Сообщение на педсовете «Применение технологии разноуровневого и дифференцированного обучения уроках технологии» /из опыта работы/
материал

Сообщение на педсовете

«Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса. Технологии современной образовательной среды в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)»

 

 «Применение  технологии разноуровневого и дифференцированного обучения уроках технологии»

/из опыта работы/

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diff_tehnologii_v_shveynom_dele.docx355.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по

адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на педсовете

«Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса. Технологии современной образовательной среды в рамках реализации ФГОС О УО (ИН)»

 «Применение  технологии разноуровневого и дифференцированного обучения уроках технологии»

/из опыта работы/

Малахова Н.А., учитель технологии высшей квалификационной категории

21.02. 2018г

Проведение уроков трудового обучения, как и других уроков в нашем образовательном учреждении, требует индивидуального подхода. Индивидуальный подход подразумевает под собой такую организацию обучения, при которой обучающиеся имеют возможность и право усваивать содержание обучения на различных уровнях глубины и сложности (минимальный и достаточный уровень). Индивидуальный подход происходит на всех этапах урока.

  1. Разные задания (по уровню сложности). Например: в 5 классе в теме урока «Краевой шов вподгибку с закрытым срезом» для обучающихся ставится задача: научиться выполнять и выполнить шов вподгибку с закрытым срезом. Но вот выполнять этот шов обучюащиеся будут по-разному, с учётом их индивидуальных способностей и возможностей. В структуре урока это надо предусмотреть в разделе плана «Практическая работа».  

Деятельность учащихся (по уровню развития)

                                           

I высокий

II средний

III низкий

Застрочить  подгиб без предварительного замётывания, только заутюживают и закалывают булавками.

   

   

 

Застрочить  подгиб только с предварительным замётыванием.

Учитель закалывает подгиб булавками, оказывает помощь при заутюживании, несколько раз показывает приёмы трудовых действий.

     

К концу урока поставленная перед обучающимися задача будет выполнена всеми: все увидят конечный результат, получат отметку, не будет раздражения, неуверенности в себе. Тем самым будет формироваться положительное отношение к трудовой деятельности и интерес к предмету.

Со временем первоначально сформированные навыки будут закрепляться, автоматизироваться, и большинство обучающихся будут выполнять работы на более высоком уровне. Но следует отметить, что некоторые обучающиеся всегда будут делать работы на низком уровне в силу своих способностей.

  1. В силу разных возможностей и способностей обучающиеся заканчивают работу в разное время, поэтому учитель должен предусмотреть дополнительные задания. Задания могут быть абсолютно разноплановые:
  • продолжение практической работы (изготовление второго экземпляра изделия),
  • выполнение работ по ремонту или пошивы изделий для нужд школы,
  • закрепление технической терминологии (кроссворды, чайнворды),
  • дополнительные сведения из рубрики «Это интересно знать»,
  • помощь отстающим.

  1. Однако, надо отметить, что учёт индивидуальных способностей обучающихся класса надо осуществлять не только во время практической работы и на теоретическом этапе занятия, и на итоговых самостоятельных и контрольных работа.

  1. Также учет индивидуальных особенностей обучающихся происходит при применении инструкционных карт разного вида. При этом следует отметить, что такие карты в начале овладения обучающимися приемов и операций находятся у каждого обучающегося. Но потом их можно использовать только на этапе актуализации знаний (повторении), а последующую операцию обучающиеся будут деталь по памяти, самостоятельно. Но слабые обучающиеся будут пользоваться инструкционными картами гораздо дольше (а иногда и до окончания обучения).

Для учащихся 1 уровня по возможности обучения  при изготовлении более сложных изделий для составления алгоритма предстоящей работы применяется сокращённая инструкционная карта. Такая карта содержит порядковый номер операции, схему машинного шва, технические условия, вид работ, время на обработку и оборудование, а   инструкция на каждый технологический приём отсутствует. Подобного рода инструкционные карты используются на различных этапах урока (при овладении учащимися новыми знаниями, при закреплении и повторении изученного материала, при проверке усвоения знаний и умений).  

Для учащихся 2 уровня по возможности обучения составляется инструкционная карта, которая содержит порядковый номер операции, содержание операции,  схему машинного шва, технические условия, вид работ, время на обработку и оборудование.

Для учащихся 3 уровня по возможности обучения  составляется  подробная инструкционная карта предстоящей работы, подставляя к нужному образцу соответствующую инструкцию с технологическим описанием приёма, а также схему с условиями на обработку, видом работ и оборудованием. В инструкционной карте для учащихся 3 уровня отсутствует время на обработку, так ученицы этой группы часто не успевают и затрачивают больше времени на работу. Учащиеся 3 уровня испытывают трудности в задании, поэтому при его выполнении возможны ошибки. Чтобы организовать внимание отвечающего, предлагается  сравнить описание каждого приёма инструкции с образцом, расположенным на обратной стороне карты в соответствии с порядковым номером. С такого рода заданием со временем справляются даже более слабые ученики.

Для учащихся 4 уровня по возможности обучения составляются   инструкционные карты  только из предметных образцов разной степени готовности  с соответствующим номером операции. Изготовление объекта труда разделяю на чёткие и несложные операции, что даёт возможность ребенку понять принцип подачи материала на карте. Пользуясь такой инструкционной картой, дети отвечают правильно, и помощь, оказываемая пособием, при этом становится очевидной. Карта же помогает ученику точно назвать нужную операцию, что самостоятельно сделать ему трудно.

  1. Индивидуальный и дифференцированный подход применяется и на финальном этапе обучения в нашем образовательном учреждении. Экзамены по профессионально-трудовому обучению проходят тоже в несколько уровней. По швейному делу: 1 уровень – изготовление фартука, 2 уровень – изготовление наволочки. по устному ответу – вопросы, и тесты. По столярному делу в этом году будет тоже два вида экзамена: по вопросам и тестам.

