Методика определения уровня воспитанности обучающегося
статья
Проверять можно не только знания, умения и навыки, но и достижение воспитательных целей и задач. Для этого проще всего использовать педагогический метод наблюдения, который предполагает непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Для по лучения надежных (обоснованных) выводов необходимо следующее:
- Наблюдения должны проводиться регулярно в течение учебного года, а не от случая к случаю.
- Учащийся должен наблюдаться в разных образовательных ситуациях (на занятиях, в общении стоварищами, на концерте и т.д.).
- Вмешиваться в ход наблюдаемого процесса нельзя.
- Результаты наблюдения должны быть гдето зафиксированы и оценены по какойлибо шкале илисистеме категорий.
Вот как может это выглядеть на практике:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга.
Методика определения уровня воспитанности обучающегося
Осепян Анна Карленовна
Учитель внеурочной деятельности,
педагог дополнительного образования
Проверять можно не только знания, умения и навыки, но и достижение воспитательных целей и задач. Для этого проще всего использовать педагогический метод наблюдения, который предполагает непосредственное восприятие исследователем изучаемых педагогических явлений, процессов. Для по лучения надежных (обоснованных) выводов необходимо следующее:
- Наблюдения должны проводиться регулярно в течение учебного года, а не от случая к случаю.
- Учащийся должен наблюдаться в разных образовательных ситуациях (на занятиях, в общении стоварищами, на концерте и т.д.).
- Вмешиваться в ход наблюдаемого процесса нельзя.
- Результаты наблюдения должны быть гдето зафиксированы и оценены по какойлибо шкале илисистеме категорий.
Вот как может это выглядеть на практике:
Лист оценки воспитанности
(оценка: высшая, средняя, удовлетворительная)
1-й год обучения | |||||||||
ФИО | СИТУАЦИИ НАБЛЮДЕНИЯ | ||||||||
На занятиях | На массовых мероприятиях | С товарищами | |||||||
сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | сентябрь | январь | май | |
Петров А. | удовл. | удовл. | сред. | удовл. | сред. | высок. | сред. | высок. | высок. |
Конечно, при использовании данной методики педагог самостоятельно определяет критерии, по которым оценивается воспитанность обучающегося.
Примеры форм фиксации результатов обучения
1. Дневник достижений обучающегося по дополнительной образовательной программе.
Титульный лист:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр __________________________________
ДНЕВНИК
Учащегося/учащейся
Объединение _________________________
Осепян Анна
на 2019-2020 уч.год
Содержание дневника:
Таблица (диагностика 1 раз в неделю, ведомость на каждый месяц учебного года):
Сентябрь | |||||
Область знаний, умений1 Число | 4 | 11 | 18 | 25 | |
Интонация | |||||
Ритм | |||||
Движение | |||||
Эмоциональность | |||||
Знание своей партии | |||||
Знание всей партитуры | |||||
Знание текста | |||||
и т.п. |
Также в дневник можно включить графы, позволяющие отследить, например, широту музыкально го кругозора и некоторые личные качества учащегося.
Осведомленность о произведении (автор, жанр, форма, задумка и т.п.) | ||||
Усидчивость | ||||
Любознательность | ||||
Старательность | ||||
и т.п. |
При том Вы должны понимать, что совершенно не обязательно каждый раз оценивать все парамет ры. Например, о личных качествах можно попробовать судить только через месяц или ближе к концу года (в декабре), когда Вы получше узнаете воспитанника.
Заполняя графы дневника, Вы автоматически готовите почву для промежуточной и итоговой диаг ностики. Вам (и любому стороннему наблюдателю) будет понятно, откуда появились оценки в свод ных ведомостях по учреждению. Кроме того, будет наиболее наглядно представлен процесс развития Ваших учеников.
2. Сводные ведомости (протоколы)
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ
ГБУ ДО _____________________________________
20____/20____учебный год
Вид диагностики
(предварительная, текущая, промежуточная, итоговая)
Отдел
№ группы ФИО педагога Дата проведения диагностики
Форма проведения
Форма оценки результатов (например, уровень (высокий, средний, низкий) Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность):
Литература
Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.
Список литературы, рекомендуемой к изучению по вопросам аттестации учащихся в дополнительном образовании детей
- Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
- Буйлова Л.Н. Оценка результативности ЦДЮТ «Бибирево» // Бюллетень программнометодических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт). – 2003. – № 3.
- Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
- Гущина Т.Н. Технология педагогической оценки в системе мониторинга дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2003. – № 1.
- Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методическихматериалов). М., 2008.
- Джумангалиева Н.В., Клыкова Н.П. Процедура организации итоговой аттестации обучающихся/Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта, Кайгородцева М.В.. – Волгоград: Учитель, 2009. – 377 с.
- Закон 273ФЗ «Об образовании в РФ». Статьи 28, 30, 58
- Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научнометодический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
- Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
- Каргина З.А. Об итоговой аттестации воспитанников детских творческих объединений // Внешкольник. – 2003. – № 4.
- Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования //Внешкольник. – 2007. – № 2.
- Кленова Н.И., Буйлова Л.М. Методика определения результатов образовательной деятельностидетей // Дополнительное образование. – 2004. №12.
- Костина Э.П. Комплексный мониторинг качества музыкального образования дошкольников //Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
- Кравченко О.Г. Рейтинговая система оценки достижений в детском объединении по изодеятельности // Внешкольник. – 2007. – № 4.
- Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства образования РФ по развитию дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях //Приложение к письму Министерства образования РФ от 11.06.2002 г. № 3015433/16.
- Михайлова Т.В. Педагогический мониторинг деятельности детского объединения // Дополнительное образование. – 2002. – № 12.
- Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник». – 2005. – № 11.
- Небахарева Э.В. Мониторинг личностного развития ребенка в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2001. – № 2.
- Носакова Т.В. Особенности мониторинга самоопределения личности обучающегося // Дополнительное образование. – 2004. – № 2.
- Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
- Писарев А.Е. Как организовать аттестацию учащихся в детском объединении учреждения дополнительного образования: Методическое пособие для педагогов дополнительного образования. М., 2009.
- Прохвостова И.А. Диагностика обучения и личностного развития воспитанников по программе«Обучение, развитие, игра» // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 6.
- Русских Г.А. Технология мониторинга уровня обученности // Дополнительное образование. –2005. – № 8.
- Ширшова С.А. Активизация образовательной деятельности в выборе новых способов оценкиобучающихся // Дополнительное образование и воспитание. – 2007– № 8.
- Ямилева С.Т. Карта интеллектуального творческого потенциала личности // Дополнительноеобразование. – 2004. – № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для определения уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)
Анкета для определения уровня воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустина)...

Мониторинг уровня воспитанности обучающихся (методика М.И. Шиловой)
В данном документе представлен сравнительный анализ уровня воспитанности нахимовцев за 2014-2015 и 2015-2016 учебные года. Мониторинг уровня воспитанности обучающихся позволяет проанализировать на как...

Методика определения уровня воспитанности обучающихся (методика Н.П.Капустина)
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности...

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся.
Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся....

Анализ определения уровня воспитанности группы №5 по методике Фридмана
2018-20192019-20202020-2021...

Методики определения уровня экологической воспитанности в основной школе
Данный материал содержит адоптивные методики по выявлению уровня воспитанности обучающихся в основной школе....