Методические рекомендации к лэпбуку "Мир чудесных слов"
методическая разработка
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в организации инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушения речи от 4 до 7 лет по многим лексическим темам образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Мир чудесных слов» | 63.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Методические рекомендации
по использованию дидактического пособия «Мир чудесных слов»
для познавательного и речевого развития
детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7 лет)
Подготовила: Соколова Лариса Анатольевна
учитель-логопед
пгт. Малиновский
2020 год
Содержание
Аннотация ……………………………………………………......................................3
Пояснительная записка…………………………………………………………………5
I зона – «Лексические темы» …………………………………………………….........7
II зона – «Расскажи сказку» ……………………………………………………….….13
III зона – «Дидактические игры» ……………………………………..……………...14
Литература …………………………………………………………………….……….15
Аннотация
Дидактическое пособие (лэпбук) предназначено для осуществления познавательного и речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста (4-7лет). Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания, соответствует требованиям ФГОС ДО. Использование пособия в ДОУ способствует развитию фонематического слуха, словаря, лексико-грамматического строя, связной речи и познавательных процессов. Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности по «Развитию речи», в совместной деятельности взрослого и ребенка, индивидуально и подгруппой детей, а также для проведения педагогической диагностики.
Уникальность данного пособия состоит в том, что оно оказывает помощь педагогу в организации инклюзивного образовательного процесса для детей с тяжёлыми нарушения речи от 4 до 7 лет по многим лексическим темам образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) ДО.
Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:
- Многофункциональность - обучает, развивает, развлекает;
- Широкий возрастной диапазон участников;
- Насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для познавательной и речевой активности детей;
- Вариативность игровых заданий и упражнений: множество вариантов, как авторских, так и придуманных самостоятельно;
- Трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
- Доступность – свободный доступ всех детей к играм, материалам;
- Творческий потенциал: можно играть бесконечно, придумывая всё новые варианты, развивая всё новые способности.
В основу дидактического пособия положены 3 принципа обучения: «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
С одной стороны - ребенку предлагаются примеры (образцы, схемы) для подражания, с другой - возможности для творчества и фантазии.
Все эти, вместе взятые игры, одновременно с автоматизацией и дифференциацией звуков, оказывает положительное влияние на развитие психических процессов, повышается познавательная активность, а так же уровень логического мышления.
Обучающие игры, которые помогут ребенку познакомиться с большим и интересным миром. Каждая игры посвящена одной теме. В игровой форме ребенок знакомится с каждой темой, учится соотносить предметы, развивает словарный запас, лексико-грамматический строй, развивает логику и память.
Дидактическое пособие «Мир чудесных слов» способствует возрастанию у детей интереса к занятиям, повышению внимания, речевой активности.
На обложке дидактического пособия находятся Букварики. Они вместе с малоактивными детьми путешествуют по разным лексическим темам, от их имени могут совершаться разнообразные игровые действия и усложняться задания. Такие действия способствуют развитию тактильных ощущений, совершенствованию движений кистей и пальцев рук. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, тесно связаны с развитием речи.
В непрерывной образовательной деятельности пособие выступает, как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны для учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми с ТНР от 4 до 7 лет, а также для родителей воспитанников, для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей и взрослых. В пособии представлены наглядно-игровые средства, применяемые на логопедических занятиях по разным направлениям работы (формирование произносительной и лексико-грамматической стороны речи, фонематического восприятия и обучение грамоте).
Пояснительная записка
Актуальность: Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, педагоги нередко отмечают отсутствие мотивации у детей с ТНР, снижение познавательной активности. В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное дидактическое пособие – лэпбук «Мир чудесных слов».
Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей с ТНР и позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях игровой деятельности. Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает педагогам расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной и речевой активности.
Цель пособия: создание условий для познавательного и речевого развития детей с ТНР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширять, уточнять и активизировать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
- Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.
- Формировать соотношение числительных с существительными и прилагательными, формы предмета и цвета.
- Формировать лексико-грамматический строй речи, автоматизировать и дифференцировать звуки речи.
- Формировать умение составлять последовательный рассказ с наглядной основой в виде карточек, отражающих последовательность событий.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать диалогическую и связную речь, познавательные процессы (разные виды восприятия, внимания, памяти, мыслительные операции.
Коррекционно- воспитательные задачи:
- Воспитывать отзывчивость, желание общаться и играть со взрослыми и сверстниками.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка.
В 4- 4,5 лет ребенок составляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Использует сложные предлоги (куда, когда-то, после, вместо и т. д.). Полностью сформировано фонематическое восприятие (выделяет звуки из слов, делит слова на слоги, подбирает слова на заданную букву и т. д.).
С 4 до 5 лет исчезает смягченное произношение. В речи появляются наречия, причастия. Появляется самостоятельная речь, может пересказать сказку. Знает обобщающие слова (одежда, обувь, животные, птицы и т. д.).
После 5 лет - 6 лет совершенствуются все стороны речи: правильно составляет предложения, правильно говорит окончания слов, согласует без ошибок существительные с предлогами, прилагательными и другие части речи. Также с этого возраста должно быть правильное произношение всех звуков речи, в том числе и [р]. Словарный запас составляет до 3500 тысяч слов. Правильно определяет падежные окончания. Фразы развернутые. Может описать явления и предметы, описать картинки, что изображено, составить небольшой рассказик, рассказать сюжет мультфильма или сказки.
К 7-ми годам ребенок должен правильно и четко говорить все звуки речи, правильно составлять предложения, в которых преобладают существительные, глаголы, прилагательные, наречия, причастия, союзы. В этом возрасте дети могут из увиденного или услышанного сделать вывод, например, прослушав сказку. Описывает серии картинок или сам придумывает рассказ. Может читать.
С 7-лет ребенок овладевает чтением и письмом. Происходит дальнейшее развитие грамматической, лексической, звуковой сторон речи. Совершенствуется монологическая и диалогическая речь, фразовая речь. Бурно развивается мышление, внимание, память. Ребенок учится рассуждать.
Предполагаемый результат:
Для детей 4 - 5 лет.
Познавательное развитие:
Ребёнок может обобщать понятия по лексическим темам и классифицирует предметы и объекты по определённым признакам и устанавливать связь между явлениями природы.
«Речевое развитие»:
Ребёнок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребёнок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трёх-четырёх простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; речь ребёнка интонирована.
Для детей 5 - 6 лет.
Познавательное развитие:
У ребёнка сформированы обобщающие понятия по лексическим темам; ребёнок умеет обобщать предметы по определённым признакам и классифицировать их; умеет устанавливать некоторые причинно-следственные связи между явлениями природы.
«Речевое развитие»:
Ребёнок контактен, часто становится инициатором общения со сверстниками и взрослыми; пассивный словарь ребёнка соответствует возрастной норме; ребёнок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятие; понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отдельных предложений, хорошо понимает связную речь без ошибок, дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой папку скоросшиватель, в которой собран разнообразный дидактический материал по лексическим темам. Очень хорошая идея решения принципа статичности-динамичности – различные элементы крепятся при помощи ленты-липучки.
I Зона- « Лексические темы»
1. Овощи
Цель: сформировать у детей представление об овощах, представление о том, где они растут. Научить различать их. Закрепить названия овощей. Обогащать и развивать словарный запас.
Ход игры: нужно помочь кролику собрать урожай овощей на грядках. Ребенок должен собирать урожай и называть овощ, который он сорвал.
Игра «Один-Много»
Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Ход игры: педагог называет овощ в единственном числе, а ребенок называет его во множественном числе.
Составление рассказа по картине «Уборка овощей»
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи. Огород».
Развитие диалогической речи, расширение представлений о важности труда взрослых, совершенствование грамматического строя речи.
2.Фрукты
Цель: сформировать у детей представление о фруктах, о том, где они растут.
Ход игры: помочь папе Свинке собрать большой урожай фруктов, нужно ребенку помочь фрукты погрузить в тележку, при этом проговорив какой фрукт он грузит.
Игра «Какое варенье? Какой сок?»
Цель игры: Формировать умения подбирать прилагательные и согласовывать их с существительными.
Ход игры: детям задается вопрос, какое это варенье или какой сок? Ребенок должен по картинке на банке или стакане, на которых нарисованы фрукты, определить какой это сок или варенье и дать правильный ответ.
Составление рассказа по картине «Фруктовый сад»
Цель: создание условия для расширения и уточнения представления о фруктах, развивать связную речь, внимание, мышление.
3.Грибы
Цель: Закрепить представление о грибах, научить детей различать съедобные и ядовитые гриб, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибов.
Игра «Четвертый лишний»
Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний. Развить словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические связи, зрительное восприятие.
Ход игры: педагог показывает детям картинку с изображением четырех грибов. Дети должны назвать лишний гриб и обосновать свою точку зрения.
Игра «Где находится гусеница?»
Цель: уточнение и закрепление правильного употребления предлогов.
Формирование умения составлять грамматически правильные предложения, используя предлагаемые предлоги.