Таким образом, применение инструкционных карт по уровням в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает активную организацию прошлого опыта и создаёт условия не только для быстрого запоминания, но и для более успешного воспроизведения материала.

Вариант 1

  1. Назови виды кокеток по форме нижнего среза.
  1. Какие виды швов применяются при соединении кокетки с основной деталью.
  1. На каких деталях бывают кокетки.

Вариант 2.

  1. Назови виды кокеток по форме нижнего среза.

          http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg                                              http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg                                                         http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg

_______________________                        ________________________                          _______________________

  1. Какие виды швов применяются при соединении кокетки с основной деталью.

http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg                                  http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg                                      http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg

______________________                           ________________________                __________________________

  1. На каких деталях бывают кокетки.

http://www.macteritsa.ru/image/49.jpg                                             https://burdastyle.ru/upload/1253/1252166/original.jpg                                               https://burdastyle.ru/cache/img/sketch/17/310x413/8610/0/8610543ce45bc164c.jpg

_________________                             ______________________                              _________________

Вариант 3.

  1. Назови виды кокеток по форме нижнего среза.

          http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg                                              http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg                                                         http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/122/606/122606790_3769678_6ae583ca3686e4b6fb7f117e39233008.jpg

_______________________                        ________________________                          _______________________

Слова для справок: овальная, фигурная, прямая.

  1. Какие виды швов применяются при соединении кокетки с основной деталью.

http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg                                  http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg                                      http://gurublog.ru/gallery/plate-obrabotka-kaketok-117735-large.jpg

______________________                           ________________________                __________________________

 Слова для справок: настрочной, накладной, стачной.

  1. На каких деталях бывают кокетки.

http://www.macteritsa.ru/image/49.jpg                                             https://burdastyle.ru/upload/1253/1252166/original.jpg                                               https://burdastyle.ru/cache/img/sketch/17/310x413/8610/0/8610543ce45bc164c.jpg

_________________                             ______________________              _________________

Слова для справок: полотнище юбки, полотнище брюк, полочка (перед).

Вариант 1

Прочитайте текст. Всё ли в нём верно? Исправьте ошибки.

Карман – это отрезная деталь изделия. Кокетки могут быть расположены на манжетах, спинке, на полотнищах юбки, на половинках брюк. Их раскраивают из основной или отделочной ткани. По форме нижнего среза кокетки бывают квадратные, треугольные и фигурные. По нижнему краю кокеток можно расположить кант, кружево или оборку. Моделирование кокеток выполняют на деталях переда (полочке) и рукавах выкройки цельнокроеного платья.

Вариант 2

Прочитайте текст. Всё ли в нём верно? Исправьте ошибки.

……… – это отрезная деталь изделия. Кокетки могут быть расположены на ………., спинке, на …………….   ………, на половинках брюк. Их раскраивают из основной или отделочной ткани. По форме нижнего среза кокетки бывают …………, ……….. и фигурные. По нижнему краю кокеток можно расположить кант, кружево или оборку. Моделирование кокеток выполняют на деталях переда (полочке) и …………. выкройки цельнокроеного платья.

Слова для справок: перед (полочка); полотнище юбки; кокетка, прямые, овальные; спинке.

 

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s93242785.jpg

 

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s68083132.jpg

 

 

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s16451014.jpg

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s02743122.jpg

 

 

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s01551687.jpg

http://www.uchportal.ru/_pu/73/s87540383.jpg

У каждого учителя есть свои приемы, которые помогают добиться большей эффективности урока, понимания и выполнения практической работы, правильного устного ответа. Но следует отметить только одно: если учитель не применяет индивидуальный подход в отношении всех учеников, то ему не место в нашей школе, так как эффективность  такого педагога будет равняться нулю.

Прямые ручные стежки, подгиб 5 мм на изнаночную сторону.

Прямые ручные стежки, подгиб 1 см на изнаночную сторону.

Машинная строчка, 2 мм от края.

Удалить нитки временного назначения.

Приутюжить в готовом виде.

Прямые ручные стежки, подгиб 5 мм на изнаночную сторону.

Прямые ручные стежки, подгиб 1 см на изнаночную сторону.

Машинная строчка, 2 мм от края.

Удалить нитки временного назначения.

Приутюжить в готовом виде.

 

Шов вподгибку с закрытым срезом.

Шов вподгибку с закрытым срезом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение глобальных проблем на уроках технологии (из опыта работы)

Одной из причин экологического кризиса является неумеренное потребление "цивилизованного" человека.  Снизить объем потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптима...

Особенности применения системы ученической экспертизы на уроках технологии (из опыта работы педагогической деятельности)

В соответствии с требованиями образовательного стандарта необходимо больше уделять внимание на развитие инициативы, самостоятельности и творческой активности учащихся. Тем бол...

Методика формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках технологии (из опыта работы).

Методика формирования здорового образа жизни на уроках технологии включает в себя целую систему работы всей школы и каждого учителя в отдельности. В данной статье показана работа учителя на каждом уро...

Программно-технологические условия по повышению качества образования на уроках технологии (из опыта работы)

В данном материале я рассказываю о том, как я используя программно-технологические условия на уроках технологии, повышаю качество образования на уроках....

Деятельность учителя по введению ФГОС на уроках технологии (из опыта работы)

Введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования второго поколения - новый шаг в образовании. Отличительной особенностью нового стандарта является его системно...

Доклад «Современный урок технологии» (из опыта работы)

Главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу» К.Д.Ушинский Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная...

Учет индивидуальных особенностей обучающихся на уроках технологии. Из опыта работы

учет индивидуальных особенностей на уроках технологии...