«Анализ УМК на наличие материалов о тексте как предмете изучения на уроках русского языка».
материал

Гарифуллина Розалия Илдаровна

Анализ УМК для учителей русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garifullina.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Анализ УМК на наличие материалов о тексте как предмете изучения на уроках русского языка».

Выполнила: Гарифуллина Р.И.

На протяжении нескольких лет я работаю с обучающимися на уроках русского языка по учебно-методическому комплексу под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.

УМК включает в себя программу, учебник, рабочую тетрадь, карточки-задания, методические разработки, пособия для учителя, тематические тесты.                                                                                                                                       

 Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса распределяется следующим образом: в 5 классе изучаются фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и орфография; в 6 классе лексика и фразеология, словообразование, морфология, орфография;7 класс - морфология, орфография. Систематический курс синтаксиса изучается в 8, 9 кл. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся уже в 5 кл.Во всех классах предусмотрены уроки развития речи. Материал в программе расположен с учётом возрастных особенностей учащихся. Бесспорным преимуществом является то, что теоретические сведения, практический материал, материалы для развития связной речи собраны в одной книге.

     Дидактический материал учебника позволяет закрепить теоретический материал.  В основе многих упражнений лежит текст. Тексты в учебнике подобраны с учетом возрастных особенностей, способствуют воспитанию высоко нравственной личности, позволяют реализовать межпредметные связи.

     Подбор заданий к упражнениям позволяет систематически повторять изученный материал, осуществлять дифференцированный подход. Хотя, на наш взгляд, в учебнике недостаточно упражнений повышенной трудности.

   Особенно хочется остановиться на работе по развитию речи на основе этого УМК.

Всегда возникает вопрос, как стимулировать речевую активность, как вызвать желание высказывать мысли вслух или в письменной форме?

Мотивация обеспечивается за счет ситуативных упражнений. Например, упражнения № 80, 81 (5 класс).

Надо не только переработать текст упражнения № 80, но по заданию упражнения № 81 представить себя участником событий. Значит, переработанный рассказ будет иметь адресный характер и информационную новизну, приобретёт коммуникативную целесообразность.

     В УМК представлены задания аналитического и аналитико-речевого характера: новое на основе данного, то есть от анализа образца к самостоятельным высказываниям, создание нового текста на основе данного.

 Удачно, на наш взгляд, дается и материал для уроков по описанию картин: сведения о художнике, иногда история написания картины (5кл. Решетников «Опять двойка»), тексты упражнений схожей тематики, слова и словосочетания дляотбора исистематизации рабочих материалов, что можно делать коллективно, в парах, индивидуально. 

    В учебниках для 5-7 классов развитие речи органически связано с изучением русского языка: изучаем имя прилагательное - проводим работу над описанием; изучаем глагол - проводим работу над повествованием.

При изучении имени существительного тренируемся в составлении дружеских посланий, писем.

    Уделяется внимание культуре устного общения: Обучающимся не только напоминают «вежливые слова», но и предлагают создать речевую ситуацию: не только высказать свою точку зрения, но и убедить слушателей.

В учебнике красивые тексты известных, любимых писателей: Лермонтова, Пушкина, Пришвина, Бунина и других.

 Таким образом, данный УМК формирует все ключевые компетенции: лингвистическую, языковую, коммуникативную, культуроведческую; дает возможность для реализации таких методических идей как ориентация на личность ученика и формирование универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

"Текст как единое целое" ( конспект урока русского языка в 6 классе)

Урок дает возможность повторить и систематизировать знания об основных признаках текста. Тексты составлены по одной теме "Эрмитаж" (урок приурочен к 250-летию Эрмитажа). Выполняются следующи...

Методика работы с текстами для контрольных диктантов на уроках русского языка

В данной статье предложена методика и технология комплексной работы с тексатми для контрольных диктантов.В качестве вспомогательных материалов используются презентации и разработки уроков, доступные п...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки УУД на уроках русского языка в 7 классе по разделу «Текст. Стили речи»

Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистиче...

Контрольно-диагностические материалы для формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка в 6 классе

Материал содержит диагностические задания по формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД на уроках русского языка в 6 классе по разделу "Словообразование. Орфография. Культура речи"...

Контрольно-диагностические материалы по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу «Повторение изученного в 5 -7 классах »

Контрольно-диагностические материалы  по формированию и оценке УУД на уроках русского языка в 8 классе по разделу   «Повторение изученного в 5 -7 классах »...

Работа с текстом (Создание коммуникативной ситуации на уроке русского языка в 9 классе)

Материал представляет собой текст и задание, направленные на создание коммуникативной ситуации при работе в группах при подготовке девятикласссников к ОГЭ....