Управление методической работой в СПО
статья

Трофимова Анна Анатольевна

В данной статье мы рассмотрим, как организована методическая работа в учреждениях среднего профессионального образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление методической работой в СПО

Аннотация статьи. В данной статье мы рассмотрим, как организована методическая работа в учреждениях среднего профессионального образования.

Ключевые слова: СПО, учебно-методическая служба, методическая служба.

Методическая работа – является неотъемлемой частью педагогической деятельности в колледже. Она направлена на увеличение знаний, повышение квалификации педагогических кадров, улучшение качества навыков, получение опыта. Учебно-методическая служба колледжа – это основное звено, которое должно обеспечивать единство между активной работой педагогического коллектива и реальной практической деятельностью среднего специального учреждения [2].

В системе управленческой деятельности колледжа методическая служба занимает главное место, так как она решает вопросы организации проведения педагогических и научно-методических советов, содействие в организации научно-исследовательской деятельности педагогов и обучающихся, создание условий для распространения передового педагогического опыта и др.  

Методическая работа необходима для профессионального роста каждого педагога. Важнейший фактор грамотной и правильно выстроенной работой методической службой – это оказание действенной помощи реальному педагогу.

В рамках любой методической службы могут создаваться следующие виды структур: методический совет, предметно-цикловая комиссия, методическая комиссия по специальности. Необходимо рассмотреть каждое структурное подразделение в отдельности, чтобы понять для чего они существуют.

  • Методический совет. Данное структурное подразделение отвечает за учебно-методическую работу, которая совершается в СПО;  повышение квалификации педагогического коллектива, а так же качество образования выпускников.
  • Предметно-цикловая комиссия. Данное структурное подразделение отвечает за совершенствование качеств педагогических работников колледжа.
  • Методическая комиссия по специальности. Данное структурное подразделение отвечает за консультации более опытных педагогов по наиболее трудным вопросам рабочих программ.

Так как данная методическая структура состоит из различных подсистем, это усложняет ее управление, то есть снижает эффективность управления методической службы.

Перед нами стояла следующая задача: «Определить, как можно организовать работу методической службы в колледже». Организационная структура методической службы может быть нескольких видов: матричная, линейная, линейно-функциональная. Каждый из этих видов характеризуется своими особенностями.

  • Линейная. В данной системе руководитель не может делегировать обязанности между разными структурными системами.
  • Линейно-функциональная. В данной системе управленческой деятельностью могут заниматься должностные лица, но в ограниченном круге вопросов.
  • Матричная. В данной системе сотрудники входят в разные структурные подразделения.

Методология управления считается самым трудным для исследования, так как эта проблема относится не только к практической деятельности методической службы, но и к теоретической части в системе управления. Методологическая основа управления считается основной проблемой управления методологической службой[1].

Существует необходимость составления методологической системы управления. Чтобы это сделать необходимо, выстроить механизм, который позволит решить поставленные цели и задачи, которые поставлены перед методической службой СПО. Существует два условия, которые нужны, для успешного управления методической службой колледжа:

  1.  необходимость правильного выбора механизмов для организации педагогического коллектива;
  2. каждое структурное подразделение отвечает на определенные вопросы. Рассмотрение методической службы как системы управления позволяет сделать вывод, что необходимо сделать так, чтобы все структурные компоненты взаимодействовали между собой. Если структурные подразделения будут функционировать в полном объеме, это будет влиять на качество образовательного процесса.

Чтобы определить, что является субъектом управления методической службой, необходимо ответить на вопрос: «Что такое субъект?». Субъект – это тот, кто производит какое-то действие. В колледже субъектами управления учебно-методической службой являются не отдельный педагог,  а весь педагогический коллектив. Чтобы управление методической службой проходило в благоприятной обстановке, необходимо чтобы все участники коллектива принимали непосредственное участие в подготовки будущих специалистов. Каждый педагог в праве самостоятельно выбрать педагогические технологии, имея возможность использовать инновационные подходы в образовании. Педагогический коллектив может выбрать одну или же разные системы отслеживания результатов, освоения образовательной программы. Если каждый педагог будет включен в общее дело, тогда можно соединить цели и задачи, которые ставит образовательная система в колледже перед выпускниками, и профессионально-личностные качества разных педагогов [3].

Механизм принятия управленческого решения занимает особое место в решении проблем управления методической службой. Необходимо принять решение в сфере управления именно на заключительной стадии. Организация управления методической службой должна быть основана на демократическом принципе. Это означает, что коллектив должен быть сплочен, организован, педагоги активно принимают решения в управленческой деятельности колледжа. Так же все уровни структурного подразделения методической службы должны быть взаимосвязаны и постоянно контактировать между собой.

Мы должны обратить внимание на суть управления методической службой. Она состоит в том, чтобы корректно организовать и сплотить педагогический коллектив, вовлечь педагогов в управление, обеспечить рост профессиональной компетенции, а так же постоянно стимулировать трудовую активность.

Список литературы

1. Богачек И. А. Методы управления и их участие в создании эффективных систем управления профессиональной школой // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования». СПб.: ИПК СПО, 2017. С. 21-31.

2. Федоров В. Д., Семушина Л.Г., Подвойский В. А. Содержание, функции и управление методической деятельностью в средних специальных учебных заведениях. М.: НПЦ «Профессионал - Ф», 2017. 287 с.

3. Ходаб Е.Г. Проблемы и противоречия в сфере управления методической службой учреждений среднего профессионального образования // Научная электронная библиотека cyberleninka.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление методической работой школы

Управление методической работой школы...

Оптимальная модель управления методической работой (тезисы)

"Сознательно или несознательно, мы всегда стремимся к оптимизации действий."Перед нами модель ,позволяющая повысить мотивацию педагогов на собственный профессиональный рост....

Презентация проекта "Управление проектированием методической работы в ОУ в условиях внедрения ФГОС"

Внедрение новых образовательных стандартов, обновление всех компонентов образовательного процесса повысили планку требований к педагогическим работникам. Сегодня педагог должен уметь на высоком уровне...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Управление методической работой школы в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете...