Методическая система формирования творческих способностей и предметных компетенций средствами информационно-коммуникативных технологий
статья
Современный учитель, находясь в поиске новых методов обучения, опирается на два составляющих: использование наработанных материалов и разработкой новых современных инновационных форм и методов обучения. С развитием информационных технологий, для учителя открываются новые возможности. Возможности различных форм подачи материала (тренажеры, таблицы, схемы, чертежи, видео- и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_effektivnogo_uchitelya_ozonova_ov_1_etap.docx | 377.71 КБ |
Предварительный просмотр:
К2-1-01
Методическая система
формирования творческих способностей и предметных компетенций средствами информационно-коммуникативных технологий
1. Введение
Современный учитель, находясь в поиске новых методов обучения, опирается на два составляющих: использование наработанных материалов и разработкой новых современных инновационных форм и методов обучения. С развитием информационных технологий, для учителя открываются новые возможности. Возможности различных форм подачи материала (тренажеры, таблицы, схемы, чертежи, видео- и т.д.).
В своей работе обязательно использую новые, информационные технологии обучения, что помогает изменить преподавание традиционных учебных предметов, привлечь внимание детей, ускорить процессы понимания и запоминания материала. Эффективно повысить интерес детей к учебе. Использование персонального компьютера, интерактивной доски решает проблему дефицита наглядности, прививает навыки к самостоятельной работе у детей. Что несомненно пригодится ребятам с переходом в старшую школу.
2. Цели и задачи проекта
Моя методическая система включает в себя:
- Цель: Формирование прочных умений, применение знаний в различных жизненных ситуациях
- Задачи:
- изучить основные теоретические вопросы по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебно – воспитательном процессе;
- определить перечень ключевых компетенций, формируемых в рамках педагогического опыта;
- организация разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
- разработать презентации, дидактический материал, карточки, тесты, систему уроков и внеклассных мероприятий, электронных пособий;
- разработать методические рекомендации для учителей по использованию разработанных материалов;
- провести мониторинг развития познавательной способности, повышения мотивации младшего школьника.
- Методы обучения: Метод изложения знаний, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый (эвристический), исследовательский.
- Программные средства обучения: Интернет-ресурсы, компьютерные программы, электронные учебники, собственные разработки презентаций и др. мульти-медийные продукты.
- Оборудование: АРМ (автоматизированное рабочее место) учителя: ПК, интерактивная доска.
- Традиционные и инновационные организационные формы: фронтальная, групповая, индивидуальная, дифференцированная работа в группах.
- Предполагаемый результат: Развитие глубоких познавательных интересов, любознательности, способностей к самостоятельной организации учебной деятельности через планирование, постоянного контроля, умению оценивать результат. Формирование положительного отношения к себе, к собеседнику, умению слушать и слышать.
3. Структура методической системы:
1 этап: Развитие внимания
Свою работу выстраиваю, опираясь на теорию известных психологов Гальпериным П.Я., Андреева О.А., Немова Р.С., Забрамной С. Д., Чупрова Л.Ф., Кащенко В.П. Согласно их высказываниям:
Внимание - важнейший компонент познавательной деятельности. Основная суть внимания заключается не только в сосредоточении сознания на определенном и ограниченном объекте, но и регуляции действий и действительности в целом, в саморегуляции познавательных процессов. Именно поэтому внимание протекает слитно с памятью, восприятием, мышление, обуславливая их и обуславливаясь ими.
Внимание следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствовать успешному усвоению нового материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями.
Основываясь на высказывания известных психологов, я выстроила свою линию по формированию учебного процесса. В разработке занятий использую принцип посильности занятий для данного возраста, постепенности усложнения материала. Для успешных формирований навыков внимания, четко соблюдаю правила:
- Достаточный темп обучения, отсутствие длительных пауз;
- Доступность, четкость, лаконичность в пояснениях;
- Решение заданий, которые поддерживают интерес у детей;
- Чередование различных видов работ;
- Исключение внешних раздражителей.
Стараюсь создать на уроке такие условия, которые благоприятствуют развитию внимания школьников на уроке. Для этого использую задания-исследования, игровое проектирование, поиск соответствий, информационно-коммуникативные технологии, дидактический материал, дополнительную литературу.
В начале урока, для успешного хода, использую игры (см. Приложение 1)
Также для развития произвольного внимания активно применяю конструирование LEGO, которые являются универсальным средством обучения, воспитания и развития учащихся начальных классов. Применение конструктора LEGO на уроках. (см. Приложение 2.).
При групповой форме работы, эффективно использовать компьютер. Здесь предлагаю детям совместное обсуждение, задания исследовательского характера. Пробуем с ребятами делать первые попытки в реализации проектных методов на уроках окружающего мира.
Компьютер является отличным стимулом для познавательной и творческой деятельности детей. Они с удовольствием выполняют работы с использованием ПК. Экран притягивает внимание, которого трудно добиться при фронтальной работе с классом. Учащиеся с плохой каллиграфией, не владея особой грамотностью, спокойно, комфортно чувствуют себя на уроках с применением информационных технологий.
