Методическая работа "Развитие творческих способностей в процессе формирования коммуникативной компетенции".
методическая разработка на тему

Данная методическая работа использовалась в качестве презентации опыта в рамках муниципального конкурса "Учитель года Алтая 2013"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_opyta_raboty.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей в процессе формирования коммуникативной компетенции.

Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых людей…

                                                              М.Волошин

Слайд № 1.

Слайд № 2.

На мой взгляд, каждый ребенок - личность, индивидуальная и неповторимая. И какими ценностями он обогатит свою душу, таким и будет. В наше непростое время высоких скоростей и новейших технологий найти себя бывает непросто. Сегодня востребованы люди творчески активные, мобильные, способные самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач. В этой связи особую актуальность приобретает категория «творчество» - способность создавать множество новых идей и доводить их до совершенного вида, умение видеть ситуацию под различными углами зрения. Эта категория и легла в основу моего педагогического опыта (каждый ребенок способен созидать и творить), срок реализации которого можно определить как мой педагогический стаж.

 Планируя свою работу, я исхожу из основного на сегодняшний день методического принципа обучения - принципа коммуникативности, который является, прежде всего, средством, способным  обучить излагать свои мысли  так, чтобы тебя понимали.

Слайд № 3.

Компетенция – это определенная область окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен быть компетентным.

 Компетенция =

знания + умения + навыки + творческая  деятельность

 Формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной педагогической задачей, решение которой имеет первостепенное  значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Известно, что метод всегда направлен на определенную цель и должен быть адекватен этой цели, т.е. способен наиболее эффективно достигать ее.

Слайд   № 4.

Цели компетентностного образования:

•        Развить у учеников способность самостоятельно  решать проблемы в различных сферах и видах деятельности,  используя социальный опыт, элементом которого является и собственный опыт учащихся.

•        Воспитать  духовно нравственную личность, со сформированным гуманистическим  мировоззрением, чувством патриотизма, любви и уважения к истории и культуре своей страны.

•        Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в высших учебных  заведениях.

Но как достичь этих целей? Ответом на этот вопрос может быть совсем иное отношение к предмету и методике его преподавания. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приемами, которыми пользуюсь сама на уроках.

Опора на чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартную ситуацию является важным условием развития творчества  у детей.  Так, в 5 классе на уроке развития речи, рассуждения о силе слова, я начинаю с описания ситуации: «Ребята, сегодня, идя на работу, я услышала фразу: «Ну что, по честнаку? – По честнаку.» Мне стало интересно – причем здесь чеснок?» Подобное начало позволяет заинтриговать учащихся, вовлечь в диалог. Ребята осмысливают для себя выражения: честное слово, дать слово, держать слово. В качестве аргументов используют  пословицы русского языка.  Результатом работы  является написание сочинения-миниатюры на данную тему.

Слайд

  При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, мы используем произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов. Изучая стилистику, я предлагаю ребятам представить рамки, в которые можно было бы поместить текст того или иного стиля. Они с удовольствием откликаются на это задание. Вот что получается.

Слайд

Учащимся необходимы специальные уроки творчества, на которых они могут фантазировать, искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом. В среднем звене школы такими уроками для меня стали обобщающие уроки по темам.  Я их провожу в форме викторин, конкурсов. Ребята с удовольствием включаются в игру, отвечают на вопросы, рисуют, сочиняют собственные сказки.

На уроках литературы  в старшем звене главной для меня является методика вдумчивого и осмысленного чтения.  Поэтому перед началом изучения произведения я даю ученикам проблемные вопросы и задания, которые они выполняют в ходе работы над текстом. Например, изучая повесть Пушкина «Капитанская дочка», предлагаю составить карту передвижения войска Пугачева, опираясь на текст повести и черновые записи Пушкина, или составить таблицу воинских званий, встретившихся в произведении.

Слайд № .

