Отчет по выявлению способностей
материал (5 класс)
Мероприятия по выявлению способностей были проведены на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_o_provedennyh_meropriyatiyah_po_vyyavleniyu_sposobnostey_0.docx | 38.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся
Учебный год: 2019 – 2020
Класс: 5
Мероприятия:
1. Анкета одаренности. Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову)
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
- в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
- становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.;
- любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
- охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды);
- обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
- любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
- может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
- проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
- чутко реагирует на характер и настроение музыки;
- хорошо поет;
- вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
- любит музыкальные записи;
- стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
- хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
- в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
- сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:
- любит писать и сочинять рассказы и стихи;
- может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
- рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
- выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
- склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
- умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
- легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
- интересуется актерской игрой;
- меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
- разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
- склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
- стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
- с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
- любит игры-драматизации.
5. В сфере технической одаренности:
- интересуется механизмами и машинами;
- может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов;
- любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
- любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
- читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
- любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
- проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей);
- быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
- инициативен в общении со сверстниками;
- сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
- легко общается с детьми и взрослыми;
- улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
- часто руководит играми и занятиями других детей;
- склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для возраста;
- другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
- обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7. В сфере спортивной одаренности:
- энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
- любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
- часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
- бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
- движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
- любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
- предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
- физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности (по А. да Хаану и Г. Кафу):
- хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
- обладает хорошей памятью;
- легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
- задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
- любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
- обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является «отличником», часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
- гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
- очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Результат:
Ш.А. | В. С. | К. Е. | Т. М. | Л. В. | М.Е. | М. Н. | |
Изо.-худ.одаренн. | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 | 4 | 4 |
Музык. одаренн. | 3 | 7 | 5 | 4 | 7 | 4 | 4 |
Литер. одаренн. | 3 | 5 | 6 | 4 | 7 | 4 | 4 |
Артист. одаренн. | 3 | 5 | 5 | 5 | 7 | 7 | 7 |
Технич. одаренн. | 7 | 1 | 1 | 1 | 2 | 7 | 7 |
Лидер.одаренн. | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 7 | 4 |
Спорт.одаренн. | 6 | 4 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 |
Интеллект.одаренн. | 3 | 4 | 8 | 5 | 8 | 4 | 4 |
Особый интерес для учителя русского языка и литературы составляют сферы литературной, артистичной и интеллектуальной направленности.
На основании данных, полученных из таблицы, видим следующее:
литературная сфера на высоком уровне развития – у 2-х учащихся;
артистическая одаренность на высоком уровне развития – у 3-х учащихся;
интеллектуальная сфера развита у 2-х учащихся.
Самое интересное, что есть учащийся, у которого развиты практически все сферы. Это говорит о высокой одаренности обучающегося.
Данные результаты необходимо учитывать при участии в различных конкурсах на уровне общеобразовательного учреждения и муниципальном уровне. Обучающегося с высокой одаренностью лучше направлять на участие конкурсов регионального и всероссийского уровней.
2. Методика изучения словесно-логического мышления (методика Э. Ф. Замбацявичене).
Цель: методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра с целью исследования уровня развития и особенностей понятийного мышления, сформированности важнейших логических операций.
Оборудование: опросник, включающий четыре вербальных субтеста.
После обработки тестов, результаты получились следующие:
высокий уровень развития - у 6 обучающихся
средний уровень развития – у 1 обучающегося.
3. Методика «Оценка общей одаренности»
Шкала оценки:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто и в различных видах деятельности и поведении;
4 – свойство ярко выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 – сведения для оценки данного качества нет
Любознательность – стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в активной исследовательской деятельности.
Сверхчувствительность к проблемам – способность видеть проблемы там, где другие этого не замечают – характеристика творчески мыслящего человека; проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию – способность видеть результат решения проблемы до того, как она будет решена, уметь предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Проявляется не только при решении учебных задач, но и при оценке реальных социальных событий.
Словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка. Проявляется в умении строить сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке – результат критического мышления. Предполагает понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Изобретательность – способность находить оригинальные неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически – способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) – способность упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) стремление доводить продукты своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок обязательно доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективным, если отметки поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. График дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу.
Пример построения «графического профиля» ребенка
Ш.А. | В. С. | К. Е. | Т. М. | Л. В. | М.Е. | М. Н. | |
Любознательность | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Сверхчувствительность к проблемам | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Способность к прогнозированию | 2 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Словарный запас | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 |
Способность к оценке | 2 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 |
Изобретательность | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Способность рассуждать и мыслить логически | 3 | 3 | 5 | 4 | 5 | 3 | 3 |
Настойчивость | 5 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 5 |
Перфекционизм | 3 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 |
Данные таблицы показывают, какие из качеств требуют индивидуальной работы как учителя, так и родителей. Например, требуется целенаправленная работа с учащимся Ш. А., у которого качества «Любознательность», «Способность к прогнозированию», «Способность к оценке» находятся на низком уровне.