2 этап: Интегрированные уроки, как средство межпредметных связей
Использование информационных технологий позволяет строить интегрированные уроки с любым предметом школьной программы. На таких уроках дети работают с удовольствием, с интересом усваивают обширный по объему материал. Возможна интеграция двух и более уроков. См. Приложение 3.
Важно понимать, что при проведении интегрированных уроков, нужно отталкиваться от ребенка, учитывать его интересы, возможности и желания. Не каждый ребенок в достаточной степени владеет умением пользоваться ПК, не каждый может сразу включиться в работу, требующую творческого подхода. Учитель на этом этапе играет роль консультанта, помощника. Анализирует и обобщает результаты работы в группе. Оценивает работу на каждом из этапов.
3 этап: Исследовательская и проектная деятельность.
Очень часто в последнее время говорится о том, что традиционный подход к обучению не дает детям возможности реализовать свои знания в практической жизни. Поэтому сейчас так важно использовать в обучении младших школьников проектную деятельность. Самые ценные, самые прочные знания добываются нами самостоятельно.
Компьютерные программные средства могут быть использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта и др. см. Приложение 4.
4. Заключение
Используемые технологии позволяют мне оптимизировать образовательный процесс, повысить качество образования, обеспечивать развитие личности ребенка, исходя из выявления их индивидуальных способностей, организовывать совместную деятельность ученика и учителя по развитию ключевых и предметных компетенций.
5. Список литературы
Гальперин П. Я Гальперин П.Я. — «Экспериментальное формирование внимания». – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 99 с.
Проблемы изучения и воспитания ребенка [Текст] / Под ред. В.П. Кащенко. - М., 1926. - 203 с.
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии. - 3-е изд., - М.: АБФ, 1998.
Шапарин А.А., Птицина Г.М. Учет типа познавательных интересов школьников при работе над проектами. // Педагогиче ская информатика. 1999. №2.
“Учебные проекты с использованием MS Office” Microsoft. Методическое пособие для учителя. “Бином. Лаборатория знаний”, Москва, 2007.
“Учимся на компьютере рисовать” М. Фролов, “Юнимедиастайл. Лаборатория Базовых знаний”, Москва, 2006.
Приложение 1
Урок математика.
1. Игра «Перфоратор» (игра индивидуальная)
Цель: умение быстро и рационально считать (устный счет)
Материал: карточки с пронумерованными ячейками от 1 до 25.
Ход игры: диктуются примеры (устный счет). Ученик должен зачеркнуть число – ответ.
- Игра «Третий лишний» (игра индивидуальная)
Цель: проверка знаний математических понятий (математических; единиц измерения; геометрических и т.п.)
Материал: заранее заготовленные карточки со словами
Ход игры: вычеркнуть слово лишнее в ряду (не подходящее по смыслу). Выигрывает тот, кто быстрее вычеркнет лишние слова во всех строчках (обычно 5-6 строк)
Усложненный вариант: 1) ограничение во времени; 2) дать объяснение принципа выбора лишнего слова.
Например:
Единицы, десятки, сотни, тысячи (тысячи – такого разряда единиц не существует)
Прямоугольник, куб, квадрат, треугольник (куб – объемная фигура)
Линейка, циркуль, угол, транспортир (угол – не является геометрическим инструментом)
Алтын, пядь, пятак, четвертак (пядь не является монетой.)
Ведро, вершок, локоть, сажень (ведро – является мерой объема, а не длины)
Урок русского языка.
Игра «Справочное бюро»
Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учатся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.
Диктант-«молчанка»
Этот вид диктанта позволяет разнообразить деятельность учащихся на этапе контроля знаний Он не может быть использован при изучении каждой темы, но там, где возможен, будет полезен учителю. Суть диктанта состоит в следующем: учитель демонстрирует на интерактивной доске картинку с изображенной на ней орфограммой, например: пол-...., пол... Подождав одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он поочерёдно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать слова, обозначающие изображенные па них предметы. В набор к данной орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т. д. Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона, полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.
Приложение 2
Совмещение различных школьных предметов в учебном курсе образовательного конструктора LEGO открывает новые возможности учителям для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов учащихся.
Так на занятиях математики возможно:
составление математических рассказов и решение задач с помощью LEGO, использование конструктора при изучении состава числа, графические и математические диктанты, демонстрация ответов при устном счёте, построение логических цепочек, закономерностей, изучение геометрического материала.
Обыкновенные дроби. Для введения понятия обыкновенной дроби.
Пропорции. Можно дать детям кучу цветных кубиков и попросить их проработать соотношение красных кирпичей к зеленым или выяснить долю красных кирпичей.
Построение столбчатых диаграмм. Предложить учащимся систематизировать кирпичи из заданного множества и составить столбчатую диаграмму. Также по готовой диаграмме учащиеся могут составить свое условие задачи и предложить однокласснику ее решить.
