«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!
статья

Михайлова Галина Сергеевна

Статья о цифровизации образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifra.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифра» меняет все! «Цифра» не меняет ничего!

Давайте вспомним…

1985 год. Введение в школе предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Компьютер пришел в школу.

Очень хорошо помню это событие. Для меня оно началось еще летом, когда мама (тогда учитель физики и астрономии) пришла домой и сказала, что ей предлагают пройти переподготовку на учителя информатики. Маму дома сразу поддержали: мы с братом взяли на себя большую часть домашних обязанностей (курсы переподготовки были два месяца во время летних каникул), а отец собрал все деньги и купил первый в нашей семье компьютер — Sinclair ZX Spectrum, который начали осваивать всей семьей. У брата, он младше меня, получалось лучше всех. С 1-го сентября у нашего класса появился новый предмет «Основы информатики и вычислительной техники» — мы были первыми! Сначала изучали все по книжкам, срисовывали клавиатуру с учебника и знакомились с назначением клавиш (J). На второй год мама (она была нашим учителем) договорилась с соседней школой о работе в компьютерном классе, куда мы и ходили один раз в две недели: записывали созданные программы, проводили отладку и запускали на исполнение.

В нашей школе компьютерный класс появился только в 1990 году. Отношение учителей к компьютеру в это время было примерно таким: «Ужас какой! Как Вы в этом разбираетесь?! О! Нет! Мне в этом не разобраться! Это не для меня».

2007 год. Комплексный проект модернизации образования. Компьютеризация школ.

Настала моя очередь. В 2005 году я пришла в свою родную школу учителем информатики вместо мамы, которая вышла на пенсию, отработав сорок лет. На этот момент в школе, кроме компьютерного класса, компьютер стоял в канцелярии. В 2006 году пришло новое оборудование, в 2007 году еще несколько компьютеров, первые проекторы и интерактивная доска, первая локальная сеть в школе на базе компьютерного класса и компьютеров канцелярии и администрации. Организован доступ к Интернету через локальную сеть. У школы появился email и собственный сайт. В последующие годы у нас стала появляться компьютерная техника и оборудование в учебных кабинетах. Многие коллеги моего возраста и старше стали приходить ко мне и учиться работать с компьютером, в программах Word и Power Point, осваивать электронную почту. Они оценили удобство создания календарно-тематического планирования и других документов на компьютере, научились оживлять свои уроки презентациями. Цифровизация начала проникать в образовательный процесс. Отношение коллег в целом к компьютерной технике меняется: «Все это, пожалуй, хорошо, но без этого вполне можно обойтись… Это сложно!».

2010 год. Национальная образовательная стратегия — инициатива «Наша Новая Школа». Информатизация образования.

2010 — 2019 год. Переход на обучение в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами общего образования. Повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся.

За эти годы в школе появилось еще четыре (мобильных) компьютерных класса в начальной школе, каждый учебный кабинет оснащен компьютером, проектором и экраном или интерактивной доской, локальная сеть с выходом в Интернет охватывает все учебные помещения. Школа полностью перешла на электронный журнал/дневник. У школы появилась своя группа в социальной сети ВКонтакте, которая насчитывает сейчас более 1000 подписчиков. Кроме официального сайта и группы школы многие коллеги ведут собственный сайт или группу социальной сети (или и то, и другое). Коллеги освоили для работы Viber и WhatsApp. И снова меняется отношение: «Ой! Это просто, удобно, экономно, быстро…и т.д.» В данный момент процесс проникновения ЦИФРЫ в образовательный процесс можно считать завершенным, так как в той или иной мере цифровизация присутствует в каждом из составляющих образовательного процесса. Для этого потребовалось приблизительно 35 лет. Очень долго по меркам одного человека и лишь мгновение по меркам человечества… Наступает время совершенствования…

2018 год. Национальный проект "Образование". Федеральные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда».