Ход игры: Педагог предлагает послушать историю о весёлых гусеницах, которые очень любят прятаться. Дети называют местоположение гусениц относительно грибочка, используя предлоги.
Составление рассказа по картине «За грибами»
Цель: развитие диалогической и связной речи.
4.Одежда
Цель: уточнение, расширение и закрепление представления по теме одежде, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сшита. Развитие связной речи.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку одеть девочку и мальчика при этом придумать имена мальчику и девочке. Из красной и голубой корзинки, в которых лежит одежда, при этом задавая ребенку наводящие вопросы. Что он одевает? Какого цвета, и из каких деталей состоит?
Игра «Из чего, какой?»
Цель: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных)
Ход игры: Педагог читает предложение, из чего мама сшила разную одежду, а ребенок называет, какая это одежда.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развить зрительное внимание и восприятие, мышление, связную речь, умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Ход игры: попросить ребенка посмотреть внимательно на три ряда картинок и рассказать, какая из них в каждом ряду лишняя и почему.
Игра «Чего не хватает»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, употребление существительных в форме родительного падежа.
Ход игры: Посмотреть на картинку, запомнить, что на ней изображено. Закрыть глаза и ответь на вопрос: «Чего не хватает?»
Игра «Расскажи об одежде по мнемотаблице»
Цель: Развитие связной речи. Составление описательного рассказов об одежде по предложенной мнемотаблице.
5.Зимующие птицы
Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах; вызывать желание узнавать новые факты из их жизни; расширять и активизировать словарь по теме «Птицы», формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
Игра «Сосчитай-ка птичек»
Цель: развитие элементарных математических представлений, совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными.
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением разных птиц, а дети согласовывают существительное с числительным.
Игра «Назови части тела птиц»
Цель: познакомить и закрепить в речи детей, названия частей тела птицы.
Ход игры: педагог показывает картинку с изображением птицы и части тела, а дети
должны назвать ту часть тела, на которую указал педагог.
Дидактическая игра «Найди пару».
Цель: учить сравнивать разных птиц, развивать внимание, наблюдательность, развивать зрительное восприятие, знакомить детей с зимующими птицами.
Ход игры: ребенок смотрит на птицу в левом столбике и должен найти своей птице другую точно такую же вторую птицу.
Дидактическая игра «Кто, чем питается?»
Цель: закрепить знание детей о зимующих птицах и рационе питания
Ход игры: В кормушке, на которой сидят птицы находятся различные виды корма: пшено, семечки, корка хлеба, сало, шишки кедровые, просо. Задача детей – распределить корм для зимующих птиц.
Составление рассказа по картине «Птицы у кормушки»
Цель: Развитие связной речи.
6.Транспорт
Цель: Познакомить детей с различными видами транспорта (водный, наземный, воздушный, специальный транспорт. Упражнять детей в умении классифицировать транспорт по видам.
Ход игры: Для проведения игры используются предметные картинки с разными видами транспорта (грузовой, легковой, спецтранспорт). Рассматривая картинки вместе с детьми, педагог задает вопросы:
- На каком транспорте перевозят грузы?
- На каком транспорте ездят пассажиры?
- На какой машине поедем в больницу, на пожар, чистить снег, на стройку и др. Отвечая на вопросы, дети называют вид транспорта и выбирают соответствующие картинки, группируя их по видам транспорта.
Игра «Сосчитай-ка транспорт?»
Цель: закрепление согласования числительных с существительными
Ход игры: Детям предлагается сосчитать количество транспорта и правильно согласовать с существительным.
Игра «Отгадай, кто, на чем поедет?»
Цель: Формировать зрительное внимание, произвольное регулирующие движение руки, развивать мелкую моторику.
Ход игры: на картинке слева нарисована семья, справа - виды транспорта. Слева направо тянутся линии. Педагог предлагает детям узнать, на чем едут члены семьи.
Составление рассказа по картине «На перекрестке»
Цель: Развитие связной речи.
7. Рыбы
Цель: Расширить представление об аквариумных рыбках, формировать представление о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни повадках.
Игра «Определи место обитания рыбы»
Цель: развивать умение классифицировать рыб по месту их обитания,
стимулировать познавательную активность детей, интерес к аквариумным, пресноводным рыбкам
Ход игры: попросит ребенка провести пальчиком от каждой рыбы к месту ее обитания (море, река, аквариум).
Игра «Описание рыбки по мнемотаблице»
Цель: Составление описательных рассказов о рыбах. Развитие связной речи.
Составить рассказ по серии картинок «Как кот хотел рыбу украсть»
Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.