4. Упражнения для развития памяти (работа с деформированным текстом, зарядка с предложением).
Данные упражнения активно использую на уроках русского языка в 5 классе для выявления недостающих знаний по орфографии и развитию орфографической зоркости.
Примеры заданий деформированного текста (работа дается на карточках):
1. Исправьте орфографические ошибки
Шефствавал по пискам Вирблют. Вдрук аказался на ево пути Муравей. Виерблют не глядя наступил на неВо и пАшОл далше.
Выскачел Муравей из под писка сердита, атрихнулся абагнал Вирблюта и пагразил ему кулачком. Но высокамерный, вилекан спакойна прадалжавший свой путь, второй рас наступил на маленкова путника.
Тогда Муравей опять абагнал Вирблюда и взабрался на бамбук. Когда на трапе поивился Вирблют, Муравей атогнул тонкаю гипкую вирхушку бамбука и прецелевшись атпустил её.
Получив хлёский удар по гарбу Вирблют взвился ат боли. Он скасил гневный взглят на обидчика и вдруг увидил претаившивося в засади Льва. Вирблют вихрем умчался проч .
На другой день апят случайн оказался Муравей на пути Вирблюда. Мощные ноги велекана асторожна перишагнули черес коратышку. Обернулся Вирблют и подмигнуф дружелюбно кивнул Муравью. (По А. Иванову)
2. Из данных слов составь предложения, чтобы получился текст.
Первый день в школе.
Осени, день, первый, наступил! День, я, очень, долго, ждал, этот. Иду, в, я, класс, нарядный, первый. Моя, встречает, меня, учительница, первая. Я, школе, в, друзей, найду, много. Учиться, хорошо, буду, я.
3. Составь и запиши связный текст из деформированных предложений.
Птицы под снегом.
1)по, заяц, болоту, скакал
2)кочку, с, на кочки, бух, снег, в, да
3)косой, под, что, чувствует, ногами, что – то , шевелится
4) громким , из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться
5)заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в
6) оказалось, снегу, в, что, стая, живет, куропаток
7) вылетают, болоту, они, клюкву, по, днем, ходят, выкапывают
8) опять, в, поклюют, снег, и
Зарядка с предложением проходит по следующему алгоритму:
1. Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
2. Отчетливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
3. Читай предложение по слогам про себя.
4. Просмотри, как пишутся слова, особенно трудные. Объясни все орфограммы.
5. Закрывай глаза и мысленно “пиши” каждое слово. При этом проговаривай трудные слова по слогам. (“Если не уверен в написании какого-то слова, открой глаза, рассмотри его еще раз и снова сделай с ним эту же работу”.)
6. Запиши предложения в тетрадь. (Доска с записанным предложением закрывается.) (Проговори слово, запиши и проверь.)
7. Предложение открывается. Проверь от последнего слова к первому.
Данная методика помогает развивать память, орфографическую зоркость, внимательность.
5. Методика развития мышления (перевернутое чтение).
Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача обучающегося, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
Это упражнение способствует: формированию в памяти целостных эталонов букв; развивает умение сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.
Изначально с перевернутым текстом справлялся лишь 3 учащихся (но читали медленно, с запинками). К концу года половина обучающихся читала текст медленно, но без запинки. Остальные читали правильно короткие слова (из 2-3 слогов), более длинные прочитывали по слогам.
6. Развитие артикуляционного аппарата.
Развитию правильной и быстрой речи способствовали скороговорки.
Была использована подборка скороговорок И.Т. Федоренко
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто “Риголетто”.
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Особое внимание уделялось не только скорости, но и правильному произношению, четкому, громкому.
Вывод:
Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных и внеурочных мероприятиях. Также использовались методики общей направленности для развития памяти, мышления, речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы выявления способностей к творческой деятельности у учащихся ДМШ и ДШИ.
В данной работе рассматриваются два основных метода изучения творческого развития личности- наблюдение и эксперимент, каждый из которых имеет свои преимущества и ограничения. В отдельный раздел ...
Справка-отчет по выявлению общего уровня готовности учащихся к самоопределению и будущей профессии 2012-13 уч.год
Целью профориентационной работы является оказание профориентационной поддержки учащихся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности....
Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся
Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных и внеуроч...
Отчет по выявлению и предупреждению суицидального поведения у несовершеннолетних.
Ежеквартально ведется мониторинг суицидального поведения подростков, проводится комплексная профилактическая работа совместно с учителями и родителями, в результате чего подобных явлений не обнаружено...
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...
ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...
Отчет о проведенных мероприятиях по выявлению способностей обучающихся 5 класса
Проведенные мероприятия помогли выявить способности у обучающихся к определенным видам деятельности, что в дальнейшем позволило распределить степень и роль участия во внеклассных и внеуроч...