Давайте посмотрим…

В настоящий момент в нашей школе каждый учитель для своей работы использует следующий комплект цифровых инструментов: электронный журнал/дневник, Viber и WhatsApp, электронную почту, электронный учебник и/или ЦОР (цифровой образовательный ресурс) по предмету, текстовые редакторы и программы для создания презентаций с целью создания собственных ЦОР. Для представления своего опыта коллеги используют сообщества Инфоурок, nsportal.ru, Единый урок, Открытый урок (издательства «1 сентября»), конечно, школьный сайт. В школе активно используются готовые онлайн-проекты такие, как уроки финансовой грамотности, общероссийский онлайн-урок «Вода России», «Урок ЦИФРЫ», интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру, образовательные порталы для подготовки к экзаменам «Сдам ГИА» и «Незнайка», Всероссийская межпредметная олимпиада «Страна талантов» и многое другое. Подобные ресурсы позволяют разнообразить уроки и красиво организовать внеурочные мероприятия. В эффективности подготовки к экзаменам с использованием ресурса «Сдам ГИА» убедились все педагоги, чьи ученики сдавали ОГЭ или ЕГЭ.

Иногда цифровые инструменты — это выход в безвыходной, казалось бы, ситуации. Опишу случай этого года…

Ученица 10 класса получает квоту на бесплатное лечение в другом городе. С ноября по февраль проходит ряд операций. В это время для неё организовано обучение в стационаре. (Огромное СПАСИБО коллегам-педагогам за их работу и участие!) Это ограниченный набор дисциплин, куда информатика не входит. В этой ситуации нас выручил ЦОР для школ «ЯКласс» и электронный журнал «Школьный портал», через который осуществлялась связь и контроль. Я задавала темы для самостоятельного изучения, тесты для тренинга и контроля. Результат — ликвидация отставания в программе изучения предмета и наличие отметок для аттестации в конце триместра.

Есть еще три ресурса, о которых мне очень хочется сказать. Это informatics.msk.ru для дистанционной подготовки по информатике, который я активно использую для подготовки одаренных учеников к олимпиадам по программированию. Второй ресурс — Путеводитель сетевых проектов (https://sites.google.com/site/putevoditelusp/), это прекрасное решение для организации внеурочной деятельности, здесь можно найти проект для любого ученика. Третий ресурс это онлайн-школа «Фоксфорд», где можно найти и олимпиады, и тесты и видеолекции, можно дистанционно позаниматься с репетитором или пройти курсы подготовки. Один недостаток у этого ресурса: не все бесплатно. Но, если принять участие в проекте «Пятая четверть» во время летних каникул, то все курсы подготовки для учащихся будут бесплатны. Очень хорошие курсы!

И, конечно, невозможно умолчать об огромном количестве мастер-классов, размещенных на ресурсе YouTube. Здесь всегда можно найти готовый видеоматериал не только к уроку или внеурочному занятию, но и для себя, собственного развития и самообразования.

Давайте подумаем...

Итак, в процессе проникновения ЦИФРЫ в образование отношение к ней у педагогов меняется от страха и полного неприятия до понимания необходимости и желания использовать. На мой взгляд, этому способствовало и повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся, и реализация государственных программ, но, в первую очередь, развитие самой ЦИФРЫ. За эти годы компьютерные устройства стали доступнее и мощнее, появились программы с простым, интуитивно понятным интерфейсом. Развитие сервисов Интернет позволило перейти на новый уровень дистанционной форме обучения (проект мирового онлайн-образования Coursera), а появление и развитие облачных технологий освободило от необходимости переносить/пересылать информацию с одного устройства на другое (технология Web 2.0 обеспечивает совместный доступ и работу над проектом). Развитие самой ЦИФРЫ привело к появлению новых технологий в образовании: информационно-коммуникационная технология выделилась как самостоятельная и в то же время она может быть составляющей других технологий (игровой технологии, технологии сотрудничества, проблемного и разноуровневого обучения и др.). Организационные моменты процесса образования также подверглись изменению: электронный журнал объединил в себе и расписание уроков, и календарно-тематическое планирование, и распределение уроков по расписанию, и выдачу домашних заданий, отметки и личные достижения учеников, отчетность (что очень удобно!). ЦИФРА изменила все: и процесс образования, и уроки, и отношение педагогов к ЦИФРЕ.

Но все ли так гладко и красиво в процессе цифровизации образования? Нет… И я не могу знать о всех проблемах, но могу описать те, с которыми сталкиваюсь сама.