8.Домашние животные
Цель: Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суфиксами –онок,-енок,-ат,-ять).
Игра «Кто что ест»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи.
Ход игры: попросит ребенка рассказать, какое домашнее животное что ест.
Игра «Назови маму и детеныша»
Цель: формировать умение детей узнавать и называть домашних животных и их детенышей.
Ход игры: попросить ребенка назвать маму и детеныша домашнего животного.
Составить рассказ по серии картинок «Проказник - котенок»
Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.
9.Дикие животные
Цель: научить узнавать животных на картинке и называть их, закрепить знания детей о диких животных и месте проживания.
Игра «Где, чей хвост?»
Цель: Развитие познавательного интереса, способность концентрировать внимание, логическое мышление, зрительное восприятие, совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных)
Ход игры: попросить ребенка назвать, чей хвостик он видит.
Игра «Назови маму и детеныша»
Цель: формировать умение детей узнавать и называть диких животных и их детенышей.
Ход игры: попросить ребенка назвать маму и детеныша дикого животного.
Составить рассказ по серии картинок «Находка»
Цель: упражнять детей в составлении сюжетного рассказа по серии картинок, связанных одним содержанием, учить улавливать последовательность изображаемых событий, использовать в речи сложные предложения и слова определения.
10. Деревья
Цель: знакомить с особенностями внешнего вида и названиями деревьев. Упражнять в различении деревьев по внешним признакам.
Упражнение «Лабиринт»
Цель: развить наглядно-образное мышления детей , а так же моторику и ориентацию на листе бумаги, уметь различать и называть листья деревьев.
Ход игры: педагог читает текст: «Осенью во время листопада лесные обитатели гуляли в лесу и решили собрать в корзинку листья. Назови, кто какой лист нашел? Ребенок пальчиком проводит по линии от каждого зверя до листочка, который он собрал и называет его. {Белочка нашла зеленый дубовый лист)
Упражнение «Закончи предложения нужными словами»
Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов
Ход игры: педагог читает предложение, а ребенок должен закончить его нужным словом.
Составление рассказа по картине «Летом в лесу»
Цель: Развитие связной речи.
11.Насекомые
Цель: познакомить детей с различными насекомыми, с их средой обитания, рассказать их образ жизнь, пользу и вред, который они приносят.
Упражнение «Считай и называй».
Цель: закрепление согласования числительных с существительными
Ход игры: Детям предлагается сосчитать количество насекомых и правильно согласовать с существительным.
Упражнение пересказ сказки «Муха-Цокотуха»
Цель: систематизировать знания детей по теме «Насекомые». Развитие связной речи.
Ход игры: Предложить ребенку посмотреть на картинку и задать ему вопросы:
Назови всех насекомых?
Из какой сказки они пришли?
Вместе с ребенком перескажи те эту сказку.
Сказка «Муха-Цокотуха» К. Чуковский
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар:
‘Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу!’
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки —
По три чашки
С молоком
И крендельком:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые —
В них застежки золотые.
Приходила к Мухе
Бабушка-пчела,
Мухе-Цокотухе
Меду принесла:
‘Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?’
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок —
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
‘Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!
Но жуки-червяки
Испугалися,
По углам, по щелям
Разбежалися:
Тараканы
Под диваны,
А козявочки
Под лавочки,
А букашки под кровать —
Не желают воевать!
И никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай,
Именинница!
А кузнечик, а кузнечик,
Ну, совсем как человечек,
Скок, скок, скок, скок!
За кусток,
Под мосток
И молчок!
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые в самое сердце вонзает
И кровь у неё выпивает.
Муха криком кричит,
Надрывается,
А злодей молчит,
Ухмыляется.
Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
‘Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!’
Подлетает к Пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает!
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
‘Я злодея зарубил,
Я тебя освободил
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться!’
Тут букашки и козявки
Выползают из-под лавки:
‘Слава, слава Комару —
Победителю!’
Прибегали светляки,
Зажигали огоньки —
То-то стало весело,
То-то хорошо!
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать!
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Бом! бом! бом! бом!
Пляшет Муха с Комаром.
А за нею Клоп, Клоп
Сапогами топ, топ!
Козявочки с червяками,
Букашечки с мотыльками.
А жуки рогатые,
Мужики богатые,
Шапочками машут,
С бабочками пляшут.
Тара-ра, тара-ра,
Заплясала мошкара.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
Муравей, Муравей!
Не жалеет лаптей, —
С Муравьихою попрыгивает
И букашечкам подмигивает:
‘Вы букашечки,
Вы милашечки,
Тара-тара-тара-тара-таракашечки!’
Сапоги скрипят,
Каблуки стучат, —
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра:
Нынче Муха-Цокотуха
Именинница!
Составление рассказа по картине «На полянке»
Цель: Развитие связной речи.
12. Мебель
Цель: учить понимать обобщающее слово «мебель»; расширять и активизировать словарь по данной теме.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух.
Ход игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны фразу продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.
Игра «Один-много»
Цель: Учить детей образовывать множественное число имен существительных.
Ход игры: Педагог называет мебель в единственном числе, а ребенок называет его во множественном числе.
Упражнение «Расскажи о мебели по мнемотаблице»
Цель: Развитие связной речи. Составление описательного рассказа о мебели по мнемотаблице.
II. Зона - «Расскажи сказку»
1.Сказка «Теремок»
2. Сказка «Бычок смоляной бочок»
3.Сказка «Лисичка со скалочкой»
Цель: формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память, связную речь, мелкую моторику; формировать умение ориентироваться в пространстве; воспитывать любовь к сказке.
Ход игры: попросить ребенка рассмотреть картинки и расставить их по порядку.
После тока как картинки будут расставлены пересказать последовательно сказку.
4.Игра-театрализация по мотивам сказки В. Сутеева «Под грибом»
Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредствам театрализованной деятельности. Формировать у детей интерес к игре-театрализации, учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки, активизировать речевую деятельность детей, формировать умение импровизировать, развивать образное мышление, актёрские способности, побуждать детей к активному общению, умение строить диалог; способствовать развитию подражательным навыкам повадкам животных, их движениям, голосу.
Ход игры: На полотне дети расставляют героев сказки и друг за другом обыгрывают сюжет сказки.
III.Зона –Дидактических игр
Игра «Пальчиковые шаги»
Цель: Повышает тонус коры головного мозга. Развивает речевые центры коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений.
Ход игры: ребенок пальчиками шагает по линиям или кружкам, проговаривая за педагогом стихотворение.
Игра «Богатей-ка»
Цель: Учить детей согласовывать числительное с существительным, автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Ход игры: Логопед раскладывает на столе 2 ряда по 6 карточек в верхнем ряду – карточки с цифрами от 1 до 6, а в нижнем – коррекционные картинки. Каждый игрок поочередно трясет и перемешивает три игральных кубика, лежащие в ладошках. Затем игрок выбрасывает на стол кубики и соотносит показания кубиков с цифрами на карточках и лежащими под ними коррекционными картинками. После того как участник игры четко назвал каждую картинку, логопед подводит итог: если на всех кубиках разные показания игрок не получает ничего. Если совпадают 2 кубика – игрок получает 2 призовых жетона, если совпадают 3 кубика – 3 жетона. На этапе автоматизации звука в словосочетаниях или предложениях можно дать детям образцы словосочетаний по предметным картинкам (большая машина, пушистая кошка и т. д.) или предложений (душ – Мою под душем шею и уши.)
Игра «Менялка»
Цель: научить детей согласовать прилагательное с существительным, развитие связной речи.
Ход игры: На двух полях разных цветов раскладываются коррекционные картинки с вырезанными силуэтами. Согласование прилагательного с существительным. Так, при автоматизации (Р) можно предложить красное поле. Игрок бросает кубик и забирает определенное количество картинок. В процессе игры дети упражняются в произнесении фраз такого типа: Была машинка желтого цвета, стала зеленая.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155;
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО "ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2015. - 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...
Методические рекомендации на тему:"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
В данной методической разработке представлен практический материал по правописанию звонких и глухих согласных на конце и в середине слова....
Методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов в 6 классе с учащимися школ VIII вида со сложной структурой дефекта.
Вашему вниманию предлагаются методические рекомендации и лексический материал к изучению словарных слов, которые могут быть использованы учителями школ VIII на уроках русского языка. Собирался данный ...
Классный час "Дружба-какое чудесное слово"
Классный час для ребят 5 класса. Значение слова "дружба", пословицы о дружбе, ситуации по теме....
Презентация к классному часу на тему "Дружба - чудесное слово"
Цель:Дать понятие дружбы.Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.Учить доброжелательности, ...
Лингвистическая игра "В стране чудесных слов"
Лингвистическая игра «В стране чудесных слов» для учащихся 6 классов( занятие кружка по русскому языку в рамках внеурочной деятельности)Цели: расширить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;р...
Классный час "Дружба - чудесное слово!"
Что такое дружба? Каждый знает.Может быть, и спрашивать смешно.Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?...