Эффективное использование технологий. Формирование функциональной грамотности
статья
Формирование функциональной грамотности на уроках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование функциональной грамотности на уроках | 709.4 КБ |
Активные методы обучения | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения как средство развития ключевых компетентностей обучающихся
Моя задача как учителя воспитать у школьника желание учиться, сформировать нравственные и ценностные ориентиры. Активные методы обучения, используемые мною, системно осуществляют обучение, воспитание, развитие и социализацию учеников. Созданная высокая познавательная мотивация обеспечивает активную и результативную деятельность обучающихся, формирует ключевые компетентности, делает работу творческой, а обучение качественным.
Анализ уровня сформированности УДД обучающихся показывает положительную динамику умения работы с текстом на высоком уровне на 45%, рост познавательной активности на 20%, зато снижен уровень тревожности, учащихся на 12%. В результате ученики показывают прочные и глубокие знания по предметам, занимают призовые места на конкурсах. На экзаменах средний балл, полученный моими учениками, составляет почти 80%. Из 41 обучающихся, закончивших школу, пятеро учеников сдали экзамен на 94 и выше (100 баллов – 1 (Мовчан Виктория), 98 баллов – 1 (Забелина Елизавета), 96 – 1 ученик, 94 – 2 ученика), восемь выпускников получили от 80 до 90%, только четверо - от 50 до 59 баллов.
Мною разработана и реализуется программа элективного курса по русскому языку «Учимся писать сочинение» для 5-6 классов, которая получила высокую оценку в ходе экспертизы на координационно-методическом совете города Белогорск (рейтинг 82,2%). Приказ от 26.06.2018 №549 о результатах экспертизы авторских учебно-методических материалов.
Программа предлагает эффективные подходы к обучению написания сочинения школьниками; содержит упражнения, направленные на смысловое понимание текста, развитие речи; задания, развивающие УУД. Программа помогает научиться писать сочинения разных жанров, а также составлять план, формулировать тезис, аргументы, анализировать текст; выявлять авторскую позицию. Особенностью программы является наличие поурочного планирования. В приложении к программе представлены фрагменты к занятиям, в которых содержатся информационная карта для ученика, теория «Возьмите на заметку», «Сравните по эталону»; раздаточный и наглядный материал (алгоритмы, схемы, таблицы, «Русский язык в картинках», памятки); учебный материал с заданиями на смысловое чтение, задачи на самостоятельный поиск и анализ; занимательный материал («Творческое задание», работа со словарем, «Проба пера»). Приводятся разнообразные формы работы: создание сочинений, индивидуальных проектов, работа в парах, в группе. Одновременно идет поэтапная подготовка к ГИА, что способствует повышению качества обучения и развитию успешной личности.
Результатом работы является наличие победителей и призёров творческих конкурсов на муниципальном и региональном уровне. Программа адаптирована Вишняковой А.Н., учителем русского языка МАОУ «Школа №4 г.Белогорск» в 2020-2021 учебном году, использует в своей работе фрагменты к занятиям по русскому языку, алгоритмы, схемы, интеллект-карты.
Данная работа продолжена на уровне среднего общего образования: мною составлена и реализована методическая разработка «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». Учебный материал был систематизирован во время подготовки мои учеников к экзамену по русскому языку в 2020 году, представлен в наглядно-графической форме – в виде схем, таблиц, алгоритмов; поэтапно собранная теория экономит время на поиск нужной информации, предложенная последовательность пошагово учит решать тестовые задания и писать сочинение. К 27 заданию приводятся экзаменационные сочинения моих учеников.
Данный продукт имеет практикоориентированную направленность, был рассмотрен на заседании городского методического объединения в марте 2020 года, апробирован Каменевой И.А., учителем русского языка МАОУ «Школа №4 г.Белогорск» в 2020-2021 учебном году. Разработка отмечена Дипломом II степени XX Всероссийского конкурса «Лучшая методическая подготовка к ЕГЭ 2020». Приказ от 9.08.2020г. №129, серия ПЛУ Рег.номер 002. Размещен на сайте ВИМЦ им. М.В. Ломоносова (Сертификат о положительном заключении в профессиональном сообществе серия ЛП2020 Рег.номер 028). Методическая разработка актуальна и востребована, этому свидетельствуют высокие результаты моих выпускников на ЕГЭ в 2020 году. Средний балл, полученный моими учениками, составляет - 75. Из 40 обучающихся, закончивших школу, пятеро сдали экзамен на 94 и выше баллов (100 баллов – 1 ученик, 98 баллов – 1 ученик, 96 – 1 ученик, 94 – 2), восемь выпускников от 80 до 90 баллов, только четверо - от 50 до 59 баллов (школьники с оценкой в аттестате «3» и «4»).
В ходе работы мои ученики демонстрируют максимум своих знаний и творческое мышление. Такой подход пробуждает интерес к предмету, развивает самостоятельность, способствует углубленному и осмысленному обучению. Использование данных методических разработок активизирует познавательную деятельность, формирует информационные компетентности обучающихся, учит самореализовываться и самосовершенствоваться.
Вышеизложенный опыт системы работы с текстом уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы.
В ходе работы мои ученики демонстрируют максимум своих знаний и творческое мышление. Такой подход пробуждает интерес к предмету, развивает самостоятельность, способствует углубленному и осмысленному обучению.
Модель системы «Активные методы обучения как средство развития ключевых компетентностей обучающихся». В приоритете реализация системного подхода к работе с текстом, формирующей языковую, лингвистическую, коммуникативную и культуроведческую компетенции; создание комфортной среды для мотивации и реализации познавательной деятельности школьника, развивающей условия социального опыта, необходимого для успешной жизнедеятельности.
Цель моей педагогической деятельности - воспитание творческой и активной личности ученика, через смысловое чтение и познавательную активность. Для достижения цели решаю следующие задачи, научить:
- понимать, анализировать, интерпретировать и правильно оценивать текстовую информацию;
- выделять главную информацию, представлять в сжатой словесной и наглядно-символической форме (в виде таблиц, алгоритмов, интеллект-карт);
- писать творческие работы, развивать устную и письменную речь;
- осуществлять мониторинг сформированности УУД.
В основе системы работы - принципы деятельности, открытости, системности, психологической комфортности, образовательной рефлексии.
Для эффективной работы по данной системе создаю педагогические условия:
- Вовлечение школьников в творческую деятельность, которая раскрывает творческие способности учеников, формирует универсальные учебные действия.
2. Создание ситуации успеха школьников с вовлечением в творческие конкурсы (сочинений, чтецов, викторин).
Применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода. метод интеллект карт как средство формирования универсальных учебных действий школьников. смыслового чтения и работе с информацией: работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. |
Часть учащихся не умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • испытывает затруднения в составлении таблиц, схем, диаграмм формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся"
Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся", 144 ч....
Мастер класс «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках английского языка, с использованием технологии «Пирамида Блума»
Подготовила: учитель английского языка Чимитдоржиева Жаргалма Пирангалаевна,«Гимназия №33 г.Улан-Удэ» Республика Бурятия 1.Цель работы: Расширить познания в области создания обуч...
Использование кейс-технологии на уроках французского языка как средство формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы
Использование новых образовательных технологий, в частности, кейс-метода в сочетании с традиционными формами обучения способствует оптимизации учебного процесса, позволяет продуктивнее усваивать пройд...
Эффективные приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Используя современные технологии обучения: игровую, дифференцированного обучения, спортивно-ориент...
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии
Эффективное использование заданий по формированию функциональной грамотности на уроках химии...