  1. «Очень много».
    Замечательный открытый урок! Процесс урока организован педагогом практически идеально: организационный момент, проверка выполнения домашнего задания и повторение с помощью интерактивного комплекса оперативного контроля знаний Interwrite, объяснение нового материала с использованием возможностей интерактивной доски, динамическая пауза с демонстрацией видеоролика, закрепление материала с помощью электронного учебника и выполнение интерактивного разноуровневого задания-теста на планшете каждым учеником. Результат урока: объективная оценка усвоения материала учениками, применение различных педагогических технологий на уроке, присутствие элементов индивидуализации обучения, демонстрация своего уровня ИКТ-компетентности и многое другое. Только… Современный САНПиН допускает работу с цифровыми средствами не более 35 минут в 9 – 11 классах, а в начальной школе 10 минут. Нужно изменить САНПиН! Пока до конца не изучено влияние современных цифровых устройств на здоровье и психику детей. А нужно ли менять САНПиН?
  2. «Как раньше».
    Совершенно замечательный инструмент — электронный журнал (в нашей школе Школьный портал). Можно определить тип деятельности обучающихся на уроке: ответ на уроке, опрос, тест, самостоятельная работа, творческая работа и много других типов. Если использовать на уроке разные типы деятельности (как это чаще всего и бывает), то каждого ученика можно оценить и выставить отметку в журнал за тот тип деятельности, в котором он себя проявил. Хорошо! Сколько отметок можно выставить! Но и здесь ждет подвох… На уроке два вида деятельности ответ на уроке и самостоятельная работа. Ученик отвечает у доски и пишет самостоятельную работу, получает две отметки за два разных вида деятельности. Логично выставить обе с указанием видов деятельности. Но нет – выставляется одна отметка! Аргумент: «В Положении о ведении журнала написано, что отметки за контрольный диктант с грамматическим заданием, изложение, сочинение, предусмотренные программой по русскому языку, следует выставлять в одной колонке в виде дроби в графе, соответствующей дате записи урока». Бумажный журнал не позволял разграничивать виды деятельности учеников, не предусматривал дополнительные клеточки на конкретный урок для выставления дополнительных отметок. В электронном журнале это возможно! Так почему нельзя?
  3. «Дайте время».
    Как-то так получается, что степень цифровизации прямо пропорциональна степени загруженности учителей. У учителя остается все меньше и меньше времени на творчество. А ведь творчество – это очень времяемкий вид деятельности. Совсем недавно заместитель директора по ВР обратилась ко мне с просьбой оформить «Летопись школы» в виде файла с использованием программы MS Publisher. Текст и фотоматериалы были готовы. Требовалось только оформление в виде файла. Даже дизайн был приблизительно оговорен (не требовалось придумывать!). На создание и оформление 5 страниц файла желаемого качества потребовалось около 6 часов (У меня есть навык работы с MS PublisherJ). И так происходит с любым цифровым ресурсом, который нужно сделать самостоятельно (если хочешь сделать качественно)! Подобрать материал, выбрать средство его представления, подобрать дизайн, оформить файл – это творческая работа. Затраты времени очень большие! Это творчество! Но у педагогов есть и текущая работа (за пределами урока): оформление уроков в электронном журнале на следующий учебный день, планирование домашнего задания, подготовка к проведению уроков и занятий внеурочной деятельности. Это только обязательные, а к ним могут добавиться комментарии к выполнению домашнего задания в Viber, WhatsApp или Школьном портале, проверка выполнения предыдущего домашнего задания, создание отчетов для администрации, подготовка заявок на конкурсы и т.п. Цифровые технологии высвобождают время для творчества?
  4. «Научите, пожалуйста».
    Одним из видов творческой деятельности педагогов является обучение, не учеников, а самих себя. Все обстоит вполне благополучно, если сфера самообразования совпадает со сферой деятельности. Когда же нужно освоить новое программное обеспечение, могут возникнуть проблемы. Если интерфейс программы простой – коллеги справляются самостоятельно, а если не совсем понятен - помогают более сведущие коллеги. Но может возникнуть ситуация, когда потребуется системное обучение, например, при освоении совершенно новой сферы знаний. Лет 10 назад возникла идея оснастить школьную компьютерную технику свободно распространяемым программным обеспечением. Для представителей школ были организованы курсы по работе с ОС Linux уровня пользователь. Курсы прошли – корочки получили. Очень хорошо! Два года назад в школы стали приходить ноутбуки с ОС Linux. Очень хорошие ноутбуки, графическая оболочка Linux замечательная, обычный пользователь, привыкший к работе с ОС Windows, способен освоить работу с ней самостоятельно. Только вот проблема, установка принтеров, подключение проекторов, локальной сети, установка учебных программ – это уровень администратора Linux. А этому никто не учил… Обученного специалиста найти так и не удалось. Изучать самостоятельно без отрыва от работы в школе невозможно - про затраты времени на творческую деятельность я написала чуть выше. И это не единичный случай. В школах вводятся различные системы защиты информации связанные с ними ЭЦП, но провести обучение тех, кто будет заниматься администрированием и обслуживанием этих систем, никто не подумал. Будет ли организовано своевременное системное обучение?