На занятиях русского языка с помощью LEGO можно составлять звуко–буквенный анализ, схема предложений, при ответе на устные вопросы. Допустим, на доске записаны ряд слов с пропущенными орфограммами, например, с безударными «а» и «о». Красный кирпичик LEGO – означает «а», синий - «о». Выложите в правильном порядке кубики в цепочку.
Приложение 3
Рассмотрим возможность проведения коллективного проекта на примере проекта «МОЙ ДОМ». Этот проект выполняется в графическом редакторе Paint, интегрировано с уроками рисования, технологии, окружающего мира и математики. На уроках окружающий мир можно рассмотреть историю домостроения в России, на уроках технологии – изучить материалы, которые используются в домостроении, на уроке рисования – изобразить дом своей мечты, на уроке математики можно коллективно обсудить формы фигур, из которых состоят отдельные детали дома, определить их размеры, количество и т.д.
Класс делится на группы случайным образом. дети, у которых из рисунка, разрезанного на 6-8 частей (по количеству детей в группе) соберется картинка, собираются по группам. Соответственно картинок будет столько, сколько групп предполагается составить. Случайное распределение по группам, позволяет находить компромисс как со своими друзьями, так и со случайными коллегами, что, естественно, намного сложнее.
Затем между ребятами в группе распределяются детали дома, которые они должны изобразить в программе и сохранить в общей папке. Дав название файлу, которое позволит определить его содержание (например, Окно.jpg). При сохранении у учителя есть возможность, проговорить правила сохранения файла, об имени и расширении. Когда детали дома будут готовы все, приступаем к сборке. Каждый учащийся имеет возможность собрать из готовых деталей свой дом. Затем из домов собирается улица, дорисовывается общий план: облака, солнце, зелень и т. д. В конце каждая группа защищает свой проект. Для лучшего восприятия, защиту можно оформить как презентацию. Помощь учителя и родителей здесь обязательна.
Приложение 4.
Работа над проектом – “Мои любимые сказки”.
Проект, выполнялся индивидуально, учащимися 3 и 4-го классов на кружке компьютерной графики (первый год обучения).
Проект состоит из трех частей:
- Герои сказки.
- Русский костюм.
- Мультфильм “Колобок”, созданный в графической среде PowerPoint.
Главная часть проекта – мультфильм. Рисуя зверушек и людей, на занятиях, ребятам пришла идея создания мультфильма. В 4 четверти 2019-2020 уч.г., мы работали в режиме дистанционного обучения. Нами были поставлены цели – изучить традиции русского народа, научить применять информационные технологии для создания мультфильма. В результате работы над проектом ребята познакомились с историей русского народного костюма, русскими народными сказками, научились рисовать с помощью компьютера. Одели в русский народный костюм – сарафан и кафтан героев сказки. Оформили фон слайдов – русский лес.
Этапы разработки мультфильма.
- Теоретический этап.
1. Сказка.
- Выбор сказки.
- Выделить главных героев.
- Выбор сюжетных линий. Придумать сценарный план мультфильма.
2. Герои.
- Проработать образы героев на листе бумаги для каждого сюжета.
3. Сюжет
- Для каждого слайда придумать фоновую картинку.
- Распределить местонахождения отдельных элементов на слайде (например: дом, деревья, речка и т.д).
- Определить в какой последовательности будут меняться сюжеты.
- Практический этап.
1. В графическом редакторе Paint нарисовать героев для сказки.
2. В PowerPoint создать количество слайдов по количеству сюжетов.
3. Вставить в слайд картинку, сделав ее фоновой.
4. Разместить на слайде героев и настроить анимацию.
5. Настроить смену слайдов
- Звуковой этап.
1. Из текста сказки выбрать слова для озвучивания.
2. Озвучить мультфильм в программной среде, вставить фоновую музыку.
- Демонстрация сказки.
Созданный мультфильм был продемонстрирован родителям, учителям информатики, литературы, рисования на заседаниях кафедр. Проект получил положительный отзыв как новая интересная работа, связанная с изучением русских народных сказок, истории русского костюма, художественной культуры, компьютерных программ. У нас появилась цель – изучить и создать анимационные мультфильмы по мотивам бурятских сказок, с помощью анимационных программ.
Оглавление
3. Структура методической системы: 2
6. Приложения……….....………………………………………………….....6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетенций обучающихся в сельской малокомплектной школе"
В методической системе содержится обоснование её разработки, цели и задачи, основные теоретические и методические идеи, инструментарий, образовательные эффекты....
Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий
Проект:Формирование у школьников навыков сопровождения интеллектуальной деятельности средствами информационно-коммуникативных технологий...
Методическая работа "Развитие творческих способностей в процессе формирования коммуникативной компетенции".
Данная методическая работа использовалась в качестве презентации опыта в рамках муниципального конкурса "Учитель года Алтая 2013"...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Методическая система «Формирование информационно – коммуникативной компетентностей учащихся на основе деятельностного подхода в обучении и воспитании»
Методическая система....
Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.
Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования....