатанной» (у  Гоголя про Плюшкина).

«Но странная из солнца ясь струилась,-и,степенность забыв,сижу разговорясьс светилом постепенно».

В.Маяковский. Необычайное приключение…»

«Они не виделись с Москвы».

И.С.Тургенев «Дворянское гнездо».

4.Подберите из произведения (конкретно указать произведение и автора) синекдоху.

«На восток, сквозь дым и копоть,

Из одной тюрьмы глухой

По домам идет Европа.

Пух перин над ней пургой.

И на русского солдата

Брат француз, британец брат

 Брат поляк и все подряд

С дружбой будто виноватой,

Но сердечною глядят»

Ключ:  Отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

Здесь обобщенное наименование Европа употребляется вместо названий европейских народов; единственное число существительных солдат, брат француз и других выступает в значении множественного числа. Синекдоха усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

5.Рассказ о синекдохе.

Синекдоха — вид тропа, в основании которого лежит отношение части к целому. Синекдоха иногда рассматривается как разновидность метонимии и действительно есть не мало случаев, где трудно дифференцировать оба эти тропа. Например, выражение: «столько-то голов скота» принято определять как бесспорную синекдоху: голова вместо целого животного, но совершенно аналогичное выражение «столько-то штыков», в смысле солдат, употребляемое как и первое при исчислении, приводится часто как пример метонимии на том основании, что здесь имеется отношение орудия к действователю. Одно и то же выражение сплошь да рядом определяется одним и тем же теоретиком то как синекдоха, то как метонимия в зависимости от точки зрения на него. Так, пушкинское «Все флаги в гости будут к нам» трактуется в одной статье теории и как синекдоха: флаги, вместо корабли, и как метонимия: флаги вместо «купцы разных государств». Очевидно, вся эта зыбкость и сбивчивость терминологии обусловливается тем, что исходят из попыток точно установить предмет, который стоит за данным выражением, что как раз и представляет почти всегда большие принципиальные трудности в силу самой

природы словесного (в частности, поэтического) иносказания. В основе своей,

однако, синекдохический процесс мысли существенно отличается от метонимического. Метонимия представляет собой как бы сжатое описание, состоящее в том, что из содержания мысли выделяется существенный для данного случая, для данного воззрения элемент. Синекдоха, напротив, выражает один из признаков предмета, именует часть предмета вместо его целого ,причем называется часть, а целое лишь соподразумевается; мысль сосредоточивается на том из признаков предмета, на той из частей целого, которая или бросается в глаза, или почему либо важна, характерна, удобна для данного случая. Другими словами, мысль переносится с целого на часть его, и потому в синекдохе (как и в метафоре) легче, чем в метонимии, говорить о переносном смысле образа. Раздельность выражения и выражаемого, прямого и переносного смысла в ней выступает отчетливее, ибо в метонимии отношение предмета к его данному выражению есть, приблизительно, отношение содержания мысли к сжатому ее описанию, в синекдохе — отношение целого к не только выделенной из него, но и обособленной, тем самым, его части. Эта часть может стоять в разных отношениях к целому. Простое количественное отношение дает наиболее бесспорные синекдохи типа единственного числа вместо множественного, о которых и не встречается разногласий у теоретиков. (Напр., у Гоголя: «все спит — и человек, и зверь, и птица»). Но в другого порядка отношения могут вскрываться в синекдохе, не делая ее еще метонимией. Исходя из такого разграничения обоих явлений легче избежать колебаний, — поскольку они вообще до конца преодолимы, — в определениях тропической природы того или иного выражения, вроде тех, о которых шла речь выше. «Столько-то штыков», «Все флаги» и пр. окажутся тогда синекдохой, независимо от точки

зрения на соподразумеваемый предмет, ибо что бы ни разуметь под флагами 

просто-ли корабли, купеческие ли корабли и пр. — данное выражение указывает лишь один из признаков, одну из частей слитного содержания мысли,

которое как целое соподразумевается. Другие примеры синекдохи: «очаг», «угол», «кров» в смысле дома («у родного очага», «в родном углу», «гостеприимный кров»), «носорог» (название животного по одной его части, бросающейся в глаза), «Эй, борода!», «Заплатанной» (у Гоголя про Плюшкина); «дожить до седых волос» вм. до старости, «до гробовой доски», «лето» в смысле года («сколько лет»), «хлеб да соль», «красненькая» (десятирублевка) и другие.

6.Составьте сказку о синекдохе.

В некотором царстве, в речевом государстве жили– были две замечательные подруги-фигуры, звали их Синекдоха и Метонимия. Она всегда жили дружно до тех пор, пока не поругались. Метонимия  как-то раз сказала о себе, что она важнее в литературе, а Синекдоха на это воскликнула: Нет, я важнее, потому что красивее.

И кричали долго друг на друга, пока в дверь их дома не позвонили. Метонимия и Синекдоха вдруг замолкли. В дом вошел высокий старец с белой бородой. Кто Вы? –спросили разом они. И ответил бородач: Я –Словарь литературоведческих терминов. Но почему же вы ссоритесь? В чем причина ссоры? Подруги в один голов сказали: кто из нас важнее? Вы обе важны,  вы обе  нужны,- промолвил старец. Задумались подруг и  перестали спорить. Стали они жить дружно, как раньше.
7.Диалог о синекдохе.

Два друга после уроков зашли в магазин.

Коля купил шоколад, мороженое, жевачку.

Витя говорит.

-Коль, а почему ты так много берёшь всегда?

-А что деньги жалеть?

-Да ты просто не понимаешь, ведь копейка рубль бережёт.

Продавец спрашивает.

-А что означает это выражение «копейка рубль бережёт?»

Витя поясняет.

-Слово копейка  означает маленькие деньги, экономию на малом, а слово рубль  – большую выгоду. То есть, целое было заменено частью, это синекдоха. Мы сегодня о ней в школе говорили на уроке литературы.

8.Напишите сочинение по картине (картину выбирает учитель и сам представляет её).

Конспект урока по теме "Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь

Цели урока:

  1. Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.
  2. Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.
  3. Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Ход урока

1. Организационный момент .Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.  Кто из вас слышал о таком художнике?(1слайд)

2. Подготовительная беседа

Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт - Петербурга.Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

3. Знакомство с картиной

Отгадайте загадку.

Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

-Какое это время года? (Зима).

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль).

4. История создания картины   (Рассказывает 1 ученик)

      5. Беседа по содержанию картины.

 


                                             

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря. Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день. Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца. Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

-Рассмотрите берёзы, как они расположены? - На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

- Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко

- Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона - солнечные.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

- Какие слова помогают увидеть февральский день? Изображено ли всё это на картине? А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.  А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.  Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.  А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном...” (Читает ученик) С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

7. Составление плана.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.

8. Пример сочинения ученицы  5-го класса.

И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.

Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.

Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.

Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.

10 .Итог урока.

Сегодня вы писали сочинение по картине И.Грабаря “Февральская лазурь”.

11. Домашнее задание

Творчески оформить сочинение (с рисунками берёз, в компьютерном варианте).

9.Мини-тест

1. Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на существенные признаки неназванного предмета:

1) метонимия
2) перифраза
3) синекдоха
4) метафора

2.Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

1) сравнение
2) синекдоха
3) метонимия
4) метафора

3.Разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

1) сравнение
2) метафора
3) синекдоха
4) оксюморон

Ключ: 1-3,2-2,3-3

10.Просклонять слово Синекдоха по падежам(ед.,мн.числа)

Ключ:

падеж

ед. ч.

мн. ч.

Им.

сине́кдоха

сине́кдохи

Р.

сине́кдохи

сине́кдох

Д.

сине́кдохе

сине́кдохам

В.

сине́кдоху

сине́кдохи

Тв.

сине́кдохой, сине́кдохою

сине́кдохами

Пр.

сине́кдохе

сине́кдохах

11.Произвести морфемный разбор слова  Синекдоха.

Ключ: Корень: -синекдох-; окончание:

12.Найдите пословицы и поговорки, где встречается синекдоха.

Ключ: "Сарафан за кафтаном бегает",

              "Пуля - дура, штык - молодец".



Предварительный просмотр:

Числа в судьбе и творчестве А.С.Пушкина.

Пушкин... Он входит в жизнь каждого из нас очень рано. С детства.

Первая детская книжка в домашней библиотеке — сказки Пушкина.

Употребление числительных в художественных текстах настолько ограничено, что вроде бы и не стоит говорить о функции этих слов. Однако так уж незначительна ли и какова роль числительных  в тексте? На этот вопрос я решила ответить, проанализировав сказки А.С. Пушкина. Во время подготовки   я исследовала более 20 народных сказок  и сказок Александра Сергеевича Пушкина  на выявление  того, какие числа встречаются в сказках вообще и какие из них встречаются чаще всего. Мне удалось выяснить, что чаще всего встречаются числа: 1, 2, 3, 5, 7, 12, 100. В  своей работе я  покажу, что означает каждое число и приведу  примеры сказки, где оно встречается.

Частота применения  чисел показана в таблице:

Число

1

2

3

5

7

12

100

Количество раз, используемое в сказках.

2

13

23

3

6

3

4

Вывод: Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего в русских народных сказках используется  число 3. Это, конечно, прежде всего, связано с его символикой.  3 - это божественное совершенство. Известно выражение: Бог троицу любит.  

Тройка – это

- человек,  - тело, душа, дух

 -этапы прохождения на свете - рождение, жизнь, смерть;

-три периода жизни человека: молодость – зрелость – старость;

- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;

- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.

-трехмерность пространства: высота – ширина – длина;

человек имеет три основные силы: мыслительную – эмоциональную – двигательную;

 человеку свойственны три проявления ума:  интуиция – интеллект – инстинкт;

 И, наконец, последний пример: Земля – третья по расстоянию от Солнца планета Солнечной системы. Да, магическое это число  три!

Я,надеюсь, что убедила вас в этом!

Свою первую сказку-поэму А.С. Пушкин назвал в лубочном стиле «Сказка о царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне  Лебеди». События в сказке складываются по тройственной схеме.  Уже в первой строчке читаем:

«Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком».

Так же, как и в народных сказках, у Пушкина из 3-х сестриц две оказались злыми, коварными и завистливыми. Обманом, хитростью заставили бросить в океан младшую сестрицу с сыном.Через 3 дня, как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, чудо свершилось,через 3 дня -они как бы заново воскресли. Дальнейшее утроение мотивов позволяет поэту углубить идею сказки. Чтобы царевич смог попасть в царство Салтана, три раза Лебедь превращает его в насекомое.  В царстве своего отца он узнает о трех  чудесах: сначала о чудесной белке, затем о 33 богатырях и, наконец, о прекрасной царевне.          

На острове у князя Гвидона появляются эти три чуда, трижды выручает Лебедь царевича.      

В этой сказке у Пушкина мы встречаем число 33.

«…И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые…»

В древности это число символизировало огромную силу, против которой не устоит ни один враг, не стоит забывать, что и Иисус Христос был распят в 33 года, а затем вновь воскрес.

Начало «Сказки о рыбаке и рыбке» предполагает, что старик со старухой много лет прожили вместе:        

«Они жили в ветхой землянке

 Ровно тридцать лет и три года».

Утроенный мотив создаёт размеренный ритм повествования.

Три раза старик кидал в море свой невод:

Раз он в море закинул невод, –

Пришел невод с одной тиной,

Он в другой раз закинул невод, -

Пришел невод с травой морской,

 В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одной рыбкой,

 С непростою рыбкой – золотой.

 В 1834 году поэт  написал «Сказку о золотом петушке». Сказочное царство, где    происходит действие «Сказки о золотом петушке», находится «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве», что значит очень далеко.

  В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» появляется число «7».

«Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей…»

В приданое царевне дается

«…Семь торговых городов

Да сто сорок теремов»

Число «7» считалось магическим и характеризовало общую идею Вселенной. До нас эта идея дошла в семи цветах спектра, семи нотах музыки. Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

Наверное, поэтому число «7» очень часто встречается в пословицах и поговорках. «Семь бед – один ответ», «У семи нянек дитя без глаза», «Семь раз отмерь, один раз отрежь» и другие.

После смерти царевны богатыри

«Ждали три дня, но она

Не восстала ото сна»  

и тогда они

« Гроб её к шести столбам

На цепях чугунных там

Осторожно привинтили,

И решёткой оградили…»

Известно, что в народе число «6»  ассоциируется с нечистой силой.

Число  «8», как и число «6»,  является чётным, а у русского народа есть суеверное  представление, что чётное число связано со смертью.

В «Сказке о золотом петушке» это число упоминается много раз.

Через 8 дней, как выехал старший сын царя, закричал петух. После выезда младшего сына опять через 8 дней петух снова возвестил о нападении врага.  В третий раз сам царь поехал. Через 8 дней доехал он до места. И что же видит царь?

Что за страшная картина!

Перед ним его два сына

Без шеломов и без лат

Оба мёртвые лежат.

Вывод 1: Проанализировав  употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можем сказать, что выбор чисел в сказках не случаен. Пушкин использовал  

традицию произведений народного творчества, где используются числительные, наделенные «магическим» смыслом.

Числа в сказках А.С. Пушкина играют огромную роль,  и помогают понять,  почувствовать скрытый смысл текста,  увидеть, глубинные «воды» текста, проникнуть в заложенную творцом  мысль.

Вывод 2: В начале 19-ого века ещё не приобрела научной направленности работа по собиранию фольклора, а А.С. Пушкин уже проник как художник в природу устной народной поэзии и очень точно выразил её особенности.

Числительные в его произведениях выполняют не только информативную роль, но и экспрессивную функцию. Число 3 оказывается «движущей пружиной» сказок, оно                      

самое  распространенное числительное в сказках Пушкина. Это число   наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Числа  33 и  7 содержат в себе значение множества. Числа  «8» и «6» являются выражением суеверности, отмечающей безисходность наступления конца события, жизни.

Числа в судьбе поэта.

Число 13.

По свидетельству его племянника  поэта ,Льва Павлищева, Пушкин верил в различные приметы и суеверия: «Почешется у него правый глаз -ожидает он в течение суток неприятности. Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны -призадумается и непременно прочтёт «Отче наш», да 3 раза истово перекрестится. Не любил здороваться через порог, не выносил тринадцать человек за столом».Но всё-таки число 13 сыграло большую роль в жизни Пушкина.

Наталья Гончарова  родилась(8 сентября 1812г.), когда ему было 13 лет. А венчались они 18 февраля 1831года.Сумма цифр, составляющих этот год, равна 13.Если число 1831 разбить на 2 половинки, то получится 18 и 31,18-это возраст Натальи

Гончаровой, а 31-Пушкина,31-в зеркальном отражении даёт число 13.Число

13 будет встречаться и в судьбе его потомков. Его старший сын командовал в

годы русско-турецкой войны 13-м гусарским Нарвским полком, а позже был назначен генералом-майором и командиром 1-й бригады 13-й  кавалерийской дивизии. У генерала кавалерии А.А.Пушкина было 13 детей. Год смерти младшей дочери Пушкина-1913.

 Число 26(13*2) тоже имело большое значение. А.С.Пушкин родился 26 мая (по старому стилю )(6 июня 1799 года. Сумма цифр этого года тоже равна 26.26 января 1836 года он впервые упоминает в дневнике имя своего будущего убийцы барона Жоржа Дантеса.26 января 1837 года он посылает письмо-вызов барону Геккерну его приёмному сыну Дантесу Геккерну.26 ноября 1863 года умирает вдова поэта Наталья  Николаевна Пушкина.

    Сумма чисел дня и месяца смерти Натальи Николаевны 26,11 составляет число

    37,именно столько прожил Пушкин.

Число семь - особое число.

Когда мы изучали биографию Пушкина, то обнаружили поразительную особенность. В родословном дереве семь глубоких корней: дедушки и бабушки великого поэта - дети Абрама Петровича Ганнибала. Перечислим их

имена: Иван, Елизавета, Анна, Петр, Осип, Исаак и Софья. От союза Осипа Абрамовича Марией Алексеевной родилась мать великого поэта Надежда Осиповна.

Все семеро детей Абрама Петровича Ганнибала были еще живы, когда в 1799 году родился Александр Сергеевич Пушкин. Таким образом, в корнях родословной по

материнской линии уже была заложена семерка.

Не оттого ли столь велика ее роль в жизни и судьбе поэта?
В 1807 году умер брат Пушкина Николай, прожив почти семь лет. И семья Пушкиных стала насчитывать семь человек: это дед Осип Абрамович, бабушка Мария Алексеевна, отец Сергей Львович, мать Надежда Осиповна, сыновья Александр, Лев и дочь Ольга. Классическая семерка. Да и само слово «семья» слагается из «семи я». Пушкин ценил свою родословную, посвятив ей одно из лучших своих стихотворений, которое так и называется - «Моя родословная»

Интересным для нас показалось то, что когда мы изучили место жительства Пушкина, то насчитали семь мест, где подолгу жил Пушкин: Москва, Петербург, Михайловское, Царское Село, Болдино, Одесса, Кишинев. Еще примечательнее список адресов, точнее, квартир, которые снимал поэт с женой в Петербурге. Их тоже семь. Да и прожил поэт со своей Наталией Николаевной почти семь лет.

Если говорить о сказках, то в «Сказке о царе Салтане» семь главных действующих лиц. В «Сказке о рыбаке и рыбке» семь раз золотая рыбка исполняет капризы старухи, а «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» содержит семерку в самом названии. Конечно, все эти сказки основаны на народной, русской мудрости, в которой семерки отведена роль символичного числа. Не случайно существует множество русских пословиц и поговорок в которых участвует семерка. И наверное, есть определенный смысл в том, что над православными русскими церквами красуются, как правило, семь крестов.

Пушкин словно прислушивался к этому символическому числу. В1827 году он написал VII главу романа «Евгений Онегин». А свою запись в дневнике по поводу успеха повести «Пиковая дама» сделал 7 декабря 1834 года. Сумма последних цифр этого года тоже составляет цифру 7.

Поэту было 37, когда 27 января 1837 года в 17 часов он вышел к барьеру на последней, седьмой по счету в его жизни, дуэли.

Вывод: В этой фразе, как нетрудно заметить, целых пять семерок.

Пушкин погиб в тридцать семь лет, но к тридцати семи годам у него уже не было возраста: он был и юношей, и мудрецом одновременно. У него нет возраста и сегодня. Давно ушла в прошлое пушкинская эпоха. Но стоит взять книгу, и все оживает: и Татьяна, пишущая при свече свое письмо, и мечущийся Борис Годунов, и Арина Родионовна, дремлющая у окошка со своим веретеном, и прежде всего сам поэт, воссоздавший все это, вложивший в свои произведения талант, душу, совесть. Значит, Пушкин жив и сегодня. Он будет нашим современником и завтра, и всегда!

Литература.

1.Власова М.Н. «Русские суеверия».СПб,1998г.

2.Толковый  словарь Ожегова.

3.Пушкин А.С. «Полное собрание сочинений и писем в двух томах. Москва,2015г.Издательский проект «Ваш Пушкин».

4.Пушкин А.С. Руслан и Людмила;Поэма;Сказки.-М.:Стрекоза,2000-с

5.Журнал «Литература в школе»,№4.1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Число и цифра 9"

Урок для 1 класса школ 2 вида...

Родителям на заметку. Знакомим детей с образом цифр и запоминаем их. Сказка-мнемик про цифры

Ваш ребенок осваивает цифры и очень любит ритмичные стихи. Совместите приятное с полезным! Возможно, что эта сказка-мнемик поможет малышу легче запомнить и подружиться с миром цифр. Автор не является ...

«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!

Статья о цифровизации образования...

«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»

Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры  произвольных степеней одного и того же...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...