Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.
статья

Эрик Светлана Федоровна

Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Эрик С.Ф., педагог ДО

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Опыт работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его  характер и индивидуальность. Дети по своей природе любят играть, и через необычные приемы в рисовании понимают, что такое красота и учатся выражать себя в изобразительной деятельности.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно рисовать? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей.

Педагог предлагает детям творческой процесс, используя нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не только предметы, но и всязанные с цветом, формами ассоциации. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы.

Художник рисует не только где может, но и чем может, и не важно что, а важно –как.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе использую разные техники беспредметного рисования:

Монотипия

Печатание листьями

Рисование нитками

Печатание бумагой

Рисование мыльной пеной

Рисование методом наката

Рисование ребром картона

Рисование с помощью соли

Рисование методом напыления

Рисование кляксами

Клеевая техника

Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами

Рисование ногами

Рисование по кругу

Мятый рисунок

Рисование методом тычка

Печатание спичечным коробком

Оттиск поролоном

Пуантилизм

Энкаустика

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Для отслеживания уровня развития творческих способностей у детей в изобразительной деятельности проводится диагностика по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности». В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

 

Список использованной литературы

Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.



Предварительный просмотр:

Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Эрик С.Ф., педагог ДО

МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр»

Опыт работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его  характер и индивидуальность. Дети по своей природе любят играть, и через необычные приемы в рисовании понимают, что такое красота и учатся выражать себя в изобразительной деятельности.

Необходимым является использование методов и приемов, побуждающих ребенка вносить в рисунок настроение и давать изображению эмоциональные характеристики. Тогда перед ним обязательно возникает проблема изобразительных средств: а как, с помощью чего можно рисовать? Предлагаю детям самим сформулировать подобный вопрос. Использую возможность натолкнуть ребенка на постановку проблемы и подсказать ее возможное решение. В любом случае важно, чтобы использование изобразительных средств было увязано с художественной задачей.

Педагог предлагает детям творческой процесс, используя нетрадиционные техники рисования, которые доставляют детям много положительных эмоций, раскрывают возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Краски, художественные материалы служат для обогащения чувственного опыта ребенка.

Ребенок, сам того не замечая, учится использовать разнообразные изобразительные средства в своей творческой деятельности, как бы играя. Такую игру можно наполнить дидактическим содержанием. Например, используя технику монотипии изображать не только предметы, но и всязанные с цветом, формами ассоциации. Дети хорошо справляются с такими "абстрактными" заданиями. Затем, в какой-то момент ребенку необходимо предложить выбрать материал для рисования – то, что с его точки зрения лучше всего подойдет для решения определенной темы.

Художник рисует не только где может, но и чем может, и не важно что, а важно –как.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе использую разные техники беспредметного рисования:

Монотипия

Печатание листьями

Рисование нитками

Печатание бумагой

Рисование мыльной пеной

Рисование методом наката

Рисование ребром картона

Рисование с помощью соли

Рисование методом напыления

Рисование кляксами

Клеевая техника

Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами

Рисование ногами

Рисование по кругу

Мятый рисунок

Рисование методом тычка

Печатание спичечным коробком

Оттиск поролоном

Пуантилизм

Энкаустика

Изобразительная деятельность – один из немногих художественных занятий, где ребенок творит сам. Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир дошкольника. Проявить творческое воображение - значит обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора, делающий невидимое видимым.

Используя нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности, ребенок не только осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать.

Для отслеживания уровня развития творческих способностей у детей в изобразительной деятельности проводится диагностика по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности». В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, дети стали использовать в работе различные техники и приемы, с расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.

 

Список использованной литературы

Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству.- СПб, 2002

Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.

Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.- М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности....

Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...

Обобщенный педагогический опыт: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень ча...

Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»

Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и мате...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....