Давайте подумаем и помечтаем…

В настоящее время, пожалуй, нет такой сферы деятельности человека, где бы в той или иной мере не присутствовала бы ЦИФРА. Цифровизация начинает изменять наш мир, и есть мнение, что необходимость в педагоге как в учителе ограничится или отпадет вовсе. Обучение детей будет переложено на обучающие программы, искусственный интеллект и роботов. Думаю, это мнение больше похоже на опасение, которому не суждено реализоваться…

Сколько бы раз первоклассник ни посмотрел, как правильно держать ручку или карандаш, всегда требуется помощь учителя! Очень хорошо помню, как моя первая учительница Анфиса Карповна Шмелева проходила по классу и помогала правильно сложить пальчики и держать в них ручку. Подошла к каждому и показала, а потом подходила и поправляла, когда видела, что кто-то держит не правильно. Будет ли на это способна обучающая программа? А робот с искусственным интеллектом? А ведь иногда требуется еще и понять, почему ученик не правильно держит ручку… Может быть у него небольшой порез на пальце, а может он стесняется показать обгрызенный ноготь, а может быть он вовсе левша… А еще Учитель это тот, кто когда-то сам был учеником, и не забыл о своих трудностях в обучении. А еще это тот, кто сумел разглядеть трудности в обучении у своих учеников, понял причину, помог преодолеть эту трудность. А еще это тот, кто покорно и настойчиво ведет своих учеников по дороге образования, оберегает, объясняет, наставляет… При этом в любое свое действие вкладывает частицу себя, своего опыта, своих мыслей, своих воспоминаний, своей души… Если появится такой интеллектуальный робот, то чем он будет отличаться от учителя-человека? Это с одной стороны…

С другой стороны, Учитель — одна из древнейших профессий, отклик на потребность ученика сделать что-то так же хорошо, как учитель и превзойти его. Плох тот Ученик, что не мечтает превзойти своего Учителя. Плох тот Учитель, которого не превзошел его Ученик. Конечно, это правило соблюдается редко… Но соблюдается! Благодаря ему развивается наш мир. А возникнет ли у Ученика желание превзойти своего Учителя, если учитель - робот с искусственным интеллектом, интеллектуальная система с подкачкой информации из глобальной сети, просчитывающая все ходы и выбирающая безошибочный ход, идеальная? Если да то, как должен измениться Ученик?...

Именно поэтому роль Учителя, Педагога в мире, где цифра меняет все, останется прежней, просто быть Учителем, Педагогом, Человеком. Здесь ЦИФРА не изменит ничего!

Пусть она остается инструментом, помогающим просто представлять сложное, делающим скучное увлекательным, а недоступное доступным, помогающим людям в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родителям на заметку. Знакомим детей с образом цифр и запоминаем их. Сказка-мнемик про цифры

Ваш ребенок осваивает цифры и очень любит ритмичные стихи. Совместите приятное с полезным! Возможно, что эта сказка-мнемик поможет малышу легче запомнить и подружиться с миром цифр. Автор не является ...

Ничья, виды ничьей

Для объединения "В королевстве шахматных фигур"...

«Последние цифры n-значного числа, которое при возведении в произвольную натуральную степень будет оканчиваться на тот же набор из n цифр, что и исходное число, притом в том же порядке»

Расширение материала раздела теории чисел о последних цифрах степеней числа. Научно-исследовательская работа по теории чисел по теме «Последние цифры  произвольных степеней одного и того же...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Число и цифра 2. Чтение и запись цифры 2".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...

Конспект урока по математике на тему: "Нумерация. Число и цифра 1. Чтение и запись цифры 1. Место числа 1 в числовом ряду".

Представлен конспект урока по математике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 1 доп. класс...