Существуют определённые технологии, приёмы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Вот некоторые из тех, что я использую на уроках:

     Найти новую формулировку проблемы, задачи. Так, привычная тема по литературе в 9 классе «Смысл названия комедии Грибоедова «Горе от ума» обретёт неожиданный поворот в своём раскрытии, если, исходя из темы, ставятся следующие вопросы: «Почему Грибоедов изменил название «Горе уму» на «Горе от ума»? «Как это повлияло на восприятие текста»?

Поставить к исследуемой проблеме вопрос: «А что, если…?». Учащимся можно предложить на рассмотрение любую проблему, например: «Представь, что ты Евгений Онегин. Хотел бы ты изменить свою судьбу? Что бы ты для этого сделал?» Принимаются любые ответы – от реальных, критических до самых фантастических.

   В ходе работы я поняла, что помочь ребенку познать свое место в жизни можно только путем творческого самовыражения. Но как часто на уроке не хватает времени, чтобы помочь ребенку раскрыть чувства и выслушать каждого желающего. Я стала задумываться над тем, как можно соединить урочное и внеурочное время.

Слайд № .

Первым опытом было проведение конкурсов чтецов: изучая на уроке творчество какого-либо поэта, после уроков я с детьми готовила и проводила небольшие литературные гостиные. Часто материалом для конкурсов чтецов служили праздничные даты, что позволило соединить образовательные и воспитательные задачи учебного заведения. Талантливых детей много, нужно только создать условия для выражения их внутреннего «я». Эта мысль привела меня к разработке программы кружка «Творческая мастерская».  Подобная работа  позволяет мне как учителю-предметнику в оригинальной форме вовлечь учащихся в мир искусства слова, развить эстетический вкус и творческие способности детей. Литературно-музыкальные композиции, спектакли, вечера ориентированы на расширение и углубление знаний учащихся о творчестве выдающихся отечественных и зарубежных писателей, а создание презентаций, электронных кроссвордов и игр способствуют углубленному изучению предмета.

Слайд № .

Американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Но одного ожидания мало, необходимо работать. Как говорил Л.Н.Толстой: «Чтобы суметь сделать что-нибудь великое, нужно все силы души устремить в одну точку». В этом я убедилась на собственном педагогическом опыте. Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения в школе. Чем разнообразнее методы обучения, в том числе и игровые, тем легче и результативнее развивается у детей подвижность и гибкость мышления, они учатся рассуждать; не заучивать наизусть, а мыслить, самим делать выводы, находить новые оригинальные подходы, доказательства и т.д. И сегодня, когда на стандартный вопрос я слышу от своих учеников не стандартный ответ, я понимаю, что мои усилия не пропали даром. Я уверена, что дети, обладающие нетрадиционным мышлением, чувством долга, уважающие свою страну, никогда не потеряются в жизни, какой бы специальностью они не обладали. Чтобы выжить в современном мире, нужно научить детей быть уверенными в себе, в своих друзьях, в своей стране. Именно поэтому методика компетентностного обучения была взята мною за основу  в работе над развитием творческих способностей учащихся. Работать приходится  много, творчески, а ради чего – попробую объяснить строчками из стихотворения:

Судьбу нам всем даруют небеса.

Пройти жизнь с честью – вот проблема века.

Хранить огонь любви в душе и верить в чудеса.

Чтобы сердца наши дарили миру Человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 2

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

презентация на тему "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции" 3

Материал может быть использован при подготовке выступлений на педчтениях....

Доклад "Активные методы обучения в процессе формирования коммуникативной компетенции"

В докладе говорится о том,что для формирования этой компетенции и тех частных элементов, которые определяют её содержание, необходимо по - новому взглянуть на систему методов и приемов, организующих д...

Использование коучинг-технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка

Коучинг-технологии в обучении представляют собой технологии, направленные на преодоление языкового барьера и раскрытие личностного потенциала, которые реализуются в атмосфере яркого и эффективного общ...